Комитет образования Администрации МР «Карымский район»
Муниципального учреждения
дополнительного образования
«Дом творчества п. Карымское»
Принята на заседании педагогического совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________
|
Утверждаю: Директор Дома творчества п. Карымское _____________________ /ФИО/ «___» ________________ 20____г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Землянкин Михаил Сергеевич,
педагог дополнительного образования
п. Карымское, 2019
Содержание программы:
Содержание программы……………………………………………………….2
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»……………...3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………….3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………….6
1.3 Учебный план. Содержание учебного плана..……………………………8
1.4 Планируемые результаты………………………………………………....12
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»………..14
2.1 Календарный учебный график……………………………………………15
2.2 Условия реализации программы……………………………………….....24
2.3 Формы аттестации…………………………………………………………24
2.4 Оценочные материалы…………………………………………………….25
2.5 Методические материалы…………………………………………………26
2.6 Список литературы………………………………………………...............28
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08. 2013 г. №1008;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
- Уставом Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к физкультурно-спортивной направленности, по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная.
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение
игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии
от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость,
мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Отличительная особенность программы состоит в том, что программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Адресат программы – учащиеся в возрасте 11-16 лет.
Объём и срок освоения программы. Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.
Форма обучения – очная.
Режим обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Задачи программы:
личностные:отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
1) формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к учению и познанию;
3) формирование ценностно-смысловых установок выпускников, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
5)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1) развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
6) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные: характеризуют опыт учащихся в специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению:
1) знакомство с элементарными понятиями шахматной игры (с шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр с белыми, чёрными шахматными фигурами; с расставлением фигур перед игрой), названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
2) овладение приёмами тактики и стратегии шахматной игры; (сравнивать, находить общее и различие; уметь ориентироваться на шахматной доске: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, знать основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля);
3) обучение воспитанников игре в шахматную партию с записью;
4) обучение решению комбинации на разные темы (грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания);
5) обучению учащихся самостоятельному анализированию позиции, через формирование умения решать комбинации на различные темы; - научить детей видеть в позиции разные варианты (правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте).
1.3 Учебный план
№ |
Темы и виды деятельности |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
на теоретические занятия |
на практические занятия |
|||
1. |
Организационное занятие. |
2 |
1 |
1 |
Журнал посещаемости |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
3. |
Правила игры. |
4 |
2 |
2 |
опрос |
4. |
Первоначальные понятия. |
4 |
2 |
2 |
опрос |
5. |
Тактика игры. |
6 |
3 |
3 |
Решение задач |
6. |
Стратегия игры. |
6 |
3 |
3 |
Решение задач |
7. |
Эндшпиль. |
11 |
5 |
6 |
Опрос |
8. |
Дебют. |
11 |
5 |
6 |
Опрос |
9. |
Конкурсы решения задач, этюдов. |
9 |
5 |
4 |
Решение задач |
10. |
Сеансы одновременной игры. |
5 |
|
5 |
Соревнование |
11. |
Соревнования. |
10 |
|
10 |
Соревнование |
12. |
Итоговое занятие. |
2 |
|
2 |
Опрос |
Всего: |
72 |
27 |
45
|
Содержание учебного плана
1. Организационное занятие. Теория. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не», ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3. Правила игры. Теория. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4. Первоначальные понятия. Теория. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
5. Тактика игры. Теория. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)
6. Стратегия игры. Теория. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практическая работа: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
7. Эндшпиль.Теория.Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
8. Дебют. Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
9. Конкурсы решения задач, этюдов.Теория. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.
Практическая работа: Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
10. Сеансы одновременной игры.Практическая работа. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
11.Соревнования. Практическая работа. Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
12. Итоговое занятие.Практическая работа. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
1.4 Планируемые результаты
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
· шахматные правила FIDE;
· обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
· ценность шахматных фигур;
· принципы игры в дебюте;
· основные тактические приемы;
· термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
· некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
· правила игры в миттельшпиле;
· основные элементы позиции;
· правила разыгрывания дебюта;
· расположение шахматных фигур и их взаимодействие.
· проводить элементарно анализ позиции;
· составлять простейший план игры;
· находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
· точно разыгрывать простейшие окончания;
· пользоваться шахматными часами.
