Рабочая программа основного общего образования по предмету "Технология"
Оценка 4.7

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Технология"

Оценка 4.7
docx
13.05.2020
Рабочая программа основного общего образования по предмету "Технология"
ПРОГРАММА ПО КАЗАКЕВИЧУ.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Судиславская средняя  общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

 

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_____________/М.В.Пакина/

Протокол №1

от «30»августа 2018г.

Согласовано

Замдиректора по УВР

____________/Ю.В.Чичагова/

«____»_____________20__г.

Рекомендовано

Педагогическим советом

Протокол №______

от «___»__________2018г.

Утверждаю

Директор МОУ Судиславской СОШ

____________/Л.Г.Лебедева/

Приказ №107А

от «31»августа 2018г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

предмет «Технология»

5-8 класс

Срок реализации 4 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Судиславль

 

Планируемые предметные результаты освоения предметной области Технология

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

— познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;

— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;

— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

— технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

— умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;

— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;

— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

— способность моделировать планируемые процессы и объекты;

— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;

— умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;

— способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе  и коллективе требованиям и принципам;

— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;

— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.

Предметные результаты

В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:

— владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

— ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы

и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;

— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;

— использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

— навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;

— владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

— владение методами творческой деятельности;

— применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:

— способности планировать технологический процесс и процесс труда;

— умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

— умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

— умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;

— умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;

— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;

— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;

— умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;

— умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;

— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;

— навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

— навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;

— умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

— способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

— умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

— умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.

В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:

— готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

— навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;

— навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

— навыки согласования своих возможностей и потребностей;

— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

— проявление экологической культуры при проектировании объекта и

выполнении работ;

— экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:

— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;

— владение методами моделирования и конструирования;

— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;

— композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:

— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

— способность бесконфликтного общения;

— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

— способность к коллективному решению творческих задач;

— желание и готовность прийти на помощь товарищу;

— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:

— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

— достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

— соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;

— развитие глазомера;

— развитие осязания, вкуса, обоняния.

Тематический план

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

Методы и средства творческой и проектной деятельности

2

2

2

2

Проектная деятельность.

1

 

 

 

Что такое творчество

1

 

 

 

Введение в творческий проект

 

1

 

 

Этапы творческого проекта

 

1

 

 

Создание новых идей при помощи метода фокальных объектов.

 

 

1

 

Документация проекта

 

 

1

 

Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности.

 

 

 

1

Метод мозгового штурма при создании инноваций

 

 

 

1

Производство

2

2

2

2

Что такое техносфера. Что такое потребительские блага.

1

 

 

 

Производство потребительских благ. Общая характеристика производства

1

 

 

 

Труд как основа производства. Предметы труда.

 

1

 

 

Сырьё как предмет труда

 

1

 

 

Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства.

 

 

1

 

Агрегаты и производственные линии

 

 

1

 

Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда

 

 

 

1

Контроль качества

 

 

 

1

Технология

2

2

2

3

Что такое технология. Классификация производств и технологий

1

 

 

 

Экскурсия на производство

1

 

 

 

Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина

 

1

 

 

Техническая и технологическая документация

 

1

 

 

Культура производства. Технологическая культура производства

 

 

1

 

Культура труда

 

 

1

 

Классификация технологий. Технологии материального производства.

 

 

 

1

Технологии Сельскохозяйственного производства и земледелия.

 

 

 

1

Классификация информационных технологий

 

 

 

1

Техника

2

2

2

3

Что такое техника.

1

 

 

 

Инструменты, механизмы и технические устройства

1

 

 

 

Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах

 

1

 

 

Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах

 

1

 

 

Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели.

 

 

1

 

Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели

 

 

1

 

Органы управления технологическими машинами. Системы управления.

 

 

 

1

Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики.

 

 

 

1

Автоматизация производства

 

 

 

1

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

38

38

38

4

Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Механические свойства конструкционных материалов.

1

 

 

 

Текстильные материалы Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета

1

 

 

 

Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей.

Древесина и ее применение. Породы древесины. Природные пороки древесины

2

 

 

 

Виды древесных материалов. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование.

2

 

 

 

Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

2

1

1

 

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений. Чертеж  плоскостной  детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей.

2

 

 

 

Технологическая карта и ее назначение.

1

 

 

 

Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины.

1

 

 

 

Основные технологические операции  при обработке древесины.

2

 

 

 

Металлы; их основные свойства и область  применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. 

3

 

 

 

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений. Чертеж деталей из тонколистового металла  и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей.

3

 

 

 

Слесарный верстак и его назначение.

1

 

 

 

Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение.

