Рабочая программа ОДНКНР 5-6 класс

  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ктп 5 - 6 кл. ОДКНР.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.

На обучение обществознания  отводится 34 часа  (1 час в неделю).

 

РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Планируемые результаты реализации программы по предмету:

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами.

Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Вторая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.



 

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Основные понятия содержания учебной программы «Основы православной культуры» в соответствии с тематическими образовательными линиями

1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии).

Религия. Культура. Наука. Бог. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Крест. Воскресение. Церковь. Смысл жизни. Человек культурный.

2.        Нравственно-этическая культура православия.

Нравственность. Добро и зло. Заповеди - правила доброго поведения. Послушание. Грех. Совесть. Благочестие. Скромность. Добродетели.

Любовь к Богу. Любовь к ближним. Уважение к родителям и старшим. Обязанности по отношению к другим людям. Ответственность.  Покаяние. Прощение.

3.        История православной культурной традиции России (образ жизни).

Выбор веры князем Владимиром. Крещение Руси Защита веры и Отечества. Святой князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.              

Благочестивая семья. Православный календарь. Религиозные праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Семейные праздники. День Ангела. Храм. Таинства. Обряды. Молитва, пост, милостыня. Отношение к труду.

4.        Христианское искусство.

 Внутреннее устройство и духовный смысл православного храма. Древнерусское зодчество. Святые храмы и монастыри  России.

 Религиозная живопись. Иконопись. Иконостас.  Иконография праздников. Древнерусские иконописцы. Выдающиеся произведения религиозного искусства. .

 

 

Тематическое планирование с учетом программы воспитания

5 класс

 

Название раздела

Воспитательный элемент

Кол-во часов

Контрольные работы

1

В мире культуры

День знаний. Урок науки и технологий.

День солидарности в борьбе с терроризмом.

Международный день распространения грамотности.

Международный день мира.

6

2

2

Нравственные ценности

День памяти политических репрессий.

День охраны труда.

День земли.

День словаря

Международный день толерантности

День начала Нюрнбергского процесса

День словаря.

День матери

Международный день добровольца.

12

4

3

Религия и культура

Международный день родного языка.

Международный день инвалидов

Международный день добровольца

День заповедников и национальных парков

Всемирный день гражданской обороны

Всемирный день поэзии

Международный день лесов

Международный день культуры

570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи.

9

3

4

Как сохранить духовные ценности

Всемирный день книги и авторского права

Международный день памятников и исторических мест.

Международный день птиц 

День российской печати

4

1

5

Твой духовный мир

Всемирный день книги и авторского права

Международный день памятников и исторических мест.

Международный день птиц 

2

1

6

Повторение пройденного материала

День российской печати

1

1

Итого:

34

Тематическое планирование с учетом программы воспитания

6 класс

Название раздела

Воспитательный элемент

Кол-во часв

Контрольные работы

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества.

День знаний. Урок науки и технологий.

День солидарности в борьбе с терроризмом.

Международный день распространения грамотности.

Международный день мира.

4

1

2

Основы мировых религиозных культур.

День памяти политических репрессий.

День охраны труда.

День земли.

День словаря

Международный день толерантности

День начала Нюрнбергского процесса

День словаря.

День матери

Международный день добровольца

14

2

3

Духовные традиции многонационального народа России.

Международный день родного языка.

Международный день инвалидов

Международный день добровольца

День заповедников и национальных парков

Всемирный день гражданской обороны

Всемирный день поэзии

Международный день лесов

Международный день культуры

570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи.

 

14

2

4

Презентация творческих проектов учащихся.

Всемирный день книги и авторского права

Международный день памятников и исторических мест.

2

1

Итого:

34

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



Программа :комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015;

Программа. Поурочно-тематическое планирование. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Н.Ф. Виноградова. – Российский учебник, 2019



Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 3-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2018.

Рабочая тетрадь: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.

Методическое пособие: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.

Интернет-ресурсы:

 

1.        Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ 

2.        Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  - http://school-collection.edu.ru/

3.        Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

4.        Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/

5.        Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» - http://orkce.apkpro.ru

6.        Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru

7.        Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

8.        Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru

9.        Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви - www.patriarchia.ru

10.   Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru

11.   Школьный портал - http://www.portalschool.ru

12.   Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru

13.   Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru

Интернет-ресурсы

1.          Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)

2.          Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)

3.          Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)

4.          Мир религий (http://www.religio.ru/)

5.          Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)

6.          Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)

7.          Православие в России (http://ww.or.ru/)

8.          Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)

9.          Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)

10.      Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)

11.      Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)

 

Техническое обеспечение:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран, проектор.

