Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС (профильный уровень)
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС (профильный уровень)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
биология
10 кл—11 кл
25.04.2020
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС (профильный уровень)
рабочая программа по биологии 10-11 кл.ФГОС (профильный уровень).doc

Содержание:

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2.     Содержание учебного предмета.

3.     Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Оценочные материалы (Приложение 1)

Методические материалы (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные документы по введению ФГОС СОО:

-       приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з).

-       план мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования(далее – ФГОС СОО) в МОАУ «СОШ №79» (утвержденного приказом от 20.11.2019 № 25)

-       примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з)

 

 

 

 

 

         1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

 

Выпускник на углубленном уровне научится:

          оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

          оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

          устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

          обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

          проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

          выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

          устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

          решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

          делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

          сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

          выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

          обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

          определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

          решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

          раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

          сравнивать разные способы размножения организмов;

          характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

          выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

          обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

          обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

          характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

          устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

          составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

          аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

          обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

          оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

          выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

          представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

 

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

          организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

          прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

          выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

          анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

          аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

          моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

          выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

          использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

 

 

 

2.Содержание учебного предмета.

В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.

Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.

На базовом и углубленном уровнях изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Примерная программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количества часов на изучение учебного предмета и не ограничивает возможности его изучения в том или ином классе.

Предлагаемая примерная программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.

 

Углубленный уровень

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

 

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

 

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

 

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

 

Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

 

Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

 

 

 

 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

                                                          10класс

 

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

 

Биология как комплекс наук о живой природе

11

1

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе.

1

2

Синтез естественно- научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

1

3

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

1

4

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

1

5

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

1

6

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

7

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

8

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

9

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

10

Практическая работа № 1.Использование различных методов при изучении биологических объектов.

 

1

11

Входная диагностика.

1

 

Структурные и функциональные основы жизни.

 

54

12

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы.

1

13

Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность.

1

14

Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность.

1

15

Роль минеральных солей в клетке.

1

16

Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах.

1

17

Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов.

1

18

Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов.

1

19

Липиды. Функции липидов.

1

20

Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов.

1

21

Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов.

Лабораторная работа № 1.Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

1

22

Лабораторная работа № 2.Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций

1

23

Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.

1

24

Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.

1

25

Нуклеиновые кислоты. РНК: строение, виды, функции.

1

26

Нуклеиновые кислоты. РНК: строение, виды, функции.

1

27

АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

1

28

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки.

1

29

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки.

1

30

Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.

1

31

Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.

1

32

Основные части и органоиды клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения.

1

33

Основные части и органоиды клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения.

1

34

Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма.

1

35

Лабораторная работа № 3.Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

1

36

Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма.

1

37

Ядро. Строение и функции хромосом.

1

38

Ядро. Строение и функции хромосом.

1

39

Отличительные особенности клеток эукариот.

 

1

40

Основные отличительные особенности клеток прокариот.

1

41

Основные отличительные особенности клеток прокариот.

1

42

Лабораторная работа № 4.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

 

1

43

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

1

44

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

1

45

Контрольная работа №1 « Химический состав и строение клетки»

1

46

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства.

1

47

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства.

1

48

Практическая работа № 2.Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

1

49

Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме.

1

50

Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке.

1

51

Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ

1

52

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

1

53

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

1

54

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

1

55

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза.

1

56

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза.

1

57

Хемосинтез.

1

58

Соматические и половые клетки Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза..

1

59

Соматические и половые клетки Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.

1

60

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.

1

61

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.

1

62

Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.

1

63

Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.

1

64

Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

1

65

Контрольная работа №2 «Процессы жизнедеятельности клетки»

1

 

Организм

40

66

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

1

67

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

1

68

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение.

1

69

Способы размножения у растений и животных. Партеногенез.

1

70

Виды оплодотворения у животных.

1

71

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

1

72

Онтогенез. Эмбриональное развитие.

1

73

Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие.

1

74

Практическая работа № 3.Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

1

75

Жизненные циклы разных групп организмов.

1

76

Жизненные циклы разных групп организмов.

1

77

Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

1

78

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип.

1

79

Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования.

1

80

Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Практическая работа № 4. Составление элементарных схем скрещивания.

1

81

Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Вероятностный характер законов генетики.

1

82

Анализирующее скрещивание.

1

83

Анализирующее скрещивание.

1

84

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.

1

85

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.

1

86

Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

1

87

Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Практическая работа № 5. Решение генетических задач.

1

88

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

89

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

90

Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

1

91

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека.

1

92

Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

1

93

Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

1

94

Практическая работа № 6.Составление и анализ родословных человека.

1

95

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Лабораторная работа № 5.Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

1

96

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники.

1

97

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний.

1

98

Промежуточная контрольная работа.

1

99

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

1

100

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений.

1

101

Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор.

1

102

Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор.

1

103

Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции.

1

104

Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез. Биобезопасность.

1

105

Контрольная работа № 3 « Организм»

1

 

Итого

105ч.

 

 

 

 

                                                       11 класс

 

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

 

Теория эволюции

30

1

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

1

2

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

1

3

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

1

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1

5

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1

6

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1

7

Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.

1

8

Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.

1

9

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

1

10

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

1

11

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

1

12

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

13

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

14

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

15

Практическая работа № 1.Сравнение видов по морфологическому критерию.

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

16

Входная диагностика.

1

17

Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.

1

18

Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.

1

19

Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

1

20

Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

1

21

Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга.

1

22

Экологическое и географическое видообразование.

1

23

Экологическое и географическое видообразование.

1

24

Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

1

25

Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

 

26

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Коэволюция.

Практическая работа № 2.Описание приспособленности организма и ее относительного характера.

1

27

Синтетическая теория эволюции. Молекулярно-генетические механизмы эволюции.

1

28

Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

1

29

Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

1

30

Контрольная работа № 1 «Теория эволюции»

1

 

Развитие жизни на Земле

25

31

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.

1

32

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.

1

33

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

1

34

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

1

35

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

36

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

37

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

38

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

39

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

40

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

41

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

42

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

43

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

44

Современные представления о происхождении человека

1

45

Современные представления о происхождении человека

1

46

Систематическое положение человека.

1

47

Систематическое положение человека.

1

48

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

49

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

50

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

51

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

52

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

53

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

54

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

55

Контрольная работа № 1 «Развитие жизни на Земле»

1

 

Организмы и окружающая среда

47

56

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

57

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

58

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

59

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

60

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

61

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы

1

62

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы

1

63

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы

1

64

Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

1

65

Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

1

66

Биогеоценоз. Экосистема.

1

67

Биогеоценоз. Экосистема.

1

68

Компоненты экосистемы. Трофические уровни.

1

69

Компоненты экосистемы. Трофические уровни.

1

70

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

71

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

72

Практическая работа № 3.Составление пищевых цепей.

 

1

73

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

74

Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме.

1

75

Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме.

1

76

Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме.

1

77

Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов.

1

78

Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов.

1

79

Практическая работа № 4.Изучение и описание экосистем своей местности.

 

1

80

Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.

1

81

Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.

1

82

Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.

1

83

Агроценозы, их особенности.

1

84

Агроценозы, их особенности.

1

85

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.

1

86

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.

1

87

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.

1

88

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

1

89

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

1

90

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

1

91

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

1

92

Практическая работа № 5.Изучение экологических адаптаций человека.

 

1

93

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

1

94

Практическая работа № 6.Оценка антропогенных изменений в природе.

 

1

95

Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы.

1

96

Промежуточная контрольная работа

1

97

Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы.

1

98

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

1

99

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

1

100

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

1

101

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

1

102

Контрольная работа № 3 «Организмы и окружающая среда»

1

 

Итого

102ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Нормативные документы по введению

Нормативные документы по введению

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать…

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать…

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Практическое значение биологических знаний

Практическое значение биологических знаний

Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности

Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности

Сукцессия. Саморегуляция экосистем

Сукцессия. Саморегуляция экосистем

Входная диагностика. 1

Входная диагностика. 1

Основные части и органоиды клетки

Основные части и органоиды клетки

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза

Хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности

Раздел/тема Кол-во часов

Раздел/тема Кол-во часов

Экологическое и географическое видообразование

Экологическое и географическое видообразование

Систематическое положение человека

Систематическое положение человека

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020