1

 

 

 

Основные технологические операции обработки тонколистового металла.

2

 

 

 

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки.

2

 

 

 

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Общие свойства текстильных материалов.

4

 

 

 

Кожа и её свойства. Области применения кожи как конструкционного материала.

2

 

 

 

Чертёж и выкройка швейного изделия. Понятие о моделировании одежды.

2

 

 

 

Устройство и приемы работы  на швейной машине

2

 

 

 

Основные операции при ручной и машинной обработке изделия

1

 

 

 

Технологии резания. Технологии пластического формования материалов.

 

1

2

 

Технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами

 

1

 

 

Технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Технологии механического соединения деталей из древесных материалов

 

2

 

 

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины.

 

1

 

 

Способы изготовления деталей геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм.  Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение.

 

2

 

 

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы.

 

3

 

 

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. 

 

2

 

 

Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

 

1

1

 

Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Технологии механического соединения деталей из металлов.

 

2

 

 

Основные технологические свойства и способы обработки металлов и сплавов. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека.

 

1

 

 

Профессии, связанные с обработкой металлов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

 

 

2

 

Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката. 

 

2

 

 

Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. 

 

2

 

 

Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.

 

2

 

 

Основные технологические операции изготовление деталей из сортового проката и особенности их выполнения

 

2

 

 

Способы получения и свойства натуральных волокон животного происхождения. Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств тканей из волокон растительного и животного происхождения.

 

2

 

 

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины.

 

2

 

 

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбок.

 

2

 

 

Последовательность построения чертежей основы конической юбки по своим меркам. Способы моделирования швейного изделия (Юбка). 

 

2

 

 

Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки конической юбки по меркам. Способы копирования выкройки из журналов.

 

2

 

 

Назначение и конструкция машинных швов, их условные обозначения и технология выполнения. Обработка застежек. Обметывание швов ручным способом. Обработка верхнего края юбки притачным поясом. Обработка нижнего среза юбки машинным швом.

 

2

 

 

Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон.

 

 

1

 

Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов

 

 

1

 

Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения  древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины.

 

 

2

 

Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их  элементы и конструктивные особенности. 

 

 

2

 

Графическое изображение соединений деталей на чертежах.  Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. 

 

 

2

 

Правила чтения сборочных чертежей.

 

 

1

 

Основные способы изменения   свойств металлов и сплавов.

 

 

1

 

Особенности изготовления изделий из пластмасс

 

 

1

 

Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о  процессе резания на токарно-винторезном станке.

 

 

1

 

Графическое изображение деталей цилиндрической формы.  Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже.

 

 

2

 

Виды  соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности.

 

 

2

 

Токарно-винторезный  станок. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов.

 

 

2

 

Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение.

 

 

2

 

Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.

 

 

2

 

Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.

 

 

10

 

Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи.

1

1

 

 

Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов.

 

 

 

1

Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов.

 

 

 

1

Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов.

 

 

 

1

Особенности технологий обработки жидкостей и газов

 

 

 

1

Технология обработки пищевых продуктов

12

12

12

4

Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.

2

 

 

 

Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей

10

 

 

 

Основы рационального (здорового) питания.

 

3

 

 

Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них.

 

3

 

 

Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых культур.

 

3

 

 

Технология производства макаронных изделий и приготовления кулинарных блюд из них

 

3

 

 

Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности.

 

 

3

 

Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления.

 

 

3

 

Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы.

 

 

3

 

Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы

 

 

3

 

Мясо птицы.

 

 

 

2

Мясо животных

 

 

 

2

Технологии получения, преобразования и использования энергии

2

2

2

3

Что такое энергия. Виды энергии.

1

 

 

 

Накопление механической энергии

1

 

 

 

Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии.

 

1

 

 

Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии

 

1

 

 

Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока.

 

 

1

 

Энергия электромагнитного поля

 

 

1

 

Выделение энергии при химических реакциях.

 

 

 

1

Химическая обработка материалов и получение новых веществ

 

 

 

2

Технологии получения, обработки и использования информации

2

2

2

3

Информация. Каналы восприятия информации человеком.

1

 

 

 

Способы материального представления и записи визуальной информации

1

 

 

 

Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений.

 

1

 

 

Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации

 

1

 

 

Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений.

 

 

1

 

Опыты или эксперименты для получения новой информации

 

 

1

 

Материальные формы представления информации для хранения.

 

 

 

1

Средства записи информации.

 

 

 

1

Современные технологии записи и хранения информации

 

 

 

1

Технологии растениеводства

2

2

2

4

Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека.

1

 

 

 

Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними

1

 

 

 

Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений.

 

1

 

 

Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды

 

1

 

 

Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов.

 

 

1

 

Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки грибов

 

 

1

 

Микроорганизмы, их строение и значение для человека.

 

 

 

1

Бактерии и вирусы в биотехнологиях.

 

 

 

1

Культивирование одноклеточных зелёных водорослей.

 

 

 

1

Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях

 

 

 

1

Технологии животноводства

2

2

2

3

Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство.

1

 

 

 

Животные помощники человека Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки

1

 

 

 

Технологии получения животноводческой продукции и их основные элементы.

 

1

 

 

Содержание животных элемент технологии производства животноводческой продукции

 

1

 

 

Корма для животных. Состав кормов и их питательность.

 

 

1

 

Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным

 

 

1

 

Получение продукции животноводства.

 

 

 

1

Разведение животных, их породы и продуктивность

 

 

 

1

Социальные технологии

2

2

2

3

Человек как объект технологии. Потребности людей.

1

 

 

 

Содержание социальных технологий

1

 

 

 

Виды социальных технологий.

 

1

 

 

Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации

 

1

 

 

Назначение социологических исследований.

 

 

1

 

Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью

 

 

1

 

Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок.

 

 

 

1

Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта.

 

 

 

1

Методы исследования рынка

 

 

 

1

ИТОГО

68

68

68

34

 

Содержание предмета

5 класс (68 часов)

 

Методы и средства творческой и проектной деятельности (2 часа)

Теория: Проектная деятельность. Что такое творчество

Производство (2 часа)

Теория: Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о техносфере. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности

Технология (2часа)

Теория: Что такое технология. Классификация производств и технологий

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологиях. Экскурсия на производство по ознакомлению с технологиями конкретного производства.

Техника (2 часа)

Теория: Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства

Практические работы: Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам.

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (38 часов)

Теория: Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы.

Конструкционные материалы. Текстильные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета

Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей. Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства.  Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок.  Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки. Металлы; их основные свойства и область  применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. 

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз)  деталей из тонколистового металла  и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла  и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка,  отделка.

 Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка.  Правила безопасности труда.

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Ткацкие переплетения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические.

Кожа и её свойства. Области применения кожи как конструкционного материала.

Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров фигуры человека. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек различных изделий и их деталей. Правила безопасной работы ножницами. Порядок соединения деталей в сложных изделиях.

Понятие о моделировании одежды. Получение и адаптация выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, из журнала мод, с CD или из Интернета.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.

Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.

Уход за швейной машиной.

Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы при раскрое ткани.

Основные операции при ручных работах: перенос пиний выкройки на детали кроя, стежками предохранение срезов от осыпания – ручное обмётывание.

Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.

Практические работы: Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства. Ознакомление с устройством и назначением ручных неэлектрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами. Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород  по внешним признакам: цвету, текстуре.  Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов  по внешним признакам. 

Чтение чертежа  плоскостной детали: определение  материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте. 

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

 Изготовление плоскостных  деталей  по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и  наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий,  обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой;  использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная  отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.  

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия. 

Чтение чертежей  деталей из тонколистового металла и проволоки: определение  материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами). 

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и  технологической карте:  правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника;  резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником,  опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная  отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.  

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Упражнение на швейной машине. Работы по настройке и регулированию механизмов и систем швейной машины. Уход за швейной машиной: чистка и смазка, замена иглы. Устранение дефектов машинной строчки.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов для иллюстрации ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Технология обработки пищевых продуктов (12 часов)

Теория: Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей

Практические работы: Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-

методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых

продуктов органолептическим методом и методом химического анализа.

Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов.

Технологии получения, преобразования и использования энергии (2 часа)

Теория: Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения механической энергии. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки йо-йо.

Технологии получения, обработки и использования информации (2 часа)

Теория: Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации

Практические работы: Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.

Технологии растениеводства (2 часа)

Теория: Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними

Практические работы: Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета.

Технологии животноводства (2 часа)

Теория: Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки

Практические работы: Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классифицирование этих потребностей.

Социальные технологии (2 часа)

Теория: Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий

Практические работы: Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование перечня личных потребностей и их иерархическое построение.

 

6 класс (68 часов)

 

Методы и средства творческой и проектной деятельности (2 часа)

Теория: Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Заключительный этап

Практические работы: Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

Производство (2 часа)

Теория: Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о составляющих производства. Ознакомление с образцами предметов труда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов

Технология (2 часа)

Теория: Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине. Чтение и выполнение технических

рисунков, эскизов, чертежей. Чтение и составление технологических карт.

Техника (2 часа)

Теория: Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах

Практические работы: Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (38 часов)

Теория: Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами.

