Рабочая программа ПД.02 Информатика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

  • pdf
  • 24.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ПД.02 Информатика по специальности 09.02.07 Информ. системы и програм.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В Г. МИРНОМ»

 

 

 

                                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО приказом директора

ГАПОУ РСЯ(Я) «МРТК»

от «___»____________2023 г. 

№_________________

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

ПД.02 Информатика

(код дисциплины, наименование дисциплины)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Мирный  – 2023 г.                                                 

Лист согласования Программа общеобразовательной дисциплины ПД.02. Информатика 

                                                                                (код, наименование дисциплины)

 

составлена Касаткиной Т.Е. преподаватель общепрофессиональных дисциплин

                                    (фамилия, имя отчество, должность, ученая степень, ученое звание) 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Программа общеобразовательной дисциплины рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании кафедры/МО ИЭЭ ГАПОУ РС (Я) «МРТК»  

«___»________________20___г. протокол №___ 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

программа учебной дисциплины согласована на заседании Учебно-методического совета ГАПОУ РС (Я) «МРТК»  

 «___»________________20___г. протокол №___ 

             

СОДЕРЖАНИЕ

 

4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ  

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ                                                        14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                  23

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ         25

 

             

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПД.02. Информатика

                                             

1.1.      Область применения программы

Программа общеобразовательной дисциплины является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии / специальности  09.02.07 Информационные системы и программирование

 

1.2.      Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1.  Цели дисциплины:

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС С00

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК         01.          Выбирать способы решения задач профессиональной

деятельности

применительно                   к

различным контекстам

В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; 

-                      готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно

выполнять такую деятельность;  

-                      интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,

рассматривать ее всесторонне;  

-                      устанавливать существенный признак или основания для

-                      понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети

Интернет;

-                      уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых

 

 

сравнения,         классификации          и

обобщения; 

-                      определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

-                      выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых

явлениях; 

-                      вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий

деятельности;  

-                      развивать креативное мышление при решении жизненных проблем  

б) базовые          исследовательские действия:

-                      владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;  

-                      выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;  

-                      анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 

-                      уметь     переносить                 знания   в познавательную                 и             практическую области жизнедеятельности;

-                      уметь интегрировать знания из разных предметных областей;  - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;  - способность их использования в познавательной и социальной практике  

образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах

- уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку

элементов массива;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и

интерпретации

информации       и информационные

технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В             области                ценности                 научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;  - совершенствование языковой и читательской культуры как средства

- владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс»,

«система», «компоненты системы»

«системный эффект»,

«информационная система», «система управления»; владеть методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать

 

 

взаимодействия между людьми и

познания мира; 

-                      осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-                      владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм

представления;

-                      создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму

представления и визуализации;

-                      оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; 

-                      использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;  - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности

личности

информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;

-                      иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;

-                      понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;

-                      владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного

ациклического графа;

-                      уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#);

 

 

 

анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);

-                      уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); - уметь использовать компьютерноматематические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;

-                      уметь классифицировать основные задачи анализа данных

(прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов;  - иметь представления о базовых

 

 

 

принципах организации и функционирования компьютерных

сетей;

-                      уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи; - уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных;

-                      уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; - понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных

 

 

 

целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции; уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать предложения по улучшению программного кода;  - уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы; использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки; умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы; -              уметь     создавать             веб-страницы; умение             использовать                 электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда,                 решение               задач прогнозирования); владеть основными сведениями         о              базах                 данных,                их структуре,                 средствах             создания                 и

 

 

 

работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы

данных и справочные системы

ПК.11.1.                 Осуществлять сбор, обработку и анализ информации       для проектирования                 баз данных.

В             области                ценности                 научного познания:

-                      сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;  - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и

познания мира; 

-                      осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-                      владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм

представления;

-                      создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму

представления и визуализации;

-                      оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; 

-                      использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;  - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности

-                      уметь проводить надстройки Excel Power Pivot, табличное представление данных, экспорт данных, модели данных, большие данные;

-умение использовать Аналитический сервис Yandex DataLens.

-                      уметь создавать чартов и дашбордов

 

 

личности

 

ПК.11.2 Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.

В             области                ценности                 научного познания:

-                      сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;  - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и

познания мира; 

-                      осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-                      владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм

представления;

-                      создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму

представления и визуализации;

-                      оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; 

-                      использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 

-                      владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности

личности

- иметь представление об основных алгоритмический конструкциях на

Python; - уметь применять платформу Kaggle.

Библиотеку Pandas. Объекты Series и DataFrame.  – уметь получать общую информацию о данных.

 

ПК.11.3 Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.

В             области                ценности                 научного познания:

-                      сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;  - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и

познания мира; 

-                      осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-                      владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм

представления;

-                      создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму

представления и визуализации;

-                      оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; 

-                      использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;  - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности

личности

-      уметь применять платформу Kaggle.

Библиотеку Pandas. Объекты Series и DataFrame.  – уметь получать общую информацию о данных;

-      проводить реализацию основных

этапов процесса анализа данных примере набора данных

профессиональной сферы

 на из

ПК. 11.4  Реализовывать базу данных в

В             области                ценности                 научного познания:

- знать характеристику основных этапов процесса анализа данных. 

конкретной управления данных..

системе базами

-                  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;  - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и

познания мира; 

-                  осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-                  владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм

представления;

-                  создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму

представления и визуализации;

-                  оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; 

-                  использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 

-                  владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности

личности

-                  уметь подготавливать данные;

-                  проводить исследование и визуализация данных. 

-                  уметь строить  предсказательную модель. 

 – уметь интерпретировать результаты анализа. 

- проводить реализацию основных этапов процесса анализа данных на примере набора данных из

профессиональной сферы

 

             

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

В том числе

 

Объём образовательной программы учебной дисциплины

144 ч.

в том числе:

 

Основное содержание 

50 час

В том числе:

 

Теоретическое обучение

12 часов

Практическое обучение 

35 часа

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

 

в том числе:

 

Теоретическое обучение

13 часов

Практическое обучение 

59 часов

Самостоятельная работа 

12 часов

Консультация 

1 час

Индивидуальный проект (да/нет)

нет

Промежуточная аттестация в форме (экзамен)

12

 

 


2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины ПД.02 Информатика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

Основное содержание

Раздел 1.

Информация и информационная деятельность человека

13

 

Тема 1.1.

Информация и информационные процессы

Основное содержание

1

ОК 02

Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы

Теоретическое обучение

1

Тема 1.2. Подходы к измерению информации

Основное содержание

1

ОК 02

Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный).

Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.  Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

Практические занятия

1

Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации.  Устройство компьютера

Основное содержание

1

ОК 02

 

Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль.

Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода.

Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение

Теоретическое обучение

1

Тема 1.4.

Кодирование информации. Системы счисления  

Основное содержание

1

ОК 02

Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных.Представление графических данных. Представление звуковых данных.Представление видеоданных.Кодирование данных произвольного вида

Практические занятия

1

Тема 1.5. Элементы

Основное содержание

1

ОК 02

 

комбинаторики, теории множеств и математической логики

Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом

 

 

Практические занятия

1

Тема 1.6.

Компьютерные сети: локальные сети, сеть

Интернет

Основное содержание

1

ОК 01

ОК 02

Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет

Теоретическое обучение

1

Тема 1.7. Службы Интернета

Основное содержание

2

ОК 02

Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете

Практические занятия

2

Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента

Основное содержание

2

ОК 01

ОК 02

Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных.

Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных

Практические занятия

2

Тема 1.9.

Информационная безопасность

Основное содержание

2

ОК 01

ОК 02

Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи

Теоретическое обучение

2

Контрольная работа Темы 1.1 – 1.9

1

Раздел 2.

Использование программных систем и сервисов

14

 

Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах

Основное содержание

2

ОК 02

Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования)

 

 

Практические занятия

2

 

Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов

Основное содержание

2

ОК 02

Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.

Практические занятия

2

Тема 2.3.

Компьютерная графика и мультимедиа

Основное содержание

2

ОК 02

Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi)

Практические занятия

2

Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов  

Основное содержание

2

ОК 02

Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео)

Практические занятия

2

Тема 2.5.

Представление профессиональной информации в виде презентаций  

Основное содержание

1

ОК 02

Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации

Практические занятия

1

Тема 2.6.

Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде  

Основное содержание

2

ОК 02

Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации

Практические занятия

2

Тема 2.7.

Гипертекстовое представление информации  

Основное содержание

2

ОК 02

Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы

Практические занятия

2

Контрольная работа Темы 2.1 – 2.7

1

Раздел 3.

Информационное моделирование 

21

 

Тема 3.1.  Модели и моделирование. Этапы

Основное содержание

1

ОК 02

Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования

Теоретическое обучение

 

моделирования  

 

 

 

Тема 3.2. 

Списки, графы, деревья 

Основное содержание

1

ОК 02

Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений

Теоретическое обучение

Тема 3.3.

Математические модели в профессиональной области 

Основное содержание

2

ОК 02

Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры,

Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия)

Практические занятия

2

Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры

Основное содержание

2

ОК 01

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц

Практические занятия

2

Тема 3.5. 

Анализ алгоритмов в профессиональной

области  

Основное содержание

3

ОК 02

Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов

Теоретическое обучение

1

Практические занятия

2

Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области

Основное содержание

4

ОК 02

Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах

Основное содержание

2

ОК 02

Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование

Практические занятия

2

Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах  

Основное содержание

2

ОК 02

Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование.

Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах  

 

 

Практические занятия

2

 

Тема 3.9.

Визуализация данных в электронных таблицах  

Основное содержание

2

ОК 02

Визуализация данных в электронных таблицах

Практические занятия

2

Тема 3.10.

Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)

Основное содержание

1

ОК 02

Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)

Практические занятия

1

Контрольная работа Темы 3.1 – 1.10

1

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)[1]

Прикладной модуль 1

Основы аналитики и визуализации данных

34

 

Тема 1.1. Модели данных

Содержание

8

ОК 02

ПК.2.2, ПК.2.3, ПК.3.2

Надстройка Excel Power Pivot, табличное представление данных, экспорт данных, модели данных, большие данные

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

6

 

Тема 1.2. Визуализация данных

Содержание

5

ОК 02 ПК.2.2, ПК.2.3, ПК.3.2

Аналитический сервис Yandex DataLens: Общий обзор, возможности. Регистрация, интерфейс. Маркетплейс, подключение. Создание чартов и дашбордов

Теоретическое обучение

1

Практические занятия

4

Тема 1.3. Потоки данных

Содержание

6

ОК 02 ПК.2.2, ПК.2.3, ПК.3.2

Аналитический сервис Yandex DataLens: Потоки данных. Подключение к счетчику Yandex метрики

Теоретическое обучение

2

 

 

Практические занятия 

4

 

Тема 1.4 Принятие решений на основе

данных

Содержание

5

ОК 02 ПК.2.2, ПК.2.3, ПК.3.2

Аналитический сервис Yandex DataLens: Принятие решений на основе данных. Геоданные. Тепловые карты

Теоретическое обучение

1

Практические занятия

4

Тема 1.5 Проектная работа. Кейс анализа данных

Содержание

10

ОК 02 ПК.2.2, ПК.2.3, ПК.3.2

Аналитический сервис Yandex DataLens: Работа с датасетами. Кейс анализа данных

Практические занятия

10

Самостоятельная работа

6

Контрольная работа Темы 1.1 – 1.5

1

 

Прикладной модуль 2

Аналитика и визуализация данных на Python

36

 

Тема 2.1 Введение в

язык

программирования

Python

Содержание

3

ОК 02 ПК.1.2. ПК.1.3.

Интерактивная среда программирование на Python. Ввод и вывод данных. Функции print(), input(). Типы данных. Математические операции с целыми и вещественными числами

 

Теоретическое обучение

1

Практические занятия

2

Тема 2.2 Основные алгоритмические конструкции на

Python

Содержание

6

ОК 02 ПК.1.2. ПК.1.3.

Понятие логических выражений и операций. Дизъюнкция, конъюнкция, отрицание. Таблица истинности. Проверка условия в Python. Синтаксис инструкций if, if-else, if-elifelse. Реализация циклических алгоритмов в Python. Функция range(). Синтаксис цикла for, цикла while

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Тема 2.3 Работа со списками и словарями

Содержание

6

ОК 02 ПК.1.2. ПК.1.3.

