МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
по профессии
29.01.07 Портной
2022
СОГЛАСОВАНО Председатель ЦК комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин _____________Горгулева Н.Н. Протокол №_____от _________201 г |
УТВЕРЖДЕНО Замдиректора по УР _______________Орлова О.В. «____» ______20 г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11 «Обществознание» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 29.01.07 Портной на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа составлена с учётом требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.03 Портной, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 77 и социально-экономического профиля профессионального образования.
Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины в ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 12.04.2022 года № 67;
Положения о практической подготовке обучающихся ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 22.10.2020 г. № 322;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Рабочая программа ОУД. 11 «Обществознание» составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса».
Разработчик :
Семенов Дмитрий Викторович, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»
Рецензенты:
Лебединская Елена Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
Бондаренко Татьяна Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Каменский педагогический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
4 |
Общая характеристика учебной дисциплины |
|
Место учебной дисциплины в учебном плане |
|
Результаты освоения учебной дисциплины |
|
Тематическое планирование |
8 |
Тематический план |
|
Содержание учебной дисциплины |
9 |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
14 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы |
16 |
Литература |
17 |
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11 «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональном образовательном учреждении СПО, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС), с учётом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). С учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-
мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и
духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в раз-
личных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).
Программа учебной дисциплины «Обществознание» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику сообщений, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, осваиваемой профессии.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).
Общая характеристика учебной дисциплины
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания общеобразовательной учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения общеобразовательной учебной дисциплины у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
При освоении профессии СПО 29.01.07 Портной социально-экономического профиля профессионального образования учебная дисциплина «Обществознание» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
В соответствии с рабочим учебным планом промежуточной формой аттестации по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.11 «Обществознание» является экзамен.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Общеобразовательная учебная дисциплина ОУД. 11 «Обществознание» входит в состав базовых дисциплин общеобразовательного цикла учебного плана реализуемой образовательной программы. Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание» является по выбору общеобразовательной дисциплиной принадлежащей к обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО. Учебная дисциплина ОУД.11 «Обществознание» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее - ППКРС) по профессии 29.01.07 Портной, входящей в укрупненную группу профессий 29.00.00 Технология легкой промышленности, составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).
Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
• гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
• готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
• сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
• владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
• владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
• сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
• сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
• владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
• сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих компетенций (далее - ОК), являющихся результатом освоения ППКРС, в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Тематическое планирование
При реализации содержания ОУД.11 «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО по профессии 29.01.07 Портной базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 144 часа, из них: аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 98 часов, самостоятельная работа - 46 час. В форме практической подготовки - 0 часов.
Тематический план
Содержание учебной дисциплины
Введение
Содержание учебного материала
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальности СПО.
КР №1 Входной контроль
1 Человек. Человек в системе общественных отношений
1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
КР №2 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Самостоятельная работа
Выполнить сообщение, презентацию по теме: Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающим и людьми.
1.2 Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Самостоятельная работа
Выполнить сообщение, презентацию по теме: Современная массовая культура: достижения или деградация?
1.3. Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
КР № 3Наука и образование в современном мире
Самостоятельная работа
Выполнить сообщение, презентацию по теме: Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Практические занятия
Духовная культура личности и общества.
Виды культуры.
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества.
Мораль.
Религия.
Искусство.
КР № 4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Самостоятельная работа
Выполнить сообщение, презентацию по теме: Современные религии Роль искусства в обществе.
2 Общество как сложная динамическая система
Содержание учебного материала
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
КР №5 Общество как сложная система
Практические занятия
Человек, индивид, личность.
Потребности, способности и интересы.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные институты общества.
Общество и природа.
Самостоятельная работа
Выполнить сообщение, презентацию по теме: Глобальные проблемы человечества
3. Социальные отношения
3.1Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
КР № 9 Социальная роль и стратификация
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение: Я и мои социальные роли.
3.2 Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение: Современные социальные конфликты.
3.3 Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Практические занятия
Социальная стратификация.
Виды социальных норм.
Социальные конфликты.
Межнациональные отношения.
Семья в современной России.
КР № 10 Важнейшие социальные общности и группы
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение: Семья как ячейка общества.
4. Политика
4.1Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
КР № 11 Политика и власть. Государство в политической системе
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение: Политическая власть: история и современность.
4.2 Участники политического процесса
Содержание учебного материала
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Практические занятия
Политическая система общества, ее структура.
Государство в политической системе общества.
Функции государства.
Формы государства.
Гражданское общество и правовое государство.
Избирательное право в Российской Федерации.
КР № 12 Участники политического процесса
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение: Политическая система современного российского общества.
Темы докладов, индивидуальных проектов
• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
• Индустриальная революция: плюсы и минусы.
• Глобальные проблемы человечества.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• • Современные религии.
• Роль искусства в обществе.
• Экономика современного общества.
• Структура современного рынка товаров и услуг.
• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и при-
чин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли.
• Современные социальные конфликты.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы.
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Семья как ячейка общества.
• Политическая власть: история и современность.
• Политическая система современного российского общества.
• Формы участия личности в политической жизни.
• Политические партии современной России.
деятельности обучающихся
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Введение |
Знать особенности социальных наук, специфику объекта их изучения |
1 Человек. Человек в системе общественных отношений |
|
1.1Природа человека, врожденные и приобретенные качества |
Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление. Знать, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение; Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты. |
1.2. Духовная культура личности и общества
|
Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни. Различать: культура народная, массовая, элитарная. Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет. Называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям. |
1.3. Наука и образование в современном мире |
Различать естественные и социально-гуманитарные науки. Знать особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом. |
1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |
Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей. |
2. Общество как сложная динамическая система |
|
Общество как сложная динамическая система |
Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс. |
3Экономика |
|
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы |
Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типыэкономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики. |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике |
Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет». |
3.3. Рынок труда и безработица |
Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий. |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики |
Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли. |
4Социальные отношения |
|
4.1. Социальная роль и стратификация |
Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе.
|
4.2. Социальные нормыи конфликты |
Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения. |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы |
Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи). |
5Политика |
|
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе |
Умение давать определение понятий: «власть», «политическаясистема», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки. |
5.2. Участники политического процесса |
Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации учебной дисциплины ОУД.11 «Обществознание» имеется в наличии учебный кабинет: История и обществознания.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося: стол ученический, стул ученический;
- рабочее место преподавателя: стол письменный, стул;
- аудиторная доска;
- мебельная стенка;
- стенды, шкаф с нормативной документацией;
- комплект оценочных средств (материалы текущей и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета)
- раздаточный иллюстративный материал (схемы, таблицы), глоссарий, методическое пособие по истории; комплект учебно-наглядных пособий (альбомов);
- методические указания и рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся; опорные конспекты.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор.
В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУД. 11 «Обществознание» обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по (1 См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием») «Обществознание», имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.).
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (учебные таблицы, плакаты, схемы);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др. по дисциплине.
В процессе освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей – М.: 2016
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум – М.: 2016
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания – М.: 2016
Дополнительная
1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
3 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной 38 политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
5 Уточнения Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) (одобрены Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).
6 Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Интернет-ресурсы
1. http://vor-stu.narod.ru. – учебное пособие по социологии
2. http://people.nnov.ru. - электронный учебник по социологии
3. http://humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.
4. http://ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»
5. http://sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном уровне.
6. http://som.fio.ru – в помощь учителю
7. http://energy-mgn.mn.ru – электронный учебник по политологии
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.