уметь:
· ориентироваться на шахматной доске;
· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
· правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
· различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
· рокировать;
· объявлять шах, мат;
· решать элементарные задачи на мат в один ход;
· правильно вести себя за доской;
· записывать шахматную партию;
· матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
· грамотно располагать шахматные фигуры в дебют;
· точно разыгрывать простейшие окончания;
· проводить элементарно анализ позиции;
· составлять простейший план игры;
· находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
· точно разыгрывать простейшие окончания;
· пользоваться шахматными часами.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
№ |
месяц |
Число Время проведения занятия |
Форма проведения занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
|
беседа |
1 |
Организационное занятие.
|
Кабинет
|
беседа
|
2 |
сентябрь |
|
лекция |
1 |
Из истории шахмат.
|
Кабинет
|
опрос |
3 |
сентябрь |
|
лекция |
1 |
Шахматы – это спорт.
|
Кабинет |
опрос |
4 |
сентябрь |
|
лекция |
1 |
Шахматы – наука, искусство |
Кабинет |
опрос |
5 |
октябрь |
|
лекция |
1 |
Правила игры. Цель игры. |
Кабинет |
опрос |
6 |
октябрь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Понятие о плане в игре.
|
Кабинет |
опрос |
7 |
октябрь |
|
практикум |
1 |
Сравнительная сила фигур.
|
Кабинет |
опрос
|
8 |
октябрь |
|
практикум |
1 |
Влияние позиции на состояние сил |
Кабинет |
опрос |
9 |
октябрь |
|
практикум |
1 |
Ходы фигур и их особенности.
|
Кабинет |
опрос |
10 |
октябрь |
|
практикум |
1 |
Организация подвижности. Заграждение, отрезание полей.
|
Кабинет |
опрос |
11 |
октябрь |
|
практикум |
1 |
Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени.
|
Кабинет |
опрос |
12 |
октябрь |
|
практикум |
1 |
Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар.
|
Кабинет |
опрос |
13 |
ноябрь |
|
практикум |
1 |
Взятие. Превращение пешек. Угроза.
|
Кабинет |
опрос |
14 |
ноябрь |
|
практикум |
1 |
Взаимодействие фигур.
|
Кабинет |
опрос |
15 |
ноябрь |
|
практикум |
1 |
Нападение на незащищенного короля.
|
Кабинет |
опрос |
16 |
ноябрь |
|
практикум |
1 |
Централизация. Концентрация сил против важного пункта.
|
Кабинет |
опрос |
17 |
ноябрь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Прорыв пешечной позиции. Выигрыш темпа и цугцванг.
|
Кабинет |
опрос |
18 |
ноябрь |
|
Практикум |
1 |
Противодействие планам противника.
|
Кабинет |
опрос |
19 |
ноябрь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Техника расчета.
|
Кабинет
|
опрос |
20 |
ноябрь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Правило квадрата.
|
Кабинет |
опрос |
21 |
декабрь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Подсчет ходов.
|
Кабинет |
опрос |
22 |
декабрь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Подсчет количества ударов.
|
Кабинет |
опрос |
23 |
декабрь |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
«Блуждающий квадрат»
|
Кабинет |
Решение задач |
24 |
декабрь |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Критические поля проходной пешки.
|
Кабинет |
Решение задач |
25 |
декабрь |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Критические поля блокированной пешки.
|
Кабинет |
Решение задач |
26 |
декабрь |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Поля соответствия.
|
Кабинет |
Решение задач |
27 |
декабрь |
|
Лекция, семинар |
1 |
Мотивы и идея комбинации.
|
Кабинет
|
опрос |
28 |
декабрь |
|
Лекция, семинар |
1 |
Виды комбинаций и их особенности.
|
Кабинет |
опрос |
29 |
январь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Техника комбинаций.
|
Кабинет
|
опрос |
30 |
январь |
|
Лекция, практикум |
1 |
Позиция. Слабые пункты.
|
Кабинет
|
опрос |
31 |
январь |
|
Лекция |
1 |
Слабости временные и постоянные.
|
Кабинет
|
опрос |
32 |
январь |
|
практикум |
1 |
Центр (пешечный и фигурный).
|
Кабинет |
Анализ учебных партий |
33 |
январь |
|
практикум |
1 |
Позиция и сила фигур. Два слона.
|
Кабинет
|
Анализ учебных партий |
34 |
январь |
|
практикум |
1 |
Оценка позиции.
|
Кабинет |
Анализ учебных партий |
35 |
февраль |
|
Практикум |
1 |
Дебют и его задачи.
|
Кабинет |
Анализ учебных партий |
36 |
февраль |
|
практикум |
1 |
Владение центром. Лучшее развитие.
|
Кабинет
|
Анализ дебютной части партии. |
37 |
февраль |
|
практикум |
1 |
Примеры разыгрывания дебютов.
|
Кабинет
|
Анализ партий |
38 |
февраль |
|
практикум |
1 |
Основные идеи эндшпиля.
|
Кабинет
|
Анализ партий |
39 |
февраль |
|
практикум |
1 |
Реализация преимущества.
|
Кабинет |
Анализ партий |
40 |
февраль |
|
практикум |
1 |
Теоретические окончания.
