Рабочая программа объединения "Шахматы", физкультурно-спортивной направленности
Оценка 5

Рабочая программа объединения "Шахматы", физкультурно-спортивной направленности

Оценка 5
Образовательные программы
docx
физическая культура +1
5 кл—9 кл
03.04.2020
Рабочая программа объединения "Шахматы", физкультурно-спортивной направленности
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
рабочая программа приложение 1.docx

Комитет образования Администрации МР «Карымский район»

Муниципального учреждения

дополнительного образования

«Дом творчества п. Карымское»

 

Принята на заседании

педагогического совета

от «___»  _____________ 20____г.

Протокол № __________________

 

Утверждаю:

Директор Дома творчества

п. Карымское

_____________________ /ФИО/

«___»  ________________ 20____г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы»

 

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Автор-составитель:

Землянкин Михаил Сергеевич,

педагог дополнительного образования

 

 

 

п. Карымское, 2019

 

 

                                     Содержание программы:

Содержание программы……………………………………………………….2

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»……………...3

1.1   Пояснительная записка…………………………………………………….3

1.2   Цель и задачи программы………………………………………………….6

1.3   Учебный план. Содержание учебного плана..……………………………8

1.4   Планируемые результаты………………………………………………....12

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»………..14

2.1 Календарный учебный график……………………………………………15

2.2 Условия реализации программы……………………………………….....24

2.3 Формы аттестации…………………………………………………………24

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………….25

2.5 Методические материалы…………………………………………………26

2.6 Список литературы………………………………………………...............28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1   Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» разработана в соответствии  с:

      - Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской     Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

-  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08. 2013 г. №1008;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41;

      - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;

     - Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;

- Уставом Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское».  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к физкультурно-спортивной направленности, по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная.

    Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.

Отличительная особенность программы состоит в том, что программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Адресат программы – учащиеся в возрасте 11-16 лет.

Объём и срок освоения программы.  Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.

Форма обучения – очная.

Режим обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.  В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.

 

 

1.2 Цель и задачи программы

 

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Задачи программы:

личностные:отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

1) формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию;

2) формирование мотивации к учению и познанию;

3) формирование ценностно-смысловых установок выпускников, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 5)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

1) развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

6) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные: характеризуют опыт учащихся  в  специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению:

1) знакомство с элементарными понятиями шахматной игры (с шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр с белыми, чёрными шахматными фигурами; с расставлением фигур перед игрой), названиями  шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;

2) овладение приёмами тактики и стратегии шахматной игры; (сравнивать, находить общее и различие; уметь ориентироваться на шахматной доске: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, знать основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля);

3) обучение воспитанников игре в  шахматную партию с записью;

4) обучение решению комбинации на разные темы (грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания);

5) обучению учащихся самостоятельному анализированию позиции, через формирование умения решать комбинации на различные темы; - научить детей видеть в позиции разные варианты (правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте).

1.3 Учебный план

 

 

Темы и виды деятельности

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1.

Организационное занятие.

2

 

1

1

Журнал посещаемости

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

2

 

1

1

опрос

3.

Правила игры.

4

 

2

 

2

опрос

4.

Первоначальные понятия.

4

 

2

 

2

опрос

5.

Тактика игры.

6

 

3

 

3

Решение задач

6.

Стратегия игры.

6

 

3

 

3

Решение задач

7.

Эндшпиль.

11

 

5

 

6

Опрос

8.

Дебют.

11

 

5

 

6

Опрос

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

9

 

5

4

Решение задач

10.

Сеансы одновременной игры.

5

 

5

Соревнование

11.

Соревнования.

10

 

10

Соревнование

12.

Итоговое занятие.

2

 

2

Опрос

Всего:

72

 

 

27

 

 

45

 

 

Содержание учебного плана

1.     Организационное занятие. Теория. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

 

2.     Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория.  Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не», ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

 

3.     Правила игры. Теория. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

 

4.     Первоначальные понятия. Теория. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

 

5.            Тактика игры. Теория. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)

 

6.     Стратегия игры. Теория. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практическая работа: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,

разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

7.            Эндшпиль.Теория.Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

8.            Дебют. Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

9.     Конкурсы решения задач, этюдов.Теория. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

Практическая работа: Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10. Сеансы одновременной игры.Практическая работа. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения  одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

11.Соревнования. Практическая работа. Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

12. Итоговое занятие.Практическая работа. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

                                  1.4 Планируемые результаты

К концу  обучения по данной программе  учащиеся должны

 знать:

·        шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;

·        шахматные правила FIDE;

·        обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·        ценность шахматных фигур;

·        принципы игры в дебюте;

·        основные тактические приемы;

·        термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

·        некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

·        правила игры в миттельшпиле;

·        основные элементы позиции;

·        правила разыгрывания дебюта;

·        расположение шахматных фигур и их взаимодействие.

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.

 уметь:

·        ориентироваться на шахматной доске;

·        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·        правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·        различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·        рокировать;

·        объявлять шах, мат;

·        решать элементарные задачи на мат в один ход;

·        правильно вести себя за доской;

·        записывать шахматную партию;

·        матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

·        грамотно располагать шахматные фигуры в дебют;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

                             2.1 Календарный учебный график

месяц

Число

Время проведения занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

 

беседа

1

Организационное занятие.

 

Кабинет

 

 беседа

 

2

сентябрь

 

лекция

1

Из истории шахмат.

 

Кабинет

 

 опрос

3

сентябрь

 

лекция

1

Шахматы – это спорт.

 

Кабинет

 опрос

4

сентябрь

 

лекция

1

Шахматы – наука, искусство

Кабинет

опрос

5

октябрь

 

лекция

1

Правила игры. Цель игры.

Кабинет

 опрос

6

октябрь

 

Лекция, практикум

1

Понятие о плане в игре.

 

Кабинет

опрос

7

октябрь

 

практикум

1

Сравнительная сила фигур.

 

Кабинет

опрос

 

8

октябрь

 

практикум

1

Влияние позиции на состояние сил

Кабинет

опрос

9

октябрь

 

практикум

1

Ходы фигур и их особенности.

 

Кабинет

опрос

10

октябрь

 

практикум

1

Организация подвижности. Заграждение, отрезание полей.

 

Кабинет

опрос

11

октябрь

 

практикум

1

Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени.

 

Кабинет

опрос

12

октябрь

 

практикум

1

Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар.

 

Кабинет

опрос

13

ноябрь

 

практикум

1

Взятие. Превращение пешек. Угроза.

 

Кабинет

опрос

14

ноябрь

 

практикум

1

Взаимодействие фигур.

 

Кабинет

опрос

15

ноябрь

 

практикум

1

Нападение на незащищенного короля.

 

Кабинет

опрос

16

ноябрь

 

практикум

1

Централизация. Концентрация сил против важного пункта.

 

Кабинет

опрос

17

ноябрь

 

Лекция, практикум

1

Прорыв пешечной  позиции. Выигрыш темпа и цугцванг.

 

Кабинет

опрос

18

ноябрь

 

Практикум

1

Противодействие планам противника.

 

Кабинет

опрос

19

ноябрь

 

Лекция, практикум

1

Техника расчета.

 

Кабинет

 

опрос

20

ноябрь

 

Лекция, практикум

1

Правило квадрата.

 

Кабинет

опрос

21

декабрь

 

Лекция, практикум

1

Подсчет ходов.

 

Кабинет

опрос

22

декабрь

 

Лекция, практикум

1

Подсчет количества ударов.

 

Кабинет

опрос

23

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

 «Блуждающий квадрат»

 

Кабинет

Решение задач

24

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Критические поля проходной пешки.

 

Кабинет

Решение задач

25

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Критические поля блокированной пешки.

 

Кабинет

Решение задач

26

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Поля соответствия.

 

Кабинет

Решение задач

27

декабрь

 

Лекция, семинар

1

Мотивы и идея комбинации.

 

Кабинет

 

опрос

28

декабрь

 

Лекция, семинар

1

Виды комбинаций и их особенности.

 

Кабинет

опрос

29

январь

 

Лекция, практикум

1

Техника комбинаций.

 

Кабинет

 

опрос

30

январь

 

Лекция, практикум

1

Позиция. Слабые пункты.

 

Кабинет

 

 

опрос

31

январь

 

Лекция

1

Слабости временные и постоянные.

 

Кабинет

 

опрос

32

январь

 

  практикум

1

Центр (пешечный и фигурный).

 

Кабинет

Анализ учебных партий

33

январь

 

  практикум

1

Позиция и сила фигур. Два слона.

 

Кабинет

 

Анализ учебных партий

34

январь

 

  практикум

1

Оценка позиции.

 

Кабинет

Анализ учебных партий

35

февраль

 

Практикум

1

Дебют и его задачи.

 

Кабинет

Анализ учебных партий

36

февраль

 

практикум

1

Владение центром. Лучшее развитие.

 

Кабинет

 

Анализ дебютной части партии.

37

февраль

 

практикум

1

Примеры разыгрывания дебютов.

 

Кабинет

 

Анализ партий

38

февраль

 

практикум

1

Основные идеи эндшпиля.

 

Кабинет

 

Анализ партий

39

февраль

 

практикум

1

Реализация преимущества.

 

Кабинет

Анализ партий

40

февраль

 

практикум

1

Теоретические окончания.

 

Кабинет

 

Анализ партий

41

февраль

 

Практикум

1

Эндшпиль в практической партии.

 

Кабинет

Анализ учебных партий

42

февраль

 

Решение комбинаций, шахматных задач,

Турнир

1

Стратегические задачи миттельшпиля.

 

Кабинет

 

 Решение задач

43

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач, турнир

1

Атака и способы ее проведения.

 

Кабинет

 

Решение задач

44

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач, турнир

1

Защита и контратака.

 

Кабинет

 

Решение задач

45

март

 

Сеанс одновременно игры

1

Равные позиции.

 

Кабинет

 

Сеанс одновременно игры

46

март

 

Практикум

1

Переход в эндшпиль.

 

Кабинет

опрос

47

март

 

Сеанс одновременно игры

1

Современный дебют и практика его разыгрывания.

 

Кабинет

 

Сеанс одновременно игры

48

март

 

Сеанс одновременно игры

1

Открытые дебюты.

 

Кабинет

 

Сеанс одновременно игры

49

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Полуоткрытые дебюты.

 

Кабинет

Решение тестовых задач

 

50

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Закрытые дебюты.

 

Кабинет

 

Решение тестовых задач

 

51

апрель

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Развитие шахматного стиля.

 

Кабинет

 Решение тестовых задач

52

апрель

 

Лекция, практикум

1

Пешечная защита Филидора.

Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети.

Кабинет

 

 опрос

53

апрель

 

Лекция, практикум

1

Стратегические принципы Морфи. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Роль аппозиции.

 

 

Кабинет

 

опрос

54

апрель

 

Лекция

1

Первые шаги русской школы. А.Петров.

 

Кабинет

 

опрос

55

апрель

 

Лекция

1

Позиционные методы игры Стейница.

 

Кабинет

 опрос

56

апрель

 

Лекция

1

Основоположник русской школы – Михаил Чигорин.

 

Кабинет

 

 

опрос

57

апрель

 

Лекция

1

Эммануил Ласкер – мыслитель и борец.

 

Кабинет

 

опрос

58

апрель

 

Лекция

1

Хосе Рауль Капабланка – шахматный виртуоз

 

Кабинет

 

опрос

59

апрель

 

Лекция

1

В поисках совершенного стиля. Александр Алехин.

 

Кабинет

опрос

 

60

Апрель

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

Решение задач

61

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 

Решение задач

62

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 Решение задач

63

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 

 Решение задач

64

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 Решение задач

65

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 

 Решение задач

66

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

67

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

68

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

69

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

70

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля

Кабинет

 

Турнир

71

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир.

 

Кабинет

 

Турнир

72

май

 

Беседа

1

Итоговое занятие.

 

Кабинет

опрос

 


 

 

2.2 Условия реализации программы

 Для организации работы по программе необходимо:

·Кадровое обеспечение: педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей (занятия проводит педагог дополнительного образования Землянкин Михаил Сергеевич).

·Информационное обеспечение: методические пособия; методические разработки занятий; ИКТ: мультимедийные обучающие программы: «Шахматная школа для начинающих» и «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов» (Автор Н. Журавлев).

·        Материально-техническое обеспечение:

·         магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

·         шахматные часы – 2 штуки;

·         словарь шахматных терминов;

·         комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

Занятия проводятся в кабинете.

2.3 Формы аттестации

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал

посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.

Способы фиксации учебных результатов программы:

- диплом;

- грамота;

- протокол соревнований.

Виды контроля:

- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на

начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального,

индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности,

выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).

- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки

домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).

- Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы). Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).

-Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в

конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).

2.4. Оценочные материалы

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей.

 При наборе детей первого года обучения проводится ряд психологических методик (методика А.З. Зака; Огневой Т.А.), которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (не к самим шахматам, а только к их обучению), так как самая важная задача — это научить учащегося ориентироваться в шахматных позициях и элементах шахматного мышления, а осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.

Также оценивание деятельности учащихся осуществляется по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практическогоприменения в различных ситуациях - творческого использования.Данная диагностика осуществляется два раза в год: в конце 1-го полугодия (декабрь) -  промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика.

Высокий уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; показывает широкие возможностипрактического применения в собственной творческойдеятельности приобретенных знаний умений и навыков.

Средний уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; может применять на практике всобственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки.

Низкий уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; не стремится самостоятельноприменять на практике в своей деятельности приобретенные

знания умения и навыки.

 

2.5. Методические материалы

 

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение программы

Формы подведения итогов

Организационное занятие.

Беседа

Словесный, наглядный

Входные психологические тесты,  магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

беседа

Шахматы – спорт, наука, искусство.

Лекции

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Правила игры.

Лекции, практикум

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Первоначальные понятия.

Лекции, практикум

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Тактика игры.

Практикум

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Решение задач

Стратегия игры.

Лекция; Практикум.

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания,магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Решение задач

Эндшпиль.

Лекция; Практикум.

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Дебют.

Лекция; Практикум.

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Конкурсы решения задач, этюдов.

Конкурс; Решение комбинаций и шахматных задач

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Решение задач

Сеансы одновременной игры.

Сеанс одновременной игры.

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Беседа, сеансы

одновременной игры,

турниры

Соревнования.

Анализ партий; Турнир.

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания

магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Турниры

Итоговое занятие.

беседа

словесный

 

 

Опрос

 

 

2.6 Список литературы

Нормативно-правовая литература:

1.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2015. -143с.- (Кодексы. Законы. Нормы).

2.     Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224с.

3.     Сборник нормативно-правовых и организационно-методических материалов для учреждений дополнительного образования (часть 1) / Сост. В. М. Лебединский, Т.В. Ратушная. – Чита: КОПОН и МП, 2003./

 

Литература для педагога:

1.     Барский В., Ланда К. Кубок мира. Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.– 100 с.

2.     Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих: правила, навыки, тактики. – М.: БОМБОРА, 2018. – 352 с.

3.     Калиниченко Н. Практикум по шахматной тактике.- СПб: Питер, 2014. - 144 с.

4.     Майзелис И. Шахматы. - М.: Детгиз, 1960. - 268 с.

