Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Вглубь слова.
Содержание материала: Назначение слов в языке и речи.
Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.
Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.
О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.
Тема 2. Слова родные и слова - гости.
Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке.
Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.
Тема 3. Национально окрашенные слова в языке.
Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.
Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.
Тема 4. Диалектные слова.
Содержание материала: Фонетические особенности: аканье и яканье табе, нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков вместо других: освободить – ослобонить, вишня – вышня и др.
Особенности лексики: карша, шумнуть, башлык, грубка, патлы и др. Тема 5. Крылатые слова
Содержание материала: Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.
Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.
Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости.
Содержание материала: Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.
Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.
Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.
Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме.
Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов.
Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.
Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.
Тема 8. Слово поэтическое.
Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова.
Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.
Тема 9. Звучащее слово.
Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.
Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.
Тема 10. Слово сквозь призму написания.
Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова.
Постоянство и непостоянство приставок.
Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.
Тема 11. Речевой этикет.
Содержание материала: Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.
Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.
Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.
Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.
Тема 12. «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Содержание материала: Комплимент как форма этикета.
Значение комплимента в общении.
Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.
Тема 13. «Вспоминая забытых родственников»
Содержание материала: Работа с этимологическим словарем. Установление исторических связей между современными словами.
Тема 14. «Этимология в помощь памяти»
Содержание материала: Работа с этимологическим словарем. Отработка умения подбирать проверочные слова для тех слов, которые в современном русском языке требуют запоминания.
Тема 15. «Сила слова»
Содержание материала: Работа с текстами известных поэтов и писателей, где пропущены слова, подбор слов, наиболее точно выражающих замысел автора.
Тема 16. Обобщение и систематизация изученного материала.
Формы работы - увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.
Планируются следующие виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от возможных ошибок и др.)
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Форма организации занятия |
Виды деятельности
|
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. |
Введение. Задачи кружка «Кладовая слов русского языка» |
Беседа, анкетирование |
Познавательная |
1 |
|
|
2 |
Вглубь слова. |
Работа со словарями, беседа |
Познавательная |
1 |
|
|
3 |
Слова родные и слова-гости |
Работа со словарями, беседа |
Познавательная |
1 |
|
|
4 |
Национально окрашенные слова в языке |
Работа со словарями, беседа |
Познавательная |
1 |
|
|
5 |
Диалектные слова
|
Работа со словарями, беседа
|
Познавательная |
1 |
|
|
6 |
Крылатые слова
|
Сбор информации, конкурс
|
Познавательная, игровая |
1 |
|
|
7 |
Золотые россыпи народной мудрости
|
Сбор информации, конкурс
|
Проблемно-ценностное общение, игровая
|
1 |
|
|
8 |
Жизнь слова во фразеологизме |
Работа со словарями, беседа |
Познавательная |
1 |
|
|
9 |
Слово поэтическое |
Выразительное чтение, анализ качества чтения, конкурс |
Познавательная |
1 |
|
|
10 |
Слово звучащее
|
Выразительное чтение, анализ качества чтения, конкурс |
Познавательная |
1 |
|
|
11 |
Сквозь призму написания
|
Работа со словарями, беседа, практическая работа |
Познавательная |
1 |
|
|
12 |
Речевой этикет
|
Обыгрывание проблемных ситуаций
|
Проблемно-ценностное общение, игровая
|
1 |
|
|
13 |
«Давайте говорить друг другу комплименты…»
|
Обыгрывание проблемных ситуаций |
Игровая
|
1 |
|
|
14 |
Вспоминая забытых родственников
|
Работа со словарями, беседа
|
Познавательная |
2 |
|
|
15 |
Этимология в помощь памяти
|
Презентация, практическая работа |
Познавательная |
2 |
|
|
16 |
Сила слова
|
Беседа, практическое занятие |
Проблемно-ценностное общение
|
1 |
|
|
17 |
Обобщение и систематизация изученного материала
|
Беседа, анкетирование
|
Проблемно-ценностное общение
|
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.