Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
по ментальной арифметике
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спецкурса «Ментальная арифметика: сложение и вычитание натуральных чисел» является дополнительной образовательной комбинированной программой социально-педагогической направленности и составлена на основе апробированных для дошкольного и младшего школьного возраста программ по направлениям: развитие памяти, внимания, мелкой моторики, восприятия, логики, развитие навыков быстрого счета и адаптирована для всестороннего развития детей. Программа "Ментальная арифметика" - это система развития мозга, основанная на использовании абакуса, который позволяет решать арифметические задачи любой сложности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373 с изменениями и дополнениями от 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);
· с основной образовательной программой начального общего образования ______________.
Содержание программы подобрано с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей и санитарных норм.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дошкольники и дети младшего школьного возраста развивают навыки быстрого и счета, внимания, памяти, логики, восприятия, необходимые для успешного обучения в общеобразовательной школе. Абакус позволяет детям понять суть арифметических операций, делая их наглядными. Абакус визуализирует счет, и дети, учатся считать в уме, первое время представляют в своем воображении абакус, используют так же ментальные карты.
Актуальность данной программы диктуется интенсивными требованиями развития образовательного процесса в государственной системе образования, с одной стороны, и сформировавшейся потребностью раннего развития у современных детей, с другой стороны.
Цель программы ««Ментальная арифметика: сложение и вычитание натуральных чисел»: содействие формированию, у обучающихся элементарных математических представлений, интеллектуальному развитию ребенка дошкольного и школьного возраста, особого стиля мышления.
Задачи программы:
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план курса рассчитан на 270 учебных часов.
Название курса |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
Итого за 4 года обучения |
||||
Час /не д |
Час /год |
Час /не д |
Час /год |
Час /не д |
Час /год |
Час /не д |
Час /год |
Всего часов |
|
Ментальная арифметика |
2 |
66 |
2 |
68 |
2 |
68 |
2 |
68 |
270 |
Содержание учебно-тематического плана
Год обучен ия |
Наименование дисциплины (модуля) |
Количество часов |
||
Теория |
Практи ка |
Итоговое тестирова ние |
||
1 год |
1 модуль Вводная часть. Конструкция абакуса. Набор чисел. |
10 |
22 |
|
2 модуль Повторение набора чисел на абакусе. Операции «простое сложение», «простое вычитание». Операции «простое сложение и простое вычитание» на ментальной карте. |
10 |
22 |
2 |
|
2 год |
3 модуль Операции «Сложение и вычитание 5»: Метод «помощь брата». Операции «Сложение и вычитание 5» на ментальной карте. |
20 |
46 |
2 |
3 год |
4 модуль Операция «Сложение и вычитание 10»: Метод «помощь друга». Операции «Сложение и вычитание 10» на ментальной карте. |
20 |
46 |
2 |
4 год |
5 модуль Операция «Сложение и вычитание 11-14»: Комбинированный метод. Операции «Сложение и вычитание 11-14» на ментальной карте. |
20 |
46 |
2 |
|
ИТОГО (270 ч.) |
80 |
182 |
8 |
1 модуль
Вводная часть. Конструкция абакуса. Набор чисел.
Ознакомление с методикой ментальная арифметика. История ее возникновения и распространения по миру. Приведение научных данных о влиянии системы ментальная арифметика на развитие мозга и творческих способностей личности. Виды абакуса и его конструкция (большой абакус, маленький абакус). Понятия «братья» и «друзья». Основные правила набора чисел и работы руками («правило большого и указательного пальца»). Использование бусинок для счета от 1 до 9. Выполнение заданий преподавателя (тренера). Интеллектуальная игра «Ice-breaker». Порядок набора двухзначных чисел от 10 до 99 на абакусе. Выполнение заданий преподавателя (тренера). Интеллектуальная игра «Body Code». Повторение пройденного материала. Порядок набора трехзначных чисел на абакусе. Выполнение заданий преподавателя (тренера).