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм.  Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление,  долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.

Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами. Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов.

Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке.  Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений. Основные технологические операции и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.  Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами.

Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Профессии, связанные с обработкой металлов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката. 

Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей.  Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, лыски, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей  деталей и изделий.

Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.

 Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штангенциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило.  Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений: поддержка, натяжка, обжимка. Виды заклепок. Основные технологические операции изготовление деталей из сортового проката и особенности их выполнения: правка,  разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка,  отделка. Соединение деталей в изделии на заклепках. 

 Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи. Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов

Способы получения и свойства натуральных волокон животного происхождения. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств тканей из волокон растительного и животного происхождения. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида тканей. Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбок. Последовательность построения чертежей основы конической юбки по своим меркам. Способы моделирования швейного изделия (Юбка).  Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки конической юбки по меркам. Раскладка выкройки на ткани в изделии. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Способы копирования выкройки из журналов. Назначение и конструкция машинных швов, их условные обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Обработка застежек. Обметывание швов ручным способом. Обработка верхнего края юбки притачным поясом. Обработка нижнего среза юбки машинным швом. Приемы в.т.о. ткани из шерсти

Практические работы: Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и цветного металла. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля. Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.

Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги. Изготовление изделий из папье-маше. Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс.

Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс.

Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов  и заготовок с учетом  природных и технологических пороков древесины.

Чтение чертежей (эскизов) деталей призматической и цилиндрической форм: определение материала, геометрической формы, размеров  детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте.

 Организация рабочего места столяра:  подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака. Ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями и сверления отверстий с помощью сверлильного станка. 

Изготовление   изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса; определение припуска на обработку; строгание заготовки, пиление с использованием стусла. Разметка и  изготовление уступов, долбление древесины;  соединение деталей «в полдерева», на круглый шип, с использованием накладных деталей;  предварительная сборка и подгонка деталей изделия. Сборка деталей изделия на клею, с использованием  гвоздей и шурупов. Защитная и декоративная  отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и  на сверлильном станке.

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу.  Соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое  точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная  отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке.  

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Определение видов сортового  проката. Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов.

Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров  детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

 Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами  и на сверлильном станке.

Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок  с использованием штангенциркуля;  резание заготовок слесарной ножовкой; сверление отверстий на сверлильном станке,  опиливание прямолинейных и криволинейных кромок  напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений; отделка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная  отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

 Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, формирование замыкающей головки. 

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

 Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Изготовление проектных изделий из ткани и кожи.

Технология обработки пищевых продуктов (12 часов)

Теория: Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых культур. Технология производства макаронных изделий и приготовления кулинарных блюд из них

Практические работы: Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах. Определение

доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и

экспресс-методом химического анализа Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.

Технологии получения, преобразования и использования энергии (6 часа)

Теория: Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.

Технологии получения, обработки и использования информации (2 часа)

Теория: Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений.

Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации

Практические работы: Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.

Технологии растениеводства (2 часа)

Теория: Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды

Практические работы: Классификация дикорастущих растений по группам. Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.

Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений.

Технологии животноводства (2 часа)

Теория: Технологии получения животноводческой продукции и их основные элементы. Содержание животных элемент технологии производства животноводческой продукции

Практические работы: Реферативное описание технологии разведения комнатных домашних животных на основе личного опыта, опыта друзей и знакомых, справочной литературы и информации в Интернете.

Социальные технологии (2 часа)

Теория: Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации

Практические работы. Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.

 

7 класс (68 часов)

 

Методы и средства творческой и проектной деятельности (2 часа)

Теория: Создание новых идей при помощи метода фокальных объектов. Техническая

документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте

Практические работы: Чтение различных видов проектной документации. Выполнение эскизов и чертежей. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов.

Производство (2 часа)

Теория: Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о современных средствах труда. Экскурсии. Подготовка рефератов о

современных технологических машинах и аппаратах.

Технология (2 часа)

Теория: Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической культуре и культуре труда. Составление инструкций по технологической культуре работника. Самооценка личной культуры труда.

Техника (2 часа)

Теория: Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели

Практические работы: Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей. Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (38 часов)

Теория: Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс.

Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения  древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их  элементы и конструктивные особенности.  Графическое изображение соединений деталей на чертежах.  Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов.  Правила чтения сборочных чертежей. Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения   свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о  процессе резания на токарно-винторезном станке.

Графическое изображение деталей цилиндрической формы.  Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.  

Виды  соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений.   Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах.  Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов.  Правила чтения сборочных чертежей

Токарно-винторезный  станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины. 

Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда. 

Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях

Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов.

Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.

Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.

