РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»
Трудоемкость 47 часов
Из них аудиторной нагрузки 30 часов
В том числе:
|
Лекций |
30 |
|
Практических занятий |
15 |
|
Самостоятельная работа |
2 |
|
Промежуточная аттестация |
5 |
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 09, 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины – формирование у студентов компетенций, необходимых для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в рамках профессиональной деятельности.
В
рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
|
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
|
ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 09, 10 |
-распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; -анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; -определять этапы решения задачи; -выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; -составлять план действия; определять необходимые ресурсы; -применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах; -реализовывать составленный план; -оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); -определять задачи для поиска информации, необходимые источники информации; -планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; -выделять наиболее значимое в перечне информации; -оценивать практическую значимость результатов поиска; -оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; -использовать современное программное обеспечение; -использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач; -понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; -строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; -кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); -писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. |
-основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; -алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; -методы работы в профессиональной и смежных сферах; -структуру плана для решения задач; -порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; -перечень информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; -приемы структурирования информации; -формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; -порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств; -правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; -основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); -лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; -особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности. |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы |
Объем в часах |
|
Трудоемкость/объем дисциплины (всего часов) |
47 |
|
в том числе: |
|
|
- лекции |
30 |
|
- практические занятия |
15 |
|
- промежуточная аттестация |
5 |
|
- самостоятельная работа |
2 |
Распределение трудоемкости/объема дисциплины по видам учебной работы, по семестрам
|
Семестр |
Всего |
Лекции, уроки |
Практические занятия |
Промежуточная аттестация |
Самостоятельная работа |
|
1 |
47 |
30 |
15 |
5 |
2 |
|
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Всего |
47 |
30 |
15 |
5 |
2 |
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Специальная педагогика и специальная психология как отдельные отрасли знания |
|||
|
Тема 1.1 Общие вопросы теории специальной педагогики и специальной психологии. |
Содержание учебного материала |
2/2
|
ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10 |
|
1.Предмет специальной педагогики и специальной психологии Основные понятия, термины специальной педагогики и психологии. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики и специальной психологии. Предметные области современной специальной педагогики и психологии. |
1 |
||
|
2. Научные основания специальной педагогики Психологические основы специальной педагогики. Правовые основы специального образования. Социокультурные основы специального образования. |
1 |
||
|
В том числе, практических занятий |
2 |
||
|
1.Сравнительный анализ целей и задач специальной педагогики и специальной психологии |
1 |
||
|
2.Словарь основных терминов |
1 |
||
|
Тема 1.2 История становления специальной педагогики, специальной психологии и специального образования. |
Содержание учебного материала |
2/- |
ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10 |
|
1. Возникновение специальных учебных заведений. Путь от нетерпимости инвалидов к их призрению. Осознание возможности обучения глухих и слепых детей. Первые специальные учебные заведения. Признание права аномальных детей на образование. |
1 |
||
|
2.Развитие системы специального образования. Изменение статуса инвалидов. Право инвалидов на гарантированную социальную помощь и образование. Введение закона о всеобщем начальном образовании. Оформление отечественной системы специального образования. |
1 |
||
|
Раздел II Аномалии развития: психолого- педагогический аспект |
|||
|
Тема 2.1 Основные категории нарушений в развитии. |
Содержание учебного материала |
6/1 |
ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10 |
|
1. Понятие нормы и отклонения. Понятие нормы для обозначения здоровья. Понятие «норма», «девиация», «патология». Виды норм. Показатели отклонения от нормы. Дефект как недостаток, вызывающий нарушение |
2 |
||
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
нормального развития. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии. |
|
|
|
2.Причины аномалий. Биологические врожденные (наследственные) и приобретенные аномалии развития. Вредные воздействия на плод в период беременности. Приобретенные аномалии и их возникновение как следствие неблагоприятных социальных факторов воздействия на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития. Депривация, виды деприваций. Единство биологических и социальных факторов, компенсаторное развитие. |
2 |
||
|
3.Типы нарушений. Недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Основание классификации нарушений развития: причина нарушений, виды нарушений, последствия нарушений. Аномальные дети. Категории аномальных детей. Взаимосвязь первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии. |
2 |
||
|
В том числе, практических занятий |
1 |
|
|
|
1. Факторы риска. |
1 |
|
|
|
Тема 2.2 Аномалии развития: психолого-педагогичес кий аспект |
Содержание учебного материала |
7/5 |
ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10 |
|
1.Психолого-педагогические особенности специального (коррекционного) образования детей с умственной отсталостью. Понятие «умственная отсталость». Основные формы умственной отсталости. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Классификация умственной отсталости. Причины умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Система обучения, воспитания и реабилитации детей с умственной отсталостью. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОУ для детей с с умственной отсталостью. |
1 |
||
|
2.Психолого-педагогические особенности специального образования детей с ЗПР. Понятие задержка психического развития. Причины возникновения ЗПР. Классификация детей с ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С. Лебединской. Характеристика детей с ЗПР. Отличие детей с ЗПР от детей с умственной отсталостью. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. Оказание помощи детям с |
1 |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
задержкой психического развития. Организационные формы помощи детям. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ЗПР. |
|
|
|
3.Психолого-педагогические особенности специального образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Понятие речевого нарушения. Причины тяжелых речевых нарушений. Классификация речевых нарушений: лингвистические нарушения, клинические нарушения, психолого-педагогическая классификация речевых расстройств. Психологические особенности детей с нарушениями речи. Характеристика детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Заикание как нарушение коммуникативной функции речи. Нарушения письма и чтения. Система логопедической помощи. Профилактика отклонений в речевом развитии. |
1 |
||
|
4.Психолого-педагогические особенности специального образования детей с нарушениями слуха. Психологические особенности детей с недостатками слуха. Факторы, вызывающие нарушение слуха. Врожденная и приобретенная глухота и тугоухость. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушенным слухом. |
1 |
||
|
5.Психолого-педагогические особенности специального образования детей с нарушениями зрения. Характеристика нарушений зрения у детей. Причины нарушений зрения. Категории детей с нарушениями зрительной функции: невидящие (слепые), слабовидящие, ослепшие. Система дошкольного воспитания детей с недостатками зрения. Основные принципы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. Содержание обучения и воспитания детей Содержание специальных коррекционных занятий. Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения. |
1 |
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
6.Психолого-педагогические особенности специального образования детей с нарушением опорно-двигательной системы. Понятие нарушение опорно-двигательного развития. Детский церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Двигательные нарушения при ДЦП. Психическое развитие при ДЦП. Классификация детского церебрального паралича. Коррекционная работа при ДЦП. Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими ДЦП. Основные направления коррекционной работы с детьми раннего возраста. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социально-бытовая ориентация при ДЦП. |
1 |
|
|
7. Психолого-педагогические особенности специального образования детей при аутизме и аутистических чертах личности. Синдром раннего детского аутизма. Характерные черты личности при РДА. Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления по типу искажения, страхи как следствие гиперсензитивности детей с РДА. Возможности развития, образования и социализации детей с РДА. Система коррекционно-педагогической помощи детям с РДА. Методы и приемы организации коррекционной помощи при РДА. |
1 |
||
|
|
В том числе, практических занятий |
5 |
|
|
1. Система помощи детям с умственной отсталостью |
1 |
||
|
2.Игры, направленных на развитие познавательных психических процессов у детей с ЗПР. |
11 |
||
|
3. Игра, как метод компенсации сенсорных нарушений у детей. |
1 |
||
|
4. Профилактика детского заикания |
1 |
||
|
5. Социально-бытовая ориентация при ДЦП
|
1 |
||
|
Самостоятельная работа студента: Анализ программ для детей с ОНР и ФФНР |
2 |
||
|
Раздел III Основы дидактики специальной педагогики. |
|||
|
Тема 3.1 Общие требования к организации |
Содержание учебного материала |
3/3 |
ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10 |
|
1. Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Специальное образование как условие присвоения ребенком общественно-исторического опыта. Возможные уровни образования лиц с особыми |
|
||
|
2 |
|||
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
коррекционно-педагог ического процесса |
образовательными потребностями. Профессиональная деятельность и личность педагога, работающего с аномальными детьми. |
|
|
|
2.Формы организации специального образования, средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Интегрированное обучение. Модели интеграции. |
1 |
||
|
В том числе, практических занятий |
3 |
|
|
|
1.Социальная реабилитация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности средствами образования. |
1 |
|
|
|
2.Содержание образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями |
2 |
|
|
|
Тема 3.2 Методические основы специального образования |
Содержание учебного материала |
6/3 |
ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10 |
|
1.Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Задачи и содержание специального образования. Возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей средствами специального образования. Принципы специального образования. Программы специального образования, стандарты специального образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. |
2 |
||
|
2.Технология и методы специального образования. Характеристика методов обучения, применяемых в специальном образовании. Своеобразие в отборе, композиции и применении данных методов. Характеристика методов воспитания. Использование разнообразных технологий: дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, логоритмика, информационные технологии, коррекционные технологии. |
2 |
||
|
3.Основы диагностики детей, имеющих нарушения в развитии. Специфика психолого-педагогического обследования детского развития. Принципы диагностики детей с аномалиями. Методы изучения проблемных детей. Цели и задачи работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) |
2 |
||
|
В том числе, практических занятий |
3 |
|
|
|
1.Реализация общепедагогических дидактических принципов в системе специального образования |
1 |
|
|
|
2.Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми. Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников. Арт-терапия в коррекции детских страхов. Использование песочной терапии в работе с детьми с нарушениями развития (по выбору). |
1 |
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
3. Особенности использования игровых технологий с детьми с нарушениями в развитии.Технических средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании. Язык как средство обучения детей с особыми образовательными потребностями |
1 |
|
|
Раздел IV Педагогические системы специального образования |
|||
|
Тема 4.1 Система коррекционной помощи детям с отклонением в развитии |
Содержание учебного материала |
2/- |
ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10 ПК 6.1 |
|
1.Система профилактики и раннего выявления отклонений в развитии. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии. Медико-социально-педагогический патронаж в раннем и дошкольном возрасте. Медикосоциальная профилактика и ранняя комплексная помощь. |
1 |
||
|
2. Современная система образования лиц с ограниченными возможностями. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Возможности семьи и дошкольных образовательных учреждений в оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционной, психолого-педагогической помощи. |
1 |
||
|
Тема 4.2 Перспективы развития специальной педагогики и специального образования |
Содержание учебного материала |
2/1 |
ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10 |
|
1.Появление новых приоритетов в системе специального образования. Причины появления новых приоритетов в системе специального образования. Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования. |
1 |
||
|
2. Инклюзивное образование. Понятие «интеграция в специальном образовании» «инклюзивное образование». Мировая практика инклюзивного образования. Российское законодательство в области инклюзивного образования. Цель и задачи инклюзивного образования. Деятельность ОУ в аспекте инклюзивного образования. |
1 |
||
|
В том числе, практических занятий |
1 |
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
1. Инклюзивное образование как современная модель образования |
1 |
|
|
Промежуточная аттестация |
5 |
|
|
|
Всего: |
47 |
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии» оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др., раздвижной демонстрационной системой; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором); специализированным программным обеспечением, мультимедийными пособиями.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы. Перечень учебных изданий, электронных изданий, электронных и Интернет-ресурсов, образовательных платформ, электронно-библиотечных систем, веб-систем для организации дистанционного обучения и управления им, используемые в образовательном процессе как основные и дополнительные источники.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07554-0. — Текст : электронный Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/515727 (дата обращения: 03.02.2023).
2. Баринова, Е. Б. Теория и практика инклюзивного обучения образовательных организациях : учебное пособие для Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 97 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-13878-8. — Текст : электронный Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/519666 (дата обращения: 03.02.2023).
3. Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023
— 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519805 (дата обращения: 03.02.2023).
4. Богданова, Т. Г. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями : учебник для вузов / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14619-6. — Текст : электронный //Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520208 (дата обращения: 03.02.2023).
