Рабочая программа литературное чтение 3 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа литературное чтение 3 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература +1
СCУЗ, ВУЗ
13.11.2023
Рабочая программа литературное чтение 3 класс
Литературное чтение. 3 класс: учебник:2 частях/ Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М. В. Долгих- Москва: Просвещение, 2022 – (Начальная школа XXI века)
2 литература 3-д.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки города Севастополя

Департамент образования и науки города Севастополя

ГБОУ "Образовательный центр "Бухта Казачья"

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей нач. классов

_______/О.Е.Дацко/

Протокол №1

от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР

_________/А.В.Пономаренко/

 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

_________­­­/Т. В. Донцовой/

 

  № ___ от 30.08.2023г.

                                              

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2280242)

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 3 –д класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год

 

       Составители: учитель начальных классов                           Дудкина М.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

г. Севастополь 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета Литературное чтение составлена на основе:

1.       Федерального Закона 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

2.       Учебного плана ГБОУ «Образовательный центр «Бухта Казачья» и НОО ООО на 2023 – 2024 учебный год.

3.       Положения о рабочей программе, утверждённого приказом № 1 от 30.08.2017г.

4.       УМК по литературному чтению в 3 классе серия «Начальная школа ХХI века»

5.       Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Образовательный центр

«Бухта Казачья».

6.       Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

Место учебного предмета в учебном плане

Учебным планом ГБОУ «Образовательный центр «Бухта Казачья» предусмотрено изучение литерного чтения в 3 классе в объеме 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях).

Учебно-методический комплект

Литературное чтение. 3 класс: учебник:2 частях/ Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М. В. Долгих- Москва: Просвещение, 2022 – (Начальная школа XXI века)

Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. — 5-е изд., дораб. — М.: Вен та на-Граф, 2015.

Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения: 1-4 классы: контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 частях/ Л. А. Ефросинина – Москва: Просвещение, 2022 - (Начальная школа XXI века)

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Гражданско-патриотическое воспитание:

· становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание:

· освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

· осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

· выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание:

· проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

· приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

· понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Трудовое воспитание:

· осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание:

· бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

· неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

· ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

· овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

· потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

У обучающегося будут сформированы:

ü   учебно-познавательный интерес к учебному предмету;

ü   умения оценивать поступки людей, как хорошие или плохие;

ü   умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Обучающийся получит возможность для формирования:

ü   навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы;

ü   целеустремленности в учебной деятельности;

ü   опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата;

ü   собственного опыта творческой деятельности.

 

Метапредметные результаты:

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

· сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

· объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

· определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

· находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

· устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия:

· определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

· формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией:

· выбирать источник получения информации;

· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

· соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

· признавать возможность существования разных точек зрения;

· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

· готовить небольшие публичные выступления;

· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

· выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль:

· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

 Совместная деятельность:

· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

· ответственно выполнять свою часть работы;

· оценивать свой вклад в общий результат;

· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

 

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

ü   самостоятельно организовывать своё рабочее место;

ü   понимать цель выполняемых действий;

ü   в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

ü    понимать важность планирования работы;

Обучающийся получит возможность научиться:

ü   оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

ü    в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

ü   намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся научится:

ü   свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью; 

ü   ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

ü   работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы, и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Обучающийся получит возможность научиться:

ü   Анализировать произведение c точки зрения эмоционального характера.

ü   Анализировать прочитанное с целью соотнесения темы произведения с пословицами.

ü   Дифференцировать уже известную и новую информацию.

 КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

ü   выполнять работу по цепочке.

ü   работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

ü   работать в малых группах.   

ü   видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

ü   находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü   подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

ü   понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

ü   задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

ü   адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

ü   строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающий научится

ü осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора

ü   понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

ü   читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в ми ну ту);

ü   читать молча (про себя) не большие произведения под контролем учителя и самостоятельно;

ü   читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению.

ü   читать наизусть заранее подготовленные произведения;

ü   пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

ü   практически различать художественные, научно - популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

ü   отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о призведении, героях и их поступках;

ü   правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

ü   понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально духовный опыт;

ü   пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

ü   классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

ü   различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü   понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;

ü   понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

ü   работать с книгами разного типа (книги-произведения, книги-сборники), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

ü   уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

ü   различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

ü   определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2–3 существенных признака;

ü   подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

ü   находить в текстах произведений эпитеты, сравнения, обращения, пословицы

ü   находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет)

Обучающийся получит возможность научиться:

ü   подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;

ü   употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений

ü   находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность учащихся»

Обучающийся научится

ü   понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;

ü   инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды

ü   моделировать «живые картины» к изученным произведениям

ü   Создавать истории с героями из произведений на основе интерпретации художественного произведения

Обучающийся получит возможность научиться:

ü   Иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведения

ü   Выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах

ü   Творчески пересказывать произведение от лица героя

ü   Создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы)

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Обучающийся научится

ü   определять и формулировать главную мысль текста

ü   находить в тексте произведения информацию о главном герое, структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре

ü   работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы дляя характеристики произведения, героев книги

ü   делить текст на составные части и составлять план текста

ü   понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её.

ü   Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста

Обучающийся получит возможность научиться

ü   самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике

ü   находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги

ü   целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно – популярных произведений и справочниках

ü   сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс 4 часа в неделю (всего 136 ч)

О Родине и её истории.

Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество).

Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).

Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт.

Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.

 Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).

Творчество И. А. Крылова.

Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).

Творчество Л. Н. Толстого.

Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.

Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).

Произведения о взаимоотношениях человека и животных.

Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).

Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другое (по выбору).

Произведения о детях.

Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).

Юмористические произведения.

Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др.

 Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору).

Зарубежная литература.

Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).

Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

Чтение: работа с информацией. Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Учебный раздел (тема)

Часов на изучение тем  раздела

В том числе часов:

проектов

К/Р

                1.             

О нашей Родине

7

 

 

                2.             

Устное народное творчество

17

 

 

                3.             

В мире книг

2

 

 

                4.             

Басни

6

 

 

                5.             

Произведения А.С.Пушкина

6

 

 

                6.             

Чудная картина, как ты мне родна...

5

1

 

                7.             

Произведения Л.Н.Толстого

6

 

 

                8.             

Произведения Н.А.Некрасова

5

 

 

                9.             

Произведения А.П.Чехова

4

 

 

            10.             

Произведения В. М. Гаршина

3

 

 

            11.             

Сказки зарубежных писателей

3

1

 

            12.             

Зимним холодом пахнуло...

5

 

 

            13.             

Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка

6

 

 

            14.             

Произведения А.И.Куприна

9

1

 

            15.             

А уж в воздухе вешние звоны 

12

 

 

            16.             

Произведения К. Г. Паустовского

8

 

 

            17.             

Произведения С.Я. Маршака

4

 

 

            18.             

Произведения Л. Пантелеева

6

 

 

            19.             

Произведения А. П. Гайдара

6

 

 

            20.             

Произведения М.М. Пришвина

3

 

 

            21.             

Произведения зарубежных писателей

13

 

 

   Всего часов за учебный год

136

4

 

 

 

 

Проектные работы по теме: «Любимое время года в произведениях писателей», «Моя любимая книга», «Дневник летнего чтения»

 

                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

ГБОУ «ОЦ «Бухта Казачья»

__________/Донцовой Т. В. /   

                                            № 457 от 30.08.2023 г.

 

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

№ п/п

Дата

Тема урока

Универсальные учебные действия

Примечания

План.

Факт.

Личностные

Предметные

Метапредметные

О нашей Родине 7ч

1.          

 

 

К. Ушинский "Наше отчество". Вводный инструктаж по технике безопасности

У обучающегося будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к учебному предмету;

-умения оценивать поступки людей, как хорошие или плохие;

-умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

проявлять интерес к истории своего народа

-идентифицировать себя с принадлежностью к русскому народу

-проявлять интерес к русским народным сказкам

-проявлять уважение к истории своего народа

-проявлять интерес к жанрам фольклора -проявлять интерес к героическому прошлому своего народа

-интересоваться былинными героями

-анализировать поступки героев с моральной точки зрения

Обучающийся получит возможность для формирования:

-навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы;

-целеустремленности в учебной деятельности;

опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата;

собственного опыта творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающийся научится:

-читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

-читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

-определять признаки загадки, их виды,

-определять тему пословицы,

 находить присказку,

-определять виды сказок, работать с текстом произведения,

-работать с книгой: предисловие, послесловие,

-определять особенности сказок с загадками, развитие сюжета,

-сравнивать положительных и отрицательных героев,

 - характеризовать особенности волшебных сказок: чудеса, превращения, повторы,

-сравнивать волшебные и бытовые сказки,

-сравнивать книги о сказках, воспринимать русские народные сказки,

-определять особенности построения скороговорок,

-сравнивать малые фольклорные жанры,

--определять особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты, гиперболизация,

-характеризовать былинных героев: их внешний вид, поступки, миссия,

-сравнивать былины,

-работать с элементами книги: титульный лист, оглавление

-определять алгоритм выполнения работы.

-пользоваться умениями читать вслух и молча. Находить нужную информацию в учебнике. словаре, справочнике.

-заполнять таблицы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;

Обучающийся научится:

-выполнять работу по цепочке.

-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы,

 -осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

-работать в малых группах.   

-видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

-находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

-понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

-задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

адекватно

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

К: участвовать в диалоге, объяснять значение пословицы, оформлять рассуждение в устной речи, обосновывать свою точку зрения, отвечать на вопросы

Р: понимать мотив и цель чтения, понимать учебную задачу,  принимать и сохранять учебную задачу, анализировать собственную работу,  адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника

 

2.          

 

 

С. Васильев "Россия"

 

3.          

 

 

Т. Бокова "Родина"

 

4.          

 

 

М. Пришвин "Моя Родина"

 

5.          

 

 

Л. Кассиль "Алексей Андреевич

 

6.          

 

 

Л. Кассиль "Алексей Андреевич

 

7.          

 

 

 Книжная полка. Книги о Родине. Обобщающий урок по разделу "О нашей Родине".

 

Устное народное творчество 17ч

 

8.          

 

 

Загадки. Какие бывают загадки.  Проверка формирования осмысленного чтения

 

9.          

 

 

В. Даль. «Старик-годовик» -сказка - загадка

 

10.       

 

 

Пословицы. Какие бывают пословицы.

 

11.       

 

 

Скороговорки. Какие бывают скороговорки

 

12.       

 

 

Дорогами сказок. Русская народная сказка «Самое дорогое». 

 

13.       

 

 

Дорогами сказок. Русская народная сказка  «Про Ленивую и Радивую».

 

14.       

 

 

Дополнительное чтение. Чукотская народная сказка "Девушка и месяц"

 

15.       

 

 

Дорогами сказок. Русская народная сказка «Дочь – семилетка»

 

16.       

 

 

Дорогами сказок. Русская народная сказка «Иван -царевич и серый волк"

17.       

 

 

Дорогами сказок. Русская народная сказка «Иван -царевич и серый волк"

18.       

 

 

Дорогами сказок. Русская народная сказка «Иван -царевич и серый волк"

19.       

 

 

Дополнительное чтение. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич».

20.       

 

 

Былины. "Илья Муромец и соловей разбойник".

21.       

 

 

Былины. "Илья Муромец и соловей разбойник".

22.       

 

 

Дополнительное чтение. Былина "Добрыня и Змей"

23.       

 

 

Книжная полка. Былины.

24.       

 

 

Урок обобщения по разделу "Устное народное творчество". Рублика «Проверьте себя».

В мире книг 2ч

25.       

 

 

Книги Древней Руси. Первая печатная книга на Руси.

26.       

 

 

Н. Кончаловская "Мастер Федоров Иван и его печатный стан"

 

Басни 6 ч

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к языку басен, положительное отношение к учению,

 -проявлять терпение и уважение,

-выражать положительное отношение к процессу познания

-целеустремленности в учебной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обучающийся научится:

- аргументировать свою точку зрения

- проявлять терпение в споре

-анализировать поступки героев

- характеризовать поступки героев

- слушать других

- проявлять терпение и уважение

- понимать красоту поэтического слова

 

Обучающийся научится:

определять особенности жанра басни, сравнивать басни (структура, мораль) определять, признаки басни,

сравнивать басню Эзопа и Крылова,

определять понятия: аллегория, мораль, вступление

Обучающийся получит возможность научиться:

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции, сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;

Обучающийся научится:

-иметь представление об эпитетах, олицетворении,

-выбирать тон и темп чтения,

-читать выразительно, -сравнивать авторскую и народную сказку,

- рассматривать книги со сказками разных изданий,

 --сравнивать стихотворения, определять тему, рифму

-работать с содержанием учебника

 

Обучающийся научится:

самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- понимать цель выполняемых действий;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

- понимать важность планирования работы;

      Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

-в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

К.: участвовать в диалоге, строить монологическую речь, сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Р: понимать учебную задачу, поставленную учителем, организовывать свою деятельность, адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников, контролировать свою деятельность

 

 

 

 

27.       

 

 

Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград».

 

28.       

 

 

Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград».

 

29.       

 

 

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица».

 

30.       

 

 

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Проверка формирования осмысленного чтения

 

31.       

 

 

Дополнительное чтение. И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок». «Крестьянин и Работник»

 

32.       

 

 

Урок обобщения по разделу "Басни". Рубрика «Проверьте себя»

 

Произведения А.С.Пушкина 6ч

(II четверть)

 

33.       

 

 

 А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане…».

 

34.       

 

 

 А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане…».

 

35.       

 

 

К. Паустовский «Сказки Пушкина».

 

36.       

 

 

А.С. Пушкин отрывок из романа "Евгений Онегин"

 

37.       

 

 

А.С. Пушкин отрывок из романа "Евгений Онегин"

 

38.       

 

 

Книжная полка. Стихотворения А. С. Пушкина. Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверьте себя».

 

Чудная картина, как ты мне родна... 5ч

 

 

 

 

39.       

 

 

Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.», «В небе тают облака…».  

У обучающегося будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к учебному предмету;

- видеть красоту родной природы, проявлять интерес к родной природе

- проявлять внимательное отношение к природе

-умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Обучающийся получит возможность для формирования:

-навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы;

-целеустремленности в учебной деятельности;

-опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата;

-собственного опыта творческой деятельности.

 

Обучающийся научится:

- определять чувства и настроение стихотворения сравнивать строфы,

-определять интонацию при чтении

- определять эпитеты, сравнения, тон и темп чтения

- выделять факты из текста и их описание

- определять особенности сказок Толстого (сюжет, герои), виды сказок (волшебная, бытовая)

- определять жанр произведения, сравнивать сюжет былины Л.Н. Толстого с отрывком из летописи «Никита Кожемяка»

- работать с детскими книгами, группировать книги-сборники и книги-произведения

выделять эпитеты, выявлять позиции автора-рассказчика, автора-героя

- моделировать обложку

- сравнивать описание героев, определять темп и ритм чтения

- работать с титульным листом, предисловием, знакомиться с художниками-иллюстраторами

Обучающийся получит возможность научиться:

-читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста,

- выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

 

Обучающийся научится:

-выполнять работу по цепочке.

-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

-работать в малых группах.   

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

-намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

 

 

40.       

 

 

Стихи об осенней природе .А.Н. Майков «Осень».

 

41.       

 

 

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря».

 

42.       

 

 

А. К. Толстой "Вот уж снег последний в поле тает..."Книжная полка. Стихотворения русских поэтов.

 

43.       

 

 

Проект "Любимое время года в произведениях писателей"

 

Произведения Л.Н.Толстого 6ч

 

44.       

 

 

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Сказки. Л.Н. Толстой «Ореховая ветка».

 

45.       

 

 

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Басни. Л.Н. Толстой  «Белка и волк».

 

46.       

 

 

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы».

 

47.       

 

 

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Быль. Л.Н. Толстой «Прыжок».

 

48.       

 

 

Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь».

 

49.       

 

 

Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя».

 

Произведения Н.А.Некрасова 5ч

 

50.       

 

 

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)

 

51.       

 

 

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)

 

52.       

 

 

К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

 

53.       

 

 

Н.А. Некрасов «Славная осень…».

У обучающегося будут сформированы:

-умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

-уважительное отношение к природе

- применять правила делового сотрудничества в группе

-выражать положительное отношение к процессу познания

Обучающийся получит возможность для формирования:

-целеустремленности в учебной деятельности;

-опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата;

-находить описание луны, грозы, ветра, дождя, выделение олицетворений

- выделение олицетворений, сравнение произведений А. Чехова

- выделять эпизоды описания героя, его жизни, пересказывать по плану

- работать с книгами о животных: работа с аппаратом книги, с предисловием и послесловием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-работать с текстом сказки – герои положительные и отрицательные, особенности их речи, развитие событий, повторы

- наблюдать над началом и концом сказки, большие числа, поведение героев

- работать с детскими книгами

- определять название сказок, сказочных героев, инсценирование эпизодов сказок

 

 

Обучающийся научится:

-выполнять работу по цепочке.

-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

-работать в малых группах.   

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

-намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

 

К: -описывать картины природы

- объяснять свою точку зрения

- участвовать в диалоге

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 

Р: -воспринимать оценку учителя и одноклассников

- сохранять и удерживать учебную задачу

- контролировать свою деятельность

- корректировать свою деятельность

- анализировать свою работу

 

 

54.       

 

 

Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя».  

 

Произведения А.П.Чехова 4ч

 

55.       

 

 

Повести и рассказы. Повесть А.П. Чехова «Степь» (отрывок).

 

56.       

 

 

Произведения о детях. А.П.Чехов "Ванька"

 

57.       

 

 

Произведения о детях. А.П.Чехов "Ванька"

 

58.       

 

 

Урок обобщения по разделу.  Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

 

Произведения В. М. Гаршина 3ч

 

59.       

 

 

В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница"

 

60.       

 

 

В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница"

 

61.       

 

 

В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница"

 

Сказки зарубежных писателей 3ч

 

62.       

 

 

Ш. Перро «Подарки феи»

 

63.       

 

 

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»

Проверка формирования осмысленного чтения

 

64.       

 

 

Книжная полка. Сказки зарубежных писателей.  Проект "Мой любимый писатель"

 

Зимним холодом пахнуло... 5ч

III четверть (2 часть)

Обучающийся научится:

проявлять чувство любви к своей Родине

- любоваться родной природой

- проявлять уважение к своей Родине

-проявлять интерес к русской поэзии

- идентифицировать себя с принадлежностью к своей Родине

- выражать положительное отношение к процессу познания

-умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

-уважительное отношение к природе

- применять правила делового сотрудничества в группе

-выражать положительное отношение к процессу познания

Обучающийся получит возможность для формирования:

-целеустремленности в учебной деятельности;

-опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата;

 

 

Обучающийся научится:

понятие о тоне, ритме, выделять логические ударения и соблюдать паузы, определять тему произведения

- выделять логическое ударение, эпитеты и олицетворение

- читать выразительно

- сравнивать стихотворения, работать с иллюстрацией и текстом

 

 

65.       

 

 

 И.С. Никитин «Утро».

 

66.       

 

 

Дополнительное чтение  И. С. Никитин «Помню я: бывало, няня…»

 

67.       

 

 

И. З. Суриков "Детство"

 

68.       

 

 

С. Д. Дрожжин  «Зимний день», «Привет тебе, ...»

 

69.       

 

 

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя».

 

Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка 6ч

-выделять главную мысль рассказа, определять авторскую позицию (автор-рассказчик)

-работать с планом, творческий пересказ по плану

- составлять отзыв о прочитанной книге

- применению основных литературных терминов

 

 

70.       

 

 

Рассказы о животных.    Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

 

71.       

 

 

Рассказы о животных.    Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

 

72.       

 

 

Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».

 

73.       

 

 

Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».

 

74.       

 

 

Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».

 

75.       

 

 

Урок обобщения по разделу "Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка". Рубрика «Проверьте себя»

 

Произведения А.И.Куприна 9ч

 

 

76.       

 

 

Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда».

Обучающийся научится:

анализировать произведение, знакомство с легендой.

- работать по сюжетному треугольнику, дополнять план, определять эпитеты и сравнения

- работать с книгами: называть автора, героев, кратко пересказывать эпизод

- повторить произведения по разделу, сравнивать произведения по темам и жанрам (работа с таблицей)

 

 

77.       

 

 

Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда».

 

78.       

 

 

Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда».

 

79.       

 

 

Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда».

 

80.       

 

 

Рассказы о животных. И.А. Куприн «Барбос и Жулька».

 

81.       

 

 

Рассказы о животных. И.А. Куприн «Барбос и Жулька».

 

82.       

 

 

Дополнительное чтение. А. И. Куприн «Слон», «Ю-ю»

 

83.       

 

 

Книжная полка «Книги о братьях наших меньших». Урок обобщения по разделу «Произведения А.И. Куприна». Рубрика «Проверьте себя»

 

 

84.       

 

 

Проект "Моя любимая книга"

 

А уж в воздухе вешние звоны  12ч

 

 

 

85.       

 

 

И. А. Бунин "Первый снег"

У обучающегося будут сформированы:

-умения оценивать поступки людей, как хорошие или плохие;

-проявлять желание трудиться, соотносить поступки героев с моральной нормой

- проявлять внимательное отношение к родной природе

- проявлять интерес к русской поэзии

- проявлять интерес к творчеству Есенина

Обучающийся получит возможность для формирования:

-целеустремленности в учебной деятельности;

собственного опыта творческой деятельности.

-уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

-выделять эпитеты. Сравнения, олицетворение, сравнивать строфы, выделять логические ударения

- определять интонацию при чтении

- читать выразительно стихи, работать с детскими книгами

 

 

 

Обучающийся научится:

- делить текст на части, составлять план

-пересказывать по плану, выделять сравнения и метафоры

- определять понятие «юмор», «юмористический рассказ», следить за сюжетом (развитием событий)

- характеризовать образ кота (внешний вид, поступки)

- работать с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация

- составлять отзыв о книге, инсценировать эпизоды произведений

выделять эпитеты и сравнения читать отдельные сцены по ролям, сравнивать поступки героев

читать выразительно, составлять аннотацию к книге

объяснять понятия (дружба, сочувствие, милосердие)

определять тему произведения, понятия «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа», объяснять заголовок

отличать исторический рассказ, работать с сюжетным треугольником, характеризовать образы героев, сравнивать их поступки

работать с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая»

сравнивать героев рассказа, выделять элементы волшебства, дополнять план, работать с сюжетным треугольником

 

 

 

86.       

 

 

И. А. Бунин "Полевые цветы"

 

87.       

 

 

А. А. Блок "Сны"

 

88.       

 

 

А. А. Блок ""Ворона"

 

89.       

 

 

Дополнительное чтение. А. А. Блок «Зайчик»

 

90.       

 

 

К. Д. Бальмонт "Снежинка"

 

91.       

 

 

К. Д. Бальмонт  "Золотое слово"

Обучающийся научится:

-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

-работать в малых группах.   

-видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

-находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

-самостоятельно организовывать своё рабочее место;

-понимать цель выполняемых действий;

-в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

- понимать важность планирования работы

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать правильность выполнения своих учебных действий

 

92.       

 

 

Дополнительное чтение К. Д. Бальмонт «От птицы к птице»

 

93.       

 

 

С. А. Есенин  "Я покинул родимый дом…"

 

94.       

 

 

С. А. Есенин  "Нивы сжаты, рощи голы…"

 

95.       

 

 

С. А. Есенин "Береза"

 

96.       

 

 

Книжная полка. Стихотворения русских поэтов. Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

 

Произведения К. Г. Паустовского 8ч

 

97.       

 

 

К.Г. Паустовский «Барсучий нос»

 

98.       

 

 

К.Г. Паустовский «Барсучий нос»

 

99.       

 

 

К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»

 

100.   

 

 

Дополнительное чтение К.Г. Паустовский «Подарок»

 

101.   

 

 

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы

 

102.   

 

 

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы

 

103.   

 

 

Книжная полка. Книги о природе. Обобщение по разделу "Произведения К. Г. Паустовского"

 

104.   

 

 

Проверка формирования осмысленного чтения

 

Произведения С.Я. Маршака 4ч

 

105.   

 

 

Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка»

 

106.   

 

 

Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Ландыш»

 

107.   

 

 

Дополнительное чтение. С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка).

 

108.   

 

 

В.Е. Субботин «С Маршаком». Обобщение по разделу "Произведения С.Я. Маршака".

 

Произведения Л. Пантелеева 6ч

IV четверть

 

 

109.   

 

 

Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающийся научится:

-строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

-слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

-называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

-называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

-привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

 

 

 

 

110.   

 

 

Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово»

 

111.   

 

 

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька»

 

112.   

 

 

Художественные рассказы Л. Пантелеев «На ялике»

 

113.   

 

 

Художественные рассказы Л. Пантелеев «На ялике»

 

114.   

 

 

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Новенькая».

 

Произведения А. П. Гайдара 6ч

 

115.   

 

 

Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень».

 

116.   

 

 

Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень».

 

117.   

 

 

Повесть о детях. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

 

118.   

 

 

Повесть о детях. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

 

119.   

 

 

Писатели о писателях. С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

 

120.   

 

 

Книжная полка. Читаем о детях и для детей. Обобщение по разделу "Произведения А. П. Гайдара".

 

Произведения М.М. Пришвина  3ч

 

121.   

 

 

Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка».

 

122.   

 

 

Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час».

 

123.   

 

 

В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

 

Произведения зарубежных писателей 13ч

 

124.   

 

 

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк».

 

125.

 

 

 

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк».

 

126.

127.

 

 

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк».

 

128.

 

 

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк».

 

129.

 

 

Рассказы о животных.        Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

 

130.

 

 

Рассказы о животных.        Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Проверка формирования осмысленного чтения

 

131.

 

 

Рассказы о животных.        Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

 

132.

 

 

Дополнительное чтение Э. Сетон-Томпсон «Животные – герои»

 

133.

 

 

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверьте себя»

 

134.

 

 

Рубрика «Проверьте себя»

 

135.

 

 

Проект «Дневник летнего чтения»

 

136.

 

 

Проект «Дневник летнего чтения»

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета

Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения: 1-4 классы: контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 частях/

Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения: 1-4 классы: контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 частях/

Эстетическое воспитание: · проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и…

Эстетическое воспитание: · проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и…

Ценности научного познания: · ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей,…

Ценности научного познания: · ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей,…

Метапредметные результаты: В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: · сравнивать произведения…

Метапредметные результаты: В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: · сравнивать произведения…

Интернет; · анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; · самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

Интернет; · анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; · самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия : · планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; ·…

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия : · планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; ·…

РЕГУЛЯТИВНЫЕ Обучающийся научится: ü самостоятельно организовывать своё рабочее место; ü понимать цель выполняемых действий; ü в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; ü понимать…

РЕГУЛЯТИВНЫЕ Обучающийся научится: ü самостоятельно организовывать своё рабочее место; ü понимать цель выполняемых действий; ü в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; ü понимать…

Анализировать произведение c точки зрения эмоционального характера

Анализировать произведение c точки зрения эмоционального характера

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающийся получит возможность научиться: ü понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении; ü понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться…

Обучающийся получит возможность научиться: ü понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении; ü понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться…

Обучающийся получит возможность научиться: ü подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов; ü употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений…

Обучающийся получит возможность научиться: ü подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов; ü употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений…

Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста

Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста

ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей

ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей

Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения

Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения

Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору):

Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору):

Произведения для чтения: В.М

Произведения для чтения: В.М

Произведения для чтения: В.Ю.

Произведения для чтения: В.Ю.

Чтение: работа с информацией. Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги

Чтение: работа с информацией. Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги

Произведения Л. Пантелеева 6 2

Произведения Л. Пантелеева 6 2

УТВЕРЖДЕНО приказом директора

УТВЕРЖДЕНО приказом директора

Обучающийся получит возможность для формирования: -навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы; -целеустремленности в учебной деятельности; опыта адекватной самооценки своих учебных действий и…

Обучающийся получит возможность для формирования: -навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы; -целеустремленности в учебной деятельности; опыта адекватной самооценки своих учебных действий и…

Обучающийся научится: -выполнять работу по цепочке

Обучающийся научится: -выполнять работу по цепочке

Обучающийся научится: - аргументировать свою точку зрения - проявлять терпение в споре -анализировать поступки героев - характеризовать поступки героев - слушать других - проявлять терпение…

Обучающийся научится: - аргументировать свою точку зрения - проявлять терпение в споре -анализировать поступки героев - характеризовать поступки героев - слушать других - проявлять терпение…

Обучающийся получит возможность для формирования: -навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы; -целеустремленности в учебной деятельности; -опыта адекватной самооценки своих учебных действий и…

Обучающийся получит возможность для формирования: -навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы; -целеустремленности в учебной деятельности; -опыта адекватной самооценки своих учебных действий и…

Н.А. Некрасов «Славная осень…»

Н.А. Некрасов «Славная осень…»

К: -описывать картины природы - объяснять свою точку зрения - участвовать в диалоге - оформлять свои мысли в устной и письменной речи

К: -описывать картины природы - объяснять свою точку зрения - участвовать в диалоге - оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Обучающийся научится: понятие о тоне, ритме, выделять логические ударения и соблюдать паузы, определять тему произведения - выделять логическое ударение, эпитеты и олицетворение - читать выразительно…

Обучающийся научится: понятие о тоне, ритме, выделять логические ударения и соблюдать паузы, определять тему произведения - выделять логическое ударение, эпитеты и олицетворение - читать выразительно…

Сравнения, олицетворение, сравнивать строфы, выделять логические ударения - определять интонацию при чтении - читать выразительно стихи, работать с детскими книгами

Сравнения, олицетворение, сравнивать строфы, выделять логические ударения - определять интонацию при чтении - читать выразительно стихи, работать с детскими книгами

И. А. Бунин "Полевые цветы" 2

И. А. Бунин "Полевые цветы" 2

Обучающийся получит возможность научиться: -использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»; -привлекать к…

Обучающийся получит возможность научиться: -использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»; -привлекать к…

Проект «Дневник летнего чтения»

Проект «Дневник летнего чтения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2023