5.     Нимцович А. Моя система. - М: ФиС, 1984. – 369 с.

6.     Пожарский. В. Шахматный учебник. -  М: Феникс, 2001г. - 342 с.

7.     Пожарский В. Шахматный учебник. – М.: Феникс, 2014. - 413 с.

8.     Сухин И.Г. Волшебные фигуры. - М.: Новая школа, 2017. – 350 с.

9.     СухинИ.Г. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 2017. – 340 с.

10. Сухин И. Г.  Шахматы в школе. Пособие для учителя: издание 2-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2013. — 224 с. 

11. Сухин И.Г. Шахматы в начальной школе: первый год обучения.  – М.: - ООО Издательство Астрель, 2018. – 256 с.

12. Сухин И. Г.  Шахматы в школе. Пособие для учителя: издание 2-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2013. — 224 с. 

13. Чернев Ирвинг. Основы шахмат. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2018. – 272 с.

 

Литература для учащихся:

1.     Нимцович А. Моя система. - М: ФиС, 1984. – 369 с.

2.     Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей.– М.: - ООО Издательство Астрель, 2018. – 160 с.

3.     Трофимова А. Учебник юного шахматиста. – М.: Феникс, 2014. – 270 с.

4.     ЧэнРэй. Практические шахматы: 600 задач чтобы повысить уровень игры. – М.: Эксмо, 2018. – 216 с.


 

5.     Скачано с www.znanio.ru

Комитет образования Администрации

Комитет образования Администрации

Содержание программы: Содержание программы………………………………………………………

Содержание программы: Содержание программы………………………………………………………

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без…

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без…

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала

Цель и задачи программы Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы

Цель и задачи программы Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы

Предметные: характеризуют опыт учащихся в специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: 1) знакомство с элементарными понятиями шахматной…

Предметные: характеризуют опыт учащихся в специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: 1) знакомство с элементарными понятиями шахматной…

Учебный план №

Учебный план №

Эндшпиль. 11 5 6

Эндшпиль. 11 5 6

Моделирование на шахматном материале

Моделирование на шахматном материале

Эндшпиль . Теория. Простейшие окончания

Эндшпиль . Теория. Простейшие окончания

Сеансы одновременной игры. Практическая работа

Сеансы одновременной игры. Практическая работа

Гамбит Эванса. Королевский гамбит

Гамбит Эванса. Королевский гамбит

· рокировать; · объявлять шах, мат; · решать элементарные задачи на мат в один ход; · правильно вести себя за доской; · записывать шахматную партию;…

· рокировать; · объявлять шах, мат; · решать элементарные задачи на мат в один ход; · правильно вести себя за доской; · записывать шахматную партию;…

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2

Кабинет опрос 11октябрьпрактикум1Защищающая фигура

Кабинет опрос 11октябрьпрактикум1Защищающая фигура

Подсчет ходов. Кабинет опрос 22 декабрь

Подсчет ходов. Кабинет опрос 22 декабрь

Центр (пешечный и фигурный).

Центр (пешечный и фигурный).

Атака и способы ее проведения.

Атака и способы ее проведения.

Этюд Рети.Кабинет опрос 53апрельЛекция, практикум1Стратегические принципы

Этюд Рети.Кабинет опрос 53апрельЛекция, практикум1Стратегические принципы

Решение задач и этюдов. Кабинет

Решение задач и этюдов. Кабинет

Турнир 1 Шахматный турнир

Турнир 1 Шахматный турнир

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов)

Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов)

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; показывает широкие возможностипрактического применения в собственной творческойдеятельности приобретенных знаний умений и навыков

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; показывает широкие возможностипрактического применения в собственной творческойдеятельности приобретенных знаний умений и навыков

Опросники словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками компьютер опрос

Опросники словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками компьютер опрос

Дебют. Лекция; Практикум

Дебют. Лекция; Практикум

Литература для педагога: 1.

Литература для педагога: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020