Рабочая программа объединения "Шахматы", физкультурно-спортивной направленности

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Иконка файла материала рабочая программа приложение 1.docx

Комитет образования Администрации МР «Карымский район»

Муниципального учреждения

дополнительного образования

«Дом творчества п. Карымское»

 

Принята на заседании

педагогического совета

от «___»  _____________ 20____г.

Протокол № __________________

 

Утверждаю:

Директор Дома творчества

п. Карымское

_____________________ /ФИО/

«___»  ________________ 20____г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы»

 

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Автор-составитель:

Землянкин Михаил Сергеевич,

педагог дополнительного образования

 

 

 

п. Карымское, 2019

 

 

                                     Содержание программы:

Содержание программы……………………………………………………….2

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»……………...3

1.1   Пояснительная записка…………………………………………………….3

1.2   Цель и задачи программы………………………………………………….6

1.3   Учебный план. Содержание учебного плана..……………………………8

1.4   Планируемые результаты………………………………………………....12

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»………..14

2.1 Календарный учебный график……………………………………………15

2.2 Условия реализации программы……………………………………….....24

2.3 Формы аттестации…………………………………………………………24

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………….25

2.5 Методические материалы…………………………………………………26

2.6 Список литературы………………………………………………...............28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1   Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» разработана в соответствии  с:

      - Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской     Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

-  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08. 2013 г. №1008;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41;

      - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;

     - Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;

- Уставом Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское».  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к физкультурно-спортивной направленности, по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная.

    Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.

Отличительная особенность программы состоит в том, что программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Адресат программы – учащиеся в возрасте 11-16 лет.

Объём и срок освоения программы.  Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.

Форма обучения – очная.

Режим обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.  В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.

 

 

1.2 Цель и задачи программы

 

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Задачи программы:

личностные:отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

1) формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию;

2) формирование мотивации к учению и познанию;

3) формирование ценностно-смысловых установок выпускников, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 5)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

1) развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

6) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные: характеризуют опыт учащихся  в  специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению:

1) знакомство с элементарными понятиями шахматной игры (с шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр с белыми, чёрными шахматными фигурами; с расставлением фигур перед игрой), названиями  шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;

2) овладение приёмами тактики и стратегии шахматной игры; (сравнивать, находить общее и различие; уметь ориентироваться на шахматной доске: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, знать основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля);

3) обучение воспитанников игре в  шахматную партию с записью;

4) обучение решению комбинации на разные темы (грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания);

5) обучению учащихся самостоятельному анализированию позиции, через формирование умения решать комбинации на различные темы; - научить детей видеть в позиции разные варианты (правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте).

1.3 Учебный план

 

 

Темы и виды деятельности

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1.

Организационное занятие.

2

 

1

1

Журнал посещаемости

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

2

 

1

1

опрос

3.

Правила игры.

4

 

2

 

2

опрос

4.

Первоначальные понятия.

4

 

2

 

2

опрос

5.

Тактика игры.

6

 

3

 

3

Решение задач

6.

Стратегия игры.

6

 

3

 

3

Решение задач

7.

Эндшпиль.

11

 

5

 

6

Опрос

8.

Дебют.

11

 

5

 

6

Опрос

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

9

 

5

4

Решение задач

10.

Сеансы одновременной игры.

5

 

5

Соревнование

11.

Соревнования.

10

 

10

Соревнование

12.

Итоговое занятие.

2

 

2

Опрос

Всего:

72

 

 

27

 

 

45

 

 

Содержание учебного плана

1.     Организационное занятие. Теория. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

 

2.     Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория.  Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не», ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

 

3.     Правила игры. Теория. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

 

4.     Первоначальные понятия. Теория. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

 

5.            Тактика игры. Теория. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)

 

6.     Стратегия игры. Теория. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практическая работа: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,

разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

7.            Эндшпиль.Теория.Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

8.            Дебют. Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

9.     Конкурсы решения задач, этюдов.Теория. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

Практическая работа: Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10. Сеансы одновременной игры.Практическая работа. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения  одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

11.Соревнования. Практическая работа. Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

12. Итоговое занятие.Практическая работа. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

                                  1.4 Планируемые результаты

К концу  обучения по данной программе  учащиеся должны

 знать:

·        шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;

·        шахматные правила FIDE;

·        обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·        ценность шахматных фигур;

·        принципы игры в дебюте;

·        основные тактические приемы;

·        термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

·        некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

·        правила игры в миттельшпиле;

·        основные элементы позиции;

·        правила разыгрывания дебюта;

·        расположение шахматных фигур и их взаимодействие.

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.

 уметь:

·        ориентироваться на шахматной доске;

·        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·        правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·        различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·        рокировать;

·        объявлять шах, мат;

·        решать элементарные задачи на мат в один ход;

·        правильно вести себя за доской;

·        записывать шахматную партию;

·        матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

·        грамотно располагать шахматные фигуры в дебют;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

                             2.1 Календарный учебный график

месяц

Число

Время проведения занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

 

беседа

1

Организационное занятие.

 

Кабинет

 

 беседа

 

2

сентябрь

 

лекция

1

Из истории шахмат.

 

Кабинет

 

 опрос

3

сентябрь

 

лекция

1

Шахматы – это спорт.

 

Кабинет

 опрос

4

сентябрь

 

лекция

1

Шахматы – наука, искусство

Кабинет

опрос

5

октябрь

 

лекция

1

Правила игры. Цель игры.

Кабинет

 опрос

6

октябрь

 

Лекция, практикум

1

Понятие о плане в игре.

 

Кабинет

опрос

7

октябрь

 

практикум

1

Сравнительная сила фигур.

 

Кабинет

опрос

 

8

октябрь

 

практикум

1

Влияние позиции на состояние сил

Кабинет

опрос

9

октябрь

 

практикум

1

Ходы фигур и их особенности.

 

Кабинет

опрос

10

октябрь

 

практикум

1

Организация подвижности. Заграждение, отрезание полей.

 

Кабинет

опрос

11

октябрь

 

практикум

1

Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени.

 

Кабинет

опрос

12

октябрь

 

практикум

1

Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар.

 

Кабинет

опрос

13

ноябрь

 

практикум

1

Взятие. Превращение пешек. Угроза.

 

Кабинет

опрос

14

ноябрь

 

практикум

1

Взаимодействие фигур.

 

Кабинет

опрос

15

ноябрь

 

практикум

1

Нападение на незащищенного короля.

 

Кабинет

опрос

16

ноябрь

 

практикум

1

Централизация. Концентрация сил против важного пункта.

 

Кабинет

опрос

17

ноябрь

 

Лекция, практикум

1

Прорыв пешечной  позиции. Выигрыш темпа и цугцванг.

 

Кабинет

опрос

18

ноябрь

 

Практикум

1

Противодействие планам противника.

 

Кабинет

опрос

19

ноябрь

 

Лекция, практикум

1

Техника расчета.

 

Кабинет

 

опрос

20

ноябрь

 

Лекция, практикум

1

Правило квадрата.

 

Кабинет

опрос

21

декабрь

 

Лекция, практикум

1

Подсчет ходов.

 

Кабинет

опрос

22

декабрь

 

Лекция, практикум

1

Подсчет количества ударов.

 

Кабинет

опрос

23

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

 «Блуждающий квадрат»

 

Кабинет

Решение задач

24

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Критические поля проходной пешки.

 

Кабинет

Решение задач

25

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Критические поля блокированной пешки.

 

Кабинет

Решение задач

26

декабрь

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Поля соответствия.

 

Кабинет

Решение задач

27

декабрь

 

Лекция, семинар

1

Мотивы и идея комбинации.

 

Кабинет

 

опрос

28

декабрь

 

Лекция, семинар

1

Виды комбинаций и их особенности.

 

Кабинет

опрос

29

январь

 

Лекция, практикум

1

Техника комбинаций.

 

Кабинет

 

опрос

30

январь

 

Лекция, практикум

1

Позиция. Слабые пункты.

 

Кабинет

 

 

опрос

31

январь

 

Лекция

1

Слабости временные и постоянные.

 

Кабинет

 

опрос

32

январь

 

  практикум

1

Центр (пешечный и фигурный).

 

Кабинет

Анализ учебных партий

33

январь

 

  практикум

1

Позиция и сила фигур. Два слона.

 

Кабинет

 

Анализ учебных партий

34

январь

 

  практикум

1

Оценка позиции.

 

Кабинет

Анализ учебных партий

35

февраль

 

Практикум

1

Дебют и его задачи.

 

Кабинет

Анализ учебных партий

36

февраль

 

практикум

1

Владение центром. Лучшее развитие.

 

Кабинет

 

Анализ дебютной части партии.

37

февраль

 

практикум

1

Примеры разыгрывания дебютов.

 

Кабинет

 

Анализ партий

38

февраль

 

практикум

1

Основные идеи эндшпиля.

 

Кабинет

 

Анализ партий

39

февраль

 

практикум

1

Реализация преимущества.

 

Кабинет

Анализ партий

40

февраль

 

практикум

1

Теоретические окончания.

 

Кабинет

 

Анализ партий

41

февраль

 

Практикум

1

Эндшпиль в практической партии.

 

Кабинет

Анализ учебных партий

42

февраль

 

Решение комбинаций, шахматных задач,

Турнир

1

Стратегические задачи миттельшпиля.

 

Кабинет

 

 Решение задач

43

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач, турнир

1

Атака и способы ее проведения.

 

Кабинет

 

Решение задач

44

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач, турнир

1

Защита и контратака.

 

Кабинет

 

Решение задач

45

март

 

Сеанс одновременно игры

1

Равные позиции.

 

Кабинет

 

Сеанс одновременно игры

46

март

 

Практикум

1

Переход в эндшпиль.

 

Кабинет

опрос

47

март

 

Сеанс одновременно игры

1

Современный дебют и практика его разыгрывания.

 

Кабинет

 

Сеанс одновременно игры

48

март

 

Сеанс одновременно игры

1

Открытые дебюты.

 

Кабинет

 

Сеанс одновременно игры

49

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Полуоткрытые дебюты.

 

Кабинет

Решение тестовых задач

 

50

март

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Закрытые дебюты.

 

Кабинет

 

Решение тестовых задач

 

51

апрель

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Развитие шахматного стиля.

 

Кабинет

 Решение тестовых задач

52

апрель

 

Лекция, практикум

1

Пешечная защита Филидора.

Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети.

Кабинет

 

 опрос

53

апрель

 

Лекция, практикум

1

Стратегические принципы Морфи. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Роль аппозиции.

 

 

Кабинет

 

опрос

54

апрель

 

Лекция

1

Первые шаги русской школы. А.Петров.

 

Кабинет

 

опрос

55

апрель

 

Лекция

1

Позиционные методы игры Стейница.

 

Кабинет

 опрос

56

апрель

 

Лекция

1

Основоположник русской школы – Михаил Чигорин.

 

Кабинет

 

 

опрос

57

апрель

 

Лекция

1

Эммануил Ласкер – мыслитель и борец.

 

Кабинет

 

опрос

58

апрель

 

Лекция

1

Хосе Рауль Капабланка – шахматный виртуоз

 

Кабинет

 

опрос

59

апрель

 

Лекция

1

В поисках совершенного стиля. Александр Алехин.

 

Кабинет

опрос

 

60

Апрель

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

Решение задач

61

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 

Решение задач

62

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 Решение задач

63

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 

 Решение задач

64

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 Решение задач

65

май

 

Решение комбинаций, шахматных задач

1

Решение задач и этюдов.

 

Кабинет

 

 Решение задач

66

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

67

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

68

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

69

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля.

 

 

Кабинет

Турнир

70

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир. Отработка на практике миттельшпиля

Кабинет

 

Турнир

71

май

 

Турнир

1

Шахматный турнир.

 

Кабинет

 

Турнир

72

май

 

Беседа

1

Итоговое занятие.

 

Кабинет

опрос

 


 

 

2.2 Условия реализации программы

 Для организации работы по программе необходимо:

·Кадровое обеспечение: педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей (занятия проводит педагог дополнительного образования Землянкин Михаил Сергеевич).

·Информационное обеспечение: методические пособия; методические разработки занятий; ИКТ: мультимедийные обучающие программы: «Шахматная школа для начинающих» и «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов» (Автор Н. Журавлев).

·        Материально-техническое обеспечение:

·         магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

·         шахматные часы – 2 штуки;

·         словарь шахматных терминов;

·         комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

Занятия проводятся в кабинете.

2.3 Формы аттестации

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал

посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.

Способы фиксации учебных результатов программы:

- диплом;

- грамота;

- протокол соревнований.

Виды контроля:

- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на

начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального,

индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности,

выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).

- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки

домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).

- Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы). Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).

-Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в

конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).

2.4. Оценочные материалы

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей.

 При наборе детей первого года обучения проводится ряд психологических методик (методика А.З. Зака; Огневой Т.А.), которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (не к самим шахматам, а только к их обучению), так как самая важная задача — это научить учащегося ориентироваться в шахматных позициях и элементах шахматного мышления, а осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.

Также оценивание деятельности учащихся осуществляется по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практическогоприменения в различных ситуациях - творческого использования.Данная диагностика осуществляется два раза в год: в конце 1-го полугодия (декабрь) -  промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика.

Высокий уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; показывает широкие возможностипрактического применения в собственной творческойдеятельности приобретенных знаний умений и навыков.

Средний уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; может применять на практике всобственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки.

Низкий уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; не стремится самостоятельноприменять на практике в своей деятельности приобретенные

знания умения и навыки.

 

2.5. Методические материалы

 

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение программы

Формы подведения итогов

Организационное занятие.

Беседа

Словесный, наглядный

Входные психологические тесты,  магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

беседа

Шахматы – спорт, наука, искусство.

Лекции

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Правила игры.

Лекции, практикум

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Первоначальные понятия.

Лекции, практикум

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Тактика игры.

Практикум

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Решение задач

Стратегия игры.

Лекция; Практикум.

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания,магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Решение задач

Эндшпиль.

Лекция; Практикум.

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Дебют.

Лекция; Практикум.

Словесные

Наглядные

Практические

Опросники

словарь шахматных терминов магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

опрос

Конкурсы решения задач, этюдов.

Конкурс; Решение комбинаций и шахматных задач

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Решение задач

Сеансы одновременной игры.

Сеанс одновременной игры.

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Беседа, сеансы

одновременной игры,

турниры

Соревнования.

Анализ партий; Турнир.

Словесные

Наглядные

Практические

Задачник;

Дидактические игры и игровые задания

магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами; шахматные часы; комплекты шахматных фигур с досками

компьютер

Турниры

Итоговое занятие.

беседа

словесный

 

 

Опрос

 

 

2.6 Список литературы

Нормативно-правовая литература:

1.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2015. -143с.- (Кодексы. Законы. Нормы).

2.     Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224с.

3.     Сборник нормативно-правовых и организационно-методических материалов для учреждений дополнительного образования (часть 1) / Сост. В. М. Лебединский, Т.В. Ратушная. – Чита: КОПОН и МП, 2003./

 

Литература для педагога:

1.     Барский В., Ланда К. Кубок мира. Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.– 100 с.

2.     Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих: правила, навыки, тактики. – М.: БОМБОРА, 2018. – 352 с.

3.     Калиниченко Н. Практикум по шахматной тактике.- СПб: Питер, 2014. - 144 с.

4.     Майзелис И. Шахматы. - М.: Детгиз, 1960. - 268 с.

5.     Нимцович А. Моя система. - М: ФиС, 1984. – 369 с.

6.     Пожарский. В. Шахматный учебник. -  М: Феникс, 2001г. - 342 с.

7.     Пожарский В. Шахматный учебник. – М.: Феникс, 2014. - 413 с.

8.     Сухин И.Г. Волшебные фигуры. - М.: Новая школа, 2017. – 350 с.

9.     СухинИ.Г. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 2017. – 340 с.

10. Сухин И. Г.  Шахматы в школе. Пособие для учителя: издание 2-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2013. — 224 с. 

11. Сухин И.Г. Шахматы в начальной школе: первый год обучения.  – М.: - ООО Издательство Астрель, 2018. – 256 с.

12. Сухин И. Г.  Шахматы в школе. Пособие для учителя: издание 2-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2013. — 224 с. 

13. Чернев Ирвинг. Основы шахмат. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2018. – 272 с.

 

Литература для учащихся:

1.     Нимцович А. Моя система. - М: ФиС, 1984. – 369 с.

2.     Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей.– М.: - ООО Издательство Астрель, 2018. – 160 с.

3.     Трофимова А. Учебник юного шахматиста. – М.: Феникс, 2014. – 270 с.

4.     ЧэнРэй. Практические шахматы: 600 задач чтобы повысить уровень игры. – М.: Эксмо, 2018. – 216 с.


 

5.     Скачано с www.znanio.ru