5. Вишнякова, Ю. А. Социальный маркетинг. Инклюзивные формы :учебное пособие для вузов / Ю. А. Вишнякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 140 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12509-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518902 (дата обращения: 03.02.2023).
6. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15151-0. — Текст : электронный Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/519938 (дата обращения: 03.02.2023)
7. Психология на русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology.ru/
8. Портал психологических изданий- PsyJournals.ru [Электронный ресурс].
9. Московский городской психолого-педагогический университет. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/
10. Экзистенциальная и гуманистическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru
11. https://biblio-online.ru/viewer/FEC35479-5F25-47EE-877D-B36968E7C9C6/osnovy-spe cialnoy-pedagogiki-i-specialnoy-psihologii#page/5
3.2.2. Дополнительные источники
1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
2. Волковская, Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 190 с.
3. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с.
4. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с.
5. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с.
6. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 521 с.
7. Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с.
8. Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман ; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 224 с.
9. Прищепова, И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи : монография / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 201 с
10. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 191 с.
11. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 428 с.
12. Фесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 203 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
|
Перечень
умений, осваиваемых |
|
|
|
-ориентироваться в современных проблемах образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования; -использовать терминологию специальной педагогики и специальной психологии; анализировать факторы и условия развития детей с ограниченными возможностями здоровья; -определять педагогические возможности различных методов, приемов, средств и форм организации деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных потребностей; -анализировать опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении; -находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. |
-анализирует научные статьи и составляет тезисы по проблеме современных подходов к построению системы коррекционной помощи детям с ОВЗ; -работает с дефектологическим словарем, ориентируется в терминологии при анализе научных статей, использует терминологию при анализе коррекционно-развивающих занятий; -определяет причинно-следственные связи в психическом развитии детей с ОВЗ при решении проблемно-ситуационных задач; -производит отбор дидактических средств в соответствии с целью коррекционно-развивающего обучения и с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; -анализируют конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ разных нозологических групп; -проводит отбор статей журналов по использованию педагогами методов, средств, технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с особыми образовательными потребностями. |
Текущий контроль: - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для самостоятельной работы, -экспертная оценка аналитических умений на педагогической практике. - экспертная оценка оптимальности выбора методов обучения. - экспертная оценка практической деятельности по выбору и анализу методических материалов. - самооценка, педагогическая рефлексия сформированности ПК. - экспертная оценка на практическом занятии Промежуточная аттестация: оценка выполнения практических заданий (работ).
|
|
Перечень
знаний, осваиваемых |
|
|
|
Знания: - основные этапы истории специальной педагогики, специальной психологии и специального (коррекционного) образования; - понятийный аппарат специально й педагогики и специальной психологии; - этиологию нарушений психофизического развития; - классификации нарушений в развитии; - Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии; - цели, задачи и структуру современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, перспективы ее развития; - психолого-педагогические характеристику лиц с умственной отсталостью, нарушениями, зрения, слуха, опорно-двигательной системы, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, недостатками эмоционально-личностных отношений; - цели, задачи, содержание, принципы, методы, средства и формы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; - психолого -педагогические особенности специального (коррекционного) образования детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, недостатками эмоционально-личностных отношений; |
-анализирует научные статьи и составляет тезисы по проблеме современных подходов к построению системы коррекционной помощи детям с ОВЗ; -составляет словарь терминов; -использует их при анализе научных статей и коррекционно-развивающих занятий; анализирует нормативно-правовые документы, адаптированные образовательные программы; -определяет причинно-следственные связи в психическом развитии детей с ОВЗ при решении проблемно-ситуационных задач; -адаптирует содержание конспектов занятий под особые образовательные потребности детей с ОВЗ; -определяет возможности специального оборудования и дидактических средств обучения детей с ОВЗ; -адаптирует содержание конспектов занятий под особые образовательные потребности детей с ОВЗ
|
-анализ и оценка решения тестовых заданий; -анализ и оценка решения устного опроса; -анализ и оценка решения письменного опроса. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.