МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Воронежской области
Администрация Бобровского муниципального района
Воронежской области
МКОУ Юдановская СОШ
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ Поликарпова Т.С. Приказ №____ от «30» августа 2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор _________Спесивцева Н.Н. Приказ №___________ от «30» августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
"5 шагов к успеху"
Направление: ВД по формированию функциональной грамотности, проектная деятельность
Уровень образования: основное общее образование
Количество часов: 5-7,9 классы -34 ч, 8 класс – 102 ч.
Срок реализации программы: 5 лет
Программа составлена на основе примерной программы федерального государственного бюджетного научного учреждения Института стратегии развития образования
с.Юдановка,2024г.
Оглавление
1. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»»
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов на освоение каждой темы и формы проведения занятий.
1. Содержание курса внеурочной деятельности « «Функциональная грамотность: учимся для жизни».
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения
Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков , принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий : практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; 6 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» 9 разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции .Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5—9 классов), включая и интегрированные занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
5 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информации» (5 ч) |
1 Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) 2 Работаем над проектом (Школьная жизнь) 3 Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) 4 По страницам биографий (Великие люди нашей страны) 5 Мир моего города (Человек и технический прогресс) |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч) |
1 Мои увлечения 2 -3Растения и животные в нашей жизни 4-5 Загадочные явления |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч) |
1 Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями 2 Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые 3 Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи 4 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания 5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» (4 ч) |
1 Путешествия и отдых 2 Транспорт 3 Здоровье 4 Домашнее хозяйство |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа |
1 Собираемся за покупками: что важно знать 2 Делаем покупки: как правильно выбирать товары |
финансовых решений» (4 ч) |
3 Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем 4 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) |
1 «Деньги – не щепки, счетом крепки» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч) |
1 Мы умеем дружить 2 Общаемся с одноклассниками и живем интересно 3 Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? 4 -5 Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки». |
6 6 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч) |
1 Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле) 2 Открываем тайны планеты (Изучение планеты) 3 Открываем мир науки (Человек и природа) 4 По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) 5 Наши поступки (межличностные взаимодействия) |
Модуль: Естественно- научная грамотность «Учимся исследовать» (5 ч) |
1 Мои увлечения 2 Растения и животные в нашей жизни 3 Загадочные явления |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч) |
1 Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации. Модели заданий: - названия и заголовки (ПС письменное самовыражение) - рисунки и формы, что скрыто за рисунком? (ВС визуальное самовыражение) - межличностные отношения (СПр решение социальных проблем) - исследовательские вопросы (ЕНПр решение естественнонаучных проблем) 2 Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные образы и ассоциации 3 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи 4 От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного задания 5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» (4 ч) |
1 Спорт 2 Геометрические формы вокруг нас 3 Здоровый образ жизни 4 В школе и после школы (или Общение) |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч) |
1 Семейный бюджет: по доходам — и расход 2 Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений 3 На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет 4 Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) |
1 «Копейка к копейке – проживет семейка» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» (5 ч) |
1 Мы разные, но решаем общие задачи 2-3 Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении 4Глобальные проблемы в нашей жизни 5 Заботимся о природе |
7 7 класс
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) |
1 Смысл жизни (Я и моя жизнь) 2 Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» 3 Человек и книга 4 Будущее (Человек и технический прогресс) |
|
5 Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
Модуль: Естественно- научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» (5 ч) |
1 Наука и технологии 2 Мир живого 3 Вещества, которые нас окружают 4 --5 Мои увлечения |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) |
1 Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: * сюжеты, сценарии (ПС), * эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС), * проблемы экологии (СПр), * выдвижение гипотез (ЕНПр) 2 Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные сюжеты. 3 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею? Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи. 4 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. 5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч) |
1 В домашних делах: ремонт и обустройство дома 2 В общественной жизни: спорт 3 На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения 4 В профессиях: сельское хозяйство |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч) |
1Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности 2Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься 3 Заходим в Интернет: опасности для личных финансов 4 Самое главное о правилах безопасного финансового поведения |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) |
1-2 «Покупать, но по сторонам не зевать» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы» (5 ч) |
1 С чем могут быть связаны проблемы в общении 2 Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга. Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью 3 Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем 4-5 Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию |
8 8 класс
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч) |
1-2 Смысл жизни (я и моя жизнь) 3-4 Человек и книга 5 Познание |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» (5 ч) |
1.Наука итехнологии 2.Мир живого 3Вещества, которые нас окружают 4-5 Наше здоровье |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) |
1 Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: * тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС), * схемы, опорные конспекты (ВС), * социальные инициативы и взаимодействия (СПр), * изобретательство и рационализаторство (ЕНПр). 2 Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем. 3 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность? |
Моделируем учебную ситуацию: |
4 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение |
как можно проявить креативность при выполнении задания. |
проекта на основе комплексного задания 5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч) |
1 В профессиях 2 В общественной жизни 3 В общественной жизни 4 В профессиях |
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч) |
1 Финансовые риски и взвешенные решения 2 Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять 3 Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать 4 Самое главное о сбережениях и накоплениях |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) |
1-2 «Сосчитать – после не хлопотать» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч) |
1 Социальные нормы – основа общения 2-3 Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей 4.Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем 5 Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы |
1 9 класс
Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных точек зрения» (5 ч) |
1 Смысл жизни (я и моя жизнь) 2-3 Самоопределение 4-5 Смыслы, явные и скрытые |
Модуль: Естественно- научная грамотность «Знания в действии» (5 ч) |
1 Наука и технологии 2 Вещества, которые нас окружают 3 3 Наше здоровье 4 -5аботимся о Земле |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) |
1 Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: * диалоги (ПС), * инфографика (ВС), * личностные действия и социальное проектирование (СПр), * вопросы методологии научного познания (ЕНПр). 2 Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем. 3 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность 4 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. 5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч) |
1 В общественной жизни: социальные опросы 2 На отдыхе: измерения на местности 3 В общественной жизни: интернет 4 В домашних делах: коммунальные платежи |
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч) |
1 Мое образование — мое будущее 2 Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор 3 Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем 4 Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) |
1-2 «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и |
1 Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к» 2-3 Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща 4-5 Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально |
работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч) |
компетентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития |
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
« Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
-готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными регулятивными действиями.
-Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
* владеть базовыми логическими операциями:
-сопоставления и сравнения,
-группировки, систематизации и классификации,
-анализа, синтеза, обобщения,
-выделения главного;
* владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
* выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
* устанавливать существенный признак классификации, основания
* для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
* с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
* предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
* выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
* выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
* делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
* самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
66 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
* формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
* формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
* проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
* оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
* самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
* прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
* воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
66 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
* распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
* понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
* в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
* сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
* публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
* самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
* понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
* принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
* уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
* планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
* выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
* оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
* сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
* ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
* самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
* составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
66 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
* владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
* давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
* учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
* объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
* вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
* оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
* различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
* выявлять и анализировать причины эмоций;
* ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
* регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
* осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
* признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
* принимать себя и других, не осуждая;
* открытость себе и другим;
* осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 год обучения 5 класс |
|||||
№ |
Тема, раздел курса |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Использование ЭОР и ЦОР |
Основные формы контроля |
1 |
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информации» |
5 |
Самостоятельная работа, игра-расследование ,деловая игра, работа в группах |
РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
|
Творческая работа |
2 |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» |
5 |
Индивидуальная и групповая работа ,проект |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) |
Проект |
3 |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» |
5 |
Работа в парах и малых группах |
(http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
4 |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» |
4 |
Беседа презентация |
«Петергоф»: откры- тый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
5
|
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика |
4
2 |
Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost)
|
Устный опрос |
6 |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» |
5 |
Групповая работа |
(http:// skiv.instrao.ru/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)
|
Творческая работа |
|
Итого |
30ч резерв 4ч |
|
|
|
2 год обучения 6 класс |
|||||
№ |
Тема, раздел курса |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Использование ЭОР и ЦОР |
Основные формы контроля |
1 |
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» |
5 |
Самостоятельная работа, игра-расследование ,деловая игра, работа в группах |
РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
|
Творческая работа |
2 |
Модуль: Естественно- научная грамотность «Учимся исследовать» |
5 |
Индивидуальная и групповая работа ,проект |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) |
Проект |
3 |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» |
5 |
Работа в парах и малых группах |
(http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
4 |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» |
4 |
Беседа презентация |
«Петергоф»: откры- тый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
5
|
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика |
4
2 |
Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost)
|
Устный опрос |
6 |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» |
5 |
Групповая работа |
(http:// skiv.instrao.ru/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)
|
Творческая работа |
|
Итого |
30ч резерв 4ч |
|
|
|
3 год обучения 7 класс |
|||||
№ |
Тема, раздел курса |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Использование ЭОР и ЦОР |
Основные формы контроля |
1 |
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» |
5 |
Самостоятельная работа, игра-расследование, ролевая игра, работа в группах |
РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
|
Творческая работа |
2 |
Модуль: Естественно- научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» |
5 |
Индивидуальная и групповая работа ,презентация |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) |
Проект |
3 |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» |
5 |
Работа в парах , малых группах ,беседа |
(http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
4 |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» |
4 |
Беседа, индивидуальная и групповая работа |
«Петергоф»: откры- тый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
5
|
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика |
4
2 |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost) (https:// media.prosv.ru/func/)
|
Проект |
6 |
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся прео- долевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» |
5 |
Групповая работа, беседа, Решение познавательных задач и разбор ситуаций / игровая деятельность |
(http:// skiv.instrao.ru/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)
|
Творческая работа |
|
Итого |
30ч резерв 4ч |
|
|
|
4 год обучения 8 класс |
|||||
№ |
Тема, раздел курса |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Использование ЭОР и ЦОР |
Основные формы контроля |
1 |
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» |
5 |
Самостоятельная работа, игра-расследование, ролевая игра, работа в группах |
РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
|
Творческая работа |
2 |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» |
5 |
Индивидуальная и групповая работа ,презентация |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) |
Проект |
3 |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при выполнении задания.
|
5 |
Работа в парах , малых группах ,беседа |
(http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
4 |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» |
4 |
Беседа, индивидуальная и групповая работа |
«Петергоф»: откры- тый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
5
|
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика |
4
2 |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost)
|
Проект |
6 |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» |
5 |
Групповая работа, беседа, Решение познавательных задач и разбор ситуаций / игровая деятельность |
(http:// skiv.instrao.ru/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)
|
Творческая работа |
|
Итого |
30ч резерв 4ч |
|
|
|
5 год обучения 9 класс |
|||||
№ |
Тема, раздел курса |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Использование ЭОР и ЦОР |
Основные формы контроля |
1 |
Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных точек зрения» |
5 |
Самостоятельная работа, игра-расследование, ролевая игра, работа в группах |
РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
|
Творческая работа |
2 |
Модуль: Естественно- научная грамотность «Знания в действии» |
5 |
Индивидуальная и групповая работа ,презентация |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) |
Проект |
3 |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» |
5 |
Работа в парах , малых группах ,беседа |
(http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
4 |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» |
4 |
Беседа, индивидуальная и групповая работа |
«Петергоф»: откры- тый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
Устный опрос |
5
|
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика |
4
2 |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost)
|
Проект |
6 |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» |
5 |
Групповая работа, беседа, Решение познавательных задач и разбор ситуаций / игровая деятельность |
(http:// skiv.instrao.ru/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)
|
Творческая работа |
|
Итого |
30ч резерв 4ч |
|
|
|
Класс / Группа |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Кол-во часов в неделю |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Кол-во часов в год |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
Количество часов за ступень |
170 |
Программа составлена на основе примерной программы СОО (Одобрена решением ФУМО по общему образованию Минпросвещения РФ от 29.09 .22 приказ № 7/22)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» сформирована с учетом рабочей программы воспитания. Рабочая программа реализует цели и задачи воспитания и следующие ее разделы : читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». У результате освоения курса у школьника сформируются ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Содержания занятий по основным направлениям вносят вклад в воспитание гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, экологического, трудового воспитания, ценности научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Рабочая программа способствует полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Особенностью рабочей программы является участие в реализации не только учителей разных предметов, но и родителей. Это обеспечивает объединение усилий в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников.
В соответствии с ФГОС СОО на изучение данного предмета (курса) на базовом уровне выделяется в 5-9 классах – по 34 часа (по 1 ч в неделю). В сумме 170 часов за уровень.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм работы которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.