2 модуль
Повторение набора чисел на абакусе. Операции «простое сложение»,
«простое вычитание». Операции «простое сложение и простое вычитание»
на ментальной карте. Повторение порядка набора двухзначных и трехзначных чисел на абакусе. Операция «Простое сложение» на абакусе. Выполнение заданий преподавателя (тренера) в том числе на скорость. Порядок выполнения операции «простое сложение» для двухзначных и трехзначных цифр. Интеллектуальные игры «Сено-солома», «Фрукты- овощи» из пособия «Brain Fitness». Интеллектуальные игры «Look Look»,
«Body Code» из пособия «Brain Fitness». Ментальная карта и принцип работы с ней. Выполнение заданий преподавателя (тренера). Интеллектуальная игра
«2 города и имя». Повторение сложения одно и двухзначных чисел на ментальной карте и с помощью программы «Абакус». Операция «Простое вычитание» с двухзначными и трехзначными числами на абакусе, с помощью ментальной карты и программы «Абакус». Выполнение заданий преподавателя (тренера) в том числе и с использованием программы
«Абакус». Интеллектуальные игры «Робокоп», «33», «Цветные картонки». Операции «простое сложение и простое вычитание» двухзначных чисел на ментальном уровне. Выполнение заданий преподавателя (тренера).
Промежуточное тестирование: олимпиада первого уровня.
3 модуль
Операции «Сложение и вычитание 5»: Метод «помощь брата». Операции
«Сложение и вычитание 5» на ментальной карте. Сложение и вычитание с помощью верхней бусинки 5 («помощь брата»). Выполнение заданий преподавателя (тренера). Интеллектуальная игра «Body Code» из пособия
«Brain Fitness». Сложение и вычитание с помощью верхней бусинки 5 на ментальной карте («помощь брата»). Выполнение заданий преподавателя (тренера) с чередованием задач на сложение и вычитание по программе с ментальной картой или без нее (в уме). Переход на ментальный уровень: сложение и вычитание с помощью верхней бусинки 5 («помощь брата»). Проверка счета в уме на сложение и вычитание простым методом и «помощь брата».
Промежуточное тестирование: олимпиада второго уровня.
4 модуль
Операция «Сложение и вычитание 10»: Метод «помощь друга». Операции
«Сложение и вычитание 10» на ментальной карте. Изучение состава числа
10 и метода «Сложение с помощью друга +9». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Повторение состава числа 10. Изучение метода
«Сложение с помощью друга +8». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Сложение с помощью друга +7». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Сложение с помощью друга +6». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода
«Сложение с помощью друга +5». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Сложение с помощью друга +4». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Сложение с помощью друга +3». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода
«Сложение с помощью друга +2». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Сложение с помощью друга +1».Изучение метода «Вычитание с помощью друга -9». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Вычитание с помощью друга - 8». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода
«Вычитание с помощью друга - 7». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Вычитание с помощью друга - 6». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Вычитание с помощью друга - 5». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода
«Вычитание с помощью друга - 4». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Вычитание с помощью друга - 3». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода «Вычитание с помощью друга - 2». Выполнение заданий преподавателя (тренера). Изучение метода
«Вычитание с помощью друга - 1». Выполнение заданий преподавателя (тренера).
Промежуточное тестирование: олимпиада третьего уровня.
5 модуль
Операция «Сложение и вычитание 11-14»: Комбинированный метод.
Операции «Сложение и вычитание 11-14» на ментальной карте. Знакомство с комбинированным методом (применение двух методов одновременно:
«помощь брата» и «помощь друга»). Выполнение заданий преподавателя (тренера). Различные интеллектуальные игры из пособия «Brain Fitness». Операции «Сложение и Вычитание» комбинированным методом. Выполнение заданий преподавателя (тренера).
