Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В.
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Общая характеристика курса
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Планируемые результаты учебного курса
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
· - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; · - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; · - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; · - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; · воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; · - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; · - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
· - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; · - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; · адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; · - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; · - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; · - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; · адекватно оценивать поведение свое и окружающих. |
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
|
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
№ п/п |
Наименование раздела, блока |
Количество часов |
1. |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 |
2. |
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. |
16 |
3. |
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. |
12 |
4. |
Духовные традиции многонационального народа России |
4 |
5. |
Резерв. |
2 |
|
Итого |
34 |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия.
Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности.
Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
· взаимные вопросы и задания групп,
· взаимообъяснение,
· беседа,
· интервью,
· драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
· составление словаря терминов и понятий,
· составление галереи образов,
· использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол - во часов |
Виды деятельности обучаемых |
Планируемые образовательные результаты
|
Вид контроля |
Д/з |
|||||||
Базовые знания |
Развитие познавательных умений |
||||||||||||
1 |
Россия – наша Родина |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
|
Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). |
Фронтальный опрос. Участие в беседе |
Прочитать и понять стр. 3-4 |
|
|||||
2 |
Культура и религия |
1 |
Беседа. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
|
Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры. |
Прочитать и понять стр. 6-7 |
|
|||||
3 |
Человек и Бог в православии |
1 |
Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя. Изучают основы духовной традиции православия. |
Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди.
|
Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. |
Участие в беседе. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 8-11 |
|
|||||
4 |
Православная молитва |
1 |
Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. |
Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
|
Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры. |
Прочитать и понять стр. 12-15 |
|
|||||
5 |
Библия и Евангелие |
1 |
Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. |
Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. |
Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. |
Участие в беседе. Составление словаря терминов и понятий. |
Прочитать и понять стр. 16-19; |
|
|||||
6 |
Проповедь Христа |
1 |
Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. |
Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. |
Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 20-23; |
|
|||||
7 |
Христос и Его крест |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей |
Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа.
|
Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.
|
Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 24-27; |
|
|||||
8 |
Пасха |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей |
Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. |
Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 28-31; |
|
|||||
9 |
Православное учение о человеке |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей |
Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. |
Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. |
Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 32-35; |
|
|||||
10 |
Совесть и раскаяние |
1 |
Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
|
Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние |
Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 36-39; |
|
|||||
11 |
Заповеди |
1 |
Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
|
Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. |
Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. |
Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 40-41; |
|
|||||
12 |
Милосердие и сострадание |
1 |
Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры |
Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». |
Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 42-45; |
|
|||||
13 |
Золотое правило этики |
1 |
Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры |
Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». |
Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. |
Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 46-47; |
|
|||||
14 |
Храм |
1 |
Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры |
Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».
|
Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 48-51; |
|
|||||
15 |
Икона |
1 |
Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры |
В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. |
Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик |
Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 52-55; |
|
|||||
16 |
Творческие работы учащихся |
1 |
Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества |
Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление. |
Уметь: Искать
требующуюся литературу. |
Представле- ние творческих работ. |
Разработка творческих проектов |
|
|||||
17 |
Подведение итогов |
1 |
Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества |
Из чего складывается оценка творческой работы |
Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. |
Представле- ние творческих работ. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
|
|
|||||
18 |
Как христианство пришло на Русь |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. |
Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. |
. Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 58-61; |
|
|||||
19 |
Подвиг |
1 |
Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. |
Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 62-63; |
|
|||||
20 |
Заповеди блаженств |
1 |
Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. |
Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 64-67; |
|
|||||
21 |
Зачем творить добро? |
1 |
Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
|
Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 68-69 |
|
|||||
22 |
Чудо в жизни христианина |
1 |
Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются |
Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 70-71; |
|
|||||
23 |
Православие о Божием суде |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций |
В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. |
Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 72-75; |
|
|||||
24 |
Таинство Причастия |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций |
Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. |
Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 76-79; |
|
|||||
25 |
Монастырь |
1 |
Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций |
Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. |
Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 80-83; |
|
|||||
26 |
Отношение христианина к природе |
1 |
Чтение текста учебника с остановками. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. заботится о нём. |
Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. |
Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры |
Прочитать и понять стр. 84-85; |
|
|||||
27 |
Христианская семья |
1 |
Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. |
Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 86-87; |
|
|||||
28 |
Защита Отечества |
1 |
Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. |
Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. |
Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 88-91; |
|
|||||
29 |
Христианин в труде |
1 |
Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. |
Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 92-93; |
|
|||||
30 |
Любовь и уважение к Отечеству |
|
Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. |
Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины |
Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы |
Прочитать и понять стр. 94-95 |
|
|||||
31 |
Подготовка творческих проектов учащихся |
1 |
Подготовка творческих проектов учащихся |
Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. |
Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. |
Контроль подготовки творческих проектов. |
Разработка творческих проектов |
|
|||||
32-33 |
Выступление учащихся со своими творческими работами |
2 |
Конференция Выступление со своим творческими проектами |
всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
|
Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |
Выступление со своими творческими проектами |
Разработка творческих проектов |
|
|||||
34 |
Презентация творческих проектов |
1 |
Смотр знаний. Урок презентация. |
всесторонне тему, по которой готовит выступление
|
Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь |
Выступление со своими творческими проектами |
|
|
|||||
Материально-техническое обеспечение
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
— демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
Учебно – методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»
Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из
· учебного пособия для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;
· программы к курсу под редакцией Кураева А.В.;
· методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;
· электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры».
Данный предмет входит в образовательную область - Духовно – нравственная культура народов России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.