МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УТВЕРЖДЕНО приказом директора
ГАПОУ РСЯ(Я) «МРТК»
от «___»____________2023 г.
№_________________
ОДП.01 Информатика
(код дисциплины, наименование дисциплины)
Мирный – 2023 г.
Лист согласования Программа общеобразовательной дисциплины ОДП.01. Информатика
(код, наименование дисциплины)
составлена Касаткиной Т.Е. преподаватель общепрофессиональных дисциплин
(фамилия, имя отчество, должность, ученая степень, ученое звание)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Программа общеобразовательной дисциплины рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании кафедры/МО ИЭЭ ГАПОУ РС (Я) «МРТК»
«___»________________20___г. протокол №___
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
программа учебной дисциплины согласована на заседании Учебно-методического совета ГАПОУ РС (Я) «МРТК»
«___»________________20___г. протокол №___
СОДЕРЖАНИЕ
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 23
Программа общеобразовательной дисциплины является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии / специальности 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
Код и наименование формируемых компетенций |
Планируемые результаты освоения дисциплины |
|
Общие |
Дисциплинарные |
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для |
- понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; - уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых |
|
сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике |
образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства |
- владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владеть методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать |
|
взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности |
информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; - иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений; - понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); |
|
|
анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); - уметь использовать компьютерноматематические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде; - уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов; - иметь представления о базовых |
|
|
принципах организации и функционирования компьютерных сетей; - уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи; - уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; - уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; - понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных |
|
|
целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции; уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать предложения по улучшению программного кода; - уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы; использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки; умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы; - уметь создавать веб-страницы; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования); владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и |
|
|
работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы |
ПК.1.1.Выполнять ввод и обработку текстовых данных. |
В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности |
- уметь проводить надстройки Excel Power Pivot, табличное представление данных, экспорт данных, модели данных, большие данные; -умение использовать Аналитический сервис Yandex DataLens. - уметь создавать чартов и дашбордов |
|
личности |
|
ПК.1.2. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов |
В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности |
- иметь представление об основных алгоритмический конструкциях на Python; - уметь применять платформу Kaggle. Библиотеку Pandas. Объекты Series и DataFrame. – уметь получать общую информацию о данных. |
ПК.1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных |
В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности |
- знать характеристику основных этапов процесса анализа данных. - уметь подготавливать данные; - проводить исследование и визуализация данных. - уметь строить предсказательную модель. – уметь интерпретировать результаты анализа. - проводить реализацию основных этапов процесса анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы |
Вид учебной работы |
Объем часов |
В том числе |
|
Объём образовательной программы учебной дисциплины |
144 ч. |
в том числе: |
|
Основное содержание |
50 час |
В том числе: |
|
Теоретическое обучение |
12 часов |
Практическое обучение |
35 часа |
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) |
|
в том числе: |
|
Теоретическое обучение |
13 часов |
Практическое обучение |
59 часов |
Самостоятельная работа |
12 часов |
Консультация |
1 час |
Индивидуальный проект (да/нет) |
нет |
Промежуточная аттестация в форме (экзамен) |
12 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) |
Объем часов |
Формируемые компетенции |
Основное содержание |
|||
Раздел 1. |
Информация и информационная деятельность человека |
13 |
|
Тема 1.1. Информация и информационные процессы |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы |
|||
Теоретическое обучение |
1 |
||
Тема 1.2. Подходы к измерению информации |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера |
Основное содержание |
1 |
ОК 02
|
Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение |
|||
Теоретическое обучение |
1 |
||
Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных.Представление графических данных. Представление звуковых данных.Представление видеоданных.Кодирование данных произвольного вида |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Тема 1.5. Элементы |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
комбинаторики, теории множеств и математической логики |
Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом |
|
|
Практические занятия |
1 |
||
Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет |
Основное содержание |
1 |
ОК 01 ОК 02 |
Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет |
|||
Теоретическое обучение |
1 |
||
Тема 1.7. Службы Интернета |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента |
Основное содержание |
2 |
ОК 01 ОК 02 |
Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 1.9. Информационная безопасность |
Основное содержание |
2 |
ОК 01 ОК 02 |
Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи |
|||
Теоретическое обучение |
2 |
||
Контрольная работа Темы 1.1 – 1.9 |
1 |
||
Раздел 2. |
Использование программных систем и сервисов |
14 |
|
Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования) |
|
Практические занятия |
2 |
|
Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Контрольная работа Темы 2.1 – 2.7 |
1 |
||
Раздел 3. |
Информационное моделирование |
21 |
|
Тема 3.1. Модели и моделирование. Этапы |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования |
|||
Теоретическое обучение |
моделирования |
|
|
|
Тема 3.2. Списки, графы, деревья |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений |
|||
Теоретическое обучение |
|||
Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия) |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры |
Основное содержание |
2 |
ОК 01 |
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области |
Основное содержание |
3 |
ОК 02 |
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов |
|||
Теоретическое обучение |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области |
Основное содержание |
4 |
ОК 02 |
Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных |
|||
Теоретическое обучение |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах |
|
Практические занятия |
2 |
|
Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Визуализация данных в электронных таблицах |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) |
Основное содержание |
1 |
ОК 02 |
Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Контрольная работа Темы 3.1 – 1.10 |
1 |
||
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)[1] |
|||
Прикладной модуль 1 |
Основы аналитики и визуализации данных |
34 |
|
Тема 1.1. Модели данных |
Содержание |
8 |
ОК 02 ПК.1.6, ПК.1.7 |
Надстройка Excel Power Pivot, табличное представление данных, экспорт данных, модели данных, большие данные |
|||
Теоретическое обучение |
2 |
||
Практические занятия |
6 |
|
|
Тема 1.2. Визуализация данных |
Содержание |
5 |
ОК 02 ПК.1.6, ПК.1.7 |
Аналитический сервис Yandex DataLens: Общий обзор, возможности. Регистрация, интерфейс. Маркетплейс, подключение. Создание чартов и дашбордов |
|||
Теоретическое обучение |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
||
Тема 1.3. Потоки данных |
Содержание |
6 |
ОК 02 ПК.1.6, ПК.1.7 |
Аналитический сервис Yandex DataLens: Потоки данных. Подключение к счетчику Yandex метрики |
|||
Теоретическое обучение |
2 |
|
Практические занятия |
4 |
|
Тема 1.4 Принятие решений на основе данных |
Содержание |
5 |
ОК 02 ПК.1.6, ПК.1.7 |
Аналитический сервис Yandex DataLens: Принятие решений на основе данных. Геоданные. Тепловые карты |
|||
Теоретическое обучение |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
||
Тема 1.5 Проектная работа. Кейс анализа данных |
Содержание |
10 |
ОК 02 ПК.1.6, ПК.1.7 |
Аналитический сервис Yandex DataLens: Работа с датасетами. Кейс анализа данных |
|||
Практические занятия |
10 |
||
Самостоятельная работа |
6 |
||
Контрольная работа Темы 1.1 – 1.5 |
1 |
|
|
Прикладной модуль 2 |
Аналитика и визуализация данных на Python |
36 |
|
Тема 2.1 Введение в язык программирования Python |
Содержание |
3 |
ОК 02 ПК.1.1., ПК.1.2. |
Интерактивная среда программирование на Python. Ввод и вывод данных. Функции print(), input(). Типы данных. Математические операции с целыми и вещественными числами |
|
||
Теоретическое обучение |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Тема 2.2 Основные алгоритмические конструкции на Python |
Содержание |
6 |
ОК 02 ПК.1.1., ПК.1.2. |
Понятие логических выражений и операций. Дизъюнкция, конъюнкция, отрицание. Таблица истинности. Проверка условия в Python. Синтаксис инструкций if, if-else, if-elifelse. Реализация циклических алгоритмов в Python. Функция range(). Синтаксис цикла for, цикла while |
|||
Теоретическое обучение |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
||
Тема 2.3 Работа со списками и словарями |
Содержание |
6 |
ОК 02 ПК.1.1., ПК.1.2. |
Понятие списка в Python. Создание и считывание списков. Функции и методы списков. Понятие словаря. Отличия словарей от списков. Создание словаря. Методы словарей. Применение списков и словарей в реальных задачах. |
|
||
Теоретическое обучение |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
||
Тема 2.4 Аналитика данных на Python |
Содержание |
12 |
ОК 02 ПК.1.1., ПК.1.2. |
Понятие данных, больших данных. Наборы данных. Платформа Kaggle. Библиотека Pandas. Объекты Series и DataFrame. Получение общей информации о данных. Индексация |
|||
|
по условиям и изменение данных в таблицах. |
|
|
Практические занятия |
6 |
||
Самостоятельная работа |
6 |
||
Тема 2.5. Анализ данных на практических примерах |
Содержание |
6 |
ОК 02 ПК.1.1., ПК.1.2. |
Понятие статистики, описательной статистики. Описательный анализ данных. Основные описательные статистические величины (частота, среднее арифметическое, медиана, мода, размах, стандартное отклонение). Функции описательной статистики в Python Pandas. Практика вычисления описательных статистических величин в Python Pandas |
|
||
Практические занятия |
6 |
||
Тема 2.6. Основы визуализации данных |
Содержание |
6 |
ОК 02 ПК.1.1., ПК.1.2. |
Необходимость визуализации данных для анализа. Понятие научной графики. Библиотека Matplotlib. Понятие рисунка в Matplotlib. Основные виды графиков (гистограммы, диаграммы рассеяния, диаграмма размаха, линейный график, круговая диаграмма, тепловые карты). Основные графические команды в Matplotlib |
|
||
Практические занятия |
6 |
||
Тема 2.7. Проектная работа «Анализ больших данных в профессиональной сфере» |
Содержание |
3 |
ОК 02 ПК.1.1., ПК.1.2. |
Характеристика основных этапов процесса анализа данных. Подготовка данных. Исследование и визуализация данных. Построение предсказательной модели. Интерпретация результатов анализа. Реализация основных этапов процесса анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы |
|
||
Практические занятия |
3 |
||
Контрольная работа Темы 2.1 – 2.7 |
1 |
|
|
Консультация |
1 |
|
|
Промежуточная аттестация (экзамен) |
2 |
|
|
Всего |
144ч. |
|
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца.
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- маркерная доска;
- учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
- компьютеры по количеству обучающихся;
- локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
- лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
- лицензионное антивирусное программное обеспечение; лицензионное специализированное программное обеспечение;
- мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Информатика. Базовый курс / под ред Симоновича С.В.. – 3-е изд.. – М.: Питер, 2016
2. Гуриков, С. Р. Информатика : учебник / С.Р. Гуриков. — Москва : ФОРУМ :
ИНФРА-М, 2018. — 463 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-00091699-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1010143 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: по подписке.
3. Безручко, В. Т. Информатика. Курс лекций : учебное пособие / В. Т. Безручко. —
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-8199-0763-4.
4. Безручко, В. Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика» : учеб. пособие /
В.Т. Безручко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 368 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com].
— (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-8199-0714-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1009442 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: по подписке.
Дополнительные источники:
1. Михеева, Е.В. Практикум по информатике : учеб. пособие для СПО / Е.В. Михеева. - 9-е изд., стер. - М : Академия, 2017. - 192 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).
2. Макарова Н.В. Практикум по информатике / учеб. пособие для вузов. - Спб.: Питер,
2012.: Питер, 2016
3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учеб. пособие для СПО / Е.В. Михеева. - 10-изд., стер. - М : Академия, 2011. - 256 с.
4. Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017
5. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017
6. Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017
7. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017
8. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебнометодический комплекс .– М., 2017
22
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций..
Общая/профессиональ Раздел/Тема Тип
оценочных мероприятий ная компетенция
ОК 01 Тема 1.6 Тема 1.9 Тема 3.5 Тестирование
ОК 02 Тема 1.1 Тема 1.3 Тема 3.1
Тема 3.2 Тема 1.6 Тема 1.9
ОК 01 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Выполнение практических
Тема 3.4 заданий
ОК 02 Тема 1.2 Тема 1.4 Тема 1.5
Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 2.4
Тема 2.5 Тема 2.6 Тема 2.7
Тема 3.3 Тема 1.7 Тема 1.8
Тема 2.2 Тема 3.6 Тема 3.7
Тема 3.8 Тема 3.9 Тема
3.10 Тема 3.11 Тема 3.12 Тема 3.13
ОК 02, ПК.1.6, ПК.173 Прикладные модули 1-2 Контрольная работа
ОК 02,, ПК.1.1.,ПК.1.2 Прикладные модули 2-8 Проектная работа
ОК 01, ОК 02, ПК.1.2, Все модули Выполнение заданий
ПК. 1.2, ПК.1.6, ПК.1.7, дифференцированного зачета
23
[1] Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.