Рабочая программа логопедических занятий по коррекции недоразвития речи системного характера для обучающихся 4-х классов с ОВЗ, имеющих задержку психологического (вариант 7.1)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 15.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции недоразвития речи системного характера для обучающихся 4-х классов с ОВЗ, имеющих задержку психологического (вариант 7.1)
Иконка файла материала 4 кл рп нрсх зпр 7.1.docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»

Ярославского муниципального района                                                                                                  

 

РАССМОТРЕНА:                                       УТВЕРЖДЕНА:

на заседании методического                     приказом МОУ Леснополянская НШ

объединения учителей                               им. К.Д. Ушинского ЯМР

начальных классов                                     от____________№_______

протокол от ____________№_____          Директор школы:   

   _________________    Г.В. Лозинская

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий

по коррекции недоразвития речи системного характера для обучающихся 4-х классов с ОВЗ, имеющих задержку психологического (вариант 7.1)

 

Программу составила

учитель – логопед: Васильева Е.В.

Срок реализации 1 год

1 ч. в неделю (34 часа)

 

р.п. Лесная поляна

2019 г.

Данная программа создавалась с опорой на мониторинг уровня речевого развития учащихся, изменения  требований общества к обучению детей с ОВЗ  и введение ФГОС. Программа логопедической коррекции создавалась в тесной взаимосвязи с основной программой начального общего образования образовательного учреждения.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности и обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития.

Цель: комплексное воздействие на все стороны устной и письменной речи обучающихся с ЗПР в процессе логопедической работы для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Задачи:

•   коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

•   развитие процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторно и акустически сходных фонем;

•   закрепление четкой связи между звуком и буквой; развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

•   развитие процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст);

•   развитие процессов зрительногогнозиса, дифференциация оптически сходных фонем;

•   развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

•   развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

•   развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

•   формирование пространственных представлений;

•   коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

•   развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

•   формирование морфологической и синтаксической системы языка;

•   формирование анализа структуры предложений;

•   предупреждение и коррекция дисграфии; дислексии;

•   развитие диалогической и монологической форм речи;

•   развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи.

 

Ожидаемые результаты

 

Устранение нарушений речи у обучающихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации детей с ЗПР. У большинства обучающихся происходит исправление дефектов звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм), наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса и грамматического строя речи, более высоким становится уровень развития связной речи.

 

 

       Программа рассчитана на 34 часа, будет реализовываться на подгрупповых коррекционно-логопедических занятиях 1 раз в неделю.

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

 

Тема I:Повторение

  1.  

 

Повторение.  Текст.  Предложение. Слово. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Ударный и безударный слог.

 

Тема II:Повторение «Состав слова»

  1.  

 

Корень. Родственные слова.

  1.  

 

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

  1.  

 

Приставка. Образование новых слов.

  1.  

 

Окончание.

  1.  

 

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

  1.  

 

Правописание безударных гласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов.  Непроизносимые согласные в корне слова. Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

  1.  

 

Разделительный Ъ и Ь.

 

Тема III:Части речи

  1.  

 

Имя существительное. Изменение существительных по числам.

  1.  

 

Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.

  1.  

 

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

  1.  

 

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.

  1.  

 

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного  падежей.

  1.  

 

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.

  1.  

 

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.

  1.  

 

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.

  1.  

 

Имя прилагательное.

Согласование существительных и прилагательных в числе.

  1.  

 

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

  1.  

 

Глагол.

Согласование существительных и глаголов в числе.

  1.  

 

Согласование существительных и глаголов в роде.

  1.  

 

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени.

  1.  

 

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем  времени.

  1.  

 

Понятие о неопределенной форме глагола.

  1.  

 

Согласование глагола и существительного в роде, числе

  1.  

 

Согласование глагола и существительного во времени.

 

Тема IV: Предложение

  1.  

 

Речь. Предложение как единица речи.

  1.  

 

Слово. Смысловое значение слова.

  1.  

 

Связь слов в предложении.

  1.  

 

Составление предложений по опорным словам.

 

Тема V: Текст

  1.  

 

Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.

  1.  

 

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

  1.  

 

Работа над изложением. Составление плана изложения.

  1.  

 

Работа над сочинением. Составление плана рассказа.

  1.  

 

Итоговая проверочная работа.

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего 

образования;

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. 
  2. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение,         

2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)

  1. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой-М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальеых

классов.- М., 1991.

  1. Лалаева Л. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и 

письма у младших школьников. СПб., Союз, 2003.

  1. Лалаева Л. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.,  1998.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших  школьников. – М.,1997.
  3. Козырева Л. М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя  речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
  4. Мазанова Е. В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления  недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004.
  5. Ткаченко Т. А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.
  6. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
  7. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями   интеллектуального развития. М., 2005.
  8. И. А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. СПб., 2010.
  9. И .А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и  письму. СПб., 2008.
  10. И. А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПб., 2010.
  11. И.Д. Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический  материал.- М., 2005.
  12. Н. Н. Белавина. Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов. 2009.
  13. Е. Н. Спивак. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М., 2009.
  14. Е. М. Тихомирова. Русский язык: Фонетический разбор: Проверь себя: 2-4 классы. ФГОС. – М., 2015.
  15. Е. В. Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М., 2013.
  16. О. Захарова. Классические прописи. Правильно пишем и произносим свистящие согласные.- Минск, 2010.
  17. О. Захарова. Классические прописи. Пропись-словарик. Пишем и запоминаем звонкие и глухие согласные.- Минск, 2010.
  18. О. Захарова. Классические прописи. Правильно пишем и произносим шипящие согласные.- Минск, 2010.
  19. О. Захарова. Классические прописи. Правильно пишем и произносим Г-К-Х; Ль-Й; Б-М;, С,З-Ш, Ж.- Минск. 2010
  20. О. Захарова. Классические прописи. Правильно пишем и произносим согласный Р.-Минск. 2010.
  21. Е. С. Грабчикова. Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных   классов.- Мн., 2002.
  22. Е. Н. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое   пособие. – СПб., 2007
  23. Н. С. Жукова .Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М., 2015.
  24. О. В.Узорова. Пальчиковая гимнастика. – М., 2005.  
  25. В. И. Руденко. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов, родителей. – Ростов н/Д, 2006.
  26. В. К. Воробьёва. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием  речи. – М.,2006.
  27. О. А. Ишимова, А. А. Алмазова Развитие речи. Письмо. Пособие для учащихся начальных  классов.- М., 2014.
  28. Е. В. Кузьмина. Бланковые методики в работе логопеда. – М.,2009.
  29. Л.Н. Арефьева Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.2004.
  30. А.И. Богомолова  Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  31. Е.Д. Бурина. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и  родителей. – СПб., 2006.
  32. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: Дельта, 1997. – 224 с.
  33. Гусарова Н.Н. Беседа по картинке: Времена года. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 24 с.
  34. Загадки и отгадатки в картинках на все лексические темы/Авт.-сост. Г.А.Османова. – СПб.: КАРО, 2008. – 272 с.
  35. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2008. – 40 с.
  36. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №2 по обучению грамоте дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2008. – 48 с.
  37. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №3 по обучению грамоте дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2003. – 64 с.
  38. Кирьянова Р.А. 70 игр для обучения чтению: Рабочая тетрадь. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.
  39. Козырева Л.М. Логопедическое пособие: Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. – М.:Издат-Школа 2000, 2000. – 144 с.
  40. Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс – М.: Издат-школа 2000, 1999. – 160 с.
  41. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Правильное произношение и чтение. Книга для родителей. – М.:Гном и Д, 2000. – 144 с.
  42. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: Эксмо, 2003. – 63 с.
  43. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2005. – 64 с.
  44. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2008. 64 с.
  45. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации гласных для детей с нарушениями устной и письменной речи: Практическое пособия для логопедов, учителей и учащихся начальных классов. – Кингисепп, 1999
  46. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Родченкова Н.В. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации смешиваемых звуков для детей с нарушениями устной и письменной речи: Практическое пособия для логопедов, учителей и учащихся начальных классов. – Кингисепп, 1999
  47. Лебедева Л.А., С.Б.Мирошниченко. Наглядно-иллюстративный материал по дифференциации смешиваемых звуков для детей с нарушением устной и письменной речи. – СПб, 1996
  48. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.
  49. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №1. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 56 с.
  50. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 80 с.
  51. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисшграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическаядисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 56 с.
  52. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 40 с.
  53. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004. – 208 с.
  54. Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб.: Дельта, 1998. -208 с.
  55. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: Пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
  56. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с.
  57. Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с.
  58. Развитие речи. Завтра в школу/Э.Павленко. – М.:Стрекоза, 2008. – 63 с.
  59. Романова Е.В. Пишу правильно буквы «б» и «д»: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
  60. Романова Е.В. Пишу правильно буквы «у» и «и»: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 136 с.
  61. Сборник упражнений для детей с недостатками произношениями. Выпуск первый/Под ред.С.И.Ильинская. – М.:Гос. Учебно-пед. изат-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 509 с.
  62. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №1. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2003. – 24с.
  63. Цуканова С.П., Бетц Л.Д. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать». – М.: Гном и Д, 2007. – 32 с.
  64. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.