Рабочая программа Окружающий мир 4 кл Школа России
Оценка 4.6

Рабочая программа Окружающий мир 4 кл Школа России

Оценка 4.6
doc
13.05.2020
Рабочая программа Окружающий мир 4 кл Школа России
РП по окр. миру 4а класс.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

 

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим

объединением учителей

начальных классов
Протокол от «___»___________2017г.
 №____
Руководитель _________
 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР ____   / Е.А.Лусникова

 

от «__»________2017г.

 

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель  директора школы - интерната по МР
______   Ю.Ю. Лезина
«____»_______2017 г.

 Протокол НМС

 «____»________2017 г.

 №_____

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________2017 г.
Приказ «___»______2017г.
№ ____

 

 

 

 

 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по окружающему миру

 

 

для 4а класса

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: учитель начальных классов  Сечко Ольга Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 – 2018 учебный год

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 4а класса на 2017 – 20178 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.      ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».

2.      Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3.      Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».

4.      Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.

5.      Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6.       СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993);

  1. Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  2. Долгосрочной целевой программой «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».
  3. Основной образовательной программой начального общего образования МКУОШИ «Мыскаменская ШИС(П)ОО», утверждённой 31 августа 2011 г.;
  4. Учебного плана МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир. 1 – 4 классы. УМК «Школа России». – М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Окружающий мир. 4 класс. В 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Специфика предмета «Окружающий мир» в 4  классе состоит в том, что:

·       имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;

·       имеет ярко выраженный интегративный характер;

·       соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;

·       даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный курс «Окружающий мир» в 4 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.

Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изучение окружающего мира в 4 б классе направлено на решение следующих задач:

1.     формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  1. воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  2. овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  3. формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  4. систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  5. освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  6. знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

8.     существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Рабочая программа составлена из расчёта 2 часа в неделю. Всего 68 часов.

2       ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлённа основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных

потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному

миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение раз-

личных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым от-

носятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанного пособия по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

3       МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

4       ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5       ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

·       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

·       умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

·       чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи  и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

·       осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

·       понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие» (развитие указанных личностных результатов будет продолжено на последующих ступенях);

·       целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

·       уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

·       начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

·       осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

·       самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

·       эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

·       этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

·       навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

·       установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

·       мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

·       понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

·       сохранять учебную задачу в течение всего урока;

·       ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

·       выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

·       планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

·       планировать свои действия;

·       фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

·       самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·       использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

·       понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

·       осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

·       понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

·       осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·       осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи;

·       строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

·       строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

·       проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

·       ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

·       моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

·      включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

·      формулировать ответы на вопросы;

·      слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

·      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·      формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

·      аргументировать свою позицию;

·      понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении;

·      признавать свои ошибки, озвучивать их;

·      употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

·      понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

·      строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

·      готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

·      составлять рассказ на заданную тему;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·      продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

·      строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

·      использовать речь для регуляции своего действия;

·      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

·      точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

·           понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

·           находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

·           называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

·           называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

·           понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

·           объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

·           раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

·           называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

·           рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

·           проводить несложные астрономические наблюдения;

·           изготавливать модели планет и созвездий;

·           использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

·           анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

·           приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

·           находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

·           объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

·           приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

·           выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

·           оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

·           давать краткую характеристику своего края;

·           различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

·           давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

·           выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти  связи с помощью моделей;

·           оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

·           рассказывать об охране природы в своём крае;

·           различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

·           приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

·           соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

·           читать историческую карту;

·           перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

·           с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

·           описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

·           показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

·           рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

·           соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

·           составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

·           описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

·           называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

·           находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

·           раскрывать связь современной России с её историей;

·           использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и  настоящем.

9.        

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по  текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или болле 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочного суждения)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ урока

Вид работы

По теме

9

Проверочная работа № 1

«Земля и человечество»

20

Проверочная работа № 2

«Природа России»

34

Проверочная работа № 3

«Родной край – часть большой страны»

39

Проверочная работа № 4

«Страницы Всемирной истории»

60

Проверочная работа № 5

«Страницы истории России»

67

Проверочная работа № 6

«Современная Россия»

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№ урока

Вид работы

По теме

2

Практическая работа № 1

«Планеты Солнечной системы»

3

Практическая работа №2

«Звёздное небо – Великая книга Природы»

4

Практическая работа №3

«Мир глазами географа»

8

Практическая работа №4

«Сокровища Земли под охраной человечества»

10

Практическая работа №5

«Равнины и горы России»

11

Практическая работа №6

«Моря, озёра и реки России»

12

Практическая работа №7

«Природные зоны России»

13

Практическая работа №8

«Зона арктических пустынь»

14

Практическая работа №9

«Тундра»

15

Практическая работа №10

«Леса России»

17

Практическая работа №11

«Зона степей»

18

Практическая работа №12

«Пустыни»

19

Практическая работа №13

«У Чёрного моря»

21

Практическая работа №14

«Наш край»

23

Заочная экскурсия

«Поверхность нашего края»

24

Практическая работа №15

«Водные богатства нашего края»

25

Практическая работа №16

«Наши подземные богатства»

27

Заочная экскурсия

«Лес и луг»

31

Заочная экскурсия

«Водоём»

32

Практическая работа №17

«Растениеводство в нашем крае»

40

Практическая работа №18

«Жизнь древних славян»

40

Практическая работа №19

«Во времена Древней Руси»

41

Практическая работа №20

«Страна городов»

43

Практическая работа №21

«Трудные времена на Русской земле»

44

Практическая работа №22

«Русь расправляет крылья»

45

Практическая работа №23

«Куликовская битва»

49

Практическая работа №24

«Пётр Великий»

53

Практическая работа № 25

«Страницы истории XIX века»

55

Практическая работа № 26

«Страницы истории 1920-1930-х гг.»

61

Практическая работа № 27

«Основной закон России и права человека»

6        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.

Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край- часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Заочные экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: работа с физической картой России, знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (21 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр I — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Практические работы: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (8 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Практические работы: нахождение и показ изучаемых объектов на политико-административной и исторических картах

7        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

I четверть

II четверть

III четверть

IV  четверть

Итого

Количество недель

8

8

10

8

34

Количество уроков

17

16

20

15

68

Диагностич. и практический материал

Практ. р. – 12; экскур. – 0, провер. р. -1.

Практ. р. – 5; экскурс. – 3, провер. р. -1.

Практ. р. – 7; экскурс. – 0, провер. р. - 2.

Практ. р. – 3; экскурс. – 0, провер. р. - 3

27

3

7

 

 

 

 

Название темы

Кол-во часов

1

«Земля и человечество»

9

2

«Природа России»

11

3

«Родной край – часть большой страны»

14

4

«Страницы Всемирной истории»

5

5

«Страницы истории России»

21

6

«Современная Россия»

8

Всего

68

.

 

 

8        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебник:

Окружающий мир. 4 класс. В 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Рабочая тетрадь:

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.

Методическая литература:

  • Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс. / Сост. И.Ф. Яценко. - М.:ВАКО, 2012.
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Дополнительная литература:  

  • Плешаков А.А. Зеленый дом  (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4). – М.: Просвещение, 2010.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

Информационно-коммуникативные средства:

Материалы по географии, природоведению и истории.

  • Окружающий мир - 4. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова.
  • Познавательный мультфильм-путешествие о планете Земля.
  • Веселые игры-викторины.
  • Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Электронное приложение.
  • CD - Русский космос. Малая космическая энциклопедия

Познавательная коллекция

·      DVD - Космическая Одиссея. Путешествие по Галактике.

·      DVD - Космос. Документальный фильм. Путешествие в глубины Вселенной.

·      DVD - Планеты. Подарочное издание

·      CD – Природа. Природные зоны.

·      CD – Развивающие игры. География – 2

·      CD – «Арктика - мой дом»

Природа Севера Земли

Народы Севера Земли

История освоения Севера.

·      CD – Экология

·      CD - Занимательная экология

·      СD - Природа России

·      СD - География России. Энциклопедия

·      СD - Занимательная история

·      СD – История древнего мира

·      СD - Всеобщая история

·      СD - История нового времени

·      Слайд-альбом 1: Древние цивилизации

·      Слайд-альбом 2: Европа 19 века

·      Слайд-альбом 3: Европа в эпоху просвещения

·      Слайд-альбом 4: Цивилизация средневекового Запада

·      СD – Золотое кольцо России

·      СD –Города России. Энциклопедия

·      СD - Великая Отечественная война

·      СD - Царь Иван Грозный

·      СD - Императрица Екатерина

·      СD - Екатерина I

·      СD - Москва

·      СD - Первая мировая

·      СD - Первые годы Советской власти

·      CD - Энциклопедия истории России.

  • DVD - Сталинградская битва.
  • СD - Храм Христа Спасителя - свидетель истории России.
  • DVD - Один час в оружейной палате Сокровища Московского Кремля.
  • CD –Политико-административная карта России
  • DVD - Герб государства Российского.

Материально-технические средства: компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флипчарт.



Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательн ое учреждение «Мыскаменская школа-интернат» ___________________________________________________________________________

Муниципальное казённое общеобразовательн ое учреждение «Мыскаменская школа-интернат» ___________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 4а класса на 2017 – 20178 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 4а класса на 2017 – 20178 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1

Земля; овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы…

Земля; овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы…

Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира

Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира

Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; · умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и…

Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; · умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и…

Познавательные Обучающийся научится: · понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для…

Познавательные Обучающийся научится: · понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для…

Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др

Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др

Красную книгу России; · выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; · оценивать деятельность людей в разных природных зонах,…

Красную книгу России; · выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; · оценивать деятельность людей в разных природных зонах,…

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников,…

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников,…

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме

Характеристика словесной оценки (оценочного суждения)

Характеристика словесной оценки (оценочного суждения)

Практическая работа №17 «Растениеводство в нашем крае» 40

Практическая работа №17 «Растениеводство в нашем крае» 40

Формы земной поверхности в нашем крае

Формы земной поверхности в нашем крае

Россия в ХVIII в. Петр I — царь-преобразователь

Россия в ХVIII в. Петр I — царь-преобразователь

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Слайд-альбом 1: Древние цивилизации ·

Слайд-альбом 1: Древние цивилизации ·
Скачать файл