Муниципальное образовательное учреждение
«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»
Ярославского муниципального района
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании методического приказом МОУ Леснополянская НШ
объединения учителей им. К.Д. Ушинского ЯМР
начальных классов от____________№_______
протокол от ____________№_____ Директор школы:
_________________ Г.В. Лозинская
Рабочая программа
логопедических занятий
по коррекции недоразвития речи системного характера для обучающихся 3-х классов с ОВЗ, имеющих задержку психологического (вариант 7.2)
Программу составила
учитель – логопед: Васильева Е.В.
Срок реализации 1 год
1 ч. в неделю (34 часа)
р.п. Лесная поляна
2019 г.
Данная программа разработана с целью организации обучения и воспитания в образовательной организации детей с ЗПР, имеющими нарушения речи и является органичной частью АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2.).
Цель: 1. Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи обучающихся.
2. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
3. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
5. Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно - следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.
Задачи:
1. восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
2. закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3. обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
4. подготовить к усвоению морфологического состава слова;
5. расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения;
6. развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя - логопеда;
- планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- составлять описание объекта; составлять простой и сложный план текста;
- работать с текстом;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;
- оценивать свою работу и работу товарища;
- устанавливать причинно - следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
- правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
Программа рассчитана на 34 часа, будет реализовываться на групповых коррекционно-логопедических занятиях 1 раз в неделю.
Распределение учебных часов по разделам
№ |
Раздел учебного курса |
Количество занятий |
1 |
Обследование. Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки. |
9 |
2 |
Согласные звуки. |
2 |
3 |
Морфемика. |
22 |
4 |
Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Тематическое планирование по логопедической коррекции
№ |
Тема коррекционного занятия |
Количество занятий
|
Дата проведения |
1 |
Обследование. Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. |
1 |
|
2 |
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. |
1 |
|
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки |
|||
3 |
Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. |
1 |
|
4 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. |
1 |
|
5 |
Гласные в приставках. |
1 |
|
6 |
Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. |
1 |
|
7 |
Разделительный мягкий знак. |
1 |
|
8 |
Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. |
1 |
|
9 |
Сложные слова. Соединительные гласные о – е. |
1 |
|
Согласные звуки |
|||
10 |
Согласные в приставках. |
1 |
|
11 |
Правописание непроизносимых согласных. |
1 |
|
Морфемика |
|||
12 |
Корень слова. Родственные слова. |
1 |
|
13 |
Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). |
1 |
|
14 |
Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). |
1 |
|
15 |
Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. |
1 |
|
16 |
Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. |
1 |
|
17 |
Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. |
1 |
|
18 |
Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. |
1 |
|
19 |
Приставки пространственного значения. |
1 |
|
20 |
Приставки временного значения. |
1 |
|
21 |
Многозначные приставки. |
1 |
|
22 |
Приставка в прилагательных и глаголах. |
1 |
|
23 |
Дифференциация приставок и предлогов. |
1 |
|
24 |
Дифференциация приставок и предлогов. |
1 |
|
25 |
Одинаковые приставки и предлоги. |
1 |
|
26 |
Различие приставок и предлогов. |
1 |
|
27 |
Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. |
1 |
|
28 |
Уменьшительно ласкательные суффиксы. |
1 |
|
29 |
Суффиксы профессий. |
1 |
|
30 |
Суффиксы прилагательных. |
1 |
|
31-32 |
Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. |
1 |
|
33 |
Окончания существительных П.п. мн.ч. |
1 |
|
34 |
Проверка результативности коррекционной работы. |
1 |
|
Список литературы
1. «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова,С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2012.
2.Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе/Р.Д.Тригер, М.: « Школьная пресса», 2005.
3.«Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2014.
4. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития.- С-Пб., Каро, 2004.-176с.- (Коррекционная педагогика).
5.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие /М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136с.
6.Ивановская О.Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр/ С-Пб.: Детство- Пресс, 1999.-95 с.
7.Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей./Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг . 2001.- 80с.
8. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные/ Ярославль: Академия развития:2006. – 64с.
9.Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в обучении младших школьников/ Коррекционно-развивающее образование.- 2010.- №1.
10.Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями: Коррекционно-развивающие задания, упражнения/Т.В. Калабух, Е.В.Клеменова.- Волгоград: Учитель, 2015.-100с.
11.Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: Рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия/Л.О.Бакисова.-Волгоград : Учитель, 2015,- 90с.
12. Формирование инициативной письменной речи у младших школьников с ЗПР: учеб. пособие /Е.А.Лапп.-Волгоград: Учитель, 2014.- 153с.
13. Логопедическая работа с детьми с ЗПР: учебно-методическое пособие/ В.В.Морозова.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2014.- 48с.
14.Нарушения письменной речи младших школьников/ Е.А.Логинова, О.В.Елецкая.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2015.-192с.
15. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014.- 167 с.
16. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития.- С-Пб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2011.-144с.
17.Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ О.А.Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А.Алмазова.- М.:-Просвещение ,2014.- 126с.
18.Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. В 3-х ч.: Ч-1:Устная связная речь. Лексика.; Ч-2: Предложение.Текст.; Ч-3: Письменная связная речь.: Пособие для логопеда/ Н.Г.Андреева; под ред.Р.И.Лалаевой.- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2010.
19.Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР./Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.-112 с.
20.Игры и упражнения для развития речи на первом этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов/ Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.- 192 с.
21.Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей.- М.:АРКТИ, 2005.- 52с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.