Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД.11 Обществознание
Оценка 4.6

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД.11 Обществознание

Оценка 4.6
docx
25.03.2023
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД.11 Обществознание
29.01.07_ОУД.11_РП_2022.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

по профессии

29.01.07 Портной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель ЦК комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин _____________Горгулева Н.Н.

Протокол №_____от _________201     г             

УТВЕРЖДЕНО

Замдиректора по УР

_______________Орлова О.В.                     «____» ______20    г.    

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11 «Обществознание» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 29.01.07 Портной на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа составлена с учётом требований:

Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413;

Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.03 Портной, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 77 и социально-экономического профиля профессионального образования.

Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины  в ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 12.04.2022 года № 67;

Положения о практической подготовке обучающихся ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 22.10.2020 г. № 322;

Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования,  с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

 Рабочая  программа  ОУД. 11  «Обществознание»  составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный   номер  рецензии 378  от  23 июля 2015 г. ФГАУ  «ФИРО»).

       

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области  «Каменский техникум строительства и автосервиса».

 

Разработчик :

Семенов Дмитрий Викторович, преподаватель    ГБПОУ  РО «КТСиА»

 

Рецензенты:   

Лебединская Елена Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории  ГБПОУ РО «КТСиА»

Бондаренко Татьяна Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Каменский педагогический колледж

                                                                                                                                                          

 


 

                                                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка                               

4

Общая характеристика учебной дисциплины

 

Место учебной дисциплины в учебном плане

 

Результаты освоения учебной дисциплины

 

Тематическое планирование

8

Тематический план

 

Содержание учебной дисциплины

9

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

16

Литература

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

 

 

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11 «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональном образовательном учреждении СПО, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих  (далее - ППКРС), с учётом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).  С учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, социальной ответственности,  правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам  Российской Федерации;

• развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-

мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и

духовно-нравственной культуры подростка;

• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

• умение  получать  информацию  из  различных  источников, анализировать, систематизировать ее,  делать выводы и прогнозы;

• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах

регулирования  общественных  отношений,  необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение

стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в раз-

личных  сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих  (ППКРС).

Программа учебной дисциплины «Обществознание» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику сообщений, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ  подготовки квалифицированных рабочих и служащих, осваиваемой профессии.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих  (ППКРС).

 

Общая характеристика учебной дисциплины

 

Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

     Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

      Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

     Отбор содержания общеобразовательной учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

      Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание»  предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне  ознакомления  осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.

В процессе освоения общеобразовательной учебной дисциплины у обучающихся закладываются целостные представления о человеке  и обществе, деятельности человека в различных сферах,  экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

При освоении профессии СПО 29.01.07 Портной социально-экономического профиля профессионального образования учебная дисциплина «Обществознание» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

В соответствии с рабочим учебным планом промежуточной формой аттестации по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.11 «Обществознание»  является  экзамен.

 

Место учебной дисциплины в учебном плане

 

Общеобразовательная учебная дисциплина ОУД. 11 «Обществознание» входит в состав базовых  дисциплин  общеобразовательного цикла учебного плана реализуемой образовательной программы. Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание» является по выбору общеобразовательной дисциплиной принадлежащей к обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО. Учебная дисциплина ОУД.11 «Обществознание» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих  (далее - ППКРС) по профессии 29.01.07 Портной, входящей в укрупненную группу профессий 29.00.00 Технология легкой промышленности, составлена с учётом требований Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).

 

Результаты освоения  общеобразовательной учебной дисциплины

 

    Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

•      сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

•      российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

•      гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

•      толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

•      готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

•      осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

•      ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

•      умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

•      владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

•      готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

•      умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

•          умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

•          умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

•          владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

•          сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

•          владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

•          владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

•          сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

•          сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

•          владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

•          сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих компетенций (далее - ОК), являющихся результатом освоения ППКРС, в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

При реализации содержания ОУД.11 «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО по профессии 29.01.07 Портной базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 144 часа, из них: аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 98 часов, самостоятельная работа  - 46 час. В форме практической подготовки - 0 часов.

 

Тематический план

 


Надпись: №	Наименование разделов и тем	Количество часов
		Максим.	Сам. 
р-та	Аудит.	В том числе
					Теорет.	Практич.

	Введение	2		2	2	
1	Человек. Человек в системе общественных отношений 
	32	12	20	16	4
1.1	Природа человека, врожденные и приобретенные качества	13	5	8	7	1
1.2	Духовная культура личности и общества	5	2	3	2	1
1.3	Наука и образование в современном мире  	8	3	5	4	1
1.4	 Мораль, искусство и религия как элементы     духовной культуры	6	2	4	3	1
2	Общество как сложная система	19	7	12	12	
	1 семестр	53	19	34	30	4
3	Социальные отношения	43	13	30	28	2
3.1	Социальная роль и стратификация	12	4	8	8	
3.2	Социальные нормы и конфликты	16	5	11	10	1
3.3	Важнейшие социальные общности и группы	15	4	11	10	1
	2 семестр	43	13	30	28	2
4	Политика 	48	14	34	30	4
4.1	Политика и власть. Государство в политической системе	22	6	16	14	2
4.2	Участники политического процесса	26	8	18	16	2
	Итого за 3 семестр	48	14	34	30	4
Итого за дисциплину	144	46	98	88	10
Промежуточная аттестация в форме экзамена

 

 

 

 

 


 

Содержание учебной дисциплины

Введение

 

     Содержание учебного материала

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальности СПО.

    КР №1 Входной контроль

 

1           Человек. Человек в системе общественных отношений

 

1.1     Природа человека, врожденные и приобретенные качества

 

Содержание учебного материала

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

        КР №2 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

       Самостоятельная работа

Выполнить сообщение, презентацию по теме:  Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающим и людьми.

 

1.2     Духовная культура личности и общества

 

Содержание учебного материала

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

   Самостоятельная работа

Выполнить сообщение, презентацию по теме: Современная массовая культура: достижения или деградация?

 

 

 

             1.3. Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

    КР № 3Наука и образование в современном мире

     Самостоятельная работа

Выполнить сообщение, презентацию по теме: Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

 

1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

 

Содержание учебного материала

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

   Практические занятия

Духовная культура личности и общества.

Виды культуры.

Наука в современном мире.

Роль образования в жизни человека и общества.

Мораль.

Религия.

Искусство.

КР № 4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

   

Самостоятельная работа

Выполнить сообщение, презентацию по теме:  Современные религии Роль искусства в обществе.

 

2  Общество как сложная динамическая система

 

Содержание учебного материала

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

   КР №5 Общество как сложная система

  Практические занятия

Человек, индивид, личность.

Потребности, способности и интересы.

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Основные институты общества.

Общество и природа.

     Самостоятельная  работа

Выполнить сообщение, презентацию по теме: Глобальные проблемы человечества

 

3. Социальные отношения

 

3.1Социальная роль и стратификация

 

Содержание учебного материала

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная

стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

   КР № 9 Социальная роль и стратификация

    Самостоятельная  работа

Подготовить сообщение: Я и мои социальные роли.

 

3.2 Социальные нормы и конфликты

 

Содержание учебного материала

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

     Самостоятельная  работа

Подготовить сообщение: Современные социальные конфликты.

 

3.3 Важнейшие социальные общности и группы

 

Содержание учебного материала

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

   Практические занятия

Социальная стратификация.

Виды социальных норм.

Социальные конфликты.

Межнациональные отношения.

Семья в современной России.

КР № 10  Важнейшие социальные общности и группы

  

  Самостоятельная  работа

Подготовить сообщение: Семья как ячейка общества.

 

4. Политика

 

4.1Политика и власть. Государство в политической системе

 

Содержание учебного материала

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

   КР № 11 Политика и власть. Государство в политической системе

     Самостоятельная  работа

Подготовить сообщение: Политическая власть: история и современность.

 

4.2 Участники политического процесса

 

Содержание учебного материала

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

   Практические занятия

Политическая система общества, ее структура.

Государство в политической системе общества.

Функции государства.

Формы государства.

Гражданское общество и правовое государство.

Избирательное право в Российской Федерации.

КР № 12 Участники политического процесса  

    Самостоятельная  работа

Подготовить сообщение: Политическая система современного российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

Темы  докладов, индивидуальных проектов

 

• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

• Индустриальная революция: плюсы и минусы.

• Глобальные проблемы человечества.

• Современная массовая культура: достижение или деградация?

• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

• • Современные религии.

• Роль искусства в обществе.

• Экономика современного общества.

• Структура современного рынка товаров и услуг.

• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и при-

чин безработицы в разных странах.

• Я и мои социальные роли.

• Современные социальные конфликты.

• Современная молодежь: проблемы и перспективы.

• Этносоциальные конфликты в современном мире.

• Семья как ячейка общества.

• Политическая власть: история и современность.

• Политическая система современного российского общества.

• Формы участия личности в политической жизни.

• Политические партии современной России.

 

 


 

Характеристика основных видов учебной

деятельности обучающихся

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов

деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Введение

Знать особенности социальных наук, специфику объекта их изучения

1 Человек. Человек в системе общественных отношений

1.1Природа человека,

врожденные и приобретенные качества

Давать характеристику понятий: человек, индивид,

личность, деятельность, мышление.

Знать, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение;

Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

1.2. Духовная культура личности и общества

 

 

Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни.

Различать: культура народная, массовая, элитарная.

Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать

проблемы духовного кризиса и духовного поиска в

молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных

культур.

Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет.

Называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.

1.3. Наука и

образование в современном мире

Различать естественные и социально-гуманитарные науки.

Знать особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом.

1.4. Мораль,

искусство и

религия как

элементы

духовной культуры

Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей.

2. Общество как сложная динамическая система

Общество как

сложная

динамическая

система

Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

Давать определения понятий эволюция и революция,

общественный прогресс.

3Экономика

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типыэкономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики.

3.2. Рынок. Фирма.

Роль государства в экономике

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет».

3.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий.

3.4. Основные проблемы

экономики России. Элементы международной

экономики

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли.

 4Социальные отношения

4.1. Социальная роль

и стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе.

 

4.2. Социальные нормыи конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения.

4.3. Важнейшие

социальные общности

и группы

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).

 5Политика

5.1. Политика и власть.

Государство в политической системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическаясистема», «внутренняя структура политической системы».

Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.

Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки.

5.2. Участники политического процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства.

Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

        Для реализации учебной дисциплины ОУД.11 «Обществознание» имеется в наличии учебный кабинет: История и обществознания.

       Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место обучающегося:  стол ученический,  стул ученический;

- рабочее место преподавателя: стол письменный, стул;

- аудиторная доска;

- мебельная стенка;

- стенды, шкаф с нормативной документацией;

- комплект оценочных средств (материалы текущей и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета)

- раздаточный иллюстративный материал (схемы, таблицы), глоссарий, методическое пособие по истории;  комплект учебно-наглядных пособий (альбомов);

- методические указания и рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся; опорные конспекты.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор.

В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУД. 11  «Обществознание» обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по (1 См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»)   «Обществознание», имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.).

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят: 

- многофункциональный комплекс преподавателя;

-  наглядные пособия (учебные таблицы, плакаты, схемы);

-  информационно-коммуникативные средства;

-  экранно-звуковые пособия;

- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; 

- библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты

(УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.   Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др. по дисциплине.

В процессе освоения программы общеобразовательной  учебной дисциплины обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

 

1.    Важенин А.Г. Обществознание  для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей – М.: 2016

2.    Важенин А.Г. Обществознание  для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум – М.: 2016

3.    Важенин А.Г. Обществознание  для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания – М.: 2016

 

Дополнительная

 

1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

3 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

4 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной 38 политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

5 Уточнения Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) (одобрены Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

6 Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

 

Интернет-ресурсы

1.  http://vor-stu.narod.ru. – учебное пособие по социологии

2.  http://people.nnov.ru. -  электронный учебник по социологии

3.  http://humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.

4.  http://ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»

5.  http://sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном уровне.

6.  http://som.fio.ru – в помощь учителю

7.  http://energy-mgn.mn.ru – электронный учебник по политологии

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОГЛАСОВАНО Председатель ЦК комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин _____________Горгулева

СОГЛАСОВАНО Председатель ЦК комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин _____________Горгулева

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 4

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 4

Пояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины

Пояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины

ППКРС). Общая характеристика учебной дисциплины

ППКРС). Общая характеристика учебной дисциплины

ППКРС) по профессии 29.01.07 Портной, входящей в укрупненную группу профессий 29

ППКРС) по профессии 29.01.07 Портной, входящей в укрупненную группу профессий 29

Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих компетенций (далее -

Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих компетенций (далее -

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Наука и образование в современном мире

Наука и образование в современном мире

Мировоззрение. Типы мировоззрения

Мировоззрение. Типы мировоззрения

Самостоятельная работа Подготовить сообщение:

Самостоятельная работа Подготовить сообщение:

Темы докладов, индивидуальных проектов •

Темы докладов, индивидуальных проектов •

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Основные проблемы экономики России

Основные проблемы экономики России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ЛИТЕРАТУРА Основная 1.

ЛИТЕРАТУРА Основная 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2023