Рабочая программа педагога – психолога по сопровождению обучающихся 8 - го класса с задержкой психического развития

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа педагога – психолога по сопровождению обучающихся 8 - го класса с задержкой психического развития Рабочая программа педагога – психолога по сопровождению обучающихся 8 - го класса с задержкой психического развития
Иконка файла материала 8 класс.DOCX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 педагога – психолога по сопровождению обучающихся 8 класс с задержкой психического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                 Выполнил:

Педагог - психолог

Пугачева Р.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара, 2019-2020

 


СОДЕРЖАНИЕ

1.      Пояснительная записка........................................................................................................................................................... 3

 

1.1. Общие положения..................................................................................................................................................................... 3

 

1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития

3

 

1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса.............................................. 4

 

1.4 Цели, задачи программы курса........................................................................................................................................... 5

 

1.5 Ожидаемые результаты реализации программы.......................................................................................................... 6

 

1.6 Условия реализации программы....................................................................................................................................... 7

 

1.7. Содержание программы:....................................................................................................................................................... 7

 

Содержание программы в 8 классе:................................................................................................................................. 12

 

 

1.8. Тематическое планирование............................................................................................................................................ 14

 

 

Тематический план программы занятий в 8 классе............................................................................................... 17

 

2. Механизм реализации программы................................................................................................................................... 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2


Рабочая программа психолого-коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ

 

1.      Пояснительная записка

 

1.1. Общие положения

 

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного психолога.

 

1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная

 

замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

 

Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.

 

1.  Физические и моторные особенности.

 

Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.

 

2.  Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.

 

3.  Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.

 

4.  Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).

 

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.

 

Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

 

 

3


5.   Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.

 

6.   Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.

 

7.  Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность

объема.

 

8.   Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.

 

9.  Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.

 

10.   Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.

 

11.   Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.

 

Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.

 

12.  Особенности обучения в школе.

 

Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.

 

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

 

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребѐнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

 

1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса

 

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым

 

в      средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные

 

4


трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.

 

1.4 Цели, задачи программы курса

 

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

 

Задачи программы:

 

-        диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

 

-        формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;

 

-        развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

 

-        реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся

с  ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

 

-        осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с педагогическим составом Учреждения, работающим с детьми с ЗПР.

Основными принципами содержания программы являются:

 

- Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.

 

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 

- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

 

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с

 

5


ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей

 

с     ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 

- Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.

 

- Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).

 

1.5 Ожидаемые результаты реализации программы

 

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

 

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

       Положительное отношение к школе.

       Принятие социальной роли ученика.

 

        Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

       Способность к оценке своей учебной деятельности.

       Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

       Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 

        Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

 

       Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

 

        Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

 

Регулятивные УУД:

 

        Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 

       Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

       Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

 

        Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 

        Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, воспитателей, других сотрудников Учреждения, родителей, других обучающихся.

 

       Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.

 

Познавательные УУД:

 

        Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

       Использовать элементы причинно-следственного анализа;

       Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 

        Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

 

        Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 

       Перевод  информации  из  одной  знаковой  системы  в  другую  (из  текста  в  таблицу,  из

 

аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

 

Коммуникативные УУД:

 

        Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 

6


        Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

       Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

        Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

  Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Предметные результаты определяются совместно с учителем:

 

-   овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;

 

-  индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.

 

Содержание программы в 8 классе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во

 

 

 

 

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности на занятиях,

1

 

 

 

 

 

выработка и принятие правил индивидуальной и

 

 

 

 

 

 

групповой работы, создание атмосферы

 

 

 

 

 

 

эмоционального комфорта. Принятие ритуалов

 

 

 

 

 

 

приветствия и прощания.

 

 

 

 

 

 

 

2

Стартовая диагностика

Определение уровня интеллектуального и

1

 

 

 

интеллектуальной и

личностного развития обучающихся

 

 

 

 

эмоционально-волевой сфер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Раздел 1. Развитие личностно-

Формирование учебной мотивации, снятие

15

 

 

 

мотивационной сферы.

тревожности и других невротических

 

 

 

 

 

 

комплексов. Развитие навыков совместной

 

 

 

 

 

 

деятельности и чувства ответственности за

 

 

 

 

 

 

принятое решение. Формирование навыков

 

 

 

 

 

 

построения внутреннего плана действий,

 

 

 

 

 

 

овладение приемами самоконтроля и

 

 

 

 

 

 

саморегуляции. Развитие рефлексивной

 

 

 

 

 

 

деятельности. Формирование адекватной

 

 

 

 

 

 

самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

4

Раздел 2. Развитие

Развитие различных видов памяти: слуховой,

13

 

 

 

познавательной сферы.

зрительной, вербальной. Развитие

 

 

 

 

 

 

произвольности, устойчивости, распределения,

 

 

 

 

 

 

переключения и концентрации внимания.

