Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 10-11 классов и разработана на основании следующих нормативно- правовых документов:
§ Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
§ Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».
§ Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования» (с изменениями).
§ Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
§ Приказа департамента образования и науки Брянской области от 22 апреля 2019 года №642 «о базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год».
§ Программа по биологии для 5-11 классов, общеобразовательных учреждений, автора: В.В.Пасечника, М, Дрофа, 2010г.
§ Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы»
на 2019-2020 учебный год и годового календарного графика на 2019- 2020 учебный
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
УМК: Биология. Общая биология.10-11кл./Под редакцией А.А.Каменского,Е.А.Криксунова,В.В.Пасечника.-М.:Дрофа,2019
Учебник входит в федеральный перечень.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10-11 классах в объеме 1 час в неделю.
В базовую программу были внесены следующие изменения:
Темы «Основы генетики» и «Генетика человека» объединены в одну тему, так как вторая непосредственно связана с первой и является её логическим продолжением.
Изучения материала о происхождении жизни в теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» перенесено из темы «Эволюция биосферы и человек» в тему «Эволюционное учение», а также тема «Основы селекции и биотехнологии» в связи с тем, что это более логично.
Увеличено количество часов в теме (из резервного времени):
«Основы цитологии» - вместо 13 часов 15 в связи с тем, что учащиеся 10 класса испытывают затруднения при изучении генетики: основные закономерности передачи наследственной информации и закономерностях изменчивости, а так же при решении генетических задач.
Программа по биологии в 10 классе разработана согласно учебного плана на 35 недель, но с учетом календарного графика работы школы количество часов уменьшено по следующим темам: «Биология как наука. Методы научного познания - вместо 4 часов 2
Программа по биологии в 11 классе разработана согласно учебного плана на 35 недель.
Срок реализации программы – 1 год (2019-2020)
Содержание тем курса Биология 10-11 классы |
Введение(2ч.) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. |
Основы цитологии (15ч.) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. |
Размножение и индивидуальное развитие( 6ч.) Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
Основы генетики (9ч.) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека |
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Повторение (2 час) |
.
РАЗДЕЛ 4 Вид (22 часа) Тема 4.5 Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа) Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Лабораторные
и практические работы Выявление
антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
|
Учебно - тематический план по биологии 10 класс
Наименование темы |
Кол-во часов |
Лабораторные работы |
Практические работы |
||
По плану |
По факту |
||||
1.Введение |
4 |
2 |
|
|
|
2.Основы цитологии |
10 |
13 |
Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» |
|
|
1. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов |
2 |
2 |
|
|
|
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов |
6 |
6 |
Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». |
|
|
4.Основы генетики |
9 |
9 |
|
Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».
Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».
Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». |
|
Повторение |
|
2 |
|
|
|
Итого: |
35 |
34 |
4 |
3 |
|
Учебно-тематический план по биологии в 11 классе
№ п/п |
Тема (раздел) |
Количество часов |
|
По плану |
По факту |
||
1. |
Вид |
22 |
22 |
1.1. История эволюционных идей |
2 |
2 |
|
1.2. Современное эволюционное учение |
10 |
10 |
|
1.3. Происхождение жизни на Земле |
3 |
3 |
|
1.4. Основы селекции и биотехнологии |
3 |
3 |
|
1.5. Происхождение человека |
4 |
4 |
|
2. |
Экосистемы |
11 |
11 |
Экологические факторы |
3 |
3 |
|
Структура экосистем |
4 |
4 |
|
Биосфера – глобальная экосистема |
2 |
2 |
|
Биосфера и человек |
2 |
2 |
|
3. |
Обобщение знаний по курсу общей биологии |
1 |
1 |
|
Итого |
35 |
35 |
Практическая часть программы по биологии в 11 классе
Темы (разделы) курса |
Практическая часть по авторской программе |
Количество |
|
Лабораторных работ |
Экскурсий |
||
1. Вид |
|
|
|
1.1. История эволюционных идей |
|
|
|
1.2. Современное эволюционной учение |
Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию» Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида Л/р № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
3 |
|
1.3. Происхождение жизни на Земле |
Л/р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» |
1 |
|
1.4. Происхождение человека |
Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» |
1 |
|
2. Экосистемы |
|
|
|
2.1. Экологические факторы |
Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» |
1 |
|
2.2. Структура экосистем |
Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» Л/р № 8 «Решение экологических задач» Л/р № 9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» |
3 |
|
2.3. Биосфера – глобальная экосистема |
|
|
|
2.4. Биосфера и человек |
Л/р № 10 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» |
1 |
|
Обобщение знаний по курсу общей биологии |
Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» |
|
2 |
|
Итого: |
10 |
2 |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Поурочное планирование по биологии
10 класс
( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-34 часов)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Биология как наука. Методы научного познания (2ч)
|
||
1. |
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. |
1 |
2. |
Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. |
1 |
Основы цитологии (15ч.)
|
||
3. |
Методы цитологии. Клеточная теория. |
1 |
4. |
Особенности химического состава клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. |
1 |
5. |
Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. |
1 |
6. |
Строение и функции белков. |
1 |
7. |
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. |
1 |
8. |
АТф и другие соединения клетки. |
1 |
9. |
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. |
1 |
10 |
Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» |
1 |
11. |
ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
|
1 |
12. |
Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» |
1 |
13. |
Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. |
1 |
14. |
Энергетический обмен в клетке. |
1 |
15. |
Пластический обмен в клетке.Фотосинтез. Хемосинтез. |
1 |
16. |
Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. |
1
|
17. |
Обобщение и повторение тем: «Клетка» и «Обмен веществ и энергии в клетке». Контрольное тестирование |
1 |
Размножение и индивидуальное развитие( 6ч)
|
||
18. |
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. |
1
|
19. |
Мейоз. |
1 |
20. |
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. |
1
|
21. |
Развитие половых клеток. Оплодотворение. |
1
|
22. |
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.
Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». |
1
|
23. |
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период Обобщение тем «Размножение» и «Индивидуальное развитие организма» |
1 |
Основы генетики (9ч.) |
||
24. |
История развития генетики. Гибридологический метод Моногибридное скрещивание |
1 |
25. |
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». |
1
|
26. |
Дигибридное скрещивание. |
1
|
27. |
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». |
1
|
28. |
Генетическое определение пола. |
1 |
29. |
Изменчивость. Виды мутаций
|
1
|
30. |
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». |
1
|
31. |
Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
1
|
32. |
Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.
|
1
|
33 |
Обобщение и контроль знаний. |
1
|
34 |
Обобщение
|
1
|
Поурочное планирование по биологии в 11 классе
( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-35 часов)
№ урока. |
Тема урока |
Количество часов |
|
|
Раздел Вид (22ч.) |
|
|
|
Тема 1. История эволюционных идей (2 ч.)
|
|
|
1 |
Развитие биологии в додарвиновский период. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка |
1
|
|
2 |
Эволюционная теория Ч.Дарвина |
1 |
|
|
Тема 2. Современное эволюционное учение (10ч.)
|
|
|
3 |
Вид. Критерии и структура. |
1
|
|
4 |
Популяция – структурная единица вида эволюции. Л/р № 1. Описание вида по морфологическому критерию |
1 |
|
5 |
Изменения генофонда популяций.
|
1 |
|
6 |
Борьба за существование и ее формы. Л/р № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида |
1 |
|
7 |
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. |
1 |
|
8 |
Изолирующие механизмы. |
1 |
|
9 |
Образование новых видов в природе. |
1 |
|
10 |
Макроэволюция, ее доказательства. Л/р № 3. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. |
1 |
|
11 |
Систематика растений и животных – отображение эволюции. |
1 |
|
12 |
Главные направления эволюции органического мира. |
1 |
|
13 |
Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни. Л/р № 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
1 |
|
14 |
Основные этапы развития жизни на Земле |
1 |
|
15 |
Систематизация знаний по теме Контрольное тестирование за первое полугодие. |
1
|
|
|
Основы селекции и биотехнологии (3 ч)
|
|
|
16 |
Основные методы селекции и биотехнологии. |
1 |
|
17 |
Селекция растений и животных. |
1 |
|
18 |
Селекция микроорганизмов. Биотехнология.
|
1 |
|
|
Тема 4. Происхождение человека (4ч.)
|
|
|
19 |
Положение человека в системе животного мира Л/р № 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
1
|
|
20 |
Основные стадии антропогенеза.
|
1
|
|
21 |
Движущие силы антропогенеза. |
1 |
|
22 |
Прародина человека. Расы и их происхождения |
1 |
|
|
Раздел Экосистемы (10 ч.)
|
|
|
|
Тема 1. Экологические факторы (3 ч.)
|
|
|
23 |
Среда обитания. Экологические факторы |
1
|
|
24 |
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция. |
1 |
|
25 |
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. /р № 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности |
1 |
|
|
Тема 2. Структура экосистем (4 ч.) |
|
|
26 |
Экосистемы. |
1 |
|
27 |
Цепи питания. Л/р № 7. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания). |
1 |
|
28 |
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Л/р № 8. Решение экологических задач. |
1 |
|
29 |
Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества Л/р № 9. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. |
1 |
|
|
Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема (2 ч.)
|
|
|
30 |
Биосфера - глобальная экосистема. |
1 |
|
31 |
Роль живых организмов в биосфере. |
1 |
|
|
Тема 4. Биосфера и человек (2ч.) |
|
|
32
|
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Л/р № 10Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. |
1 |
|
33 |
Экскурсия №1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» |
1 |
|
34 |
Контрольное тестирование за год |
1 |
|
35 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии 11 класса |
1 |
|
|
Итого |
35 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.