Рабочая программа Музыка Сергеева 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа Музыка Сергеева 5 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка
12.12.2021
Рабочая программа Музыка Сергеева 5 класс
Рабочая программа музыка 5 класс Сергеева.docx

Планируемые результаты освоения учебного предмета «музыка»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета «Музыка»:

ü  чувство гордости за Родину, свой народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

ü  целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

ü  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

ü  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

ü  компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

ü  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

ü  участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций;

ü  признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

ü  принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

ü  эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

·         умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

·         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·        умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

·        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·        умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

·        смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

·        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

·        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

 

Предметные результаы обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

·        сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

·        сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

·        развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и  анализа художественного образа;

·        сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

·        воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

·        расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

·        овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

·        приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

·        сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 


 

Содержание  программы  учебного предмета «музыка»  

Раздел №1 -  «Музыка и литература». 16 часов

Тема. Что роднит музыку с литературой. (1 час).

Познакомится с понятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка. Научатся выявлять связи музыки и литературы.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.

 

Тема. Вокальная музыка. (2 час).

Познакомятся с отличиями музыкальной речи от речи литературной. Научатся: называть основные жанры русских народных песен, определять значение песен в жизни общества, отличать романс от песни.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.

 

Тема. Фольклор в музыке русских композиторов. (2 часа).

Познакомится с понятием программная музыка. Научатся анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.

 

Тема. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. (1 час).

Познакомится с понятиями: вокальная, инструментальная музыка. Научатся называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.

 

Тема. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. (2 час).

Познакомится с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научится определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.

 

Тема. «Всю жизнь мою несу родину в душе…». Перезвоны. (1 час).

Познакомится с понятиями: симфония-действо. Научится выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.

 

Тема. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1 часа).

Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, с понятием реквием.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (1 час).

Познакомится с сюжетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Научится приводить примеры к понятиям.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (1 чач).

Познакомится с историей развития балетного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кордебалет. Научится анализировать составляющие средства музыкальной выразительности.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Музыка в театре, кино, на телевидении. (1 час).

Познакомится с ролью литературного сценария и значением музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Научится участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1 час).

Познакомится с понятиям: мюзикла, историей возникновения мюзикла. Узнают, чем мюзикл отличается от оперы. Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Мир композитора. (1 час). 

Познакомится со взаимодействием музыки; с именами выдающихся русских и зарубежных композиторов. Научится передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

Тема. Обобщение.. (1 час).

 

Раздел №2 – Музыка и изобразительное искусство. (19 часов).

Тема. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1 час).

Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство, со средствами выразительности музыки. Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. «Небесное и земное» в звуках и красках. (1 час).

Познакомятся с общностью языка различных видов искусства. Научатся выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Звать через прошлое к настоящему. (2 часа).

Познакомится с общими чертами художественных и музыкальных образов, с основными чертами кантаты, с богатством музыкальных образов и особенностями их драматургического развития.

Научатся сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Музыкальная живопись и живописная музыка. (2 часа).

Познакомятся с выразительными возможностями музыки и её изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными композиторами: С. Рахманиновым, Ф. Шубертом, их творчеством.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1 час).

Познакомится с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… (1 час).

Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Портреты и автопортреты великих художников.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира. (1 час).

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра. Их выразительная роль. Известные дирижеры.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! (1 час).

Жизнь и творчество Людвига ванн Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Застывшая музыка. Содружество муз в храме. (1 час).

Познакомятся с отличием католической и православной музыкальной культуры; с понятием акапелла. Научатся сопоставлять музыку и памятники архитектуры.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Полифония в музыке и живописи. (1 час).

Продолжение знакомства с творчеством С.-С. Баха. Освоение понятий: полифония, фуга. Светская и духовная музыка. Любимый инструмент Баха – орган. Ведущие органисты мира. Органисты мастера.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Музыка на мольберте. Композитор – художник… Вселенная представляется мне большой симфонией… (1 час).

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе… (1 час).

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов-импрессионистов.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. «О доблестях, о подвигах, о славе...». (1 час).

Итоговое тестирование.

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Поэтические произведения о войне. «Реквием» Р. Рождественского.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. «В каждой мимолетности вижу я миры…». (1 час).

Обзорный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие творчества обоих композиторов. Сравнение музыкальных зарисовок С. С. Прокофьева с картинами В. Кандинского, определение замысла и его воплощения в произведениях.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Мир композитора. С веком наравне. (1 час).

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов. Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

 

Тема. Урок – концерт. (1 час).

 

Тема. Обобщение. (1 час).

 


 

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Разделы и темы

Количество часов

1

Музыка и литература. Что роднит музыку с литературой.

1

2

Вокальная музыка.

1

3

Вокальная музыка. Романс.

1

4

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки.

1

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

7

Вторая жизнь песни.

2

8

9

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

1

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

11

Первое путешествие в музыкальный театр: опера

1

12

Второе путешествие в музыкальный театр: Балет

1

13

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

14

Третье путешествие в музыкальный театр – мюзикл.

1

15

Мир композитора Закрепление четверти.

1

16

Обобщающий урок.

1

17

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

18

Небесное и земное в звуках и красках.

1

19

Звать через прошлое и настоящее.

2

20

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

22

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

25

Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве.

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве.  О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!

1

27

Застывшая музыка.

1

28

Полифония в музыке и живописи

1

29

Музыка на мольберте

1

30

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

31

О подвигах, о доблести, о славе…

1

32

В каждой мимолётности вижу я миры…

1

33

Мир композитора. С веком наравне

1

34

Урок-концерт.

1

35

Обобщение.

1

 

 

 


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «музыка»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «музыка»

Предметные результаы обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: · сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;…

Предметные результаы обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: · сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;…

· воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; ·…

· воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; ·…

Содержание программы учебного предмета «музыка»

Содержание программы учебного предмета «музыка»

Познакомится с понятиями: вокальная, инструментальная музыка

Познакомится с понятиями: вокальная, инструментальная музыка

Тема. Первое путешествие в музыкальный театр

Тема. Первое путешествие в музыкальный театр

Познакомится с понятиям: мюзикла, историей возникновения мюзикла

Познакомится с понятиям: мюзикла, историей возникновения мюзикла

Познакомятся с общностью языка различных видов искусства

Познакомятся с общностью языка различных видов искусства

Познакомится с местом и значением колокольных звонов в жизни человека

Познакомится с местом и значением колокольных звонов в жизни человека

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы №

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы №

Музыка и изобразительное искусство

Музыка и изобразительное искусство

В каждой мимолётности вижу я миры… 1 33

В каждой мимолётности вижу я миры… 1 33
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021