Муниципальное
образовательное учреждение
«Леснополянская
начальная школа им. К.Д. Ушинского»
Ярославского
муниципального
района
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании методического
приказом МОУ Леснополянская НШ
объединения учителей им.
К.Д. Ушинского ЯМР
начальных классов
от____________№_______
протокол от ____________№_____ Директор
школы:
_________________ Г.В. Лозинская
Рабочая
программа
логопедических
занятий
по
коррекции недоразвития речи системного характера для обучающихся 4-х классов с
ОВЗ, имеющих задержку психологического (вариант 7.1)
Программу
составила
учитель – логопед:
Васильева Е.В.
Срок реализации 1
год
1 ч. в неделю (34
часа)
р.п.
Лесная поляна
2019
г.
Данная программа создавалась с
опорой на мониторинг уровня речевого развития учащихся, изменения требований
общества к обучению детей с ОВЗ и введение ФГОС. Программа логопедической
коррекции создавалась в тесной взаимосвязи с основной программой начального
общего образования образовательного учреждения.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные
возможности, особые образовательные потребности и обеспечивает комплексную
коррекцию нарушений развития.
Цель: комплексное
воздействие на все стороны устной и письменной речи обучающихся с ЗПР в
процессе логопедической работы для успешной адаптации в учебной деятельности и
дальнейшей социализации.
Задачи:
• коррекция
нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
• развитие
процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторно и
акустически сходных фонем;
• закрепление
четкой связи между звуком и буквой; развитие фонематического анализа, синтеза,
представлений;
• развитие
процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение,
текст);
• развитие
процессов зрительногогнозиса, дифференциация оптически сходных фонем;
• развитие
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
• развитие
зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
• развитие
слухового восприятия, внимания, памяти;
• формирование
пространственных представлений;
• коррекция
нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной
моторики;
• развитие
лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической
системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
• формирование
морфологической и синтаксической системы языка;
• формирование
анализа структуры предложений;
• предупреждение
и коррекция дисграфии; дислексии;
• развитие
диалогической и монологической форм речи;
• развитие
коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи.
Ожидаемые результаты
Устранение
нарушений речи у обучающихся способствует развитию мыслительной деятельности,
усвоению школьной программы, социальной адаптации детей с ЗПР. У большинства
обучающихся происходит исправление дефектов звукопроизношения, просодических
компонентов речи (темп, ритм), наблюдается положительная динамика в развитии
словарного запаса и грамматического строя речи, более высоким становится
уровень развития связной речи.
Программа рассчитана на 34 часа,
будет реализовываться на подгрупповых коррекционно-логопедических занятиях 1
раз в неделю.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Дата
|
Тема занятия
|
Тема I:Повторение
|
-
|
|
Повторение.
Текст. Предложение. Слово. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Ударный и
безударный слог.
|
Тема II:Повторение
«Состав слова»
|
-
|
|
Корень.
Родственные слова.
|
-
|
|
Суффикс.
Образование слов при помощи суффиксов
|
-
|
|
Приставка.
Образование новых слов.
|
-
|
|
Окончание.
|
-
|
|
Разбор слов по
составу. Составление слов из морфем.
|
-
|
|
Правописание
безударных гласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и
на конце слов. Непроизносимые согласные в корне слова. Буквы О, Ё после
шипящих в корне слова.
|
-
|
|
Разделительный Ъ
и Ь.
|
Тема III:Части речи
|
-
|
|
Имя
существительное. Изменение существительных по числам.
|
-
|
|
Род имени
существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация
существительных разного рода.
|
-
|
|
Практическое
употребление существительных в форме единственного и множественного числа
именительного падежа.
|
-
|
|
Практическое
употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и
винительного падежей.
|
-
|
|
Практическое
употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и
родительного падежей.
|
-
|
|
Практическое
употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.
|
-
|
|
Практическое
употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без
предлога.
|
-
|
|
Практическое
употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.
|
-
|
|
Имя
прилагательное.
