Рабочая программа
педагога – психолога по сопровождению обучающихся 8 класс с задержкой психического развития
Выполнил:
Педагог - психолог
Пугачева Р.В.
Самара, 2019-2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка........................................................................................................................................................... 3
1.1. Общие положения..................................................................................................................................................................... 3
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
3
1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса.............................................. 4
1.4 Цели, задачи программы курса........................................................................................................................................... 5
1.5 Ожидаемые результаты реализации программы.......................................................................................................... 6
1.6 Условия реализации программы....................................................................................................................................... 7
1.7. Содержание программы:....................................................................................................................................................... 7
Содержание программы в 8 классе:................................................................................................................................. 12
1.8. Тематическое планирование............................................................................................................................................ 14
Тематический план программы занятий в 8 классе............................................................................................... 17
2. Механизм реализации программы................................................................................................................................... 18
2
Рабочая программа психолого-коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ
1. Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного психолога.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная
замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
3
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность
объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребѐнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым
в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные
4
трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
1.4 Цели, задачи программы курса
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
- диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
- реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся
с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с педагогическим составом Учреждения, работающим с детьми с ЗПР.
Основными принципами содержания программы являются:
- Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
5
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей
с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
- Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).
1.5 Ожидаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
• Положительное отношение к школе.
• Принятие социальной роли ученика.
• Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Способность к оценке своей учебной деятельности.
• Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
• Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
• Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
• Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
• Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
• Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
• Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, воспитателей, других сотрудников Учреждения, родителей, других обучающихся.
• Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
• Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
• Использовать элементы причинно-следственного анализа;
• Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
• Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
• Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
• Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
6
• Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
• Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
|
Содержание программы в 8 классе: |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||
N п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Кол-во |
|
|||
|
|
|
|
|
|
часов |
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
Вводное занятие. |
Правила техники безопасности на занятиях, |
1 |
|
|||
|
|
|
|
выработка и принятие правил индивидуальной и |
|
|
|
|
|
|
|
групповой работы, создание атмосферы |
|
|
|
|
|
|
|
эмоционального комфорта. Принятие ритуалов |
|
|
|
|
|
|
|
приветствия и прощания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
Стартовая диагностика |
Определение уровня интеллектуального и |
1 |
|
|||
|
|
интеллектуальной и |
личностного развития обучающихся |
|
|
||
|
|
эмоционально-волевой сфер. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 |
Раздел 1. Развитие личностно- |
Формирование учебной мотивации, снятие |
15 |
|
||
|
|
мотивационной сферы. |
тревожности и других невротических |
|
|
||
|
|
|
|
комплексов. Развитие навыков совместной |
|
|
|
|
|
|
|
деятельности и чувства ответственности за |
|
|
|
|
|
|
|
принятое решение. Формирование навыков |
|
|
|
|
|
|
|
построения внутреннего плана действий, |
|
|
|
|
|
|
|
овладение приемами самоконтроля и |
|
|
|
|
|
|
|
саморегуляции. Развитие рефлексивной |
|
|
|
|
|
|
|
деятельности. Формирование адекватной |
|
|
|
|
|
|
|
самооценки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
Раздел 2. Развитие |
Развитие различных видов памяти: слуховой, |
13 |
|
|||
|
|
познавательной сферы. |
зрительной, вербальной. Развитие |
|
|
||
|
|
|
|
произвольности, устойчивости, распределения, |
|
|
|
|
|
|
|
переключения и концентрации внимания. |
|
|
|
|
|
|
|
Развитие сложных форм мышления: логического |
|
|
|
|
|
|
|
мышления, абстрагирование, установление |
|
|
|
|
|
|
|
закономерностей. Развитие словесно- |
|
|
|
|
|
|
|
логического мышления, построения |
|
|
|
|
|
|
|
умозаключений по аналогии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
Раздел 3. Развитие |
Представления человека о себе, своих личных |
3 |
|
|||
|
|
профессионального |
качествах, «Я — образ». Что такое искать своѐ |
|
|
||
|
|
самоопределения. |
«я»? В чем состоит индивидуальность и |
|
|
||
|
|
|
|
неповторимость личности? Самораскрытие, |
|
|
|
|
|
|
|
самопознание. Труд в жизни человека и |
|
|
|
|
|
|
|
общества. Разнообразие профессий. Развитие |
|
|
|
|
|
|
|
личности и профессиональное самоопределение. |
|
|
|
|
|
|
|
Составление словаря профессий. Личностные |
|
|
|
|
|
|
|
особенности и выбор профессии. Особенности |
|
|
|
|
|
|
|
характера и темперамента. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Итоговая диагностика |
Определение уровня интеллектуального и |
1 |
|
интеллектуальной и |
личностного развития обучающихся |
|
|
эмоционально-волевой сфер. |
|
|
|
|
|
|
7 |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист |
1 |
|
|
достижений). |
|
|
|
|
|
Всего часов |
|
35 |
|
|
|
|
|
Тематический план программы занятий в 8 классе. |
|
||
|
|
|
|
|
N п/п |
Тема занятия |
Кол-во |
|
|
|
часов |
|
1 |
Вводное занятие. |
1 |
|
2 |
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально- |
1 |
|
|
волевой сфер. |
|
|
3 |
Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие |
3 |
|
|
тревожности. |
|
|
4 |
Развитие чувства ответственности за принятое решение. |
3 |
|
5 |
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, |
3 |
|
|
овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. |
|
|
6 |
Развитие рефлексивной деятельности. |
3 |
|
7 |
Формирование адекватной самооценки. |
2 |
|
8 |
Развитие социального интеллекта. |
2 |
|
9 |
Развитие произвольного внимания. |
2 |
|
10 |
Развитие устойчивости и концентрации внимания. |
1 |
|
11 |
Развитие распределения, переключения внимания. |
1 |
|
12 |
Развитие слуховой, зрительной памяти. |
1 |
|
13 |
Развитие вербальной памяти. |
1 |
|
14 |
Развитие логического мышления. |
2 |
|
15 |
Установление закономерностей. |
1 |
|
16 |
Развитие словеснологического мышления. |
1 |
|
17 |
Индивидуальность и неповторимость личности. |
1 |
|
18 |
Знакомство с миром профессий, их видами и типами. |
1 |
|
19 |
Составление карты выбора профессии. |
1 |
|
20 |
Знакомство с формулой профессии. |
1 |
|
21 |
Соотнесение интересов, склонностей и способностей с |
1 |
|
|
требованиями профессий. |
|
|
22 |
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая |
2 |
|
|
диагностика уровня интеллектуального и личностного развития |
|
|
|
обучающихся. |
|
|
Всего часов |
35 |
|
|
|
|
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Учреждения, обеспечивающее системное сопровождение подростков с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребѐнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребѐнка;
- комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребѐнка. Наиболее действенная форма организованного взаимодействия специалистов – это ПМПК Учреждения.
В качестве ещѐ одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнѐрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие Учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
1 |
Методические пособия |
1. |
Альманах психологических тестов. — М.: КСП, |
|
|
1996. |
|
|
|
2. |
Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции |
|
|
познавательной деятельности у детей с ЗПР в |
|
|
|
различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. |
|
|
|
— № 6. |
|
|
|
3. |
Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт |
|
|
использования занятий развивающего цикла в учебном |
|
|
|
процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. |
|
|
|
— № 1. |
|
|
|
4. |
Диагностика и коррекция задержки |
|
|
психического развития у детей: Пособие для учителей и |
|
|
|
специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / |
|
|
|
Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. |
|
|
|
5. |
Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления |
|
|
школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. |
|
|
|
6. |
7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных |
|
|
способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. |
|
|
|
7. |
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции |
|
|
действий у детей. - М., 2000. |
|
|
|
8. |
Развивающие игры для детей. — М.: |
|
|
Физкультура и спорт, 2001. |
|
|
|
9. |
Рогов Е.И. Настольная книга практического |
|
|
психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. |
|
|
|
10. |
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие |
|
|
логического мышления детей. — Ярославль: ТОО |
|
|
|
«Гринго», 1995. |
|
|
|
11. |
Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой |
|
|
психического развития. — М.: Педагогика, 1990. |
|
|
|
|
|
Тематический план занятий коррекции ЗПР 8 класс
№ |
Тема раздела, урока |
Планируемые результаты |
Кол– |
Дата урока |
|
|
п/п |
|
|
во |
|
|
|
|
|
План |
Факт |
|
||
|
|
|
часов |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Входная |
Диагностика особенностей |
1 |
04.09 |
|
|
|
диагностика |
когнитивной и |
|
|
|
|
2
3
|
|
|
|
|
|
эмоционально – волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка индивидуальных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
особенностей обучающейся |
|
|
|
Развитие аналитико-синтетической |
- развитие функций анализа и |
|
|
|
|||||
сферы |
|
|
|
синтеза, сравнения и |
|
|
|
||
|
¾ Упражнения на поиск |
обобщения, абстрагирования. |
10 |
11.09 |
|
||||
|
|
|
|||||||
|
|
закономерности, обобщение, |
|
|
18.09 |
|
|||
|
|
проведение классификации |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
предметов, чисел, понятий |
|
|
25.09 |
|
|||
|
|
по заданному основанию |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
классификации; |
|
|
|
|
02.10 |
|
|
|
¾ решение логических задач, |
|
|
09.10 |
|
||||
|
|
требующих построения |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
цепочки логических |
|
|
16.10 |
|
|||
|
|
рассуждений (аналитические |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
задачи 3-го типа с |
|
|
23.10 |
|
|||
|
|
построением «логического |
|
|
06.11 |
|
|||
|
|
квадрата»); |
|
|
|
|
|
||
|
¾ переформулировка |
|
|
13.11 |
|
||||
|
|
отношений из прямых в |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
обратные, задания с |
|
|
20.11 |
|
|||
|
|
лишними и недостающими |
|
|
|
|
|||
|
|
данными, нетрадиционно |
|
|
|
|
|||
|
|
поставленными вопросами; |
|
|
|
|
|||
|
¾ логическое обоснование |
|
|
|
|
||||
|
|
предполагаемого результата, |
|
|
|
|
|||
|
|
нахождение логических |
|
|
|
|
|||
|
|
ошибок в приводимых |
|
|
|
|
|||
|
|
рассуждениях («Подбери |
|
|
|
|
|||
|
|
пару», «Угадай слово», |
|
|
|
|
|||
|
|
«Дорисуй девятое», |
|
|
|
|
|||
|
|
«Продолжи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
закономерность») |
|
|
|
|
|||
Развитие внимания |
|
|
1.Развитие саморегуляции и |
|
|
|
|||
|
|
|
|
умения работать в |
|
|
|
||
|
¾ «Графический |
диктант» |
4 |
27.11 |
|
||||
|
|
(двухцветные |
варианты с |
умозрительном плане. |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
аудиальной инструкцией) |
2. самостоятельное |
|
04.12 |
|
|||
|
¾ игра «Муха» — 2-й уровень |
|
|
|
|||||
|
планирование этапов |
|
11.12 |
|
|||||
|
|
(с визуальным контролем), |
|
|
|||||
|
|
деятельности. |
|
18.12 |
|
||||
|
¾ поиски ходов в лабиринтах с |
|
|
|
|||||
|
|
опорой на план |
|
|
|
|
|
|
¾ составление узоров («мозаика», «точки»)
¾ выполнение заданий
«Запутанные дорожки»
¾ игра «Внимательный художник»
4 |
|
Развитие пространственного |
|
Развитие общей способности |
4 |
25.12 |
|
|
||||
|
|
восприятия и воображения |
искать и находить новые |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
решения, необычные способы |
|
|
|
|
|
|
Упражнения, требующие |
достижения требуемого |
|
|
|
|
|||||
|
|
результата, новые подходы к |
|
|
|
|
||||||
|
|
нетрадиционного подхода, задачи |
|
|
|
|
||||||
|
|
рассмотрению предлагаемой |
|
|
|
|
||||||
|
|
поискового характера. |
|
|
|
|
||||||
|
|
ситуации. |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
¾ Игры на перевоплощение: |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
«Мозаика» (из 9 элементов) с |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
зарисовыванием в тетрадь |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ «Зашифрованный рисунок» |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
¾ получение заданной |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
геометрической фигуры из |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
других фигур |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ складывание узоров по |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
образцу и памяти |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
Развитие памяти |
Развитие визуальной и |
8 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
аудиальной памяти |
|
|
|
|
|
|
¾ Упражнения на запоминание |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
различных предметов (7- |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
9предметов с учетом |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
расположения), |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ игра «Внимательный |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
художник», |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ игра «Найди отличия». |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
¾ Игра «Снежный ком» для |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
запоминания информации, |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
представленной аудиально. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
6 |
|
Развитие личностно-мотивационной |
Развитие познавательных |
5 |
|
|
|
|||||
|
|
сферы |
|
интересов, уверенности в своих |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
силах и навыков совместной |
|
|
|
|
|
|
¾ задание «подбери пару» |
деятельности, закрепление |
|
|
|
|
|||||
|
|
социального статуса ученика. |
|
|
|
|
||||||
|
|
¾ Лабиринты |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
¾ логические задачи |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
|
Итоговая |
Диагностика когнитивной, |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
диагностика |
эмоционально – |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка динамики развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
когнитивной, эмоционально – |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.