4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстраций.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно-тематическое планирование 5 кл

 

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Величие многонациональной российской культуры

1

 

 

2

Особенности культуры малых народов

1

 

 

3

Человек – творец и носитель культуры

1

 

 

4

Практикум. Былины, сказания, легенды народов мира

1

 

 

5

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

 

 

6

Вина человека перед природой. Эко-марафон

1

 

 

7

Жизнь ратными подвигами полна

1

 

 

8

Проект. Герои и тыловики Оренбуржья.

1

 

 

9

В труде – красота человека

1

 

 

10

Практикум «Профессиональная династия»

1

 

 

11

«Плод добрых трудов славен»

1

 

 

12

Земляки – труженики тыла

1

 

 

13

Люди труда

1

 

 

14

Каждая профессия важна

1

 

 

15

Бережное отношение к природе

1

 

 

16

Я в ответе за свой край

1

 

 

17

Семья – хранитель духовных ценностей

1

 

 

18

Ценности моей семьи (практикум)

1

 

 

19

Роль религии в развитии культуры

1

 

 

20

От молитвы к письменности

1

 

 

21

Религия и культура

1

 

 

22

Культурное наследие христианской Руси.

1

 

 

23

Культура ислама

1

 

 

24

История зарождения и распространения ислама

1

 

 

25

Иудаизм и культура

1

 

 

26

От Древней Индии до наших дней.

1

 

 

27

Культурные традиции буддизма

1

 

 

28

От Гаутама Будды до наших дней

1

 

 

29

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

 

 

30

Практикум. Конституция РФ. Законодательная база культуры

1

 

 

 

31

Хранить память предков

1

 

 

32

Произведения народов России о нравственных качествах

1

 

 

33

Промежуточная аттестация.

1

 

 

34

Толерантность и взаимодействие с другими народами. Твой духовный мир

1

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 6 кл

 

 

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Нравственность и культура. Истоки. Священные писания.

1

 

 

2

Законы нравственности – часть культуры общества.

1

 

 

3

Культура поведения человека в мультикультурном обществе

1

 

 

4

Верность, героизм, патриотизм.

1

 

 

5

Входная контрольная работа.

1

 

 

6

Этикет в разных жизненных ситуациях.

1

 

 

7

Культура поведения. Совесть, честь.

1

 

 

8

Влияние культуры на личность. Любовь к ближнему

1

 

 

9

Основы буддизма. Направления буддизма.

1

 

 

10

Народы России, исповедующие буддизм

1

 

 

11

Вклад буддистской религии в развитие духовной культуры народов России.

1

 

 

12

Основы религии иудаизм.

1

 

 

13

Культурные особенности последователей иудаизма.

1

 

 

14

Нравственные основы иудаизма. Жители России, исповедующие иудаизм.

1

 

 

15

Особенности культуры русского народа.

1

 

 

16

Особенности культуры многочисленных народов России.

1

 

 

17

Особенности культуры малых народов России

1

 

 

18

Традиции и обычаи русского народа.

1

 

 

19

Традиции и обычаи украинского и белорусского народов

1

 

 

20

 Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья.

1

 

 

21

Подготовка проекта «Народы России»

1

 

 

22

Защита проектов

1

 

 

23

Традиционные религии в России

1

 

 

24

Православие. Библия. Евангелия.

1

 

 

25

Священные писания в православии. Притчи о Спасителе.

1

 

 

26

Нравственные основы жизни православного человека. Заповеди блаженства.

1

 

 

27

Евангельские заповеди блаженства. О силе молитвы.

1

 

 

28

Правила посещения православного храма.

1

 

 

29

Вклад христианской православной религии в развитие духовной культуры

1

 

 

30

Христианские конфессии

1

 

 

 

31

Основы религии ислам. Направления в исламе. Первые мусульманские государства на территории России

1

 

 

32

Народы России, исповедующие ислам.

1

 

 

33

Промежуточная аттестация.

1

 

 

34

Толерантность и взаимодействие с другими народами. Твой духовный мир

1

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru