Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кистёрская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО _____________________ Руководитель МО ____________ ___________ Протокол № ______ от « ____» __________ 2020 г |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ Загуменная Е.С. «_____» ___________2020г. |
ПРИНЯТО педагогическим советом школы Протокол №______ от « ___» _________2020 г |
УТВЕРЖДЕНО Приказ №_____ от « ____» _______ 2020 г Директор МБОУ Кистёрская СОШ __________ Холодняк В.И.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по алгебре
8 класс
2020– 2021 учебный год
Составитель:
Дрозд А.М., учитель высшей квалификационной категории
Кистёр-2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Минобрнауки России от30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования, образовательной программе среднего общего образования»
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1644, 31.12.2015года №1576).
· Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г. №345, (в редакции от 08.05.2019г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кистёрская СОШ, утвержденной приказом директора школы №53/3 от 31.08.2015г.
· Примерной образовательной программе основного общего образования по алгебре 8 класс. Сборник рабочих программ основного общего образования 7-9 классы. К УМК Ю.Н.Макарычев и другие. Составитель:Т. А. Бурмистрова
· Учебного плана МБОУ Кистёрская СОШ на 2020-2021 уч. год;
Рабочая программа по алгебре 8 класс ориентирована на использование учебника «Алгебра 8 класс». Авторы: Макарычев Ю.Н., К.И. Нешков,С.Б Суворова. М.: «Просвещение», 2018 год.
На изучение предмета алгебра 8 класс отводится 3 час в неделю, 105 часов в год, из них: 10– контрольные работы.
Изучение алгебры в 8 классе в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
· овладение навыками дедуктивных рассуждений;
· получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
· развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с
· другими предметами.
Структура рабочей программы:
1) Планируемые результаты изучения курса
2) Содержание учебного предмета
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
2. Личностные результаты
3. У обучающегося сформируется:
4. − взаимо- и самооценка, навыки рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
5. − осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1. В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов
3. В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные
и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
• выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
• решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
• вычислять средние значения результатов измерений;
• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
• находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
• распознавания логически некорректных рассуждений;
• записи математических утверждений, доказательств;
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
• сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
• понимания статистических утверждений.
В результате изучения алгебры обучающийся научится:
· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
· составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
· выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
· применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
· решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
· решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
· изображать числа точками на координатной прямой;
· определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
· распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
· находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
· определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
· извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
· решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
· вычислять средние значения результатов измерений;
· находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Обучающийся получит возможность:
· решать следующие жизненно практические задачи;
· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
· аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
· уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа
объектов;
· пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
· самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них
проблем.
· узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
· применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
2. Содержание учебного предмета
Рациональные дроби – 23 часа
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция y =k/x
и ее график.
Квадратные корни – 19 часов
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенно-
го значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция y= x, ее свойства и график.
Квадратные уравнения – 21 час
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Неравенства – 20 часов
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Степень с целым показателем -11 часов
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенные вычисления.
Элементы статистики. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
Обобщающее повторение – 11 часов
3.Тематическое планирование учебного материала
Составлено по учебнику «Алгебра-8».Авторы: Макарычев Ю.Н., К.И. Нешков и др. М.: «Просвещение» , 2018 год,
Согласно годовому учебному графику МБОУ Кистёрская СОШ в 2020-2021 учебном году 35 учебных недель, поэтому рабочая программа изучения учебного предмета «Алгебра» 8 класс рассчитана на 105 часов (недельная нагрузка – 3 часа).
Содержание изучаемого предмета предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов:
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
Рациональные дроби
|
23 |
2 |
2 |
Квадратные корни |
19 |
2 |
3 |
Квадратные уравнения |
21 |
2 |
4 |
Неравенства |
20 |
2 |
5 |
Степень с целым показателем |
11 |
1 |
6 |
Обобщающее повторение |
11 |
1 |
|
Всего |
105 |
10 |
Приложение к программе
Поурочное планирование учебного материала по алгебре в 8 классе
(3 ч. в неделю, 105 ч. за год)
Учебник: « Алгебра-8» Ю.Н.Макарычев и др. «Просвещение», 2018 год
№ п/п |
Тема урока |
По программе |
Фактически |
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ (23 ч) |
|||
1 |
Целые и дробные выражения, п.1 |
|
|
2 |
Рациональные выражения, п.1 |
|
|
3 |
Допустимые значения переменных, п.1 |
|
|
4 |
Основное свойство дроби, п.2 |
|
|
5 |
Сокращение дробей, п.2 |
|
|
6 |
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями, п.3 |
|
|
7 |
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.3 |
|
|
8 |
Сложение дробей с разными знаменателями, п.4 |
|
|
9 |
Вычитание дробей с разными знаменателями, п. 4 |
|
|
10 |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, п. 3-4 |
|
|
11 |
Обобщение по теме «Сумма и разность дробей», 1-4 |
|
|
12 |
Контрольная работа №1: «Сумма и разность дробей» |
|
|
13 |
Работа над ошибками. Умножение дробей, п. 5 |
|
|
14 |
Возведение дроби в степень, п.5 |
|
|
15 |
Умножение дробей и возведение дроби в степень, п.5 |
|
|
16 |
Деление дробей, п. 6 |
|
|
17 |
Деление дроби на многочлен, п. 6 |
|
|
18 |
Преобразование рациональных выражений, п.7 |
|
|
19 |
Понятие средней скорости, п. 7 |
|
|
20 |
Среднее гармоническое ряда чисел, п.7 |
|
|
21 |
Функция , п.8 |
|
|
22 |
Функция и ее график, п. 8 |
|
|
23 |
Контрольная работа №2: «Произведение и частное дробей» |
|
|
КВАДРАТНЫЕ КОРНИ (19 ч) |
|||
24 |
Рациональные числа, п.10 |
|
|
25 |
Иррациональные числа, п. 11 |
|
|
26 |
Квадратные корни, п.12 |
|
|
27 |
Арифметический квадратный корень, п.12 |
|
|
28 |
Уравнение х2=а и его корни, п.13 |
|
|
29 |
Нахождение приближённых значений квадратного корня, п.14 |
|
|
30 |
Функция у=и её график, п.15 |
|
|
31 |
Свойства арифметического квадратного корня, п. 16 |
|
|
32 |
Квадратный корень из произведения и дроби, п.16 |
|
|
33 |
Квадратный корень из степени, п.17 |
|
|
34 |
Контрольная работа №3: «Арифметический квадратный корень» |
|
|
35 |
Вынесение множителя из-под знака корня, п.18 |
|
|
36 |
Внесение множителя под знак корня, п.18 |
|
|
37 |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни, п.19 |
|
|
38 |
Сокращение дробей, содержащих квадратные корни, п.19 |
|
|
39 |
Преобразование выражений, связанных с иррациональностью в знаменателе дроби, п.19 |
|
|
40 |
Разложение на множители с помощью преобразования выражений, содержащих квадратные корни, п. 19 |
|
|
41 |
Обобщение по теме: «Квадратные корни», п.12-19 |
|
|
42 |
Контрольная работа №4 «Квадратные корни» |
|
|
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ (21 ч) |
|||
43 |
Определение квадратного уравнения, п.21 |
|
|
44 |
Неполные квадратные уравнения, п.21 |
|
|
45 |
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена, п. 21 |
|
|
46 |
Решение квадратных уравнений по формуле D, п.22 |
|
|
47 |
Решение квадратных уравнений по формуле D1, п.22 |
|
|
48 |
Решение различных задач с помощью квадратных уравнений, п.23 |
|
|
49 |
Решение геометрических задач с помощью квадратных уравнений,23 |
|
|
50 |
Теорема Виета, п.24 |
|
|
51 |
Теорема обратная теореме Виета, п.24 |
|
|
52 |
Обобщение по теме: «Решение квадратных уравнений», п. 21-24 |
|
|
53 |
Контрольная работа №5 «Решение квадратных уравнений». |
|
|
54 |
Решение дробных рациональных уравнений, п. 25 |
|
|
55 |
Правило решения дробных рациональных уравнений, п. 25 |
|
|
56 |
Нахождение корней дробных рациональных уравнений, п. 25 |
|
|
57 |
Графический способ решения дробных рациональных уравнений, п. 25 |
|
|
58 |
Решение задач с помощью рациональных уравнений, п. 26 |
|
|
59 |
Решение задач на движение, п.26 |
|
|
60 |
Решение задач на движение по реке, п.26 |
|
|
61 |
Решение задач на совместную работу, п.26 |
|
|
62 |
Обобщение по теме: «Решение дробных рациональных уравнений», п.25-26 |
|
|
63 |
Контрольная работа №6: «Решение дробных рациональных уравнений» |
|
|
НЕРАВЕНСТВА (20 ч) |
|||
64 |
Числовые неравенства, п. 28 |
|
|
65 |
Сравнение чисел, п.28 |
|
|
66 |
Свойства числовых неравенств, п. 29 |
|
|
67 |
Применение свойств числовых неравенств, п. 29 |
|
|
68 |
Сложение числовых неравенств п. 30 |
|
|
69 |
Умножение числовых неравенств, п. 30 |
|
|
70 |
Погрешность и точность приближений, п. 31 |
|
|
71 |
Абсолютная и относительная погрешности, п.31 |
|
|
72 |
Контрольная работа №7: «Свойства числовых неравенств» |
|
|
73 |
Пересечение и объединение множеств, п. 32 |
|
|
74 |
Числовые промежутки, п. 33 |
|
|
75 |
Пересечение и объединение числовых промежутков, п. 33 |
|
|
76 |
Изображение числовых промежутков на координатном луче, п. 33 |
|
|
77 |
Обозначение, чтение и название числовых промежутков, п. 33 |
|
|
78 |
Определение неравенства с одной переменной, п. 34 |
|
|
79 |
Равносильные неравенства, п. 34 |
|
|
80 |
Свойства неравенств с одной переменно, п. 34 |
|
|
81 |
Системы неравенств с одной переменной, п. 35 |
|
|
82 |
Решение систем неравенств с одной переменной, п. 35 |
|
|
83 |
Контрольная работа №8: «Неравенства» |
|
|
СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ (11 ч) |
|||
84 |
Определение степени с целым отрицательным показателем, п. 37 |
|
|
85 |
Степень с целым отрицательным показателем, п. 37 |
|
|
86 |
Свойства степени с целым показателем, п. 38 |
|
|
87 |
Применение свойства степени с целым показателем, п. 38 |
|
|
88 |
Стандартный вид числа, п.39 |
|
|
89 |
Выполнение действий над числами в стандартном виде, п. 39 |
|
|
90 |
Контрольная работа №9: «Степень с целым показателем» |
|
|
91 |
Сбор статистических данных, п. 40 |
|
|
92 |
Сбор и группировка статистических данных, п. 40 |
|
|
93 |
Статистическая информация, п. 41 |
|
|
94 |
Наглядное представление статистической информации, п. 41 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ ( 11 часов) |
|||
95 |
Повторение темы «Преобразование рациональных выражений», п.1-7. |
|
|
96 |
Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни», п. 12-19 |
|
|
97 |
Повторение темы «Решение квадратных уравнений», п. 21-22 |
|
|
98 |
Повторение темы «Решение задач с помощью квадратных уравнений», п.23 |
|
|
99 |
Повторение темы: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений», п. 24 |
|
|
100 |
Повторение темы: «Решение дробных рациональных уравнений», п. 25-26 |
|
|
101 |
Повторение темы: «Решение неравенств с одной переменной», п. 32-34 |
|
|
102 |
Повторение темы: «Решение систем неравенств с одной переменной», п. 35 |
|
|
103 |
Повторение темы: «Степень с целым показателем», п. 37-39 |
|
|
104 |
Промежуточная аттестация |
|
|
105 |
Работа над ошибками. Подведение итогов. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.