Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5-7кл
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5-7кл

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
другое
5 кл—7 кл
22.03.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5-7кл
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Витинской ОШ (далее ООП ООО МКОУ Витинской ОШ). Курс «Финансовая грамотность» реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся основного общего образования в форме кружкового объединения. Данный курс имеет социальную направленность и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
внеур.деят.Финанс.грамот..docx

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»,  разработана  в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования и является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Витинской ОШ (далее ООП ООО МКОУ Витинской ОШ).

Курс «Финансовая грамотность»  реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся основного общего образования в форме кружкового объединения. Данный курс имеет социальную направленность и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Курс «Финансовая грамотность» в основном общем образовании изучается с целью: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

   Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

Образовательные:

¾                   повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;

¾                   формировать мотивационную готовность обучающихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;

¾                   знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;

¾                   знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

¾                   повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

Развивающие:

¾              формировать универсальные учебные действия;

¾              расширять кругозор;

¾              обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;

¾              развить творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

¾              развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;

¾              на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

¾              способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

¾              развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

¾              вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность обучающимся проявить себя.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

                

Содержание курса «Финансовая грамотность»

 

РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ

Деньги. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Основные понятия. Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Компетенции:

• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Основные понятия. Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Компетенции:

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Основные понятия. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Компетенции:

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Основные понятия. Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Компетенции:

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК

МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Основные понятия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

Компетенции:

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Основные понятия. Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Компетенции:

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Компетенции:

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

• Находить информацию о социальных выплатах.

Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ

Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Основные понятия. Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Компетенции:

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Основные понятия. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Компетенции:

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план.

• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Основные понятия. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Компетенции:

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во  часов

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (13 ч)

1

Деньги

1

2

Обмен товарами и услугами

1

3

Драгоценные металлы и монеты

1

4

Бумажные и безналичные деньги

1

5-6

Доходы семьи

2

7-8

Расходы семьи

2

9

Товары и услуги.

1

10-11

Семейный бюджет

2

12

План доходов и расходов

 

13

Итоговая работа по разделу 1: ролевая игра

1

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч)

14

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

15

Экономические последствия непредвиденных событий

1

16

Принципы работы страховой компании

1

17

Итоговая работа по разделу 2: ролевая игра

1

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч)

18

Налоги

1

19

Направления государственных расходов

1

20

Налоговая инспекция

1

21

Налог на добавленную стоимость. Акциз

1

22

Социальные пособия

1

23

Пенсионный фонд. Стипендия.

1

24

Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование «Государство — это мы!»

1

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (10 ч)

25

Банковские услуги

1

26

Вклады и кредиты.

1

27

Процентная ставка.

1

28

Страхование вкладов.

1

29

Собственный бизнес

1

30

Разработка бизнес-плана.

1

31

Организации по поддержке малого бизнеса.

1

32-33

Валюта в современном мире

2

34

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1

 


 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5-7кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5-7кл

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной общеобразовательной…

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной общеобразовательной…

Основные содержательные линии курса: •

Основные содержательные линии курса: •

Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий;…

Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий;…

Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами

Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами

Объяснять причины, по которым люди делают покупки

Объяснять причины, по которым люди делают покупки

Основные понятия. Налог. Налоговая инспекция

Основные понятия. Налог. Налоговая инспекция

Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес

Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес

Пенсионный фонд. Стипендия. 1 24

Пенсионный фонд. Стипендия. 1 24
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023