РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.
На обучение обществознания отводится 34 часа (1 час в неделю).
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты реализации программы по предмету:
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Вторая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные понятия содержания учебной программы «Основы православной культуры» в соответствии с тематическими образовательными линиями
1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии).
Религия. Культура. Наука. Бог. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Крест. Воскресение. Церковь. Смысл жизни. Человек культурный.
2. Нравственно-этическая культура православия.
Нравственность. Добро и зло. Заповеди - правила доброго поведения. Послушание. Грех. Совесть. Благочестие. Скромность. Добродетели.
Любовь к Богу. Любовь к ближним. Уважение к родителям и старшим. Обязанности по отношению к другим людям. Ответственность. Покаяние. Прощение.
3. История православной культурной традиции России (образ жизни).
Выбор веры князем Владимиром. Крещение Руси Защита веры и Отечества. Святой князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.
Благочестивая семья. Православный календарь. Религиозные праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Семейные праздники. День Ангела. Храм. Таинства. Обряды. Молитва, пост, милостыня. Отношение к труду.
4. Христианское искусство.
Внутреннее устройство и духовный смысл православного храма. Древнерусское зодчество. Святые храмы и монастыри России.
Религиозная живопись. Иконопись. Иконостас. Иконография праздников. Древнерусские иконописцы. Выдающиеся произведения религиозного искусства. .
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
5 класс
№ |
Название раздела |
Воспитательный элемент |
Кол-во часов |
Контрольные работы |
1 |
В мире культуры |
День знаний. Урок науки и технологий. День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. Международный день мира. |
6 |
2 |
2 |
Нравственные ценности |
День памяти политических репрессий. День охраны труда. День земли. День словаря Международный день толерантности День начала Нюрнбергского процесса День словаря. День матери Международный день добровольца. |
12 |
4 |
3 |
Религия и культура |
Международный день родного языка. Международный день инвалидов Международный день добровольца День заповедников и национальных парков Всемирный день гражданской обороны Всемирный день поэзии Международный день лесов Международный день культуры 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи. |
9 |
3 |
4 |
Как сохранить духовные ценности |
Всемирный день книги и авторского права Международный день памятников и исторических мест. Международный день птиц День российской печати |
4 |
1 |
5 |
Твой духовный мир |
Всемирный день книги и авторского права Международный день памятников и исторических мест. Международный день птиц |
2 |
1 |
6 |
Повторение пройденного материала |
День российской печати |
1 |
1 |
Итого: |
34 |
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
6 класс
№ |
Название раздела |
Воспитательный элемент |
Кол-во часв |
Контрольные работы |
|||
1 |
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. |
День знаний. Урок науки и технологий. День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. Международный день мира. |
4 |
1 |
|||
2 |
Основы мировых религиозных культур. |
День памяти политических репрессий. День охраны труда. День земли. День словаря Международный день толерантности День начала Нюрнбергского процесса День словаря. День матери Международный день добровольца |
14 |
2 |
|||
3 |
Духовные традиции многонационального народа России. |
Международный день родного языка. Международный день инвалидов Международный день добровольца День заповедников и национальных парков Всемирный день гражданской обороны Всемирный день поэзии Международный день лесов Международный день культуры 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи.
|
14 |
2 |
|||
4 |
Презентация творческих проектов учащихся. |
Всемирный день книги и авторского права Международный день памятников и исторических мест. |
2 |
1 |
|||
Итого: |
34 |
|
|||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа :комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015;
Программа. Поурочно-тематическое планирование. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Н.Ф. Виноградова. – Российский учебник, 2019
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 3-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Рабочая тетрадь: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Методическое пособие: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Интернет-ресурсы:
1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
4. Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/
5. Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» - http://orkce.apkpro.ru
6. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
7. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
8. Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru
9. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви - www.patriarchia.ru
10. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru
11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru
12. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru
13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru
Интернет-ресурсы
1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)
2. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)
3. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
4. Мир религий (http://www.religio.ru/)
5. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)
6. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)
7. Православие в России (http://ww.or.ru/)
8. Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)
9. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)
10. Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)
11. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
Техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран, проектор.
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстраций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарно-тематическое планирование 5 кл
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Величие многонациональной российской культуры |
1 |
|
|
2 |
Особенности культуры малых народов |
1 |
|
|
3 |
Человек – творец и носитель культуры |
1 |
|
|
4 |
Практикум. Былины, сказания, легенды народов мира |
1 |
|
|
5 |
«Береги землю родимую, как мать любимую» |
1 |
|
|
6 |
Вина человека перед природой. Эко-марафон |
1 |
|
|
7 |
Жизнь ратными подвигами полна |
1 |
|
|
8 |
Проект. Герои и тыловики Оренбуржья. |
1 |
|
|
9 |
В труде – красота человека |
1 |
|
|
10 |
Практикум «Профессиональная династия» |
1 |
|
|
11 |
«Плод добрых трудов славен» |
1 |
|
|
12 |
Земляки – труженики тыла |
1 |
|
|
13 |
Люди труда |
1 |
|
|
14 |
Каждая профессия важна |
1 |
|
|
15 |
Бережное отношение к природе |
1 |
|
|
16 |
Я в ответе за свой край |
1 |
|
|
17 |
Семья – хранитель духовных ценностей |
1 |
|
|
18 |
Ценности моей семьи (практикум) |
1 |
|
|
19 |
Роль религии в развитии культуры |
1 |
|
|
20 |
От молитвы к письменности |
1 |
|
|
21 |
Религия и культура |
1 |
|
|
22 |
Культурное наследие христианской Руси. |
1 |
|
|
23 |
Культура ислама |
1 |
|
|
24 |
История зарождения и распространения ислама |
1 |
|
|
25 |
Иудаизм и культура |
1 |
|
|
26 |
От Древней Индии до наших дней. |
1 |
|
|
27 |
Культурные традиции буддизма |
1 |
|
|
28 |
От Гаутама Будды до наших дней |
1 |
|
|
29 |
Забота государства о сохранении духовных ценностей |
1 |
|
|
30 |
Практикум. Конституция РФ. Законодательная база культуры |
1
|
|
|
31 |
Хранить память предков |
1 |
|
|
32 |
Произведения народов России о нравственных качествах |
1 |
|
|
33 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
34 |
Толерантность и взаимодействие с другими народами. Твой духовный мир |
1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование 6 кл
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Нравственность и культура. Истоки. Священные писания. |
1 |
|
|
2 |
Законы нравственности – часть культуры общества. |
1 |
|
|
3 |
Культура поведения человека в мультикультурном обществе |
1 |
|
|
4 |
Верность, героизм, патриотизм. |
1 |
|
|
5 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
|
6 |
Этикет в разных жизненных ситуациях. |
1 |
|
|
7 |
Культура поведения. Совесть, честь. |
1 |
|
|
8 |
Влияние культуры на личность. Любовь к ближнему |
1 |
|
|
9 |
Основы буддизма. Направления буддизма. |
1 |
|
|
10 |
Народы России, исповедующие буддизм |
1 |
|
|
11 |
Вклад буддистской религии в развитие духовной культуры народов России. |
1 |
|
|
12 |
Основы религии иудаизм. |
1 |
|
|
13 |
Культурные особенности последователей иудаизма. |
1 |
|
|
14 |
Нравственные основы иудаизма. Жители России, исповедующие иудаизм. |
1 |
|
|
15 |
Особенности культуры русского народа. |
1 |
|
|
16 |
Особенности культуры многочисленных народов России. |
1 |
|
|
17 |
Особенности культуры малых народов России |
1 |
|
|
18 |
Традиции и обычаи русского народа. |
1 |
|
|
19 |
Традиции и обычаи украинского и белорусского народов |
1 |
|
|
20 |
Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. |
1 |
|
|
21 |
Подготовка проекта «Народы России» |
1 |
|
|
22 |
Защита проектов |
1 |
|
|
23 |
Традиционные религии в России |
1 |
|
|
24 |
Православие. Библия. Евангелия. |
1 |
|
|
25 |
Священные писания в православии. Притчи о Спасителе. |
1 |
|
|
26 |
Нравственные основы жизни православного человека. Заповеди блаженства. |
1 |
|
|
27 |
Евангельские заповеди блаженства. О силе молитвы. |
1 |
|
|
28 |
Правила посещения православного храма. |
1 |
|
|
29 |
Вклад христианской православной религии в развитие духовной культуры |
1 |
|
|
30 |
Христианские конфессии |
1
|
|
|
31 |
Основы религии ислам. Направления в исламе. Первые мусульманские государства на территории России |
1 |
|
|
32 |
Народы России, исповедующие ислам. |
1 |
|
|
33 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
34 |
Толерантность и взаимодействие с другими народами. Твой духовный мир |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.