Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность. Математическая грамотность" для учащихся 2 класса"

  • docx
  • 15.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Матем грамотность 2 класс.docx

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность. Математическая грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 2 класса.

Срок реализации – 1 год.

Учитель: Ширякова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников:

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Поэтому начинать формирование навыков функциональной грамотности нужно именно в начальных классах.

 

ПРОГРАММА КУРСА

«Функциональная грамотность. Математическая грамотность»

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность. Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность. Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения «Математической грамотности» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Математическая грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).

 

 

Содержание программы

Математическая грамотность:

Из истории математики - 1 ч

Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.

Занимательные задачи – 9 ч

           Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

            Страна геометрических фигур – 7 ч

Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.

           Логические задания - 10 ч.

          Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Проектная деятельность, математические праздники, КВН – 6 ч

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

 

 

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.

Задачи:

  • научить оперировать числовой и знаковой символикой;
  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
  • научить поиску закономерностей;
  • обучить решению логических задач;
  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;
  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
  • научить обобщать математический материал;
  • воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
  • воспитывать ответственность, самостоятельность.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

            Метапредметные:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры;
  • действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу;
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

·         осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

·         использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

·         овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·         использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

·         ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

·         делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

·         перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Регулятивные:

·         проявлять познавательную и творческую инициативу;

·         принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

·         контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

·         уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

·         оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

 

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

Предметные результаты:

  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
  • умение выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

 

 

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

·  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

·  поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

·  результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

·  косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

 


 

Календарно-тематическое планирование

 

 

                         Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. Как люди научились записывать числа?

1 ч

2

Занимательные задачи в стихах

1 ч

3

Задачи-шутки. Нестандартные задачи

1 ч

4

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

1 ч

5

Решение логических   цепочек

1 ч

6

Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала

1 ч

7

Магические квадраты

1 ч

8

Игры с математическими заданиями

1 ч

9

Подвижные игры с математическими заданиями.

1 ч

10

Путешествие в страну геометрических фигур

1 ч

11

Точка. Разновидности линий.

1 ч

12

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания.

1 ч

13

Многоугольник.

1 ч

14

Длина отрезка. Сантиметр.

1 ч

15

Длина отрезка. Сантиметр.

1 ч

16

Практикум «Подумай и реши»

1 ч

17

Занимательные вопросы и задачи. Ребусы.

1 ч

18

Математические загадки.

1 ч

19

Решение нестандартных задач

1 ч

20

Решение задач

1 ч

21

Решение ребусов и логических задач

1 ч

22

Математические игры и квадраты 3х3

1 ч

23

Задачи в стихах. Шарады.

1 ч

24

КВН математический.

1 ч

25

Логические вопросы. Математические лабиринты.

1 ч

26

Математическая олимпиада

1 ч

27

Прятки с фигурами.

1 ч

28

Занимательные задачи.

1 ч

29

Занимательные задачи. Подготовка к празднику.

1 ч

30

Математический праздник.

1 ч

31

Творческие задания.

1 ч

32

Промежуточная аттестация. Решение логических задач

1 ч

33

Творческие задания

1 ч

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  • «Веселые задачки», Остер Г., М.,2000.
  • «Дидактические карточки – задания по математике», Истомина Н.Б., - М., 2004.
  • «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В., В., 2005.
  • «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Михалкова З.А., М., 1985.
  • «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В., М.,2002.
  • «Математические задания», Волков С.И., Столярова Н.Н., М. Просвещение,1994.
  • «Наглядная геометрия» тетрадь по математике для 2 кл. Истомина.Б.М.,2004.

·         Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;

·         Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.

·         Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;

·         Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;

·         Журналы «Начальная школа».

·         Зак А. Путешествие в Сообразилию.  М., 1993;

·         Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;

·         Логическая математика для младших школьников. М. Поматур, 1998;

 

Виды и формы деятельности в рамках программы дополнительного образования.

Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

 

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса:

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотностиhttps://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:

1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).

3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».

4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

 

Учебное оборудование:

Технические средства обучения: компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

 


 

Скачано с www.znanio.ru