Практические работы: Проектные работы по изготовлению изделий на основе обработки

конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями НПО, СПО соответствующего профиля. Ознакомление с устройством и работой станков. Упражнения по управлению станками. Учебно-практические работы на станках.

Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов. 

Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения,  количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.

Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах  с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная  отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.  

Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала,  размеров  детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте. 

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу.  Ознакомление с рациональными приемами  работы на токарном станке.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном  станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов;  черновое  точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная  отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. 

 Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы  плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.

 Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Технология обработки пищевых продуктов (12 часов)

Теория Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы

Практические работы: Определение доброкачественности рыбы и морепродуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа. Приготовление десертов, кулинарных блюд из теста и органолептическая оценка их качества. Механическая обработка рыбы и морепродуктов. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.

Технологии получения, преобразования и использования энергии (2 часа)

Теория: Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения магнитной, электрической и

электромагнитной энергии.

Технологии получения, обработки и использования информации (2 часа)

Теория: Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации

Практические работы: Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение хронометража учебной деятельности.

Технологии растениеводства (2 часа)

Теория: Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки грибов

Практические работы Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов.

Технологии животноводства (2 часа)

Теория: Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным

Практические работы: Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Выявление проблем бездомных животных для своего микрорайона, села, посёлка.

Социальные технологии (2 часа)

Теория: Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью

Практические работы. Составление вопросников, анкет и тестов для учебных предметов. Проведение анкетирования и обработка результатов.

 

8 класс (34 часа)

 

Методы и средства творческой и проектной деятельности (2 часа)

Теория: Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций

Практические работы: Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы.

Производство (2 часа)

Теория: Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля

качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о характеристиках выбранных продуктов труда. Проведение наблюдений. Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Экскурсии.

Технология (3 часа)

Теория: Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии Сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий

Практические работы: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о конкретных видах отраслевых технологий. Составление технологических карт для изготовления возможных проектных изделий или организации услуг.

Техника (3 часа)

Теория: Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства

Практические работы: Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора.

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (4 часа)

Теория: Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов

Практические работы: Практические работы по изготовлению проектных изделий посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или

воска). Закалка и испытание твёрдости металла. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.

Технология обработки пищевых продуктов (4 часа)

Теория Мясо птицы. Мясо животных

Практические работы: Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.

Технологии получения, преобразования и использования энергии (3 часа)

Теория: Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ

Практические работы Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения химической энергии.

Технологии получения, обработки и использования информации (3 часа)

Теория: Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации

Практические работы:

Технологии растениеводства (4 часа)

Теория: Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зелёных водорослей. Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях

Практические работы Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей. Овладе-

ние биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере

дрожжей. Овладение биотехнологиями использования кисломолочных бак-

терий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.).

Технологии животноводства (3 часа)

Теория: Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность

Практические работы: Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. Сбор информации и проведение исследования о влиянии на здо-

ровье животных натуральных кормов.

Социальные технологии (3 часа)

Теория: Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка

Практические работы. Составление вопросников для выявления потребностей людей в конкретном товаре. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации

 

.

.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Планируемые предметные результаты освоения предметной области

Планируемые предметные результаты освоения предметной области

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: — способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики…

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: — способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики…

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: — умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; — владение методами моделирования и конструирования; —…

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: — умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; — владение методами моделирования и конструирования; —…

Метод мозгового штурма при создании инноваций1

Метод мозгового штурма при создании инноваций1

Технология механической обработки материалов

Технология механической обработки материалов

Технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами 1

Технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами 1

Назначение и конструкция машинных швов, их условные обозначения и технология выполнения

Назначение и конструкция машинных швов, их условные обозначения и технология выполнения

Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи

Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи

Информация. Каналы восприятия информации человеком

Информация. Каналы восприятия информации человеком

Составление рационов кормления

Составление рационов кормления

Области применения древесных материалов

Области применения древесных материалов

Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы

Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов

Технологии получения, преобразования и использования энергии (2 часа)

Технологии получения, преобразования и использования энергии (2 часа)

Практические работы : Сбор дополнительной информации в

Практические работы : Сбор дополнительной информации в

Сталь как основной конструкционный сплав

Сталь как основной конструкционный сплав

Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака

Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака

Теория: Основы рационального (здорового) питания

Теория: Основы рационального (здорового) питания

Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов

Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов

Контроль качества. Правила безопасности труда

Контроль качества. Правила безопасности труда

Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками

Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками

Выявление проблем бездомных животных для своего микрорайона, села, посёлка

Выявление проблем бездомных животных для своего микрорайона, села, посёлка

Теория Мясо птицы. Мясо животных

Теория Мясо птицы. Мясо животных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020