Промежуточное тестирование: олимпиада четвертого уровня
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебно-тематическое планирование 1 класс (1 год обучения)
№п/п занят ия |
Наименование дисциплины (модуля) |
Содержание дисциплины (модуля) |
Количество часов |
|
Теория |
Практи ка |
|||
1 модуль Вводная часть. Конструкция абакуса. Набор чисел. |
||||
1. |
Знакомство с понятием «ментальная арифметика». Конструкция абакуса. |
Знакомство с понятием «ментальная арифметика». Конструкция абакуса (братья и друзья). Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев. Выполнение заданий преподавателя (тренера). Интеллектуальные игры «Brain Fitness». |
5 |
10 |
2. |
Набор двухзначных и трехзначных чисел на абакусе. |
Набор чисел от 10 до 99. Закрепление пройденного материала (1 до 99). Трехзначные числа от 100 до 999. |
5 |
12 |
2 модуль Повторение набора чисел на абакусе. Операции «простое сложение», «простое вычитание». Операции «простое сложение и простое вычитание» на ментальной карте. |
3. |
Повторение |
Повторение набора чисел на |
1 |
2 |
|
|
набора чисел на |
абакусе. |
|
|
|
|
абакусе. |
Операция «простое сложение» |
|
|
|
|
Операция |
(часть 1). |
|
|
|
|
«простое |
Выполнение заданий |
|
|
|
|
сложение» |
преподавателя (тренера). |
|
|
|
|
(часть 1). |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
|
|
Fitness». |
|
|
|
4. |
Повторение |
Повторение набора чисел на |
1 |
3 |
|
|
набора чисел на |
абакусе. |
|
|
|
|
абакусе. |
Операция «простое сложение» |
|
|
|
|
Операция |
(часть 2). |
|
|
|
|
«простое |
Тренировочные карты. |
|
|
|
|
сложение» |
Выполнение заданий |
|
|
|
|
(часть 2). |
преподавателя (тренера). |
|
|
|
5. |
Операция |
Операция «простое сложение» |
1 |
3 |
|
|
«простое |
(часть 3). Ментальная карта. |
|
|
|
|
сложение» |
Выполнение заданий |
|
|
|
|
(часть 3). |
преподавателя (тренера). |
|
|
|
6. |
Операция |
Операция «простое сложение» |
1 |
3 |
|
|
«простое |
(часть 4). |
|
|
|
|
сложение» |
Операция «простое сложение» |
|
|
|
|
(часть 4). |
на ментальной карте. |
|
|
|
|
Операция |
Тренировочные карты. |
|
|
|
|
«простое |
Интеллектуальные игры « |
|
|
|
|
сложение» |
на |
Brain Fitness». |
|
|
|
Ментальной |
|
|
|
|
|
карте. |
|
|
|
|
7. |
Операция |
Операция «простое |
2 |
2 |
|
|
«простое |
вычитание» (часть1). |
|
|
|
|
вычитание» |
Интеллектуальные игры « |
|
|
|
|
(часть 1). |
Brain Fitness». |
|
|
|
8. |
Операция |
Операция «простое вычитание» |
1 |
2 |
|
|
«простое |
(часть 2). |
|
|
|
|
вычитание» |
Операции «простое сложение» |
|
|
|
|
(часть 2). |
и «простое вычитание» на |
|
|
|
|
Операции |
ментальной карте (часть 1). |
|
|
|
|
«простое |
Выполнение заданий |
|
|
|
|
сложение» |
и |
преподавателя (тренера). |
|
|
|
«простое |
Ментальная карта. |
|
|
|
|
вычитание» |
на |
|
|
|
|
Ментальной |
|
|
|
|
|
карте (часть 1). |
|
|
|
9. |
Операция «простое вычитание» (часть 3). |
Операция «простое вычитание» (часть 3). Ментальная карта. |
1 |
2 |
10. |
Операция |
Операция «простое |
2 |
2 |
|
«простое |
вычитание» (часть |
|
|
|
вычитание» |
4). |
|
|
|
(часть 4). |
Операции «простое сложение» |
|
|
|
Операции |
и «простое вычитание» на |
|
|
|
«простое |
ментальной карте (часть 2). |
|
|
|
сложение» и |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
«простое |
Fitness». |
|
|
|
вычитание» на |
Тренировочные карты. |
|
|
|
Ментальной |
|
|
|
|
карте (часть 2). |
|
|
|
11. |
Промежуточное |
Выполнение заданий по темам |
|
2 |
|
тестирование: |
занятий с 1 по 10. |
|
|
|
Олимпиада |
|
|
|
|
первого уровня |
|
|
|
|
ИТОГО (66 ч.) |
|
20 |
46 |
2 класс (2 год обучения)
№п/п занят ия |
Наименование дисциплины (модуля) |
Содержание дисциплины (модуля) |
Количество часов |
|
Теория |
Практи ка |
|||
3 модуль Операции «Сложение и вычитание 5»: Метод «помощь брата». Операции «Сложение и вычитание 5» на ментальной карте. |
||||
12. |
Операция «Сложение 5»: Метод «помощь брата» (часть 1). |
Операция «Сложение 5»: Метод «помощь брата» (часть 1). Состав числа 5. |
2 |
5 |
13. |
Операция «Сложение 5»: Метод «помощь брата» (часть 2). |
Операция «Сложение 5: Метод «помощь брата» (часть 2). Использование обеих рук при работе с абакусом Выполнение заданий преподавателя (тренера). |
2 |
5 |
14. |
Операция «Сложение 5»: Метод «помощь брата» (часть 3). |
Операция «Сложение 5»: Метод «помощь брата» (часть 3). Интеллектуальные игры «Brain Fitness».Использование обеих рук при работе с абакусом. |
2 |
5 |
15. |
Операция |
Операция «Сложение 5»: |
2 |
5 |
|
«Сложение 5»: |
Метод «помощь брата» (часть |
|
|
|
Метод «помощь |
4). Ментальная карта. |
|
|
|
брата» (часть 4). |
Тренировочные карты. |
|
|
16. |
Операция |
Операция «Вычитание 5»: |
2 |
5 |
|
«Вычитание 5»: |
Метод «помощь брата» (часть |
|
|
|
Метод «помощь |
1 ). Состав числа 5. |
|
|
|
брата» (часть 1). |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
|
Fitness». |
|
|
17. |
Операция |
Операция «Вычитание 5»: |
2 |
5 |
|
«Вычитание 5»: |
Метод «помощь брата» (часть |
|
|
|
Метод «помощь |
2). Тренировочные карты. |
|
|
|
брата» (часть 2). |
|
|
|
18. |
Операция |
Операция «Вычитание 5»: |
2 |
4 |
|
«Вычитание 5»: |
Метод «помощь брата» (часть |
|
|
|
Метод «помощь |
3). Ментальная карта |
|
|
|
брата» (часть 3). |
Выполнение заданий |
|
|
|
|
преподавателя (тренера). |
|
|
19. |
Операция |
Операция «Вычитание 5»: |
2 |
4 |
|
«Вычитание 5»: |
Метод «помощь брата» (часть |
|
|
|
Метод «помощь |
4).Интеллектуальные игры |
|
|
|
брата» (часть 4). |
«Brain Fitness». |
|
|
|
|
Тренировочные карты. |
|
|
20. |
Операции |
Операции «Сложение и |
2 |
4 |
|
«Сложение и |
вычитание 5»: Метод «помощь |
|
|
|
вычитание 5»: |
брата» (часть 1). |
|
|
|
Метод «помощь |
Выполнение примеров в уме. |
|
|
|
брата» (часть 1). |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
|
Fitness». |
|
|
21. |
Операции « |
Операции « Сложение и |
2 |
4 |
|
Сложение и |
вычитание 5: Метод «помощь |
|
|
|
вычитание 5: |
брата» (часть 2). |
|
|
|
Метод «помощь |
Операции «Сложение и |
|
|
|
брата» (часть 2). |
вычитание 5» на ментальной |
|
|
|
Операции |
карте: Метод «помощь брата». |
|
|
|
«Сложение и |
Выполнение примеров в уме |
|
|
|
вычитание 5» на |
Интеллектуальные игры « |
|
|
|
Ментальной |
Brain Fitness» |
|
|
|
карте: Метод |
|
|
|
|
«помощь брата». |
|
|
|
22. |
Промежуточное |
Выполнение заданий по темам |
|
2 |
|
тестирование: |
занятий с 12 по 21. |
|
|
|
Олимпиада |
|
|
|
|
второго уровня |
|
|
|
ИТОГО (68 ч.) |
|
20 |
48 |
3 класс (3 год обучения)
№п/п занят ия |
Наименование дисциплины (модуля) |
Содержание дисциплины (модуля) |
Количество часов |
|
Теория |
Практи ка |
|||
4 модуль Операция «Сложение и вычитание 10»: Метод «помощь друга». Операции «Сложение и вычитание 10» на ментальной карте. |
||||
23. |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 1). |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 1). Состав числа 10. Выполнение заданий преподавателя (тренера). |
2 |
4 |
24. |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 2). |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 2). Интеллектуальные игры «Brain Fitness». Выполнение заданий преподавателя (тренера). |
2 |
4 |
25. |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 3). |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 3). Ментальная карта. Интеллектуальные игры «Brain Fitness». |
2 |
5 |
26. |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 4). |
Операция «Сложение 10»: Метод «помощь друга» (часть 4). Интеллектуальные игры «Brain Fitness». Тренировочные карты. |
2 |
4 |
27. |
Операция «Вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 1). |
Операция «Вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 1). Ментальная карта. Интеллектуальные игры «Brain Fitness». |
2 |
5 |
28. |
Операция «Вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 2). |
Операция «Вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 2). Тренировочные карты. |
2 |
4 |
|
|
Выполнение заданий преподавателя (тренера). |
|
|
29. |
Операция «Вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 3). |
Операция «Вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 3). Ментальная карта. |
2 |
5 |
30. |
Операция «Вычитание 10: Метод «помощь друга» (часть 4). |
Операция «Вычитание 10: Метод «помощь друга» (часть 4). Интеллектуальные игры «Brain Fitness». Тренировочные карты. Выполнение заданий преподавателя (тренера). |
2 |
5 |
31. |
Операции «Сложение и вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 1) |
Операции «Сложение и вычитание 10»: Метод «помощь друга» (часть 1). Выполнение примеров в уме. Выполнение заданий преподавателя (тренера). |
2 |
5 |
32. |
Операции |
Операции «Сложение и |
2 |
5 |
|
«Сложение и |
вычитание 10»: Метод |
|
|
|
вычитание 10»: |
«помощь друга» (часть 2). |
|
|
|
Метод «помощь |
Операции «Сложение и |
|
|
|
друга» (часть 2). |
вычитание 10» на ментальной |
|
|
|
Операции |
карте: Метод «помощь друга». |
|
|
|
«Сложение и |
Выполнение примеров в уме. |
|
|
|
вычитание 10» |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
на ментальной |
Fitness». |
|
|
|
карте: Метод |
Тренировочные карты. |
|
|
|
«помощь друга». |
|
|
|
33. |
Промежуточное |
Выполнение заданий по темам |
|
2 |
|
тестирование: |
занятий с 23 по 32. |
|
|
|
Олимпиада |
|
|
|
|
третьего уровня |
|
|
|
|
ИТОГО (68 ч.) |
|
20 |
48 |
4 класс (4 год обучения)
№п/п занят ия |
Наименование дисциплины (модуля) |
Содержание дисциплины (модуля) |
Количество часов |
|
Теория |
Практи ка |
|||
5 модуль Операция «Сложение и вычитание 11-14»: Комбинированный метод. Операции «Сложение и вычитание 11-14» на ментальной карте. |
34. |
Операция |
Операция «Сложение 11-14»: |
2 |
4 |
|
«Сложение 11- |
Комбинированный метод |
|
|
|
14»: |
(часть 1). |
|
|
|
Комбинированны |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
й метод (часть 1) |
Fitness» |
|
|
35. |
Операция |
Операция «Сложение 11 -14»: |
2 |
5 |
|
«Сложение 11- |
Комбинированный метод |
|
|
|
14»: |
(часть 2) |
|
|
|
Комбинированны |
Тренировочные карты. |
|
|
|
й метод (часть 2) |
Выполнение заданий |
|
|
|
|
преподавателя (тренера). |
|
|
36. |
Операция |
Операция «Сложение 11-14»: |
2 |
5 |
|
«Сложение 11- |
Комбинированный метод |
|
|
|
14»: |
(часть 3). |
|
|
|
Комбинированны |
Ментальная карта. |
|
|
|
й метод (часть 3). |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
|
Fitness». |
|
|
37. |
Операция |
Операция «Сложение 11-14»: |
2 |
4 |
|
«Сложение 11- |
Комбинированный метод |
|
|
|
14»: |
(часть 4). |
|
|
|
Комбинированны |
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
й метод (часть 4). |
Fitness». Выполнение |
|
|
|
|
примеров в уме. |
|
|
38. |
Операция |
Операция «Вычитание 11 -14: |
2 |
4 |
|
«Вычитание 11- |
Комбинированный метод |
|
|
|
14: |
(часть 1). |
|
|
|
Комбинированны |
Выполнение заданий |
|
|
|
й метод (часть 1) |
преподавателя (тренера). |
|
|
39. |
Операция |
Операция «Вычитание 11 -14: |
2 |
5 |
|
«Вычитание 11- |
Комбинированный метод |
|
|
|
14: |
(часть 2). |
|
|
|
Комбинированны |
Тренировочные карты. |
|
|
|
й метод (часть 2) |
Ментальная карта. |
|
|
|
|
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
|
Fitness» |
|
|
40. |
Операция |
Операция «Вычитание 11-14»: |
2 |
4 |
|
«Вычитание 11- |
Комбинированный метод |
|
|
|
14»: |
(часть 3). |
|
|
|
Комбинированны |
Выполнение заданий |
|
|
|
й метод (часть 3). |
преподавателя (тренера). |
|
|
|
|
Интеллектуальные игры «Brain |
|
|
|
|
Fitness». |
|
|
41. |
Операция «Вычитание 11- 14»: Комбинированны й метод (часть 4.) |
Операция «Вычитание 11-14»: Комбинированный метод (часть 4.) Интеллектуальные игры «Brain Fitness». Выполнение примеров в уме. |
2 |
5 |
42. |
Операции «Сложение и вычитание 11-14» на ментальной карте: Комбинированны й метод (часть 1). |
Операции «Сложение и вычитание 11 - 14» на ментальной карте: Комбинированный метод (часть 1). Тренировочные карты. Интеллектуальные игры «Brain Fitness». |
2 |
5 |
43. |
Операции «Сложение и вычитание 11-14» на ментальной карте: Комбинированны й метод (часть 2). |
Операции «Сложение и вычитание 11-14» на ментальной карте: Комбинированный метод (часть 2). Выполнение примеров в уме. Интеллектуальные игры «Brain Fitness». |
2 |
5 |
44. |
Промежуточное тестирование: олимпиада четвертого уровня |
Выполнение заданий по темам занятий с 34 по 43. |
|
2 |
|
ИТОГО (68 ч.) |
|
20 |
48 |
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
После успешного завершения курса «Ментальная арифметика», обучающиеся смогут:
- Повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;
- Усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
- Повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
- Использовать полученные знания в личностном развитии.
В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия. Личностные: результаты:
У ученика будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
· учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
· готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
· способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
· способность к организации самостоятельной учебной деятельности. У ученика могут быть сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
V.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой.
Наименование учебного оборудования |
Единица измерения |
Колич ество |
Оборудование и технические средства обучения |
||
Столы ученические |
шт |
6 |
Стулья ученические |
шт |
12 |
Компьютер с соответствующим программным Обеспечением |
комплект |
1 |
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
Экран |
комплект |
1 |
Магнитная доска |
комплект |
1 |
Акустическая система для использования аудиовидеоматериалов и демонстрации презентаций, с выходом в интернет Учебно-наглядные пособия Учебные пособия: |
комплект |
1 |
- большой счет-абакус |
шт |
1 |
- маленькие счеты-абакусы |
шт |
9 |
VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения для оценки достижения цели и задач Программы в конце каждого года обучения предусмотрена промежуточная аттестация в виде олимпиады (с первого по четвертый уровень).
Год обучения |
Промежуточная аттестация |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
|
1 год |
Олимпиада первого (Приложение 1) |
уровня |
2 |
май |
2 год |
Олимпиада второго (Приложение 2) |
уровня |
2 |
май |
3 год |
Олимпиада третьего (Приложение 3) |
уровня |
2 |
май |
4 год |
Олимпиада четвертого (Приложение 4) |
уровня |
2 |
май |
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов предусмотрены следующие формы: журнал посещаемости, протоколы родительских собраний, анкетирование родителей, внутренний мониторинг (тестирование обучающихся), протоколы олимпиад.
Для демонстрации образовательных результатов родители обучающихся приглашаются на олимпиады, проводимые в конце каждого года обучения, родительские собрания.
Оценочные материалы
Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида мониторинга:
· внутренний (наблюдение);
· внешний (участие в итоговом тестировании (олимпиаде)).
Внутренний мониторинг.
В начале каждого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания.
В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
Год обучения Ф.И.О. Возраст |
|||||||
Показатели для мониторинга |
Уровень на начало учебного года |
Уровень конец учебного года |
на |
||||
Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр) |
|
|
|||||
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии |
|
|
|||||
Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9) |
|
|
|||||
Знание арифметический знаков (числа от 10 до 100 и больше, знак «+», «-») |
|
|
|||||
Умение считать на счётах – Абакус (работа двумя руками, работа пальцами) |
|
|
|||||
Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): |
|
|
|||||
цепочка однозначных чисел; |
|
|
|||||
цепочка двухзначных чисел; |
|
|
|||||
цепочка трёхзначных чисел; |
|
|
|||||
цепочка четырёхзначных чисел. |
|
|
|||||
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: |
|
|
|||||
на счётах «Абакус» |
|
|
|||||
при ментальном счете (скорость, кол-во чисел) |
|
|
|||||
- упражнения мышления |
на |
развитие |
логического |
|
|
||
- упражнения на глазодвигательную реакцию |
|
|
|||||
Самодисциплина ребенка при выполнении Заданий |
|
|
|
||||
Умение соединять выполнение нескольких действий одновременно( счет+ стихотворение) |
|
|
|
||||
взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания |
|
|
|
||||
комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день). |
|
|
|
||||
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.
Внешний мониторинг.
В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические задачи.
VII. УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-6 лет. М., БИОПРЕСС, 2017г.
2. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе. Начальная подготовка. М., 2017г.
3. http://открытаяшкола.онлайн/
4. Учебное пособие по ментальной арифметике для общеобразовательных организаций в системе дополнительного образования «Ментальная арифметика» под редакцией Р.Р Абзалимова Уфа – 2018
5. https://mentalar.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.