Согласование
существительных и прилагательных в числе.
|
-
|
|
Словоизменение
прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.
|
-
|
|
Глагол.
Согласование
существительных и глаголов в числе.
|
-
|
|
Согласование
существительных и глаголов в роде.
|
-
|
|
Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
|
-
|
|
Изменение
глаголов по родам и числам в прошедшем времени.
|
-
|
|
Понятие о
неопределенной форме глагола.
|
-
|
|
Согласование
глагола и существительного в роде, числе
|
-
|
|
Согласование
глагола и существительного во времени.
|
Тема IV: Предложение
|
-
|
|
Речь.
Предложение как единица речи.
|
-
|
|
Слово.
Смысловое значение слова.
|
-
|
|
Связь
слов в предложении.
|
-
|
|
Составление
предложений по опорным словам.
|
Тема V: Текст
|
-
|
|
Упражнение
в выделении частей рассказа и озаглавливании их.
|
-
|
|
Развитие
навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.
|
-
|
|
Работа
над изложением. Составление плана изложения.
|
-
|
|
Работа
над сочинением. Составление плана рассказа.
|
-
|
|
Итоговая
проверочная работа.
|
Учебно-методическое
обеспечение
- Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего
образования;
- Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения.
- Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е
изд., перераб. — М. : Просвещение,
2012. — 223 с. —
(Стандарты второго поколения)
- Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой-М. Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной
речи учащихся начальеых
классов.- М.,
1991.
- Лалаева Л. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и
коррекция нарушений чтения и
письма у младших
школьников. СПб., Союз, 2003.
- Лалаева Л. И. Нарушение чтения и пути их
коррекции у младших школьников.-СПб., 1998.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников. – М.,1997.
- Козырева Л. М. Логопедическая программа коррекции
лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой
психического развития. Ярославль, 2003 г.
- Мазанова Е. В. Логопедия.
Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у
учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004.
- Ткаченко Т. А. Формирование звукового анализа и
синтеза. М., 2005.
- Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва,
Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
- Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков
у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
- И. А. Смирнова. Логопедический альбом для
обследования фонетико-фонематической системы речи. СПб., 2010.
- И .А. Смирнова. Логопедический альбом для
обследования способности к чтению и письму. СПб., 2008.
- И. А. Смирнова. Логопедический альбом для
обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПб., 2010.
- И.Д. Коненкова. Обследование речи дошкольников с
ЗПР. Картинный диагностический материал.- М., 2005.
- Н. Н. Белавина. Логопедические карточки для
обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов. 2009.
- Е. Н. Спивак. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой
материал по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М.,
2009.
- Е. М. Тихомирова. Русский язык: Фонетический
разбор: Проверь себя: 2-4 классы. ФГОС. – М., 2015.
- Е. В. Мазанова. Коррекция
аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М., 2013.
- О. Захарова. Классические прописи. Правильно
пишем и произносим свистящие согласные.- Минск, 2010.
- О. Захарова. Классические прописи.
Пропись-словарик. Пишем и запоминаем звонкие и глухие согласные.- Минск,
2010.
- О. Захарова. Классические прописи. Правильно
пишем и произносим шипящие согласные.- Минск, 2010.
- О. Захарова. Классические прописи. Правильно
пишем и произносим Г-К-Х; Ль-Й; Б-М;, С,З-Ш, Ж.- Минск. 2010
- О. Захарова. Классические прописи. Правильно
пишем и произносим согласный Р.-Минск. 2010.
- Е. С. Грабчикова. Сборник упражнений и тестов по
развитию речи для начальных классов.- Мн., 2002.
- Е. Н. Краузе. Логопедический массаж и
артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. – СПб., 2007
- Н. С. Жукова .Уроки логопеда: исправление
нарушений речи. – М., 2015.
- О. В.Узорова. Пальчиковая гимнастика. – М.,
2005.
- В. И. Руденко. Логопедия. Практическое пособие
для логопедов, студентов, родителей. – Ростов н/Д, 2006.
- В. К. Воробьёва. Методика развития связной речи у
детей с системным недоразвитием речи. – М.,2006.
- О. А. Ишимова, А. А. Алмазова Развитие речи.
Письмо. Пособие для учащихся начальных классов.- М., 2014.
- Е. В. Кузьмина. Бланковые методики в работе
логопеда. – М.,2009.
- Л.Н. Арефьева Лексические темы по
развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.2004.
- А.И. Богомолова Логопедическое
пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- Е.Д. Бурина. Такие похожие разные
буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для
учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб., 2006.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З.
Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и
чтения. – СПб.: Дельта, 1997. – 224 с.
- Гусарова Н.Н. Беседа по картинке:
Времена года. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 24 с.
- Загадки и отгадатки в картинках на
все лексические темы/Авт.-сост. Г.А.Османова. – СПб.: КАРО, 2008. – 272 с.
- Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений
№1 по обучению грамоте дошкольника: пособие для совместной работы
педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. –
М.: Гном и Д, 2008. – 40 с.
- Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений
№2 по обучению грамоте дошкольника: пособие для совместной работы
педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. –
М.: Гном и Д, 2008. – 48 с.
- Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений
№3 по обучению грамоте дошкольника: пособие для совместной работы
педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. –
М.: Гном и Д, 2003. – 64 с.
- Кирьянова Р.А. 70 игр для обучения
чтению: Рабочая тетрадь. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.
- Козырева Л.М. Логопедическое пособие:
Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники
чтения. – М.:Издат-Школа 2000, 2000. – 144 с.
- Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс – М.:
Издат-школа 2000, 1999. – 160 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Правильное произношение и чтение. Книга для родителей. – М.:Гном и Д,
2000. – 144 с.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития
речи. – М.: Эксмо, 2003. – 63 с.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития
речи. – СПб.: Литера, 2005. – 64 с.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная
гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и
родителей. – М.: Гном и Д, 2008. 64 с.
- Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б.,
Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации
гласных для детей с нарушениями устной и письменной речи: Практическое
пособия для логопедов, учителей и учащихся начальных классов. – Кингисепп,
1999
- Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б.,
Родченкова Н.В. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации
смешиваемых звуков для детей с нарушениями устной и письменной речи:
Практическое пособия для логопедов, учителей и учащихся начальных классов.
– Кингисепп, 1999
- Лебедева Л.А., С.Б.Мирошниченко.
Наглядно-иллюстративный материал по дифференциации смешиваемых звуков для
детей с нарушением устной и письменной речи. – СПб, 1996
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения
для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта,
1997. – 336 с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия,
обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по
коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в
развитии. Тетрадь №1. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. –
56 с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление
нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе
с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: Аквариум Бук,
К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 80 с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисшграфия,
обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и
аграмматическаядисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной
логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь
№3. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 56 с.
- Мазанова Е.В. Логопедия.
Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной
логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь
№4. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 40 с.
- Парамонова Л.Г. Стихи для развития
речи. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004. – 208 с.
- Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за
шагом. – СПб.: Дельта, 1998. -208 с.
- Пименова Т.И. Новые скороговорки на
все звуки: Пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. –
СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
- Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для
развития речи и мелкой моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с.
- Практическое пособие для обучения
детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с.
- Развитие речи. Завтра в
школу/Э.Павленко. – М.:Стрекоза, 2008. – 63 с.
- Романова Е.В. Пишу правильно буквы
«б» и «д»: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и
родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
- Романова Е.В. Пишу правильно буквы
«у» и «и»: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и
родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 136 с.
- Сборник упражнений для детей с
недостатками произношениями. Выпуск первый/Под ред.С.И.Ильинская. –
М.:Гос. Учебно-пед. изат-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 509 с.
- Ткаченко Т.А. Картины с проблемным
сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №1.
Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов,
воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2003. – 24с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Д. Формируем
навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники
чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и
читать». – М.: Гном и Д, 2007. – 32 с.
- Яворская О.Н. Игры, задания,
конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет):
Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и
родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.