Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Борисовского района Белгородской области
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Окружающий мир»
в 1 классе
по теме: «Май весну завершает, лето начинает»
УМК «Начальная школа XXI века», Н.Ф.Виноградова
Ф.И.О. автора:
Смыслова Алла Николаевна,
учитель начальных классов,
высшее образование,
высшая квалификационная категория
Аннотация к уроку
Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2» (образование высшее, квалификационная категория высшая), предназначена для проведения урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 1 классе по теме: «Май весну завершает, лето встречает».
Цель урока: формирование экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника.
Урок является очередным по программе 1 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков изучения нового материала. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. В приложении к технологической карте представлен раздаточный материал.
В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные.
Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства.
С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, использованы маршрутные листы.
Материал может быть использован в образовательных учреждениях разного типа.
Тема урока: |
«Май весну завершает, лето начинает». |
Тип урока: |
Урок-экскурсия. |
Цель: |
Формирование экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника. |
Задачи:
|
Создать у учащихся первоначальное представление об экологии; показать взаимосвязь между человеком и природой и ответственность человека за состояние природы. |
Планируемые результаты: |
Предметные: учащиеся научатся наблюдать за изменениями в природе, происходящими в мае: уточнять время цветения разных растений, описывать природные явления, называть существенные признаки. |
Метапредметные: познавательные: общеучебные - выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач; наблюдать за изменениями природы, описывать природные явления, называть существенные признаки; информационные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц; регулятивные: планирование – применять установленные правила в планировании способа решения; осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
|
Личностные: иметь целостное представление о картине мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия. |
|
Оборудование: |
- Учебник «Окружающий мир. 1 класс. Часть 2» А.Плешаков, М: «Просвещение», 2016; - загадки и пословицы, стихотворения о весне. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. |
Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество - внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность. Как вы догадались, мы с вами отправимся в гости к природе. Совершим увлекательное путешествие в заповедник «Белогорье» и вместе откроем тайны природы. Чтобы ключ к этим тайнам узнать, мы будем наблюдать, фотографировать, размышлять и делать выводы. Я рада, что у нас всех прекрасное настроение, и мы поднимаемся вверх ещё на одну ступеньку знаний. Прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадки: Я раскрываю почки В зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна … Зовут меня …
Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц этот? -Какие признаки месяца мая вы услышали в этих загадках? |
Определяют свое эмоциональное состояние на начало урока.
Весна.
Май.
Ответы детей. |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
II. Изучение нового материала. Беседа по теме урока. |
Мы с вами оказались в чудесном месте – музее природы заповедника «Белогорье». Посмотрите внимательно, что вы видите вокруг? Рассказ учителя о природе заповедника, показ экспозиций музея. Природа заповедника разнообразна. Но основным деревом, растущим в заповеднике, является дуб. Как гласит история, во времена Петра I эти леса строго охранялись. Дуб был необходим для строительства флота. Граф Шереметьев создал на территории нашего заповедника лесное охотничье хозяйство и вырубка леса строго наказывалась. Может быть благодаря этому, мы с вами можем любоваться красотой векового леса. Продолжим нашу экскурсию в лесу. Мы совершим пешую прогулку к вековым дубам. Вспомним правила поведения в лесу. Посмотрите внимательно по сторонам. - Какие изменения вы увидели в природе с приходом весны? - Давайте назовем изменения, которые произошли в неживой природе. Да, стало ярче светить солнце и поэтому на земле мы видим зеленую траву и первые весенние цветы. На деревьях появляются первые листочки и цветы. - Назовите первоцветы, о которых мы с вами говорили на уроках изобразительного искусства? Посмотрите на черемуху. Уже совсем скоро распустятся на ней душистые цветы. А вот возле дорожки растет куст терна. Он уже в цвету. Некоторые из вас выучили стихотворения о весне. Сейчас мы с вами отдохнем в беседке, которую сотрудники заповедника специально сделали для отдыха и послушаем стихотворения. |
Слушают рассказ учителя, вступают в учебное сотрудничество, участвуя в беседе.
Ответы детей.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Солнце выше и ярче светит, распускаются цветы и почки на деревьях, землю покрыла зеленым ковром трава.
Пролески, мать-и-мачеха, медуница.
|
|
III. Закрепление пройденного материала. |
Продолжим нашу экскурсию и узнаем об изменениях в живой природе. Нам повезло, и мы с вами встретили лесного жителя. Кто это?
Да, после зимнего сна проснулся ёж. А кто еще просыпается весной?
А вот на поляне совсем рядом с нами мы встретили белочку. Как вы думаете, произошли изменения в жизни других животных? А вот на дереве мы видим птицу. Кто знает эту птицу? А какие птицы возвращаются к нам весной?
Борисовский район – край белых аистов. Кто приезжает к нам в район, замечает, что вдоль дороги очень много гнезд аистов. Не зря наш край называют «Край дубрав и белых аистов».
Вот мы с вами пришли на поляну к вековым дубам. Возраст некоторых из них достигает 300 и более лет. По легенде, если встать рядом с дубом, прикоснуться к нему рукой и загадать желание, оно обязательно сбудется. Давайте проверим эту легенду. Эти дубы помнят голос Петра I и набеги кочевников. Могут рассказать нам о сражениях в годы Великой Отечественной войны. Но они помнят и много хорошего и будут рассказывать еще не одному поколению об этом. Если мы будем бережно к ним относиться. Давайте припомним правила поведения в природе. - Чтобы сохранить растения для будущих поколений, какие правила нужно соблюдать?
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберём цветы Опустеет вся планета И не будет красоты. Ребята, природа это наше настоящее и будущее. Давайте не делать ничего неприличного, приходя к ней в гости. Всё живое имеет право на благополучное существование среди своих собратьев и никто не должен лишать животных построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать у них свободу и жизнь. Помните, ребята: Никогда не обижай- Ни пчелу, ни мушку, Ни улитку, Ни жучка — тёмненькое брюшко. Ни кузнечика В траве скачущего ловко, Ни блестящую в листве Божью коровку. Ни синицу, ни дрозда Ни крота слепого Ни за что, и никогда Не обижай живого! – Мы назвали много изменений, происходящих в природе с приходом весны. Но какое основное, главное изменение весной происходит в природе? - Какие у вас есть предположения? - Давайте ответим на вопрос: - Почему прилетают птицы?
- Почему просыпаются звери?
- Почему распускаются первые весенние цветы – пролески? - Сделаем вывод, какое главное изменение происходит весной в природе? |
Ёж.
Ужи, змеи, медведи, барсуки, многие насекомые. Да, у них изменилась окраска шерсти. У многих скоро появятся детеныши.
Дятел.
Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи, аисты.
В лесу нужно идти только по дорожке. Нельзя рвать много растений. Они быстро завянут и погибнут, а в природе будут радовать нас долго. Нельзя ломать ветки на кустах и деревьях. Нельзя шуметь и громко разговаривать.
Стало теплее, появляется корм. Стало теплее, можно найти еду. Стало теплее.
Потепление. |
|
IV. Подведение итогов урока (в классе). Рефлексия. |
Давайте назовем основные признаки мая. - Какие признаки помогли нам узнать, что наступила весна? Сорвем листочки с нашего весеннего дерева и назовем признаки весны. Вы все хорошо потрудились на уроке. А теперь возьмите бабочек, которые лежат у вас на столах и прикрепите на цветочки, если вам все понятно по теме нашего урока. Если у вас еще остались вопросы, прикрепите бабочек рядом с цветком. Спасибо за урок! |
Тает снег. Возвращаются из тёплых краёв птицы. Просыпаются животные. Зацветают растения. Появляются насекомые. Больше солнечного света.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.