МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки города Севастополя
Департамент образования и науки города Севастополя
ГБОУ "Образовательный центр "Бухта Казачья"
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей нач. классов _______/О.Е.Дацко/ Протокол №1 от 29.08.2023 г. |
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР _________/А.В.Пономаренко/ 30.08.2023 г. |
УТВЕРЖДЕНО приказом директора _________/Т. В. Донцовой/
№ ___ от 30.08.2023г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2280242)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 –д класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составители: учитель начальных классов Дудкина М.Н.
.
г. Севастополь 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета Литературное чтение составлена на основе:
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Учебного плана ГБОУ «Образовательный центр «Бухта Казачья» и НОО ООО на 2023 – 2024 учебный год.
3. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом № 1 от 30.08.2017г.
4. УМК по литературному чтению в 3 классе серия «Начальная школа ХХI века»
5. Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Образовательный центр
«Бухта Казачья».
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Учебным планом ГБОУ «Образовательный центр «Бухта Казачья» предусмотрено изучение литерного чтения в 3 классе в объеме – 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях).
Литературное чтение. 3 класс: учебник:2 частях/ Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М. В. Долгих- Москва: Просвещение, 2022 – (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. — 5-е изд., дораб. — М.: Вен та на-Граф, 2015.
Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения: 1-4 классы: контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 частях/ Л. А. Ефросинина – Москва: Просвещение, 2022 - (Начальная школа XXI века)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
· становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание:
· освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
· осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
· выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание:
· проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
· приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
· понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Трудовое воспитание:
· осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание:
· бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
· ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
· овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
· потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
У обучающегося будут сформированы:
ü учебно-познавательный интерес к учебному предмету;
ü умения оценивать поступки людей, как хорошие или плохие;
ü умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
Обучающийся получит возможность для формирования:
ü навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы;
ü целеустремленности в учебной деятельности;
ü опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата;
ü собственного опыта творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
· сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
· объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
· находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия:
· определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
· формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
ü самостоятельно организовывать своё рабочее место;
ü понимать цель выполняемых действий;
ü в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
ü понимать важность планирования работы;
Обучающийся получит возможность научиться:
ü оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
ü в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
ü намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
ü свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
ü ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
ü работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы, и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
Обучающийся получит возможность научиться:
ü Анализировать произведение c точки зрения эмоционального характера.
ü Анализировать прочитанное с целью соотнесения темы произведения с пословицами.
ü Дифференцировать уже известную и новую информацию.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
ü выполнять работу по цепочке.
ü работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
ü работать в малых группах.
ü видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
ü находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
ü понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
ü задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
ü адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
ü строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающий научится
ü осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора
ü понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
ü читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в ми ну ту);
ü читать молча (про себя) не большие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
ü читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению.
ü читать наизусть заранее подготовленные произведения;
ü пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
ü практически различать художественные, научно - популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
ü отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о призведении, героях и их поступках;
ü правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
ü понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально духовный опыт;
ü пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
ü классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
ü различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
ü понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
ü работать с книгами разного типа (книги-произведения, книги-сборники), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
ü уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся научится:
ü различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
ü определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2–3 существенных признака;
ü подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
ü находить в текстах произведений эпитеты, сравнения, обращения, пословицы
ü находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет)
Обучающийся получит возможность научиться:
ü подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;
ü употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений
ü находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Обучающийся научится
ü понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
ü инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды
ü моделировать «живые картины» к изученным произведениям
ü Создавать истории с героями из произведений на основе интерпретации художественного произведения
Обучающийся получит возможность научиться:
ü Иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведения
ü Выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах
ü Творчески пересказывать произведение от лица героя
ü Создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы)
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Обучающийся научится
ü определять и формулировать главную мысль текста
ü находить в тексте произведения информацию о главном герое, структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре
ü работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы дляя характеристики произведения, героев книги
ü делить текст на составные части и составлять план текста
ü понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её.
ü Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста
Обучающийся получит возможность научиться
ü самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике
ü находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги
ü целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно – популярных произведений и справочниках
ü сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс 4 часа в неделю (всего 136 ч)
О Родине и её истории.
Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество).
Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт.
Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова.
Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого.
Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных.
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях.
Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения.
Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору).
Зарубежная литература.
Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Чтение: работа с информацией. Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Учебный раздел (тема) |
Часов на изучение тем раздела |
В том числе часов: |
|
проектов |
К/Р |
|||
1. |
О нашей Родине |
7 |
|
|
2. |
Устное народное творчество |
17 |
|
|
3. |
В мире книг |
2 |
|
|
4. |
Басни |
6 |
|
|
5. |
Произведения А.С.Пушкина |
6 |
|
|
6. |
Чудная картина, как ты мне родна... |
5 |
1 |
|
7. |
Произведения Л.Н.Толстого |
6 |
|
|
8. |
Произведения Н.А.Некрасова |
5 |
|
|
9. |
Произведения А.П.Чехова |
4 |
|
|
10. |
Произведения В. М. Гаршина |
3 |
|
|
11. |
Сказки зарубежных писателей |
3 |
1 |
|
12. |
Зимним холодом пахнуло... |
5 |
|
|
13. |
Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка |
6 |
|
|
14. |
Произведения А.И.Куприна |
9 |
1 |
|
15. |
А уж в воздухе вешние звоны |
12 |
|
|
16. |
Произведения К. Г. Паустовского |
8 |
|
|
17. |
Произведения С.Я. Маршака |
4 |
|
|
18. |
Произведения Л. Пантелеева |
6 |
|
|
19. |
Произведения А. П. Гайдара |
6 |
|
|
20. |
Произведения М.М. Пришвина |
3 |
|
|
21. |
Произведения зарубежных писателей |
13 |
|
|
Всего часов за учебный год |
136 |
4 |
|
Проектные работы по теме: «Любимое время года в произведениях писателей», «Моя любимая книга», «Дневник летнего чтения»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
ГБОУ «ОЦ «Бухта Казачья»
__________/Донцовой Т. В. /
№ 457 от 30.08.2023 г.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Универсальные учебные действия |
Примечания |
|||
План. |
Факт. |
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
|||
О нашей Родине 7ч |
|||||||
1. |
|
|
К. Ушинский "Наше отчество". Вводный инструктаж по технике безопасности |
У обучающегося будут сформированы: -учебно-познавательный интерес к учебному предмету; -умения оценивать поступки людей, как хорошие или плохие; -умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать проявлять интерес к истории своего народа -идентифицировать себя с принадлежностью к русскому народу -проявлять интерес к русским народным сказкам -проявлять уважение к истории своего народа -проявлять интерес к жанрам фольклора -проявлять интерес к героическому прошлому своего народа -интересоваться былинными героями -анализировать поступки героев с моральной точки зрения Обучающийся получит возможность для формирования: -навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы; -целеустремленности в учебной деятельности; опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата; собственного опыта творческой деятельности.
|
Обучающийся научится: -читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями; -читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам; -определять признаки загадки, их виды, -определять тему пословицы, находить присказку, -определять виды сказок, работать с текстом произведения, -работать с книгой: предисловие, послесловие, -определять особенности сказок с загадками, развитие сюжета, -сравнивать положительных и отрицательных героев, - характеризовать особенности волшебных сказок: чудеса, превращения, повторы, -сравнивать волшебные и бытовые сказки, -сравнивать книги о сказках, воспринимать русские народные сказки, -определять особенности построения скороговорок, -сравнивать малые фольклорные жанры, --определять особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты, гиперболизация, -характеризовать былинных героев: их внешний вид, поступки, миссия, -сравнивать былины, -работать с элементами книги: титульный лист, оглавление -определять алгоритм выполнения работы. -пользоваться умениями читать вслух и молча. Находить нужную информацию в учебнике. словаре, справочнике. -заполнять таблицы. Обучающийся получит возможность научиться: -обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора; |
Обучающийся научится: -выполнять работу по цепочке. -работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, -осуществлять взаимопроверку выполненной работы; -работать в малых группах. -видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; -находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. Обучающийся получит возможность научиться: -подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения; -понимать, что разные точки зрения имеют разные основания. -задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); К: участвовать в диалоге, объяснять значение пословицы, оформлять рассуждение в устной речи, обосновывать свою точку зрения, отвечать на вопросы Р: понимать мотив и цель чтения, понимать учебную задачу, принимать и сохранять учебную задачу, анализировать собственную работу, адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника |
|
2. |
|
|
С. Васильев "Россия" |
|
|||
3. |
|
|
Т. Бокова "Родина" |
|
|||
4. |
|
|
М. Пришвин "Моя Родина" |
|
|||
5. |
|
|
Л. Кассиль "Алексей Андреевич |
|
|||
6. |
|
|
Л. Кассиль "Алексей Андреевич |
|
|||
7. |
|
|
Книжная полка. Книги о Родине. Обобщающий урок по разделу "О нашей Родине". |
|
|||
Устное народное творчество 17ч |
|
||||||
8. |
|
|
Загадки. Какие бывают загадки. Проверка формирования осмысленного чтения |
|
|||
9. |
|
|
В. Даль. «Старик-годовик» -сказка - загадка |
|
|||
10. |
|
|
Пословицы. Какие бывают пословицы. |
|
|||
11. |
|
|
Скороговорки. Какие бывают скороговорки |
|
|||
12. |
|
|
Дорогами сказок. Русская народная сказка «Самое дорогое». |
|
|||
13. |
|
|
Дорогами сказок. Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». |
|
|||
14. |
|
|
Дополнительное чтение. Чукотская народная сказка "Девушка и месяц" |
|
|||
15. |
|
|
Дорогами сказок. Русская народная сказка «Дочь – семилетка» |
|
|||
16. |
|
|
Дорогами сказок. Русская народная сказка «Иван -царевич и серый волк" |
||||
17. |
|
|
Дорогами сказок. Русская народная сказка «Иван -царевич и серый волк" |
||||
18. |
|
|
Дорогами сказок. Русская народная сказка «Иван -царевич и серый волк" |
||||
19. |
|
|
Дополнительное чтение. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». |
||||
20. |
|
|
Былины. "Илья Муромец и соловей разбойник". |
||||
21. |
|
|
Былины. "Илья Муромец и соловей разбойник". |
||||
22. |
|
|
Дополнительное чтение. Былина "Добрыня и Змей" |
||||
23. |
|
|
Книжная полка. Былины. |
||||
24. |
|
|
Урок обобщения по разделу "Устное народное творчество". Рублика «Проверьте себя». |
||||
В мире книг 2ч |
|||||||
25. |
|
|
Книги Древней Руси. Первая печатная книга на Руси. |
||||
26. |
|
|
Н. Кончаловская "Мастер Федоров Иван и его печатный стан" |
|
|||
Басни 6 ч |
У обучающегося будут сформированы: -интерес к языку басен, положительное отношение к учению, -проявлять терпение и уважение, -выражать положительное отношение к процессу познания -целеустремленности в учебной деятельности;
Обучающийся научится: - аргументировать свою точку зрения - проявлять терпение в споре -анализировать поступки героев - характеризовать поступки героев - слушать других - проявлять терпение и уважение - понимать красоту поэтического слова
|
Обучающийся научится: определять особенности жанра басни, сравнивать басни (структура, мораль) определять, признаки басни, сравнивать басню Эзопа и Крылова, определять понятия: аллегория, мораль, вступление Обучающийся получит возможность научиться: рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции, сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний; Обучающийся научится: -иметь представление об эпитетах, олицетворении, -выбирать тон и темп чтения, -читать выразительно, -сравнивать авторскую и народную сказку, - рассматривать книги со сказками разных изданий, --сравнивать стихотворения, определять тему, рифму -работать с содержанием учебника
|
Обучающийся научится: самостоятельно организовывать своё рабочее место; - понимать цель выполняемых действий; - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; - понимать важность планирования работы; Обучающийся получит возможность научиться: -оценивать правильность выполнения своих учебных действий; -в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; К.: участвовать в диалоге, строить монологическую речь, сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в устной и письменной речи Р: понимать учебную задачу, поставленную учителем, организовывать свою деятельность, адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников, контролировать свою деятельность
|
|
|||
|
|||||||
27. |
|
|
Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград». |
|
|||
28. |
|
|
Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград». |
|
|||
29. |
|
|
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». |
|
|||
30. |
|
|
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Проверка формирования осмысленного чтения |
|
|||
31. |
|
|
Дополнительное чтение. И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок». «Крестьянин и Работник» |
|
|||
32. |
|
|
Урок обобщения по разделу "Басни". Рубрика «Проверьте себя» |
|
|||
Произведения А.С.Пушкина 6ч (II четверть) |
|
||||||
33. |
|
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
|
|||
34. |
|
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
|
|||
35. |
|
|
К. Паустовский «Сказки Пушкина». |
|
|||
36. |
|
|
А.С. Пушкин отрывок из романа "Евгений Онегин" |
|
|||
37. |
|
|
А.С. Пушкин отрывок из романа "Евгений Онегин" |
|
|||
38. |
|
|
Книжная полка. Стихотворения А. С. Пушкина. Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверьте себя». |
|
|||
Чудная картина, как ты мне родна... 5ч |
|
|
|
|
|||
39. |
|
|
Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.», «В небе тают облака…». |
У обучающегося будут сформированы: -учебно-познавательный интерес к учебному предмету; - видеть красоту родной природы, проявлять интерес к родной природе - проявлять внимательное отношение к природе -умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать Обучающийся получит возможность для формирования: -навыков адаптации к изменяющимся условиям, веры в свои силы; -целеустремленности в учебной деятельности; -опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата; -собственного опыта творческой деятельности.
|
Обучающийся научится: - определять чувства и настроение стихотворения сравнивать строфы, -определять интонацию при чтении - определять эпитеты, сравнения, тон и темп чтения - выделять факты из текста и их описание - определять особенности сказок Толстого (сюжет, герои), виды сказок (волшебная, бытовая) - определять жанр произведения, сравнивать сюжет былины Л.Н. Толстого с отрывком из летописи «Никита Кожемяка» - работать с детскими книгами, группировать книги-сборники и книги-произведения выделять эпитеты, выявлять позиции автора-рассказчика, автора-героя - моделировать обложку - сравнивать описание героев, определять темп и ритм чтения - работать с титульным листом, предисловием, знакомиться с художниками-иллюстраторами Обучающийся получит возможность научиться: -читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, - выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
|
Обучающийся научится: -выполнять работу по цепочке. -работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; -работать в малых группах. Обучающийся получит возможность научиться: -оценивать правильность выполнения своих учебных действий; - в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; -намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
|
|
40. |
|
|
Стихи об осенней природе .А.Н. Майков «Осень». |
|
|||
41. |
|
|
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря». |
|
|||
42. |
|
|
А. К. Толстой "Вот уж снег последний в поле тает..."Книжная полка. Стихотворения русских поэтов. |
|
|||
43. |
|
|
Проект "Любимое время года в произведениях писателей" |
|
|||
Произведения Л.Н.Толстого 6ч |
|
||||||
44. |
|
|
Жанры произведений Л.Н.Толстого. Сказки. Л.Н. Толстой «Ореховая ветка». |
|
|||
45. |
|
|
Жанры произведений Л.Н.Толстого. Басни. Л.Н. Толстой «Белка и волк». |
|
|||
46. |
|
|
Жанры произведений Л.Н.Толстого. Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». |
|
|||
47. |
|
|
Жанры произведений Л.Н.Толстого. Быль. Л.Н. Толстой «Прыжок». |
|
|||
48. |
|
|
Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь». |
|
|||
49. |
|
|
Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя». |
|
|||
Произведения Н.А.Некрасова 5ч |
|
||||||
50. |
|
|
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок) |
|
|||
51. |
|
|
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок) |
|
|||
52. |
|
|
К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». |
|
|||
53. |
|
|
Н.А. Некрасов «Славная осень…». |
У обучающегося будут сформированы: -умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать -уважительное отношение к природе - применять правила делового сотрудничества в группе -выражать положительное отношение к процессу познания Обучающийся получит возможность для формирования: -целеустремленности в учебной деятельности; -опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата; |
-находить описание луны, грозы, ветра, дождя, выделение олицетворений - выделение олицетворений, сравнение произведений А. Чехова - выделять эпизоды описания героя, его жизни, пересказывать по плану - работать с книгами о животных: работа с аппаратом книги, с предисловием и послесловием
-работать с текстом сказки – герои положительные и отрицательные, особенности их речи, развитие событий, повторы - наблюдать над началом и концом сказки, большие числа, поведение героев - работать с детскими книгами - определять название сказок, сказочных героев, инсценирование эпизодов сказок
|
Обучающийся научится: -выполнять работу по цепочке. -работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; -работать в малых группах. Обучающийся получит возможность научиться: -оценивать правильность выполнения своих учебных действий; - в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; -намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
К: -описывать картины природы - объяснять свою точку зрения - участвовать в диалоге - оформлять свои мысли в устной и письменной речи
Р: -воспринимать оценку учителя и одноклассников - сохранять и удерживать учебную задачу - контролировать свою деятельность - корректировать свою деятельность - анализировать свою работу
|
|
54. |
|
|
Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». |
|
|||
Произведения А.П.Чехова 4ч |
|
||||||
55. |
|
|
Повести и рассказы. Повесть А.П. Чехова «Степь» (отрывок). |
|
|||
56. |
|
|
Произведения о детях. А.П.Чехов "Ванька" |
|
|||
57. |
|
|
Произведения о детях. А.П.Чехов "Ванька" |
|
|||
58. |
|
|
Урок обобщения по разделу. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова». |
|
|||
Произведения В. М. Гаршина 3ч |
|
||||||
59. |
|
|
В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница" |
|
|||
60. |
|
|
В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница" |
|
|||
61. |
|
|
В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница" |
|
|||
Сказки зарубежных писателей 3ч |
|
||||||
62. |
|
|
Ш. Перро «Подарки феи» |
|
|||
63. |
|
|
Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре» Проверка формирования осмысленного чтения |
|
|||
64. |
|
|
Книжная полка. Сказки зарубежных писателей. Проект "Мой любимый писатель" |
|
|||
Зимним холодом пахнуло... 5ч III четверть (2 часть) |
Обучающийся научится: проявлять чувство любви к своей Родине - любоваться родной природой - проявлять уважение к своей Родине -проявлять интерес к русской поэзии - идентифицировать себя с принадлежностью к своей Родине - выражать положительное отношение к процессу познания -умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать -уважительное отношение к природе - применять правила делового сотрудничества в группе -выражать положительное отношение к процессу познания Обучающийся получит возможность для формирования: -целеустремленности в учебной деятельности; -опыта адекватной самооценки своих учебных действий и их результата;
|
Обучающийся научится: понятие о тоне, ритме, выделять логические ударения и соблюдать паузы, определять тему произведения - выделять логическое ударение, эпитеты и олицетворение - читать выразительно - сравнивать стихотворения, работать с иллюстрацией и текстом
|
|
||||
65. |
|
|
И.С. Никитин «Утро». |
|
|||
66. |
|
|
Дополнительное чтение И. С. Никитин «Помню я: бывало, няня…» |
|
|||
67. |
|
|
И. З. Суриков "Детство" |
|
|||
68. |
|
|
С. Д. Дрожжин «Зимний день», «Привет тебе, ...» |
|
|||
69. |
|
|
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя». |
|
|||
Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка 6ч |
-выделять главную мысль рассказа, определять авторскую позицию (автор-рассказчик) -работать с планом, творческий пересказ по плану - составлять отзыв о прочитанной книге - применению основных литературных терминов
|
|
|||||
70. |
|
|
Рассказы о животных. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш» |
|
|||
71. |
|
|
Рассказы о животных. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш» |
|
|||
72. |
|
|
Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». |
|
|||
73. |
|
|
Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». |
|
|||
74. |
|
|
Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». |
|
|||
75. |
|
|
Урок обобщения по разделу "Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка". Рубрика «Проверьте себя» |
|
|||
Произведения А.И.Куприна 9ч |
|
|
|||||
76. |
|
|
Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда». |
Обучающийся научится: анализировать произведение, знакомство с легендой. - работать по сюжетному треугольнику, дополнять план, определять эпитеты и сравнения - работать с книгами: называть автора, героев, кратко пересказывать эпизод - повторить произведения по разделу, сравнивать произведения по темам и жанрам (работа с таблицей)
|
|
||
77. |
|
|
Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда». |
|
|||
78. |
|
|
Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда». |
|
|||
79. |
|
|
Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда». |
|
|||
80. |
|
|
Рассказы о животных. И.А. Куприн «Барбос и Жулька». |
|
|||
81. |
|
|
Рассказы о животных. И.А. Куприн «Барбос и Жулька». |
|
|||
82. |
|
|
Дополнительное чтение. А. И. Куприн «Слон», «Ю-ю» |
|
|||
83. |
|
|
Книжная полка «Книги о братьях наших меньших». Урок обобщения по разделу «Произведения А.И. Куприна». Рубрика «Проверьте себя» |
|
|
||
84. |
|
|
Проект "Моя любимая книга" |
|
|||
А уж в воздухе вешние звоны 12ч |
|
|
|
||||
85. |
|
|
И. А. Бунин "Первый снег" |
У обучающегося будут сформированы: -умения оценивать поступки людей, как хорошие или плохие; -проявлять желание трудиться, соотносить поступки героев с моральной нормой - проявлять внимательное отношение к родной природе - проявлять интерес к русской поэзии - проявлять интерес к творчеству Есенина Обучающийся получит возможность для формирования: -целеустремленности в учебной деятельности; собственного опыта творческой деятельности. |
-уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор). -выделять эпитеты. Сравнения, олицетворение, сравнивать строфы, выделять логические ударения - определять интонацию при чтении - читать выразительно стихи, работать с детскими книгами
Обучающийся научится: - делить текст на части, составлять план -пересказывать по плану, выделять сравнения и метафоры - определять понятие «юмор», «юмористический рассказ», следить за сюжетом (развитием событий) - характеризовать образ кота (внешний вид, поступки) - работать с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация - составлять отзыв о книге, инсценировать эпизоды произведений выделять эпитеты и сравнения читать отдельные сцены по ролям, сравнивать поступки героев читать выразительно, составлять аннотацию к книге объяснять понятия (дружба, сочувствие, милосердие) определять тему произведения, понятия «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа», объяснять заголовок отличать исторический рассказ, работать с сюжетным треугольником, характеризовать образы героев, сравнивать их поступки работать с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая» сравнивать героев рассказа, выделять элементы волшебства, дополнять план, работать с сюжетным треугольником
|
|
|
86. |
|
|
И. А. Бунин "Полевые цветы" |
|
|||
87. |
|
|
А. А. Блок "Сны" |
|
|||
88. |
|
|
А. А. Блок ""Ворона" |
|
|||
89. |
|
|
Дополнительное чтение. А. А. Блок «Зайчик» |
|
|||
90. |
|
|
К. Д. Бальмонт "Снежинка" |
|
|||
91. |
|
|
К. Д. Бальмонт "Золотое слово" |
Обучающийся научится: -работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; -работать в малых группах. -видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; -находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. -самостоятельно организовывать своё рабочее место; -понимать цель выполняемых действий; -в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; - понимать важность планирования работы Обучающийся получит возможность научиться: -оценивать правильность выполнения своих учебных действий |
|
||
92. |
|
|
Дополнительное чтение К. Д. Бальмонт «От птицы к птице» |
|
|||
93. |
|
|
С. А. Есенин "Я покинул родимый дом…" |
|
|||
94. |
|
|
С. А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" |
|
|||
95. |
|
|
С. А. Есенин "Береза" |
|
|||
96. |
|
|
Книжная полка. Стихотворения русских поэтов. Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» |
|
|||
Произведения К. Г. Паустовского 8ч |
|
||||||
97. |
|
|
К.Г. Паустовский «Барсучий нос» |
|
|||
98. |
|
|
К.Г. Паустовский «Барсучий нос» |
|
|||
99. |
|
|
К.Г. Паустовский «Кот – ворюга» |
|
|||
100. |
|
|
Дополнительное чтение К.Г. Паустовский «Подарок» |
|
|||
101. |
|
|
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы |
|
|||
102. |
|
|
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы |
|
|||
103. |
|
|
Книжная полка. Книги о природе. Обобщение по разделу "Произведения К. Г. Паустовского" |
|
|||
104. |
|
|
Проверка формирования осмысленного чтения |
|
|||
Произведения С.Я. Маршака 4ч |
|
||||||
105. |
|
|
Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка» |
|
|||
106. |
|
|
Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Ландыш» |
|
|||
107. |
|
|
Дополнительное чтение. С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка). |
|
|||
108. |
|
|
В.Е. Субботин «С Маршаком». Обобщение по разделу "Произведения С.Я. Маршака". |
|
|||
Произведения Л. Пантелеева 6ч IV четверть |
|
|
|||||
109. |
|
|
Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово» |
|
Обучающийся научится: -строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя; -слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; -называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы; -называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; Обучающийся получит возможность научиться: -использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»; -привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
|
|
|
110. |
|
|
Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово» |
|
|||
111. |
|
|
Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька» |
|
|||
112. |
|
|
Художественные рассказы Л. Пантелеев «На ялике» |
|
|||
113. |
|
|
Художественные рассказы Л. Пантелеев «На ялике» |
|
|||
114. |
|
|
Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Новенькая». |
|
|||
Произведения А. П. Гайдара 6ч |
|
||||||
115. |
|
|
Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень». |
|
|||
116. |
|
|
Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень». |
|
|||
117. |
|
|
Повесть о детях. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». |
|
|||
118. |
|
|
Повесть о детях. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». |
|
|||
119. |
|
|
Писатели о писателях. С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» |
|
|||
120. |
|
|
Книжная полка. Читаем о детях и для детей. Обобщение по разделу "Произведения А. П. Гайдара". |
|
|||
Произведения М.М. Пришвина 3ч |
|
||||||
121. |
|
|
Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка». |
|
|||
122. |
|
|
Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час». |
|
|||
123. |
|
|
В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». |
|
|||
Произведения зарубежных писателей 13ч |
|
||||||
124. |
|
|
Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк». |
|
|||
125.
|
|
|
Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк». |
|
|||
126. 127. |
|
|
Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк». |
|
|||
128. |
|
|
Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк». |
|
|||
129. |
|
|
Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». |
|
|||
130. |
|
|
Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Проверка формирования осмысленного чтения |
|
|||
131. |
|
|
Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». |
|
|||
132. |
|
|
Дополнительное чтение Э. Сетон-Томпсон «Животные – герои» |
|
|||
133. |
|
|
Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверьте себя» |
|
|||
134. |
|
|
Рубрика «Проверьте себя» |
|
|||
135. |
|
|
Проект «Дневник летнего чтения» |
|
|||
136. |
|
|
Проект «Дневник летнего чтения» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.