Понятие списка в Python. Создание и считывание списков. Функции и методы списков.

Понятие словаря. Отличия словарей от списков. Создание словаря. Методы словарей.

Применение списков и словарей в реальных задачах.

 

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Тема 2.4 Аналитика данных на Python

Содержание

12

ОК 02 ПК.1.2. ПК.1.3.

 Понятие данных, больших данных. Наборы данных. Платформа Kaggle. Библиотека

Pandas. Объекты Series и DataFrame. Получение общей информации о данных. Индексация

 

по условиям и изменение данных в таблицах.

 

 

Практические занятия

6

Самостоятельная работа

6

Тема 2.5.

Анализ данных на практических примерах

Содержание

6

ОК 02 ПК.1.2. ПК.1.3

Понятие статистики, описательной статистики. Описательный анализ данных. Основные описательные статистические величины (частота, среднее арифметическое, медиана, мода, размах, стандартное отклонение). Функции описательной статистики в Python Pandas. Практика вычисления описательных статистических величин в Python Pandas

 

Практические занятия

6

Тема 2.6.

Основы визуализации данных

Содержание

6

ОК 02 ПК.1.2. ПК.1.3

Необходимость визуализации данных для анализа. Понятие научной графики. Библиотека

Matplotlib. Понятие рисунка в Matplotlib. Основные виды графиков (гистограммы, диаграммы рассеяния, диаграмма размаха, линейный график, круговая диаграмма, тепловые карты). Основные графические команды в Matplotlib

 

Практические занятия

6

Тема 2.7.

Проектная работа «Анализ больших данных в профессиональной сфере»

Содержание

3

ОК 02 ПК.1.2. ПК.1.3

Характеристика основных этапов процесса анализа данных. Подготовка данных.

Исследование и визуализация данных. Построение предсказательной модели. 

Интерпретация результатов анализа. Реализация основных этапов процесса анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы

 

Практические занятия

2

Контрольная работа Темы 2.1 – 2.7

1

 

Консультация

1

 

Промежуточная аттестация (экзамен)

2

 

Всего

144ч.

 

 

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца.

             


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.     Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Помещение        кабинета        должно        соответствовать        требованиям        Санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,             необходимыми          для      выполнения   требований    к          уровню           подготовки обучающихся.

Оборудование учебного кабинета: 

-   посадочные места по количеству обучающихся;

-   рабочее место преподавателя;

-   маркерная доска;

-   учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения:

-   компьютеры по количеству обучающихся;

-   локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;

-   лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;

-   лицензионное антивирусное программное обеспечение; лицензионное специализированное программное обеспечение;

-   мультимедиапроектор.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:

1.    Информатика. Базовый курс / под ред Симоновича С.В.. – 3-е изд.. – М.: Питер, 2016

2.    Гуриков, С. Р. Информатика : учебник / С.Р. Гуриков. — Москва : ФОРУМ :

ИНФРА-М, 2018. — 463 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-00091699-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1010143 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: по подписке.

3.    Безручко, В. Т. Информатика. Курс лекций : учебное пособие / В. Т. Безручко. —

Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-8199-0763-4. 

4.    Безручко, В. Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика» : учеб. пособие /

В.Т. Безручко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 368 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com].

— (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-8199-0714-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1009442 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: по подписке.

Дополнительные источники: 

1.        Михеева, Е.В. Практикум по информатике : учеб. пособие для СПО / Е.В. Михеева. - 9-е изд., стер. - М : Академия, 2017. - 192 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).

2.        Макарова Н.В. Практикум по информатике / учеб. пособие для вузов. - Спб.: Питер,

2012.: Питер, 2016

3.        Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учеб. пособие для СПО / Е.В. Михеева. - 10-изд., стер. - М : Академия, 2011. - 256 с.

4.        Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017

5.        Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017

6.        Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017

7.        Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017

8.        Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебнометодический комплекс .– М., 2017

             

23

 

4.         КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.. Общая/профессиональ

 

 

 

 

24

 



[1] Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей