Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кладовая слов" для 5-6 кл
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кладовая слов" для 5-6 кл

Оценка 5
docx
24.01.2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кладовая слов" для 5-6 кл
кладовая слов 5-6кл.docx

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема  1.     Вглубь слова.

Содержание  материала: Назначение слов в языке и речи.

Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.

О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

Тема   2. Слова родные и  слова - гости.

Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке. 

Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.

Тема   3. Национально окрашенные слова в языке.

 Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др. 

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.

    Тема   4. Диалектные слова.  

 Содержание материала: Фонетические особенности:  аканье и яканье табе, нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков  вместо других: освободить – ослобонить, вишня – вышня и др.

Особенности лексики: карша, шумнуть, башлык, грубка, патлы и др.        Тема   5. Крылатые слова

Содержание материала: Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт  и др.

Тема  6. Золотые россыпи народной мудрости.

Содержание материала: Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.

Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

  Тема   7. Жизнь слова во фразеологизме.

Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов.

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. 

Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.

Тема  8.  Слово поэтическое.

Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова.

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

Тема 9.  Звучащее слово.

Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Тема  10. Слово сквозь призму написания.

Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова.

Постоянство и непостоянство приставок.

Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

Тема  11.   Речевой этикет.

    Содержание материала: Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.

 Тема  12.  «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Содержание материала: Комплимент как форма этикета.

 Значение комплимента в общении.

 Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.

Тема 13. «Вспоминая забытых родственников»

Содержание материала: Работа с этимологическим словарем. Установление исторических связей между современными словами.

Тема 14. «Этимология в помощь памяти»

Содержание материала: Работа с этимологическим словарем. Отработка умения подбирать проверочные слова для тех слов, которые в современном русском языке требуют запоминания.

Тема 15. «Сила слова»

Содержание материала: Работа с текстами известных поэтов и писателей, где пропущены слова, подбор слов, наиболее точно выражающих замысел автора.

 Тема 16. Обобщение и систематизация изученного материала.

Формы работы - увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.

Планируются следующие виды учебных заданий:

– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;

– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от возможных ошибок и др.)

– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;

– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

 

                                               

                                     

                 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование

Тема занятия

Форма организации занятия

 Виды деятельности

 

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Введение. Задачи кружка «Кладовая слов русского языка»

Беседа, анкетирование

Познавательная

1

 

 

2

Вглубь слова.

Работа со словарями, беседа

Познавательная

1

 

 

3

 

Слова родные и слова-гости

Работа со словарями, беседа

Познавательная

1

 

 

4

Национально окрашенные слова в языке

Работа со словарями, беседа

Познавательная

1

 

 

5

 Диалектные слова

 

Работа со словарями, беседа

 

Познавательная

1

 

 

6

Крылатые слова

 

Сбор информации, конкурс

 

Познавательная,

игровая

1

 

 

7

Золотые россыпи народной мудрости

 

Сбор информации, конкурс

 

Проблемно-ценностное общение, игровая

 

1

 

 

8

Жизнь слова во фразеологизме

Работа со словарями, беседа

Познавательная

1

 

 

9

Слово поэтическое

Выразительное чтение, анализ качества чтения, конкурс

Познавательная

1

 

 

10

Слово звучащее

 

Выразительное чтение, анализ качества чтения, конкурс

Познавательная

1

 

 

11

Сквозь призму написания

 

Работа со словарями, беседа, практическая работа

Познавательная

1

 

 

12

Речевой этикет

 

Обыгрывание проблемных ситуаций

 

Проблемно-ценностное общение, игровая

 

1

 

 

13

«Давайте говорить друг другу комплименты…»

 

Обыгрывание проблемных ситуаций

Игровая

 

1

 

 

14

Вспоминая забытых родственников

 

Работа со словарями, беседа

 

Познавательная

2

 

 

15

Этимология в помощь памяти

 

Презентация, практическая работа

Познавательная

2

 

 

16

Сила слова

 

Беседа, практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

 

1

 

 

17

Обобщение и систематизация изученного материала

 

 

Беседа, анкетирование

 

Проблемно-ценностное общение

 

1

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

- владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть…

- владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть…

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей

Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова

Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова

Тема 13. «Вспоминая забытых родственников»

Тема 13. «Вспоминая забытых родственников»

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы; – моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания…

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы; – моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания…

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Тема занятия Форма организации занятия

Тема занятия Форма организации занятия

Работа со словарями, беседа

Работа со словарями, беседа

Этимология в помощь памяти

Этимология в помощь памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020