Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность. Математическая грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
для учащихся 2 класса.
Срок реализации – 1 год.
Учитель: Ширякова Т.В.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому начинать формирование навыков функциональной грамотности нужно именно в начальных классах.
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность. Математическая грамотность»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность. Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность. Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения «Математической грамотности» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Математическая грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Содержание программы
Математическая грамотность:
Из истории математики - 1 ч
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
Занимательные задачи – 9 ч
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Страна геометрических фигур – 7 ч
Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.
Логические задания - 10 ч.
Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Проектная деятельность, математические праздники, КВН – 6 ч
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Задачи:
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
Метапредметные:
· осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
· использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
· делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
· контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
· уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
· оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
Предметные результаты:
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
· поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. Как люди научились записывать числа? |
1 ч |
2 |
Занимательные задачи в стихах |
1 ч |
3 |
Задачи-шутки. Нестандартные задачи |
1 ч |
4 |
Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы. |
1 ч |
5 |
Решение логических цепочек |
1 ч |
6 |
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала |
1 ч |
7 |
Магические квадраты |
1 ч |
8 |
Игры с математическими заданиями |
1 ч |
9 |
Подвижные игры с математическими заданиями. |
1 ч |
10 |
Путешествие в страну геометрических фигур |
1 ч |
11 |
Точка. Разновидности линий. |
1 ч |
12 |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания. |
1 ч |
13 |
Многоугольник. |
1 ч |
14 |
Длина отрезка. Сантиметр. |
1 ч |
15 |
Длина отрезка. Сантиметр. |
1 ч |
16 |
Практикум «Подумай и реши» |
1 ч |
17 |
Занимательные вопросы и задачи. Ребусы. |
1 ч |
18 |
Математические загадки. |
1 ч |
19 |
Решение нестандартных задач |
1 ч |
20 |
Решение задач |
1 ч |
21 |
Решение ребусов и логических задач |
1 ч |
22 |
Математические игры и квадраты 3х3 |
1 ч |
23 |
Задачи в стихах. Шарады. |
1 ч |
24 |
КВН математический. |
1 ч |
25 |
Логические вопросы. Математические лабиринты. |
1 ч |
26 |
Математическая олимпиада |
1 ч |
27 |
Прятки с фигурами. |
1 ч |
28 |
Занимательные задачи. |
1 ч |
29 |
Занимательные задачи. Подготовка к празднику. |
1 ч |
30 |
Математический праздник. |
1 ч |
31 |
Творческие задания. |
1 ч |
32 |
Промежуточная аттестация. Решение логических задач |
1 ч |
33 |
Творческие задания |
1 ч |
Используемая литература:
· Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
· Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
· Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
· Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс. М., 1999;
· Журналы «Начальная школа».
· Зак А. Путешествие в Сообразилию. М., 1993;
· Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
· Логическая математика для младших школьников. М. Поматур, 1998;
Виды и формы деятельности в рамках программы дополнительного образования.
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса:
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные
компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное
мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые
задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный
банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая
инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в
руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по
ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый
банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория
функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора
издательства «Просвещение»)
Электронный
банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
Учебное оборудование:
Технические средства обучения: компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.