|
Кабинет
|
Анализ партий |
41 |
февраль |
|
Практикум |
1 |
Эндшпиль в практической партии.
|
Кабинет |
Анализ учебных партий |
42 |
февраль |
|
Решение комбинаций, шахматных задач, Турнир |
1 |
Стратегические задачи миттельшпиля.
|
Кабинет
|
Решение задач |
43 |
март |
|
Решение комбинаций, шахматных задач, турнир |
1 |
Атака и способы ее проведения.
|
Кабинет
|
Решение задач |
44 |
март |
|
Решение комбинаций, шахматных задач, турнир |
1 |
Защита и контратака.
|
Кабинет
|
Решение задач |
45 |
март |
|
Сеанс одновременно игры |
1 |
Равные позиции.
|
Кабинет
|
Сеанс одновременно игры |
46 |
март |
|
Практикум |
1 |
Переход в эндшпиль.
|
Кабинет |
опрос |
47 |
март |
|
Сеанс одновременно игры |
1 |
Современный дебют и практика его разыгрывания.
|
Кабинет
|
Сеанс одновременно игры |
48 |
март |
|
Сеанс одновременно игры |
1 |
Открытые дебюты.
|
Кабинет
|
Сеанс одновременно игры |
49 |
март |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Полуоткрытые дебюты.
|
Кабинет |
Решение тестовых задач
|
50 |
март |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Закрытые дебюты.
|
Кабинет
|
Решение тестовых задач
|
51 |
апрель |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Развитие шахматного стиля.
|
Кабинет |
Решение тестовых задач |
52 |
апрель |
|
Лекция, практикум |
1 |
Пешечная защита Филидора. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. |
Кабинет
|
опрос |
53 |
апрель |
|
Лекция, практикум |
1 |
Стратегические принципы Морфи. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Роль аппозиции.
|
Кабинет
|
опрос |
54 |
апрель |
|
Лекция |
1 |
Первые шаги русской школы. А.Петров.
|
Кабинет
|
опрос |
55 |
апрель |
|
Лекция |
1 |
Позиционные методы игры Стейница.
|
Кабинет |
опрос |
56 |
апрель |
|
Лекция |
1 |
Основоположник русской школы – Михаил Чигорин.
|
Кабинет
|
опрос |
57 |
апрель |
|
Лекция |
1 |
Эммануил Ласкер – мыслитель и борец.
|
Кабинет
|
опрос |
58 |
апрель |
|
Лекция |
1 |
Хосе Рауль Капабланка – шахматный виртуоз
|
Кабинет
|
опрос |
59 |
апрель |
|
Лекция |
1 |
В поисках совершенного стиля. Александр Алехин.
|
Кабинет |
опрос
|
60 |
Апрель |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Решение задач и этюдов.
|
Кабинет |
Решение задач |
61 |
май |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Решение задач и этюдов.
|
Кабинет
|
Решение задач |
62 |
май |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Решение задач и этюдов.
|
Кабинет |
Решение задач |
63 |
май |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Решение задач и этюдов.
|
Кабинет
|
Решение задач |
64 |
май |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Решение задач и этюдов.
|
Кабинет |
Решение задач |
65 |
май |
|
Решение комбинаций, шахматных задач |
1 |
Решение задач и этюдов.
|
Кабинет
|
Решение задач |
66 |
май |
|
Турнир |
1 |
Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.
|
Кабинет |
Турнир |
67 |
май |
|
Турнир |
1 |
Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.
|
Кабинет |
Турнир |
68 |
май |
|
Турнир |
1 |
Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.
|
Кабинет |
Турнир |
69 |
май |
|
Турнир |
1 |
Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.
|
Кабинет |
Турнир |
70 |
май |
|
Турнир |
1 |
Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля |
Кабинет
|
Турнир |
71 |
май |
|
Турнир |
1 |
Шахматный турнир.
|
Кабинет
|
Турнир |
72 |
май |
|
Беседа |
1 |
Итоговое занятие.
|
Кабинет |
опрос |
2.2 Условия реализации программы
Для организации работы по программе необходимо:
·Кадровое обеспечение: педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей (занятия проводит педагог дополнительного образования Землянкин Михаил Сергеевич).
·Информационное обеспечение: методические пособия; методические разработки занятий; ИКТ: мультимедийные обучающие программы: «Шахматная школа для начинающих» и «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов» (Автор Н. Журавлев).
· Материально-техническое обеспечение:
· магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
· шахматные часы – 2 штуки;
· словарь шахматных терминов;
· комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
Занятия проводятся в кабинете.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.
Способы фиксации учебных результатов программы:
- диплом;
- грамота;
- протокол соревнований.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на
начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального,
индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности,
выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).
- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки
домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).
- Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы). Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).
-Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в
конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).
2.4. Оценочные материалы
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей.
При наборе детей первого года обучения проводится ряд психологических методик (методика А.З. Зака; Огневой Т.А.), которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (не к самим шахматам, а только к их обучению), так как самая важная задача — это научить учащегося ориентироваться в шахматных позициях и элементах шахматного мышления, а осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.
Также оценивание деятельности учащихся осуществляется по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практическогоприменения в различных ситуациях - творческого использования.Данная диагностика осуществляется два раза в год: в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика.
Высокий уровень
освоения программы
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; показывает широкие возможностипрактического применения в собственной творческойдеятельности приобретенных знаний умений и навыков.
Средний уровень
освоения программы
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; может применять на практике всобственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки.
Низкий уровень
освоения программы
Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; не стремится самостоятельноприменять на практике в своей деятельности приобретенные
знания умения и навыки.
2.5. Методические материалы
Раздел или тема программы |
Формы занятий |
Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) |
Дидактический материал |
Техническое оснащение программы |
Формы подведения итогов |
Организационное занятие. |
Беседа |
Словесный, наглядный |
Входные психологические тесты, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
беседа |
Шахматы – спорт, наука, искусство. |
Лекции |
Словесные Наглядные Практические |
Опросники словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
опрос |
Правила игры. |
Лекции, практикум |
Словесные Наглядные Практические |
Опросники словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
опрос |
Первоначальные понятия. |
Лекции, практикум |
Словесные Наглядные Практические |
Опросники словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
опрос |
Тактика игры. |
Практикум |
Словесные Наглядные Практические |
Задачник; Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
Решение задач |
Стратегия игры. |
Лекция; Практикум. |
Словесные Наглядные Практические |
Задачник; Дидактические игры и игровые задания,магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
Решение задач |
Эндшпиль. |
Лекция; Практикум. |
Словесные Наглядные Практические |
Опросники словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
опрос |
Дебют. |
Лекция; Практикум. |
Словесные Наглядные Практические |
Опросники словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
опрос |
Конкурсы решения задач, этюдов. |
Конкурс; Решение комбинаций и шахматных задач |
Словесные Наглядные Практические |
Задачник; Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
Решение задач |
Сеансы одновременной игры. |
Сеанс одновременной игры. |
Словесные Наглядные Практические |
Задачник; Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
Беседа, сеансы одновременной игры, турниры |
Соревнования. |
Анализ партий; Турнир. |
Словесные Наглядные Практические |
Задачник; Дидактические игры и игровые задания магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками |
компьютер |
Турниры |
Итоговое занятие. |
беседа |
словесный |
|
|
Опрос |
2.6 Список литературы
Нормативно-правовая литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2015. -143с.- (Кодексы. Законы. Нормы).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224с.
3. Сборник нормативно-правовых и организационно-методических материалов для учреждений дополнительного образования (часть 1) / Сост. В. М. Лебединский, Т.В. Ратушная. – Чита: КОПОН и МП, 2003./
Литература для педагога:
1. Барский В., Ланда К. Кубок мира. Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.– 100 с.
2. Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих: правила, навыки, тактики. – М.: БОМБОРА, 2018. – 352 с.
3. Калиниченко Н. Практикум по шахматной тактике.- СПб: Питер, 2014. - 144 с.
4. Майзелис И. Шахматы. - М.: Детгиз, 1960. - 268 с.
5. Нимцович А. Моя система. - М: ФиС, 1984. – 369 с.
6. Пожарский. В. Шахматный учебник. - М: Феникс, 2001г. - 342 с.
7. Пожарский В. Шахматный учебник. – М.: Феникс, 2014. - 413 с.
8. Сухин И.Г. Волшебные фигуры. - М.: Новая школа, 2017. – 350 с.
9. СухинИ.Г. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 2017. – 340 с.
10. Сухин И. Г. Шахматы в школе. Пособие для учителя: издание 2-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2013. — 224 с.
11. Сухин И.Г. Шахматы в начальной школе: первый год обучения. – М.: - ООО Издательство Астрель, 2018. – 256 с.
12. Сухин И. Г. Шахматы в школе. Пособие для учителя: издание 2-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2013. — 224 с.
13. Чернев Ирвинг. Основы шахмат. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2018. – 272 с.
Литература для учащихся:
1. Нимцович А. Моя система. - М: ФиС, 1984. – 369 с.
2. Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей.– М.: - ООО Издательство Астрель, 2018. – 160 с.
3. Трофимова А. Учебник юного шахматиста. – М.: Феникс, 2014. – 270 с.
4. ЧэнРэй. Практические шахматы: 600 задач чтобы повысить уровень игры. – М.: Эксмо, 2018. – 216 с.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.