 

 

 

 

 

 

Развитие сложных форм мышления: логического

 

 

 

 

 

 

мышления, абстрагирование, установление

 

 

 

 

 

 

закономерностей. Развитие словесно-

 

 

 

 

 

 

логического мышления, построения

 

 

 

 

 

 

умозаключений по аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

5

Раздел 3. Развитие

Представления человека о себе, своих личных

3

 

 

 

профессионального

качествах, «Я — образ». Что такое искать своѐ

 

 

 

 

самоопределения.

«я»? В чем состоит индивидуальность и

 

 

 

 

 

 

неповторимость личности? Самораскрытие,

 

 

 

 

 

 

самопознание. Труд в жизни человека и

 

 

 

 

 

 

общества. Разнообразие профессий. Развитие

 

 

 

 

 

 

личности и профессиональное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

Составление словаря профессий. Личностные

 

 

 

 

 

 

особенности и выбор профессии. Особенности

 

 

 

 

 

 

характера и темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6

Итоговая диагностика

Определение уровня интеллектуального и

1

 

интеллектуальной и

личностного развития обучающихся

 

 

эмоционально-волевой сфер.

 

 

 

 

 

 

7

Итоговое занятие.

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист

1

 

 

достижений).

 

 

 

 

 

Всего часов

 

35

 

 

 

 

 

Тематический план программы занятий в 8 классе.

 

 

 

 

 

 

N п/п

Тема занятия

Кол-во

 

 

 

часов

 

1

Вводное занятие.

1

 

2

Стартовая   диагностика   интеллектуальной   и   эмоционально-

1

 

 

волевой сфер.

 

 

3

Формирование  учебной  и  познавательной  мотивации,  снятие

3

 

 

тревожности.

 

 

4

Развитие чувства ответственности за принятое решение.

3

 

5

Формирование навыков построения внутреннего плана действий,

3

 

 

овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.

 

 

6

Развитие рефлексивной деятельности.

3

 

7

Формирование адекватной самооценки.

2

 

8

Развитие социального интеллекта.

2

 

9

Развитие произвольного внимания.

2

 

10

Развитие устойчивости и концентрации внимания.

1

 

11

Развитие распределения, переключения внимания.

1

 

12

Развитие слуховой, зрительной памяти.

1

 

13

Развитие вербальной памяти.

1

 

14

Развитие логического мышления.

2

 

15

Установление закономерностей.

1

 

16

Развитие словеснологического мышления.

1

 

17

Индивидуальность и неповторимость личности.

1

 

18

Знакомство с миром профессий, их видами и типами.

1

 

19

Составление карты выбора профессии.

1

 

20

Знакомство с формулой профессии.

1

 

21

Соотнесение интересов, склонностей и способностей с

1

 

 

требованиями профессий.

 

 

22

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая

2

 

 

диагностика уровня интеллектуального и личностного развития

 

 

 

обучающихся.

 

 

Всего часов

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм реализации программы

 

Одним из основных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Учреждения, обеспечивающее системное сопровождение подростков с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе.

 

Такое взаимодействие включает:

 

-         комплексность в определении и решении проблем ребѐнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

 

-   многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребѐнка;

 

-   комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка.

 

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребѐнка. Наиболее действенная форма организованного взаимодействия специалистов – это ПМПК Учреждения.

 

В   качестве ещѐ одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнѐрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие Учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

1

Методические пособия

1.

Альманах психологических тестов. — М.: КСП,

 

 

1996.

 

 

 

2.

Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции

 

 

познавательной деятельности у детей с ЗПР в

 

 

различных условиях обучения // Дефектология. — 2003.

 

 

— № 6.

 

 

3.

Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт

 

 

использования занятий развивающего цикла в учебном

 

 

процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999.

 

 

— № 1.

 

 

4.

Диагностика и коррекция задержки

 

 

психического развития у детей: Пособие для учителей и

 

 

специалистов коррекцией -но-развивающего обучения /

 

 

Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.

 

 

5.

Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления

 

 

школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.

 

 

6.

7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных

 

 

способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.

 

 

7.

Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции

 

 

действий у детей. - М., 2000.

 

 

8.

Развивающие игры для детей. — М.:

 

 

Физкультура и спорт, 2001.

 

 

9.

Рогов Е.И. Настольная книга практического

 

 

психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.

 

 

10.

Тихомирова    Л.Ф.,    Басов    А.В.    Развитие

 

 

логического  мышления  детей.  —  Ярославль:  ТОО

 

 

«Гринго», 1995.

 

 

11.

Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой

 

 

психического развития. — М.: Педагогика, 1990.

 

 

 

 


 

Тематический план занятий коррекции ЗПР 8 класс

 

Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Кол–

Дата урока

 

п/п

 

 

во

 

 

 

 

 

План

Факт

 

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Входная

Диагностика особенностей

1

04.09

 

 

 

диагностика

когнитивной и

 

 

 

 


 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 

 

 

 

 

 

 

 

эмоционально – волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка индивидуальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

особенностей обучающейся

 

 

 

Развитие аналитико-синтетической

- развитие функций анализа и

 

 

 

сферы

 

 

 

синтеза, сравнения и

 

 

 

 

¾ Упражнения на поиск

обобщения, абстрагирования.

10

11.09

 

 

 

 

 

 

закономерности, обобщение,

 

 

18.09

 

 

 

проведение классификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предметов, чисел, понятий

 

 

25.09

 

 

 

по заданному основанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классификации;

 

 

 

 

02.10

 

 

¾ решение логических задач,

 

 

09.10

 

 

 

требующих построения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цепочки логических

 

 

16.10

 

 

 

рассуждений (аналитические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задачи 3-го типа с

 

 

23.10

 

 

 

построением «логического

 

 

06.11

 

 

 

квадрата»);

 

 

 

 

 

 

¾ переформулировка

 

 

13.11

 

 

 

отношений из прямых в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обратные, задания с

 

 

20.11

 

 

 

лишними и недостающими

 

 

 

 

 

 

данными, нетрадиционно

 

 

 

 

 

 

поставленными вопросами;

 

 

 

 

 

¾ логическое обоснование

 

 

 

 

 

 

предполагаемого результата,

 

 

 

 

 

 

нахождение логических

 

 

 

 

 

 

ошибок в приводимых

 

 

 

 

 

 

рассуждениях («Подбери

 

 

 

 

 

 

пару», «Угадай слово»,

 

 

 

 

 

 

«Дорисуй девятое»,

 

 

 

 

 

 

«Продолжи

 

 

 

 

 

 

 

 

закономерность»)

 

 

 

 

Развитие внимания

 

 

1.Развитие саморегуляции и

 

 

 

 

 

 

 

умения работать в

 

 

 

 

¾ «Графический

диктант»

4

27.11

 

 

 

(двухцветные

варианты   с

умозрительном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной инструкцией)

2. самостоятельное

 

04.12

 

 

¾ игра «Муха» — 2-й уровень

 

 

 

 

планирование этапов

 

11.12

 

 

 

(с визуальным контролем),

 

 

 

 

деятельности.

 

18.12

 

 

¾  поиски ходов в лабиринтах с

 

 

 

 

 

опорой на план

 

 

 

 

 

 

 

¾     составление узоров («мозаика», «точки»)

¾     выполнение заданий

 

«Запутанные дорожки»

 

¾     игра «Внимательный художник»


4

 

Развитие пространственного

 

Развитие общей способности

4

25.12

 

 

 

 

восприятия и воображения

искать и находить новые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решения, необычные способы

 

 

 

 

 

 

Упражнения, требующие

достижения требуемого

 

 

 

 

 

 

результата, новые подходы к

 

 

 

 

 

 

нетрадиционного подхода, задачи

 

 

 

 

 

 

рассмотрению предлагаемой

 

 

 

 

 

 

поискового характера.

 

 

 

 

 

 

ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игры на перевоплощение:

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозаика» (из 9 элементов) с

 

 

 

 

 

 

 

 

зарисовыванием в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Зашифрованный рисунок»

 

 

 

 

 

 

 

¾ получение заданной

 

 

 

 

 

 

 

 

геометрической фигуры из

 

 

 

 

 

 

 

 

других фигур

 

 

 

 

 

 

 

¾ складывание узоров по

 

 

 

 

 

 

 

 

образцу и памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Развитие памяти

Развитие визуальной и

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной памяти

 

 

 

 

 

 

¾ Упражнения на запоминание

 

 

 

 

 

 

 

 

различных предметов (7-

 

 

 

 

 

 

 

 

9предметов с учетом

 

 

 

 

 

 

 

 

расположения),

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

художник»,

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Найди отличия».

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игра «Снежный ком» для

 

 

 

 

 

 

 

 

запоминания информации,

 

 

 

 

 

 

 

 

представленной аудиально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Развитие личностно-мотивационной

Развитие познавательных

5

 

 

 

 

 

сферы

 

интересов, уверенности в своих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

силах и навыков совместной

 

 

 

 

 

 

¾ задание «подбери пару»

деятельности, закрепление

 

 

 

 

 

 

социального статуса ученика.

 

 

 

 

 

 

¾ Лабиринты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Итоговая

Диагностика когнитивной,

1

 

 

 

 

 

диагностика

эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка динамики развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

когнитивной, эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru