Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литература и кино" 10-11 классы.

  • Образовательные программы
  • doc
  • 13.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литература и кино 10-11.doc

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа Азовского района

 

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                        Директор МБОУ Орловской СОШ

                                                                        Приказ от «___»_08___20_ г. №__

                                                                  

                                                                     Подпись руководителя__________/                         /

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Литература и кино»

для учащихся 10-11класса.

Разработана учителем литературы

МБОУ Орловской СОШ

Азовского района

Ростовской области

Цомая Е.В.

                   

                                                                    

                                                                          

                                                                   

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

г.

Пояснительная записка.

Изучение учебного курса «Литература и кино» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

·         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.05.2012г. № 413).

·         Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

·         СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.№28).

·         Устав школы, приказ № 824 от 19.12.2019г

·         Учебный план школы, утвержденный приказом №12 от 23.08.2022

·         Годовой учебный календарный график на 2022 -2023 уч.год,  приказ № 13 от 23.08.2022 г.

·         Основная образовательная программы школы.

·         Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, приказ №01 от 23.08.2021г.

·         Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2020.

 

Актуальность программы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) немалое место отводится совершенствованию умений осуществлять текстовую деятельность. Современные программы ориентируют учителя на развитие текстовой компетенции учащихся.

Сегодня сочинение ввели как итоговую форму аттестации, что говорит о потребности общества в людях, умеющих письменно излагать свои мысли. На итоговой аттестации от выпускника требуется создание собственного текста на основе литературного произведения.

Между тем следует обратить внимание на то, что современные подростки печатному тексту предпочитают видео и аудиотексты. Если раньше информацию черпали только из книг, то сейчас все мы живём в медиапространстве, и поэтому надо разбираться в том, вся ли информация необходима, а для этого нужно иметь навыки критического анализа медиаинформации.

К тому же среди тем Всероссийского сочинения есть темы, предполагающие умение ученика анализировать не только печатный, но и медиатекст.

Если грамотно спланировать работу с медиатекстом, то ученику будет понятно, что анализ медиатекста ничуть не легче анализа печатного текста, а иногда даже сложнее. Т.о, работа с медиатекстом позволяет дать понять детям, что надо и смотреть, и читать.

Для любого учителя очевидно, что заменить прочтение художественного произведения на просмотр фильма невозможно. Медиатекст должен рассматриваться только в сравнении с печатной версией. Но где взять дополнительное время для просмотра экранизаций классических произведений? Здесь в помощь учителю стандартом образования предусмотрены часы внеурочной деятельности.

Таким образом, разработка программы курса «Литература и кино» обусловлена потребностью общества в гражданах, умеющих критически воспринимать любую информацию.

Курс рассчитан на 68 часов (34 в 10 классе + 34 в 11 классе). Просмотр фильмов сопровождается усиленной самостоятельной и практической работой учащихся.

 

Основные идеи по использованию медиатекстов в урочной и внеурочной деятельности по литературе изложены в Сборнике научных трудов участников XVII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки

«Информационные технологии в образовании – 2017» 23-24 ноября 2017года. – Ростов/Д: ЩЩЩ «Издательство «Эверест», 2017.,С. 111-112.

Цель и задачи курса

Цель данного курса - общее и литературное развитие детей: обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника, становление устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа, развитие способности критического мышления.

Задачи:

- при параллельном изучении литературы продолжить изучение искусства на материале кино;

- проследить «жизнь» литературного произведения в разные эпохи и поставить в связи с этим проблему интерпретации;

- активизировать интерес к обоим видам искусства;

- воспитывать зрительскую культуру, приобщать к лучшим традициям литературы и кино.

- развить в ученике необходимость обдумать, понять и оценить фильм: его основные мысли, его соответствие действительности, его художественные качества, начиная с игры актёров и кончая тонкостями музыкального и цветового решения, композицией кадров, монтажа.

 

Планируемые задачи внеурочной деятельности способствуют формированию следующих результатов:

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

·         уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

·         потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;

·         эстетические потребности, нравственные ценности на основе просмотра отечественных и зарубежных фильмов и прочтения художественных произведений;

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

·         давать устный и письменный отзыв о кинофильме, игре актёров;

·         сопоставлять поступки героев;

·         писать отзыв на фильм, делать доклады и сообщения;

·         определять замысел, идейную или литературную основы;

·         высказывать суждение об эстетической ценности медиатекста;

·         различать произведения по жанру;

·         рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в произведениях с открытым финалом;

·         видеть различие между произведением литературы и экранизацией, т.е. восприятием художественного текста сценаристом, режиссером, актерами.

Метапредметные результаты

Познавательные

Обучающиеся научатся:

·         пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·         понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·         проявлять индивидуальные творческие способности при написании сочинений, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

·         формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

·         работать в группе, учитывать мнения партнёров;

·         обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;

·         предлагать помощь и сотрудничество;

·         договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·         осуществлять взаимный контроль;

·         адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

·         понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·         планировать свои действия на отдельных этапах работы над отзывом;

·         осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·         анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»

 

В результате такой работы помимо развития текстовой деятельности ученик становится медиакомпетентным:

•  осмысленно воспринимает медиатекст;

•  интерпретирует, критически анализирует медиатексты, понимает их суть, адресную направленность; 

•  находит требуемую информацию в медиатекстах, систематизирует ее по определенным признакам;

•  трансформирует визуальную информацию в вербальную и обратно;

•  создает собственные тексты на основе медиатекста.

 

Работа с медиатекстами обеспечивает осмысление литературы на более глубоком уровне, обогащает опыт разнообразных переживаний, развивает эмоциональную культуру, эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора; развивает творческий подход к восприятию окружающего мира, любознательность учащихся.

 

  Программа содержит ресурсы построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Основная масса учеников в конечном итоге получит возможность научиться писать критическую статью на фильм, что представляет собой альтернативу традиционному написанию сочинения по прочитанному произведению. Творчески одарённым детям программа обеспечивает условия для создания собственных медиатекстов с целью самореализации и получения возможности участвовать в конкурсах (сейчас всё больше конкурсов на создание детьми собственных медиапродуктов). Слабый ученик с низкой техникой чтения, не позволяющей в полной мере понять печатный художественный текст, получает дополнительную возможность осмыслить замысел художественного произведения.

 

Содержание курса.

Оригинальностью данного курса является то, что внеурочная деятельность учащихся становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  Содержание курса «Литература и кино» параллельно содержанию программы по литературе по УМК Г.С. Меркина и позволяет увидеть учащимся произведение другого вида искусства на материале художественной литературы, решая задачи развития, воспитания и социализации школьников, что соответствует ФГОС. 

10  класс (34 часа)

Литературный материал

Кинематографический материал

Кол-во час.

1.

Литература и кино. Краткая история кино.

 

2

2

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

Сцены из драмы «Маскарад» , 1985. Режиссёр Ю. Казаков.(96 мин).

2

3

Н. В. Гоголь «Нос»

Х\ф «Нос», 1977. Реж. Р.Быков.(97 мин).

2

4

А. Н. Островский. «Гроза»

Спектакль Малого театра, 1977. Реж. Б.А.Бабочкин. (162 мин)

2

5

А. Н. Островский. “Бесприданница”.

Х/ф “Жестокий романс”. 1984г. Реж. Э. Рязанов.
(137 мин.)

2

6

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Х\ф «Отцы и дети. 2008. Реж. А. Смирнова. (4 х 45 мин)

3

7

И. А. Гончаров. “Обломов”.

Х/ф “Несколько дней из жизни Обломова”, 1980. Реж. Н. Михалков (135 мин)

3

8

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Х\ф. «Леди Макбет Мценского уезда драма, реж. Роман Балаян, 1989. (80 мин)

2

9

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Анимационный фильм «Огранчик». 1991. Реж. Караваев (17 мин)

1

10

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Х\ф. «Война и мир», 1965.Реж. С. Бондарчук

3

11

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

Х\ф «Анна Каренина», 2012. Реж. Д. Райт.(130 мин).

2

12

Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”.

Х/ф “Преступление и наказание”. 1969. Реж. Л. Кулиджанов. (206 мин.)

3

13

Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”.

Х/ф “Преступление и наказание”. 2007. Реж. Д. Светозаров. (Сериал.)

2

14

Ф. М. Достоевский «Идиот»

Х/ф «Идиот». 1958. Реж. И. Пырьев.

2

15

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Х/ф «Вишнёвый сад».1976. Реж. Л. Хейфец (170 мин)

2

16

Диалог литературы и киноискусства.

1

 

 

 

 

 

 

11  класс (34 часа)

Литературный материал

Кинематографический материал

Кол-во час.

1.

Литература и кино. Краткая история кино.

 

1

2

М. Горький «На дне».

Спектакль «На дне», 2013г. Режиссёр А. Кузин.

3

3

И. Бунин «Лёгкое дыхание»

Х\ф «Лёгкое дыхание», 2017. Реж. А.Потапова (15 мин).

1

4

А. Куприн «Гранатовый браслет»

Х\ф «Гранатовый браслет», 1964. Реж. А. Роома (90 мин)

2

5

А. Куприн «Олеся»

Х/ф “Олеся ”. 1971г. Реж. Б. Ивченко.
(87 мин.)

2

6

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Х\ф «Мастер и Маргарита». 1994. Реж. Ю.Кара. (113 мин)

3

7

М. Шолохов «Тихий Дон»

Х/ф “Тихий Дон» ”, 1958. Реж. С Герасимов (5 ч. 30 мин)

3

8

В. Набоков «Машенька»

Х\ф. «Машенька», 1997. Реж. Д Голдшмидт, (103 мин)

2

9

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

Х\ф. «Доктор Живаго». 2002. Реж. Джакомо Кампиотти  (3ч 46 мин)

3

10

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Х\ф. «А зори здесь тихие», 2014.Реж. Р. Девлетьяров (111мин)

2

11

В. Быков «Сотников»

Х\ф «Восхождение», 1976. Реж. Л. Шепитько .(111 мин).

2

12

В. Тендряков «Хлеб для собаки»

Телеспектакль “Хлеб для собаки”. 2020. Реж. К. Антропов. (67 мин.)

2

13

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Х/ф “Один день Ивана Денисовича»”. 1970. Реж. Каспар Вреде. (1ч 45мин.)

2

14

Ч. Айтматов «Плаха»

Спектакль «Плаха». 1987. Реж. Д. Сиразеев. (1ч 48 мин)

2

15

Р. Бредбери «451 градус по Фарингейту».

Х/ф «451 градус по Фарингейту».1984. Реж. Т. Павлюченко (70 мин)

2

16.

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Анимационный фильм «Старик и море».1999. (22мин)

1

17

Диалог литературы и киноискусства.

1

 

 

Чтобы занятие с использованием медиатекста стало интересно детям, чтобы оно работало на развитие критического мышления, чтобы у ребёнка возникло желание дольше разбираться в просмотренном, занятия строятся так, чтобы медиатекст был не просто иллюстрацией к прочитанному произведению, а работал на формирование УУД.

Программа рассчитана на использование технологий интерактивного обучения, метода проектов.

В каком порядке знакомить детей с художественными текстами (печатным и медиатекстом) зависит от целей, которые ставит перед собой учитель в каждом конкретном случае.

Если изучается небольшой рассказ, то можно сначала дать посмотреть фильм, проанализировать его, проследить, какой эффект он произвёл на детей, как дети поняли замысел режиссёра и т.д. Затем прочитать оригинальный художественный текст, по которому писался сценарий к фильму. Сравнить впечатления, замысел писателя с замыслом режиссёра и т.д.

При изучении объёмного произведения, можно сначала читать, а потом смотреть эпизоды и аналитически сравнивать их с текстом. Просмотр эпизодов позволят глубже понять смысл произведения, обратить внимание на детали, упущенные при чтении объёмных произведений. 

Можно после прочтения художественного текста нарезать и дать просмотреть эпизоды разных экранизаций и после сравнения их с печатным текстом, сравнить между собой экранизации.

 

условия реализации курса внеурочной деятельности

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

     Реализация программы курса внеурочной деятельности предполагает технические средства обучения:

-       компьютер;

-       экран.

 

 

Информационное обеспечение обучения

Литература для учителя

1.  Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. – 96 с.

2. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия //Специалист. - 1993. - 5

 3. Одинцова С.М. Диалог литературы и киноискусства в учебном процессе //Проблемы кинообразования в вузе и в школе /Под ред. С.М.Одинцовой. - Курган:  Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - С. 50-60.

4. Спичкин А.В. Содержание медиаобразования: предметный и аспектный  подходы //Наука и образование Зауралья. - 1999. - 3-4. - С. 121-124.

5. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного.

Интернет-ресурсы:

http://www.kinopoisk.ru/

http://www.kino-teatr.ru/

http://www.eisenstein.ru/

http://www.disney.ru/

https://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 10 класс.

занятия

Тема

Формы организации работы и виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Литература – один из источников кинематографа. 

 

Работа с дополнительной   литературой    о кино. Сопоставление  нового и старого     кино.                                                                                                                                                                                                                      

1.09.

 

2

Проблема художественного восприятия фильма, ее сложность.

Обсуждение роли писателя в создании кино;  роли  кино в нравственном воспитании   человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

8.09.

 

3-4.

Экранизация драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

Театр на экране.

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: кинофильм и телеспектакль по литературному произведению? Особенности жанра. Понятие конфликта в драматургии. Конфликт внутренний и внешний, средства его выражения. Натурные, павильонные, комбинированные съемки. Работа актера.

15.09.

22.09.

 

 

5-6.

Экранизация повести Н.В.Гоголя «Нос».

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Сценарий кинофильма и литературный источник. Замысел кинодраматурга и его осуществление в форме литературного сценария. Сюжет произведения и его интерпретация в кино.

29.09.

6.10.

 

 

7-9

Экранизация драмы А.Н. Островского «Гроза»

Сопоставление ведущих образов кино и книги. Обсуждение вопросов: Литературный источник и его экранизация. Кинематографическая реализация режиссерского сценария.

13.10.

20.10.

27.10.

 

 

10-12

Экранизация пьесы                    А.Н.Островского                                            «Бесприданница»          

Просмотр драмы «Жестокий романс».  Обсуждение вопросов:  Романная форма фильма, снятого по драматическому произведению. Характеры в пьесе А. Н. Островского и в фильме Э. Рязанова.   Название фильма и литературного источника.      Особое течение времени   в  кино и пьесе.                                                                                                                                                                                                                             Роль романса в  «Жестоком романсе» 

Сопоставление тем   и образов разных героев одного автора и разных режиссёров.                                                                                                                                                                                                                      

3.11.

10.11.

17.11.

 

 

13-15

 

 

Экранизация романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Сюжет художественного произведения и сценарий кинофильма. “Вольности” режиссера или право на собственное видение? 
Работа художника в фильме: декорации, костюмы, грим.

24.11.

1.12.

8.12.

 

 

16-18

Экранизация романа И.А. Гончарова «Обломов»

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Режиссерская интерпретация идеи и характеров героев на экране. Актерское воплощение характеров персонажей. Название фильма и литературного источника. Стремление режиссера найти наиболее выразительные композиционные решения – в мизансценах, звуке, монтаже, изобразительной трактовке.
Рассказчик в литературном произведении и в кино. Рассказчик в кино – копирование текста или художественный прием? 

15.12.

22.12.

12.01

 

19-20

Экранизация повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов:  Фильм – результат коллективной работы сценариста, режиссера, оператора, актеров, художника, композитора и других членов съемочной группы. Монтаж как способ организации времени в фильме. Образность монтажа.

19.01.

26.01.

 

 

21

Анимационный фильм по фрагменту из повести «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника аниматора.

2.02.

 

22-24

Экранизация  произведения Л.Н.Толстого   «Война и мир»                                           

Просмотр отрывков фильма.   Обсуждение вопросов: Один из лучших фильмов отечественного кинематографа, призер нескольких кинофестивалей в различных номинациях.  Композиция и объем фильма. Связь объема с особенностями зрительного восприятия и монтажная организация фильма. Смены ритма действия и система повторов как композиционные средства для воплощения содержания. Противоречивость личности писателя и способы ее воплощения. «Андрей Болконский в романе  и  кино»; «Роль вальса на первом бале  Наташи»;  «Роль спецэффектов  в нагнетании ужасов  Бородинского сражения».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

9.02.

16.02.

2.03.

 

 

25-27

Экранизация романа  Л.Н.Толстого   «Анна Каренина»

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Язык кино. Средства воздействия на зрителя: цвет, свет, движение, пространство в кадре, актерская игра, музыка. Изобразительная трактовка в фильме.
Близость стилистики кинофильма литературному произведению.

9.03.

16.03.

23.03.

 

 

28-30

 

Экранизация  романа                      

Ф.М.Достоевского                                        «Преступление  и  наказание»                                                                                               

Просмотр и  анализ    фрагментов фильма.

Обсуждение вопросов: Социально-философское литературное произведение на экране. Идея в романе Достоевского и в фильме Л. Кулиджанова. Почему в фильме нет эпилога? Связь темы с мировоззрением авторов фильма. Актерское воплощение характеров на экране. Звуковое оформление фильма.                                                    

30.03.

6.04.

13.04.

 

 

31-32

Экранизация  романа                    

Ф.М.Достоевского                                        «Преступление  и  наказание»                                                                                                

Просмотр и  анализ    фрагментов фильма.

Обсуждение вопросов: Зачем нужны повторные экранизации? Обсуждение вопросов: Два режиссерских взгляда на одно литературное произведение. Сопоставление двух экранизаций одного литературного произведения.

20.04.

27.04.

 

 

33-34

Экранизация  романа                    

Ф.М.Достоевского   «Идиот».                                     

Просмотр и  анализ    фрагментов фильма. Обсуждение вопросов: Сопоставление с текстом Ф.Достоевского. Рецензия на игру актёра (-ов). Роль цветовой гаммы кино в раскрытии  замысла Достоевского.                                                                                                                                            

4.05.

11.05.

 

 

35-36

 

Экранизация комедии  А.П.Чехова:  «Вишнёвый сад»                                                                  

 

Просмотр спектакля. Обсуждение вопросов: Внешняя сторона события и его внутренний смысл. Остродинамическая и ослабленная фабула. Оценка работы актёра   в раскрытии чеховских    мыслей.                                    

Рецензия на игру одного из актёров.                                                                       

18.05.

25.05.

 

 

37.

Диалог литературы и киноискусства.

Обсуждение вопросов: Проблема художественного восприятия фильма, ее сложность. Условия глубокого эмоционального восприятия литературного произведения и фильма. Эстетическое развитие зрителя, его способность к сотворчеству – необходимое условие взаимопонимания авторов фильма и зрителя.
Подведение итогов. Анкетирование.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 11 класс.

занятия

Тема

Формы организации работы и виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Проблема художественного восприятия фильма, ее сложность.

Обсуждение роли писателя в создании кино;  роли  кино в нравственном воспитании   человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

8.09.

 

2-4.

Экранизация драмы М. Горького «На дне». Театр на экране.

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: кинофильм и телеспектакль по литературному произведению? Особенности жанра. Понятие конфликта в драматургии. Конфликт внутренний и внешний, средства его выражения. Натурные, павильонные, комбинированные съемки. Работа актера.

15.09.

22.09.

29.09.

 

 

5.

Экранизация рассказа И. Буниан «Лёгкое дыхание»

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Сценарий кинофильма и литературный источник. Замысел кинодраматурга и его осуществление в форме литературного сценария. Сюжет произведения и его интерпретация в кино.

6.10.

 

 

6-7

Экранизация рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет».

Сопоставление ведущих образов кино и книги. Обсуждение вопросов: Литературный источник и его экранизация. Кинематографическая реализация режиссерского сценария.

13.10.

20.10.

 

 

 

8-9

Экранизация повести  А. Куприна «Олеся»

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов:  Характеры в повести А. Куприна  и в фильме Б. Ивченко. Особое течение времени   в  кино и повести.                                                                                                                                                                                                                             

3.11.

10.11.

 

 

10-12

 

 

Экранизация романа  М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Сюжет художественного произведения и сценарий кинофильма. “Вольности” режиссера или право на собственное видение? 
Работа художника в фильме: декорации, костюмы, грим.

24.11.

1.12.

8.12.

 

 

13-15

Экранизация романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Режиссерская интерпретация идеи и характеров героев на экране. Актерское воплощение характеров персонажей. Стремление режиссера найти наиболее выразительные композиционные решения – в мизансценах, звуке, монтаже, изобразительной трактовке.

15.12.

22.12.

12.01

 

16-17

Экранизация романа В. Набокова «Машенька»

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов:  Фильм – результат коллективной работы сценариста, режиссера, оператора, актеров, художника, композитора и других членов съемочной группы. Монтаж как способ организации времени в фильме. Образность монтажа.

19.01.

26.01.

 

 

18-20

Экранизация романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Просмотр отрывков фильма.   Обсуждение вопросов: Связь объема с особенностями зрительного восприятия и монтажная организация фильма. Смены ритма действия и система повторов как композиционные средства для воплощения содержания.

2.02..

3.02.

4.02.

 

21-22

Экранизация  повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Просмотр фильма.   Обсуждение вопросов: Один из лучших фильмов отечественного кинематографа. Способы раскрытия темы.

9.02.

16.02.

 

 

23-24

Экранизация повести В. Быкова «Сотников» романа 

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов: Язык кино. Средства воздействия на зрителя: цвет, свет, движение, пространство в кадре, актерская игра, музыка. Изобразительная трактовка в фильме. Название фильма и литературного источника.      

9.03.

16.03.

 

 

25-26

 

Экранизация  рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

 

Просмотр и  анализ   фильма.

Обсуждение вопросов: Социально-философское литературное произведение на экране. Связь темы с мировоззрением авторов фильма. Актерское воплощение характеров на экране. Звуковое оформление фильма.                                                    

30.03.

6.04.

 

 

27-28

Экранизация  рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

 

Просмотр и  анализ    фрагментов фильма.

Обсуждение вопросов: Зачем нужны повторные экранизации? Обсуждение вопросов: Два режиссерских взгляда на одно литературное произведение. Сопоставление двух экранизаций одного литературного произведения.

20.04.

27.04.

 

 

29-30

Экранизация  романа                    

Ч. Айтматова «Плаха»

Просмотр спектакля. Обсуждение вопросов: Внешняя сторона события и его внутренний смысл. Остродинамическая и ослабленная фабула. Оценка работы актёра   в раскрытии мыслей автора книги.                                    

Рецензия на игру одного из актёров.                                                                       

 

 

31-32

Экранизация  повести Р. Бредбери «451 градус по Фарингейту»

 

Просмотр и  анализ    фрагментов фильма. Обсуждение вопросов: Сопоставление с текстом. Рецензия на игру актёра (-ов). Роль цветовой гаммы кино в раскрытии  замысла автора книги.                                                                                                                                             

4.05.

11.05.

 

 

33

 

Анимационный фильм по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море»

 

Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника аниматора.

18.05.

 

 

34.

Диалог литературы и киноискусства.

Обсуждение вопросов: Проблема художественного восприятия фильма, ее сложность. Условия глубокого эмоционального восприятия литературного произведения и фильма. Эстетическое развитие зрителя, его способность к сотворчеству – необходимое условие взаимопонимания авторов фильма и зрителя.

Подведение итогов. Анкетирование.

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru