Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
ПРИНЯТО Решение методического объединения учителей _______________________________________ Руководитель ШМО ________ /Саранчук Л.А../ Протокол от «__» _______ 2023 года № ___
|
СОГЛАСОВАНО Директор МАОУ «СОШ №24» ___________ /Гайдуков А.Н../ «__» _______ 2023 года |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих логопедических занятий обучающихся
с ОВЗ, имеющих АООП (умственная отсталость) вариант 9.1
Автор-составитель
Учитаель-логопед: Заводова Н.Г.
Краснотурьинск , 2023
Рабочая программа
коррекционно-развивающих логопедических занятий обучающихся
с ОВЗ, имеющих АООП (умственная отсталость) вариант 9.1
Пояснительная записка
Программа «Логопедические занятия» составлена для обучающихся с 5 по 9 класс, обучающихся по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными задачами логопедической работы является:
-формировать правильный навык письма, чтения;
-развивать письменную речь как форму общения;
-способствовать усвоению языка как средства общения.
-учить соотносить условия задачи с их требованиями;
-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;
-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве;
-развивать зрительный, слуховой контроль.
-развивать словесную регуляцию поведения.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация
звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
- высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и навыки, логопед, тем самым, развивает у обучающихся познавательные процессы и высшие психические функции.
Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
В начале каждого учебного года обследуются все обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи на начало учебного года), а также вновь прибывшие учащиеся. Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Основным критерием при зачислении на занятия являются рекомендации центральной (территориальных) психолого-педагогических комиссий, кроме того, учитывается характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка.
Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю. На индивидуальные занятия отводится 30-40 минут на каждого ученика, на занятия с группой 40-60 минут. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
При подготовке занятия и выборе упражнений и заданий учитывается степень системного недоразвития речи учащихся.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики
- упражнения для развития координации движений и мелкой моторики пальцев рук
- дыхательная гимнастика
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков
- упражнения, направленные на развитие фонематических процессов
- работа со словами, звуко-слоговый анализ слов
- работа над предложением
- обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.
Важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания, дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения, развитие мелкой моторики рук.
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда
с обучающейся
5 класс
|
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
|
|
Предварительный этап |
|
||
1 |
Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная, итоговая диагностика). |
|
2 |
|
|
Повторение изученного во 2-4 классах |
|
||
2 |
Дифференциация фонем. |
Сравнение парных согласных. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. |
1 |
|
3 |
Развитие языкового анализа и Синтеза, восприятия предметов по контуру. |
Повторение анализа предложений. Развитие слогового анализа и синтеза; фонематического анализа и синтеза. Узнавание предметов по контуру. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. |
1 |
|
4 |
Формирование фонематического восприятия и слуха |
Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия. Выделение звука на фоне слога. Развитие умения определять наличие звука в слове. Выполнение упражнений на развитие фонематического слуха. |
1 |
|
5 |
Устранение оптической дислексии и дисграфии |
Название предметов по контуру, называние недорисованных предметов. Подбор картинок к определённому цветовому фону |
2 |
|
6 |
Узнавание предметов в условиях зашумления. |
Узнавание предметов по карточке, с заштрихованным изображением. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. |
2 |
|
7 |
Развитие фонематического восприятия |
Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дидактические пособия. |
1 |
|
8 |
Развитие звукового анализа и синтеза |
Называние слов, произнесённых по звукам с паузой между ними. |
2 |
|
9 |
Развитие слогового анализа |
Составление слов из данных слогов. Составление слов из слогов, данных в беспорядке. Составление слов с недостающими слогами. |
2 |
|
10 |
Чтение. Повторение пройденного материала |
Чтение сказок по ролям: «Дюймовочка», «Кот в сапогах». Разыгрывание сказки с помощью настольного театра. |
2 |
|
11 |
Письмо. Повторение пройденного материала |
Закрепление пройденного материала. Выполнение упражнений. Проверочный срез. |
2 |
|
|
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка. |
|
||
12 |
Слова, отв. на вопрос кто? что?, обозначающие предмет. Понятие имени существительного |
Формирование понятия имени существительного. Знакомство с вопросами. Изучение правила. Работа по таблице. Работа с предложениями различной синтаксической конструкции. |
1 |
|
13 |
Слова, отв. на вопрос какой? Обозначающие признаки предметов. Понятие имени прилагательного |
Формирование понятия имени прилагательного. Знакомство с вопросами. Изучение правила. Работа по таблице. Распространение предложений. |
1 |
|
14 |
Чтение |
Чтение рассказов для детей Н. Носова, К. Паустовского и других писателей. Подготовка пересказа. Совершенствование навыков связного высказывания. |
1 |
|
15 |
Письмо |
Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам или в тетрадке. |
1 |
|
16 |
Дифференциация глаголов противоположных по значению |
Развитие умения различать глаголы противоположные по значению. Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам. |
1 |
|
17 |
Образование слов при помощи приставки В, ВЫ |
Формирование и закрепление понятия приставка. Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. |
2 |
|
18 |
Образование слов при помощи приставки НА, НАД |
Обобщение понятия приставка. Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. |
2 |
|
19 |
Образование слов при помощи приставки ПОД, ЗА |
Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам. |
2 |
|
20 |
Образование слов при помощи приставки ПРИ, ПЕРЕ |
Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам. |
2 |
|
21 |
Образование слов при помощи приставки У, ПО, ДО, ОТ |
Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам. |
3 |
|
22 |
Понятие родственных слов. Корень слов |
Формирование понятий корень, родственные слова. Изучение правила. Обучение образованию родственных слов. |
1 |
|
23 |
Морфемный анализ и синтез слов различной структуры. |
Обучение выполнению морфемного анализа и синтеза слов различной структуры. Выполнение заданий по карточкам. |
1 |
|
24 |
Обобщающее занятие |
Написание диктанта. Выполнение письменных заданий. Выполнение работы над ошибками. |
1 |
|
|
Устранение дисграфии и дислексии |
|
||
25 |
Дифференциация гласных первого и второго ряда |
Закрепление артикуляции звуков. Сравнение гласных первого и второго ряда. Изучение правила. Практическое закрепление правила. |
1 |
|
26 |
Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Изучение правила. Практическое закрепление правила в слогах, словах, предложениях. Составление схем слов, предложений с выделением гласных. |
1 |
|
27 |
Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях. |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Изучение правила. Практическое закрепление правила в слогах, словах, предложениях. Составление схем слов, предложений с выделением гласных. |
1 |
|
28 |
Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях. |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Изучение правила. Практическое закрепление правила в слогах, словах, предложениях. Составление схем слов, предложений с выделением гласных. Итоговый срез. |
1 |
|
29 |
Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» в конце и середине |
Изучение правила. Практическое закрепление правила в, словах, предложениях. Выполнение заданий на |
1 |
|
30 |
Слова |
индивидуальных карточках. Составление схем слов, предложений с выделением «ь». Проверочный диктант |
1 |
|
31 |
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и. |
Изучение правила. Практическое закрепление правила в словах, предложениях. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. Составление схем слов, предложений с выделением «ь». Проверочный диктант. |
2 |
|
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда
с обучающейся
6 класс
|
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
|
Предварительный этап |
|
|
1 |
Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная, итоговая диагностика). |
|
2 |
|
Повторение изученного во 2-5 классах |
|
|
2 |
Развитие языкового анализа и синтеза |
Повторение алфавита, гласных и согласных звуков. Выполнение упражнений на развитие языкового анализа и синтеза. |
1 |
3 |
Устранение дисграфии и дислексии |
Дифференциация гласных первого и второго ряда. Закрепление артикуляции звуков. Сравнение гласных первого и второго ряда. Повторение правила. Практическое закрепление правила. Правописание мягкого знака (все случаи). |
2 |
4 |
Слово. Образование слов при помощи приставок |
Формирование понятия слова, приставки. Повторение правила. Выполнение заданий в тетради. |
1 |
5 |
Образование слов при помощи суффиксов |
Формирование понятия суффикс. Повторение правила. Выполнение заданий в тетради. |
1 |
6 |
Корень слова. Родственные слова |
Формирование понятия корень, родственные слова. Повторение правила. Выполнение заданий в тетради. |
1 |
7 |
Чтение |
Чтение русских народных сказок: «Баба Яга», «Морозко». Составление рассказа по картине. Подготовка пересказа. |
1 |
8 |
Письмо |
Повторение правил и выполнение упражнений по пройденным темам. Проверочный диктант |
1 |
|
Овладение навыком подбора многозначных слов |
|
|
9 |
Антонимы, способы их употребления |
Изучение понятия антонимы и способа их употребления. Выполнение подбора антонимов к данным словам. |
1 |
10 |
Синонимы, способы их употребления |
Знакомство с понятием синонимы и способом их употребления. Выполнение подбора синонимов к словам. |
1 |
|
Понятие о предлогах и способы их использования, дифференциация предлогов и приставок |
|
|
11 |
Предлог В, НА, ПОД |
Изучение и закрепление понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради. |
2 |
12 |
Чтение |
Чтение авторских сказок Ш. Пьеро, В. Гауфа. И других писателей Подготовка пересказа. |
2 |
13 |
Письмо |
Закрепление пройденного материала. Выполнение письменных заданий. |
2 |
14 |
Предлог ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛН, ОКОЛО, К, ОТ, ПО |
Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради. |
6 |
15 |
Обобщающее занятие |
Обобщение пройденного материала. Работа по карточкам. Свободный диктант |
1 |
16 |
Предлог и приставка |
Формирование понятия приставка. Повторение понятия предлог. Тренировочные упражнения на выделение приставки, предлога |
1 |
17 |
Дифференциация предлогов и приставок |
Чтение и выделение предлогов. Повторение понятия предлог, отличие предлога от приставки. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки. Работа со словом (определение «предлог-приставка»). Работа со словосочетанием. Составление предложения с одним из словосочетаний. |
1 |
18 |
Правописание разделительного Ъ после приставок. |
Изучение правила. Практическое закрепление правила в словах, предложениях. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. Составление схем слов, предложений с выделением «ъ». |
1 |
19 |
Итоговое занятие |
Проверочный диктант. Выполнение работы над ошибками. |
1 |
20 |
Чтение |
Чтение художественной книги. Знакомство с рассказами Н. Носова. Подготовка краткого пересказа. Совершенствование навыков связного высказывания. |
2 |
21 |
Письмо |
Повторение пройденного материала. Выполнение упражнений на заданную тему. |
1 |
|
Коррекционная работа на лексическом уровне. Восполнение лексических средств языка |
|
|
22 |
Понятие словосочетаний |
Формирование понятия словосочетание. Изучение правила. Составление словосочетаний по сюжетной картинке, выполнение упражнений. |
1 |
23 |
Понятие предложения |
Формирование понятия предложение. Изучение правила. Составление предложений из данных слов, выполнение упражнений. |
1 |
24 |
Согласование слов в числе |
Знакомство с понятием ед.ч, мн.ч., выполнение упражнений на согласование слов в числе. |
1 |
25 |
Согласование слов в роде |
Знакомство с понятием м.р., ср.р., ж.р. выполнение упражнений на согласование слов в роде. |
1 |
26 |
Словосочетания, образованные по способу управления Р.п. |
Изучение вопросов Р.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений. |
1 |
27 |
Словосочетания, образованные по способу управления Д.п. |
Изучение вопросов Д.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений. |
1 |
28 |
Словосочетания, образованные по способу управления В.п. |
Изучение вопросов В.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений. |
1 |
29 |
Словосочетания, образованные по способу управления Т.п. |
Изучение вопросов Т.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений. |
1 |
30 |
Словосочетания, образованные по способу управления П.п. |
Изучение вопросов П.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений. |
1 |
31 |
Закрепление падежных форм |
Повторение вопросов падежей, выполнение упражнений. |
1 |
32 |
Совершенствование связной речи |
Составление рассказа по сюжетной картинке. |
1 |
33 |
Итоговое занятие |
Написание диктанта. Выполнение работы над ошибками. |
1 |
34 |
Чтение |
Чтение художественной книги. Знакомство с рассказами В. Бианки. Подготовка краткого пересказа или других авторов и рассказов |
1 |
35 |
Письмо |
Повторение пройденного материала. Грамматическое оформление предложений. Выполнение упражнений на заданную тему. |
1 |
36 |
Фронтальное и индивидуальное обследование |
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение работы за год. |
1 |
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда
с обучающейся
7 класс
|
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
|
Предварительный этап |
|
|
1 |
Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная, итоговая диагностика) Оформление документации |
|
2 |
|
Повторение изученного во 2-6 классах |
|
|
2 |
Предлоги |
Повторение понятия предлог. Составление предложений с предлогами. Употребление предлогов в предложении. Работа по карточкам. |
2 |
3 |
Предложение |
Повторение понятий текст, предложение. Повторение главных и второстепенных членов предложения. Повторение правил написания предлогов и союзов, составление графической схемы предложения. Составление графических схем. Выполнение деления текста на предложения. Работа с деформированным текстом. |
2 |
|
Развитие слогового анализа и синтеза |
|
|
4 |
Слоги |
Повторение понятий слоги, звуки. Выделение гласного звука из слога, из слова. Ударение. Ударные и безударные слоги. |
1 |
5 |
Безударные гласные в корне |
Повторение правила. Выполнение упражнений. |
1 |
6 |
Согласные звуки. |
Повторение понятий алфавит, буквы, звуки согласные и гласные. Выполнение упражнений. |
1 |
7 |
Гласные и согласные в приставках |
Повторение правила. Закрепление написания приставок. Разделительный «ъ» после приставок. |
1 |
8 |
Приставка и предлог |
Повторение определения. Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам. |
1 |
9 |
Чтение |
Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова. Работа над правильным, осознанным, выразительным чтением. Подготовка пересказа. |
1 |
10 |
Письмо |
Закрепление пройденного материала. Выполнение теста. |
2 |
|
Углублённая коррекционная работа на лексическом уровне |
|
|
12 |
Слова, обозначающие предметы. Имя существительное. |
Уточнение и обогащение знаний о предмете. Обучение детей правильно задавать вопросы «кто?», «что?». Повторение правила. Определение рода. |
1 |
13 |
Неодушевлённые и одушевлённые предметы |
Обобщение знаний о неодушевлённых и одушевлённых предметах. Выполнение заданий на применение правила. Изменение по числам. |
1 |
14 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
Повторение правил. Закрепление умения приводить примеры. Составление предложений. Выполнение заданий по карточкам. |
1 |
15 |
Изменение имён существительных по падежам |
Знакомство с падежами по таблице. Повторение вопросов падежей. Правописание падежных окончаний. Выполнение упражнений |
1 |
16 |
Слова, обозначающие признак предметов. Имя прилагательное |
Формирование понятия имя прилагательное. Изучение правила. Уточнение и обогащение знаний о признаках предметов. |
1 |
17 |
Изменение имён прилагательных по родам |
Изучение изменения имён прилагательных по родам. Изучение правила. Выполнение упражнений |
1 |
18 |
Изменение имён прилагательных по числам |
Изучение изменения имён прилагательных по числам. Изучение правила. Выполнение упражнений. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
1 |
19 |
Письмо |
Закрепление пройденного материала. Выполнение письменных заданий. Закрепление правил и определений. |
2 |
20 |
Чтение |
Чтение художественной книги. Знакомство с рассказами Н. Носова. Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения. Подготовка краткого пересказа или других авторов. |
2 |
21 |
Падежные окончания имен прилагательных |
Повторение правила. Выполнение письменных заданий. |
1 |
22 |
Склонение имён прилагательных в ед. числе |
Знакомство со склонением имён прилагательных в ед. числе. Изучение правила. Выполнение заданий по карточкам. |
1 |
23 |
Склонение имен прилагательных во мн. числе |
Знакомство со склонением имён прилагательных во мн. Числе. Изучение правила. Выполнение упражнений. |
1 |
24 |
Итоговое занятие по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное» |
Выполнение письменных заданий по пройденным темам. Диктант. Работа над ошибками. |
1 |
25 |
Слова, обозначающие действие предмета. Глагол. |
Уточнение и обогащение знаний о действии предмета. Обучение детей правильно задавать вопросы. Изучение правила. Формирование понятия глагол. |
1 |
26 |
Изменение глагола по временам. |
Изучение изменения глагола по временам. Изучение правила. Выполнение упражнений, работа по карточкам. |
1 |
27 |
Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. |
Изучение изменения глагола прошедшего времени по родам и числам. Изучение правила. Выполнение упражнений. |
1 |
28 |
Письмо |
Закрепление пройденного материала. Выполнение письменных заданий. |
2 |
29 |
Чтение |
Чтение художественной книги. Знакомство с баснями И. Крылова. Заучивание басни. |
2 |
30 |
Не с глаголами. |
Изучение правила. Выполнение упражнений, работа по карточкам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. |
1 |
31 |
Изменение глагола по лицам. |
Изучение изменения глагола по лицам. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику. |
1 |
32 |
Итоговое занятие |
Повторение правил. Контрольный диктант. Работа над ошибками. |
1 |
33 |
Предложение |
Обобщение пройденного материала. Выполнение упражнений в тетради, составление графических схем. |
1 |
34 |
Однородные члены предложения |
Формирование понятия однородные члены предложения. Изучение правила. Выполнение упражнений по карточкам. |
1 |
35 |
Сложное предложение |
Закрепление понятия простые и сложные предложения. Изучение правила. Выполнение упражнений. |
1 |
36 |
Обращение |
Формирование понятия обращение. Изучение правила. Выполнение письменных заданий. |
1 |
37 |
Итоговое занятие |
Повторение правил. Проверочный диктант. Работа над ошибками. |
1 |
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда
с обучающейся
8 класс
|
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная, итоговая диагностика). |
|
2 |
|
Повторение изученного во 2-7 классах |
|
|
2 |
Предлоги |
Повторение понятия предлог. Составление предложений с предлогами. Употребление предлогов в предложении. Работа по карточкам. |
2 |
3 |
Предложение |
Повторение понятий текст, предложение. Повторение главных и второстепенных членов предложения. Повторение правил написания предлогов и союзов, составление графической схемы предложения. Составление графических схем. Выполнение деления текста на предложения. Работа с деформированным текстом. |
2 |
|
Речь. Предложение. Слово. |
|
|
4 |
Вводное занятие. Правила речи. |
Определение последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов. Нахождение подлежащего и сказуемого в предложении. Нахождение второстепенных членов предложения. |
4 |
5 |
Речь. Предложение и его признаки. |
||
6 |
Дифференциация понятий "предложение"-"слово" |
||
7 |
Связь слов в предложении. |
||
8 |
Восстановление "рассыпанных" предложений. |
||
9 |
Виды предложений по цели высказывания. |
||
10 |
Главные члены предложения. |
||
11 |
Второстепенные члены предложения. |
||
12 |
Однородные члены предложения. |
Нахождение однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Составление схем предложений. |
2 |
13 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
||
14 |
Членение сплошного текста на предложения. |
||
Звуки и буквы |
|||
15 |
Алфавит. |
Фонематический анализ и синтез слов со сложной структурой |
1 |
16 |
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах. |
Соотнесение количества звуков и букв в слове. Закрепление правил правописания разделительного ь. |
1 |
17 |
Употребление предлогов в предложении. |
Практическое овладение правилом правописания звонких и глухих согласных. |
2 |
18 |
Правописание звонких и глухих согласных. |
||
Состав слова. |
|||
19 |
Состав слова. Корень. Однокоренные слова. |
Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов. |
1 |
20 |
Правописание безударных гласных в корне. |
Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов) |
1 |
21 |
Образование слов имеющих несколько корней. |
Образование сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е |
1 |
22 |
Окончание. Роль окончания в предложении. |
Нахождение окончания в словах. Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания. |
1 |
23 |
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в словообразовании. |
Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами. |
1 |
24 |
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в словообразовании. |
Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования. |
1 |
25 |
Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и предлогов. |
Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов.
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Составление слов из значимых частей; разбор слова по составу; подбор слов к схемам. |
3 |
26 |
Разделительный ъ знак после приставок. |
||
27 |
Сопоставление разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. |
||
28 |
Правописание приставок. |
||
29 |
Образование слов при помощи разных частей слова. |
||
|
Части речи. |
|
|
30 |
Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте. |
Обогащение словаря предметов. Употребление в речи имен существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевлённых. Их дифференциация. |
4 |
31 |
Распознавание частей речи и членов предложения. |
||
32 |
Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении. |
||
33 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
||
34 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
||
35 |
Изменение имён существительных по числам. |
Изменение имён существительных по числам.
Род имён существительных, умение различать род. |
2 |
36 |
Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных. |
||
37 |
Упражнение в определении рода имён существительных. |
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда
с обучающейся
9 класс
|
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная, итоговая и диагностика). |
|
2 |
|
Повторение изученного во 2-8 классах |
|
|
2 |
Предлоги |
Повторение понятия предлог. Составление предложений с предлогами. Употребление предлогов в предложении. Работа по карточкам. |
2 |
3 |
Предложение |
Повторение понятий текст, предложение. Повторение главных и второстепенных членов предложения. Повторение правил написания предлогов и союзов, составление графической схемы предложения. Выполнение деления текста на предложения. Работа с деформированным текстом. |
2 |
|
Речь. Предложение. Слово |
|
|
4 |
Вводное занятие. Правила речи |
Определение последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов. Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого. Нахождение в предложении второстепенных членов предложения Понятие «словосочетание» Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний. |
6 1 |
5 |
Предложение. Признаки предложения |
||
6 |
Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации |
||
7 |
Главные и второстепенные члены предложения |
||
8 |
Распространённые и нераспространённые предложения |
||
9 |
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов |
||
10 |
Словосочетание. Образование словосочетаний |
||
11 |
Восстановление деформированного Текста. Пересказ |
||
12 |
Членение сплошного текста на предложения |
Нахождение в предложении однородных членах предложения. Простое и сложное предложение. Составление схем предложений. Составление простых и сложных предложений. |
6 |
13 |
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах |
||
14 |
Простое и сложное предложения |
||
15 |
Упражнение в различении простого и сложного предложения |
||
16 |
Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений |
||
17 |
Сложное предложение с союзами и,а,но. |
||
|
Звуки и буквы |
|
|
18 |
Алфавит |
Фонематический анализ и синтез слов со сложной структурой |
1 |
19 |
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление |
Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Закрепление правил правописания разделительного ь. |
1 |
20 |
Употребление предлогов в предложении |
Практическое овладение правилом правописания звонких и глухих согласных. |
2 |
21 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными |
||
|
Состав слова |
|
|
22 |
Состав слова. Корень. Однокоренные слова |
Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов. |
2 |
23 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов) |
2 |
24 |
Упражнение в образовании слов имеющих несколько корней |
Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е |
2 |
25 |
Роль окончания в предложении |
Нахождение окончания в словах. Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания. |
3 |
26 |
Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку |
||
27 |
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании |
Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами. |
2 |
28 |
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в словообразовании |
Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования. |
2 |
29 |
Овладение способами различия приставок и предлогов |
Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов. |
4 |
30 |
Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок |
||
|
Части речи |
|
|
31 |
Имя существительное. Части речи. |
Обогащение словаря. Обогащение словаря предметов. Употребление в речи имен существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевлённых. Их дифференциация. |
6 |
32 |
Имя существительное. Значение имён существительных в речи, предложении |
||
33 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
||
34 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
||
35 |
Число имён существительных. |
Изменение имён существительных по числам.
Род имён существительных, умение различать род. |
3 |
36 |
Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода |
Печатные пособия:
наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;
Учебно-практическое оборудование:
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
Экранно-звуковые пособия (презентации, игры).
Разрезная азбука. Касса букв. Наборы букв. Карточки со слогами. Карточки со словами. Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Слоговые таблицы для чтения. Схемы предложений. Демонстрационные предлоги. Демонстрационные и раздаточные карточки с предлогами. Картинки для составления предложений. Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Схемы гласных и согласных звуков. Схемы для составления предложений. Набор для развития дыхания. Массажные мячики. Зеркала для постановки звуков. Набор для развития мелкой моторики пальцев. Развивающие игры.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС»,
2001.
4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.
6. Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.
7. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3,
№4- М.: «Просвещение» 2002.
8. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.
9. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.