Содержание:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Оценочные материалы (Приложение 1)
Методические материалы (Приложение 2)
Нормативные документы по введению ФГОС СОО:
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з).
- план мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования(далее – ФГОС СОО) в МОАУ «СОШ №79» (утвержденного приказом от 20.11.2019 № 25)
- примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з)
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
– сравнивать разные способы размножения организмов;
– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
2.Содержание учебного предмета.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
На базовом и углубленном уровнях изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.
Примерная программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количества часов на изучение учебного предмета и не ограничивает возможности его изучения в том или ином классе.
Предлагаемая примерная программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.
Углубленный уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10класс
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
|
Биология как комплекс наук о живой природе |
11 |
1 |
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. |
1 |
2 |
Синтез естественно- научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. |
1 |
3 |
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. |
1 |
4 |
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. |
1 |
5 |
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. |
1 |
6 |
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. |
1 |
7 |
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. |
1 |
8 |
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. |
1 |
9 |
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. |
1 |
10 |
Практическая работа № 1.Использование различных методов при изучении биологических объектов.
|
1 |
11 |
Входная диагностика. |
1 |
|
Структурные и функциональные основы жизни.
|
54 |
12 |
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. |
1 |
13 |
Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. |
1 |
14 |
Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. |
1 |
15 |
Роль минеральных солей в клетке. |
1 |
16 |
Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. |
1 |
17 |
Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. |
1 |
18 |
Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. |
1 |
19 |
Липиды. Функции липидов. |
1 |
20 |
Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. |
1 |
21 |
Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Лабораторная работа № 1.Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы). |
1 |
22 |
Лабораторная работа № 2.Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций |
1 |
23 |
Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. |
1 |
24 |
Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. |
1 |
25 |
Нуклеиновые кислоты. РНК: строение, виды, функции. |
1 |
26 |
Нуклеиновые кислоты. РНК: строение, виды, функции. |
1 |
27 |
АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. |
1 |
28 |
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. |
1 |
29 |
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. |
1 |
30 |
Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. |
1 |
31 |
Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. |
1 |
32 |
Основные части и органоиды клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. |
1 |
33 |
Основные части и органоиды клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. |
1 |
34 |
Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. |
1 |
35 |
Лабораторная работа № 3.Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. |
1 |
36 |
Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. |
1 |
37 |
Ядро. Строение и функции хромосом. |
1 |
38 |
Ядро. Строение и функции хромосом. |
1 |
39 |
Отличительные особенности клеток эукариот.
|
1 |
40 |
Основные отличительные особенности клеток прокариот. |
1 |
41 |
Основные отличительные особенности клеток прокариот. |
1 |
42 |
Лабораторная работа № 4.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
|
1 |
43 |
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение. |
1 |
44 |
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение. |
1 |
45 |
Контрольная работа №1 « Химический состав и строение клетки» |
1 |
46 |
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. |
1 |
47 |
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. |
1 |
48 |
Практическая работа № 2.Решение элементарных задач по молекулярной биологии. |
1 |
49 |
Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. |
1 |
50 |
Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. |
1 |
51 |
Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ |
1 |
52 |
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. |
1 |
53 |
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. |
1 |
54 |
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. |
1 |
55 |
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. |
1 |
56 |
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. |
1 |
57 |
Хемосинтез. |
1 |
58 |
Соматические и половые клетки Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.. |
1 |
59 |
Соматические и половые клетки Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. |
1 |
60 |
Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. |
1 |
61 |
Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. |
1 |
62 |
Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. |
1 |
63 |
Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. |
1 |
64 |
Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки. |
1 |
65 |
Контрольная работа №2 «Процессы жизнедеятельности клетки» |
1 |
|
Организм |
40 |
66 |
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. |
1 |
67 |
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. |
1 |
68 |
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. |
1 |
69 |
Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. |
1 |
70 |
Виды оплодотворения у животных. |
1 |
71 |
Двойное оплодотворение у цветковых растений. |
1 |
72 |
Онтогенез. Эмбриональное развитие. |
1 |
73 |
Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. |
1 |
74 |
Практическая работа № 3.Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства. |
1 |
75 |
Жизненные циклы разных групп организмов. |
1 |
76 |
Жизненные циклы разных групп организмов. |
1 |
77 |
Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов. |
1 |
78 |
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. |
1 |
79 |
Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. |
1 |
80 |
Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Практическая работа № 4. Составление элементарных схем скрещивания. |
1 |
81 |
Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Вероятностный характер законов генетики. |
1 |
82 |
Анализирующее скрещивание. |
1 |
83 |
Анализирующее скрещивание. |
1 |
84 |
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. |
1 |
85 |
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. |
1 |
86 |
Определение пола. Сцепленное с полом наследование. |
1 |
87 |
Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Практическая работа № 5. Решение генетических задач. |
1 |
88 |
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. |
1 |
89 |
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. |
1 |
90 |
Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование. |
1 |
91 |
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. |
1 |
92 |
Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики. |
1 |
93 |
Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики. |
1 |
94 |
Практическая работа № 6.Составление и анализ родословных человека. |
1 |
95 |
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Лабораторная работа № 5.Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой. |
1 |
96 |
Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. |
1 |
97 |
Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. |
1 |
98 |
Промежуточная контрольная работа. |
1 |
99 |
Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика. |
1 |
100 |
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. |
1 |
101 |
Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. |
1 |
102 |
Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. |
1 |
103 |
Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. |
1 |
104 |
Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез. Биобезопасность. |
1 |
105 |
Контрольная работа № 3 « Организм» |
1 |
|
Итого |
105ч. |
11 класс
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
|
Теория эволюции |
30 |
1 |
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. |
1 |
2 |
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. |
1 |
3 |
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. |
1 |
4 |
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. |
1 |
5 |
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. |
1 |
6 |
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. |
1 |
7 |
Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. |
1 |
8 |
Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. |
1 |
9 |
Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. |
1 |
10 |
Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. |
1 |
11 |
Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. |
1 |
12 |
Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. |
1 |
13 |
Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. |
1 |
14 |
Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. |
1 |
15 |
Практическая работа № 1.Сравнение видов по морфологическому критерию. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. |
1 |
16 |
Входная диагностика. |
1 |
17 |
Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. |
1 |
18 |
Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. |
1 |
19 |
Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции |
1 |
20 |
Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции |
1 |
21 |
Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. |
1 |
22 |
Экологическое и географическое видообразование. |
1 |
23 |
Экологическое и географическое видообразование. |
1 |
24 |
Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. |
1 |
25 |
Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. |
|
26 |
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Практическая работа № 2.Описание приспособленности организма и ее относительного характера. |
1 |
27 |
Синтетическая теория эволюции. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. |
1 |
28 |
Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов. |
1 |
29 |
Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов. |
1 |
30 |
Контрольная работа № 1 «Теория эволюции» |
1 |
|
Развитие жизни на Земле |
25 |
31 |
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. |
1 |
32 |
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. |
1 |
33 |
Гипотезы происхождения жизни на Земле. |
1 |
34 |
Гипотезы происхождения жизни на Земле. |
1 |
35 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
36 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
37 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
38 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
39 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
40 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
41 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
42 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
43 |
Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. |
1 |
44 |
Современные представления о происхождении человека |
1 |
45 |
Современные представления о происхождении человека |
1 |
46 |
Систематическое положение человека. |
1 |
47 |
Систематическое положение человека. |
1 |
48 |
Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. |
1 |
49 |
Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. |
1 |
50 |
Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. |
1 |
51 |
Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. |
1 |
52 |
Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. |
1 |
53 |
Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. |
1 |
54 |
Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство. |
1 |
55 |
Контрольная работа № 1 «Развитие жизни на Земле» |
1 |
|
Организмы и окружающая среда |
47 |
56 |
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). |
1 |
57 |
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). |
1 |
58 |
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). |
1 |
59 |
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). |
1 |
60 |
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). |
1 |
61 |
Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы |
1 |
62 |
Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы |
1 |
63 |
Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы |
1 |
64 |
Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша. |
1 |
65 |
Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша. |
1 |
66 |
Биогеоценоз. Экосистема. |
1 |
67 |
Биогеоценоз. Экосистема. |
1 |
68 |
Компоненты экосистемы. Трофические уровни. |
1 |
69 |
Компоненты экосистемы. Трофические уровни. |
1 |
70 |
Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. |
1 |
71 |
Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. |
1 |
72 |
Практическая работа № 3.Составление пищевых цепей.
|
1 |
73 |
Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. |
1 |
74 |
Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. |
1 |
75 |
Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. |
1 |
76 |
Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. |
1 |
77 |
Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. |
1 |
78 |
Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. |
1 |
79 |
Практическая работа № 4.Изучение и описание экосистем своей местности.
|
1 |
80 |
Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. |
1 |
81 |
Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. |
1 |
82 |
Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. |
1 |
83 |
Агроценозы, их особенности. |
1 |
84 |
Агроценозы, их особенности. |
1 |
85 |
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. |
1 |
86 |
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. |
1 |
87 |
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. |
1 |
88 |
Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. |
1 |
89 |
Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. |
1 |
90 |
Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. |
1 |
91 |
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. |
1 |
92 |
Практическая работа № 5.Изучение экологических адаптаций человека.
|
1 |
93 |
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. |
1 |
94 |
Практическая работа № 6.Оценка антропогенных изменений в природе.
|
1 |
95 |
Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. |
1 |
96 |
Промежуточная контрольная работа |
1 |
97 |
Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. |
1 |
98 |
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. |
1 |
99 |
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. |
1 |
100 |
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии. |
1 |
101 |
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии. |
1 |
102 |
Контрольная работа № 3 «Организмы и окружающая среда» |
1 |
|
Итого |
102ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.