Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведческий калейдоскоп» (общеразвивающее направление)
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведческий калейдоскоп» (общеразвивающее направление)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
9 кл—11 кл
04.10.2021
Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Краеведческий калейдоскоп»  (общеразвивающее направление)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеразвивающего направления «Краеведческий калейдоскоп» направлена на изучение истории родного края, города, учебно-исследовательской и проектной деятельности краеведческого характера, а также на развитие творческих способностей детей. Данная программа имеет цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к родному краю средствами краеведения
2. РП Краеведческий калейдоскоп.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа  № 1 имени Б.В. Волынова»

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного м/о

Протокол №1 от__.___.2021 г.

 

Принята решением

педагогического совета

Протокол № 1 от ___.__.2021 г.

 

Утверждена

Директор МБОУ «Школа № 1»
 ___________/Е.М. Пронякина
Приказ № ___ от ___.__.2021 г.

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Краеведческий калейдоскоп»

(общеразвивающее направление)

 

2 –4  –е  классы, 34 часа

 

 

 

 

Составитель

Екимов А.В.,

педагог дополнительного образования,  высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск

2021

Содержание

1.     Пояснительная записка__________________________________________ 3

2.     Результаты освоения курса внеурочной деятельности ________________ 4

3.     Содержание курса внеурочной деятельности _______________________  7

4.     Тематическое планирование____________________________________   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 Программа разработана в  соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960, Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», на основе СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеразвивающего направления «Краеведческий калейдоскоп» направлена на изучение истории родного края, города, учебно-исследовательской и проектной деятельности краеведческого характера, а также на развитие творческих способностей детей.

 Данная программа имеет цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к родному краю средствами краеведения.

Программа предусматривает решение ряда следующих задач:

обучающие: дать учащимся основы знаний об истории Кузбасса, города Прокопьевска, традиций культуры народов родного края;

развивающие:  развить интерес к истории Кузбасса, Прокопьевска, народной культуре; навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы с историческими источниками; память, внимание, логическое мышление;

воспитательные: воспитать уважение к историческому наследию наших предков; чувства коллективизма, взаимовыручки, культуры взаимоотношений; активность, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на год обучения – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.

         Особое место уделяется работе с одарёнными детьми, для них предусмотрен индивидуальный подход, выявление способных учащихся и вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность, привлечение их к участию в конкурсном движении.

 

         При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся. Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ необходимо использовать занимательный материал, который развивает познавательную активность и наблюдательность, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей.

Методы обучения:  словесный (беседы, диспуты, занятие-диалог), наглядный (презентации, видеофильмы), исследовательский (уроки-исследования, работа с документами, анализ документов, проекты).

 

2.     Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные  результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к отечественной космонавтике; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное и культурное, многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

5) освоение социальных норм, правил поведения, участие в школьном самоуправлении;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

У учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

      положительное отношение к исследовательской деятельности;

      широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

      интерес к новому содержанию и новым способам познания;

      ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

      способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

В области познавательных УУД учащиеся научатся:

      осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве,

      использовать знаки, символы, модели для решения познавательных задач и представления их результатов;

      ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

      строить рассуждения об объекте;

      обобщать;

      устанавливать аналогии;

      оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, проект;

      видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;

      понимать значение ключевых слов: космос, планета, космонавт, МКС, и др.

В области коммуникативных УУД учащиеся научатся:

      допускать существование различных точек зрения;

      учитывать разные мнения, стремиться к координации;

      формулировать собственное мнение и позицию;

      договариваться, приходить к общему решению;

      соблюдать корректность в высказываниях;

      задавать вопросы по существу;

      владеть монологической и диалогической формами речи учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

      аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

      допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

      осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

      осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

В области регулятивных УУД учащиеся научатся:

      принимать и сохранять учебную задачу;

      учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

      планировать свои действия;

      осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

      адекватно воспринимать оценку учителя;

      различать способ и результат действия;

      ориентироваться в историческом времени;

      планировать свой рассказ;

      различать художественную и научно популярную литературу;

      анализировать ответы других учащихся.

 

 

 

 

 

3.     Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные (кружковая, творческие конкурсы, интеллектуальные  игры, дискуссии, практические занятия, проект, экскурсии).

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

Тема №1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Правила дорожного движения и эвакуации детей из здания. Интеллектуальная игра «Знаете ли вы?».

Тема №2. Знакомые с детства названия

Улицы микрорайона школы: Комсомольская, Сергея Лазо, Горняцкая и города Прокопьевска. История их возникновения и названия. Виртуальное путешествие по Прокопьевску

Практика: поиск на карте города улиц микрорайона.

Тема № 3.Предприятия родного города

Виртуальное путешествие по Прокопьевску, история предприятий города.

Практика: пешеходная экскурсия по историческим и памятным местам центра города.

Тема № 4. Имена в истории родного города

Борис Валентинович Волынов, летчик – космонавт, дважды герой СССР, Герой Кузбасса, Алексей Эмильевич Конторович – академик РАН, доктор физико-математических наук, почётный геолог, Герой Кузбасса, Александр Степанович Бабушкин - участник войны, контр-адмирал, Почетный гражданин города Прокопьевска. Николай Георгиевич Кочетков  - Герой Социалистического труда, установил  мировой рекорд по добычи угля и т.д.

Практика: экскурсия к бюсту Б.В. Волынова и стеле «Почётные жители города Прокопьевска» у драматического театра.

Тема № 5. Из истории открытия каменного угля в Кузбассе

Уголь-главное богатство края. Михайло Волков – рудознатец, первооткрыватель каменного угля. Что такое «штольня»? Первые штольни на территории края.

Практика: «В гостях у каменного угля». Виртуальная экскурсия в музей шахтёрской славы МБОУ «Школа № 25».

Тема № 6. Первые остроги и города Кузбасса

Что такое город, село? Происхождение название сел, острогов и первых городов Кузбасса. Заселение Кузнецкого края, первые остроги. Города: Кузнецк, Мариинск. Освоение земли Кузнецкой в начале 17 века, основание Кузнецка.

Практика: изучение исторической карты Кузбасса.

Тема № 7. Первые заводы в Кузбассе

Что такое завод? Его функции. Томский железоделательный завод. Знакомство с раскопками общества «Юный историк». Гурьевский сереброплавильный завод, Гавриловский железоделательный завод.

Практика: экскурсия в МУК «Городской краеведческий музей».

Тема № 8. Имени святого Прокопия

Село Прокопьевское. Происхождение названия «Прокопьевск». Первое упоминание о деревни Монастырская. Начало организации разработки каменного угля под Кузнецком. Первое упоминание об углях у деревни Монастырской. 

Практика: изучение легенды о «чудесах» и деяниях Прокопия Устюжского.

Тема № 9. Прокопьевск: «начало пути»

Начало добычи угля для нужд Томского железоделательного завода. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения территории в 1704-1911 годах. Рудник и рабочий поселок Прокопьевский. Понятие «рудник», чем он отличается от села, города. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения. Создание АО «Копикуз». Исследование месторождений угля в 1915 -16 годах, Лутугин Л.И., Яворский В.И. Основание Прокопьевского рудника 12 октября 1917 года.

Практика: Виртуальная экскурсия в городской краеведческий музей.

Тест «Загадки и тайны земли Прокопьевской».

Тема № 10. Рождение шахтёрского города

 Постановление ВЦИК о преобразовании рабочего посёлка в город Прокопьевск 10 мая 1931 г. Постановление ВЦИК о переименовании рабочего посёлка в связи с преобразованием в город. Московский архитектор Иван Владиславович Жолтовский. Проект города – Углеград.  Открытие Горного техникума, средней образцовой школы № 1, Горпромуча. Строительство объектов социально – культурного назначения в 1933 – 40 годах: звуковой кинотеатр, ДК им. Артема, водопровод, Зенковский парк, трамвай, автобусное сообщение.

Практика: изучение фотографий из фондов исторического музея.

Тема № 11. Строительство шахт в Прокопьевске

Первые штольни в Прокопьевске. Объявление «ударной» стройкой в РСФСР железной дороги Кольчугино - Прокопьевский рудник. Преобразование села в рабочий посёлок. Перевод Прокопьевского рудника в ведение АИК «Кузбасс». Введение в строй первой шахты №2.  Начало строительства шахты №3 и «Поварниха».

Начало работы шахты № 3-3 Бис. Нарком просвещения А.В. Луначарский в Прокопьевске. История развития шахты, шахта «Центральная». Закладка крупнейшей в СССР шахты «Коксовая №1 им. И.В. Сталина». Ход строительства, сдача в эксплуатацию в августе 1936 года. Введение в строй новых шахт в 1935-1940 годах.

Практика: индивидуальная работа с источником.  

Тема № 12. Город в годы Великой Отечественной войны. Всё для фронта! Всё для Победы!

Начало Великой Отечественной войны. Эвакуированные тресты «Артёмуголь», Донецкуголь, предприятия: «Завод № 651», табачная фабрика, завод мельнично-элеваторных машин. Институты. Госпитали, работа в госпиталях. Перестройка промышленности на военный лад. Прокопчане в помощь фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» Прокопчане – герои СССР. М.П. Косогорова – женщина – легенда. Образование  Кемеровской области. Победа ковалась и в тылу. Прокопьевск в победном 1945 году. 

Практика: показ видеоролика «Прокопьевск в годы войны».

Тема 13. Прокопьевск во второй половине ХХ века

Развитие  Прокопьевска. Новый генеральный план города.

Изменение облика Прокопьевска. Активное освоение Тырганского высокогорья. Рост численности населения города в 1953 – 1965 годах.  Ввод в строй новых предприятий: швейной фабрики «Горнячка»,  фарфорового завода и др. Новые объекты социально – культурного назначения: гостиница «Центральная», Дворец физкультуры, новые трамвайные линии до пос. «Зиминские уклоны», Ясная Поляна, Северный Маганак,  кафе «Романтик», новое здание ГКМ, ДК им. Маяковского, СКК «Снежинка», кинотеатр «Орбита».

Практика: создание презентации, используя фотографии из фондов исторического музея.

Тема №  14.  Современный Прокопьевск

Достижения города в наши дни. Развитие города в XXI веке. Достопримечательности родного города.

Практика: виртуальное путешествие по историческим и памятным местам города.

Тема № 15.Осенние народные праздники в Кузбассе

Ильин день – один из самых почитаемых народных праздников. Увядание сил природы. «Спас – всему час». Медовый спас. Преображение Господне (Яблочный спас). Пришел спас – бери рукавицы про  запас. Осенины. Успенский Пост (14 – 27 августа). Успение Пресвятой Богородицы. Хлебный и ореховый спас. Время конца жатвы. Оспожинки, овсяницы, прославление хлеба. Народные игры, песни.

Рождество Пресвятой богородицы - осеннее равноденствие. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье. Начало свадебного периода на Руси. Подготовка жилья к зиме. Обычай «Запекания углов». Почитание соломы. Утепление изб.

Практика: творческое занятие «А моя бабушка знает, что…».

Тема № 16. Зимние народные праздники в Кузбассе

Рождественский  (Филиппов) пост 28 ноября – 6 января. Введение в Храм Пресвятой Богородицы. Святые вечера 25 – 31 декабря. «Страшные вечера» 1 – 6 января.   Новый год на Руси. Святки 7 – 17 января. Святочные гадания и приметы. Рождество. Рождественские колядки. Новый год. Крещение Господне. Богоявление. 

Сретенье господне. Что значит «сретение»? Наблюдательность русского народа, изменение природных явлений. Вечернее заклинание солнца 15 февраля. Начало масленицы. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста. Проводы зимы. Семь дней Масленицы.

Праздничные обряды, символика, ритуальная еда. Блин на Масленице – символ солнца, первая еда. Ритуал поминовения предков на Масленицу. Масленичные игры, песни, забавы смысл игр и забав. Великий пост – очищение души и тела. Продолжительность поста.

Практика: викторина «Что я знаю о народных праздниках».

Тема № 17. Весенне-летние традиционные праздники в Кузбассе

Весеннее равноденствие. Встреча весны обычаи и поверья. Приметы о весне. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение. Верба - символ растительной силы. Начало страстной недели. Благовещение. Поверья и обычаи.

Красная Горка-«Фомина неделя». Вознесение Господне. Семик – седьмая неделя от Пасхи - единство Земли и Неба. Духов день. Троица – расцвет природных животворящих сил. Купальные праздники.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - день солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня. Расцвет жизненных сил природы. Обряды и поверия.

Практика: тест «Народный календарь».

Тема № 18. Становление образцовой школы № 1

Эпоха»: что это? Главные эпохи в истории родной школы: фабрично-заводская, образцовая, мужская средняя, средняя, средняя политехническая.

Эпоха 1930-х годов. Строительство школы. Учителя школы. Жизнь школьного коллектива. 

Практика: экскурсия по теме «Становление школы №1».

Тема № 19. Школа военной поры

Изменение школьной жизни. Бурцев Сергей Иванович, Веремей Георгий Иванович, Колесников Иван Илларионович, и другие учителя-участники войны. Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны, их подвиги.

Практика: экскурсия по теме «Они сражались за Родину».

Тема № 20. Выпускники – гордость школы!

Выбор жизненного пути выпускников. Космонавт, учёный-геолог, учёные-математики и физики, строители, прокурор города, хоккеисты и др.

Практика: изучение материалов школьного исторического музея.

Форма контроля: викторина «Знатоки родной школы».

Тема № 21. Я выбираю творческую работу

Практика: выбор темы проекта, его названия. Новизна и актуальность моего проекта, цель и задачи, методы исследования.

Тема № 22. Подготовка к защите творческого проекта

Практика: индивидуальная работа над выбранной темой.

Тема № 23. Защита творческих работ

Практика: подготовка проектов к защите.

Тема № 24. Итоговое занятие

         Прокопьевск путешествие из прошлого в настоящее

4.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Знакомые с детства названия

1

3

Предприятия родного города

1

4

Имена в истории родного города

1

5-6

Из истории открытия каменного угля в Кузбассе

2

7

Первые остроги и города Кузбасса

1

8-

9

Первые заводы в Кузбассе

2

10

Имени святого Прокопия

1

11-12

Прокопьевск: «начало пути»

2

13

Рождение шахтёрского города

1

14-15

Строительство шахт в Прокопьевске

2

16-17

Город в годы Великой Отечественной войны. Всё для фронта! Всё для Победы!

2

18-19

Прокопьевск во второй половине ХХ века

2

20

Современный Прокопьевск

1

21

Осенние народные праздники в Кузбассе

1

22

Зимние народные праздники в Кузбассе

1

23

Весенне-летние традиционные праздники в Кузбассе

1

24-25

Становление образцовой школы №1

2

26-27

Школа военной поры

2

28-29

Выпускники – гордость школы!

2

30

Я выбираю творческую работу

1

31-32

Подготовка к защите творческого проекта

2

33

Защита творческих работ

1

34

Итоговое занятие.

Прокопьевск: путешествие из прошлого в настоящее

1

 

Итого

34

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 1 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 1 имени

Содержание 1. Пояснительная записка __________________________________________ 3 2

Содержание 1. Пояснительная записка __________________________________________ 3 2

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с

При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся

При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся

У учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия: • положительное отношение к исследовательской деятельности; • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние…

У учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия: • положительное отношение к исследовательской деятельности; • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние…

МКС, и др. В области коммуникативных

МКС, и др. В области коммуникативных

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Уголь-главное богатство края.

Уголь-главное богатство края.

Лутугин Л.И., Яворский В.И. Основание

Лутугин Л.И., Яворский В.И. Основание

Институты. Госпитали, работа в госпиталях

Институты. Госпитали, работа в госпиталях

Рождество Пресвятой богородицы - осеннее равноденствие

Рождество Пресвятой богородицы - осеннее равноденствие

Рождество честного славного Пророка,

Рождество честного славного Пророка,

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021