рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС (профильный уровень)

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по биологии 10-11 кл.ФГОС (профильный уровень).doc

Содержание:

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2.     Содержание учебного предмета.

3.     Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Оценочные материалы (Приложение 1)

Методические материалы (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные документы по введению ФГОС СОО:

-       приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з).

-       план мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования(далее – ФГОС СОО) в МОАУ «СОШ №79» (утвержденного приказом от 20.11.2019 № 25)

-       примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з)

 

 

 

 

 

         1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

 

Выпускник на углубленном уровне научится:

          оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

          оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

          устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

          обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

          проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

          выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

          устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

          решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

          делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

          сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

          выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

          обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

          определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

          решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

          раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

          сравнивать разные способы размножения организмов;

          характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

          выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

          обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

          обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

          характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

          устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

          составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

          аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

          обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

          оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

          выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

          представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

 

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

          организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

          прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

          выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

          анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

          аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

          моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

          выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

          использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

 

 

 

2.Содержание учебного предмета.

В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.

Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.

На базовом и углубленном уровнях изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Примерная программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количества часов на изучение учебного предмета и не ограничивает возможности его изучения в том или ином классе.

Предлагаемая примерная программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.

 

Углубленный уровень

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

 

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

 

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

 

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

 

Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

 

Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

 

 

 

 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

                                                          10класс

 

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

 

Биология как комплекс наук о живой природе

11

1

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе.

1

2

Синтез естественно- научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

1

3

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

1

4

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

1

5

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

1

6

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

7

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

8

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

9

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

1

10

Практическая работа № 1.Использование различных методов при изучении биологических объектов.

 

1

11

Входная диагностика.

1

 

Структурные и функциональные основы жизни.

 

54

12

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы.

1

13

Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность.

1

14

Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность.

1

15

Роль минеральных солей в клетке.

1

16

Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах.

1

17

Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов.

1

18

Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов.

1

19

Липиды. Функции липидов.

1

20

Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов.

1

21

Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов.

Лабораторная работа № 1.Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

1

22

Лабораторная работа № 2.Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций

1

23

Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.

1

24

Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.

1

25

Нуклеиновые кислоты. РНК: строение, виды, функции.

1

26

Нуклеиновые кислоты. РНК: строение, виды, функции.

1

27

АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

1

28

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки.

1

29

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки.

1

30

Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.

1

31

Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.

1

32

Основные части и органоиды клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения.

1

33

Основные части и органоиды клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения.

1

34

Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма.

1

35

Лабораторная работа № 3.Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

1

36

Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма.

1

37

Ядро. Строение и функции хромосом.

1

38

Ядро. Строение и функции хромосом.

1

39

Отличительные особенности клеток эукариот.

 

1

40

Основные отличительные особенности клеток прокариот.

1

41

Основные отличительные особенности клеток прокариот.

1

42

Лабораторная работа № 4.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

 

1

43

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

1

44

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

1

45

Контрольная работа №1 « Химический состав и строение клетки»

1

46

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства.

1

47

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства.

1

48

Практическая работа № 2.Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

1

49

Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме.

1

50

Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке.

1

51

Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ

1

52

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

1

53

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

1

54

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

1

55

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза.

1

56

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза.

1

57

Хемосинтез.

1

58

Соматические и половые клетки Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза..

1

59

Соматические и половые клетки Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.

1

60

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.

1

61

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.

1

62

Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.

1

63

Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.

1

64

Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

1

65

Контрольная работа №2 «Процессы жизнедеятельности клетки»

1

 

Организм

40

66

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

1

67

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

1

68

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение.

1

69

Способы размножения у растений и животных. Партеногенез.

1

70

Виды оплодотворения у животных.

1

71

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

1

72

Онтогенез. Эмбриональное развитие.

1

73

Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие.

1

74

Практическая работа № 3.Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

1

75

Жизненные циклы разных групп организмов.

1

76

Жизненные циклы разных групп организмов.

1

77

Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

1

78

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип.

1

79

Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования.

1

80

Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Практическая работа № 4. Составление элементарных схем скрещивания.

1

81

Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Вероятностный характер законов генетики.

1

82

Анализирующее скрещивание.

1

83

Анализирующее скрещивание.

1

84

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.

1

85

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.

1

86

Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

1

87

Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Практическая работа № 5. Решение генетических задач.

1

88

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

89

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

90

Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

1

91

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека.

1

92

Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

1

93

Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

1

94

Практическая работа № 6.Составление и анализ родословных человека.

1

95

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Лабораторная работа № 5.Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

1

96

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники.

1

97

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний.

1

98

Промежуточная контрольная работа.

1

99

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

1

100

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений.

1

101

Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор.

1

102

Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор.

1

103

Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции.

1

104

Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез. Биобезопасность.

1

105

Контрольная работа № 3 « Организм»

1

 

Итого

105ч.

 

 

 

 

                                                       11 класс

 

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

 

Теория эволюции

30

1

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

1

2

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

1

3

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

1

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1

5

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1

6

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1

7

Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.

1

8

Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.

1

9

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

1

10

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

1

11

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

1

12

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

13

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

14

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

15

Практическая работа № 1.Сравнение видов по морфологическому критерию.

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

16

Входная диагностика.

1

17

Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.

1

18

Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.

1

19

Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

1

20

Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

1

21

Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга.

1

22

Экологическое и географическое видообразование.

1

23

Экологическое и географическое видообразование.

1

24

Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

1

25

Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

 

26

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Коэволюция.

Практическая работа № 2.Описание приспособленности организма и ее относительного характера.

1

27

Синтетическая теория эволюции. Молекулярно-генетические механизмы эволюции.

1

28

Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

1

29

Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

1

30

Контрольная работа № 1 «Теория эволюции»

1

 

Развитие жизни на Земле

25

31

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.

1

32

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.

1

33

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

1

34

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

1

35

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

36

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

37

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

38

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

39

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

40

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

41

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

42

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

43

Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

1

44

Современные представления о происхождении человека

1

45

Современные представления о происхождении человека

1

46

Систематическое положение человека.

1

47

Систематическое положение человека.

1

48

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

49

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

50

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

51

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

52

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

53

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

54

Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

55

Контрольная работа № 1 «Развитие жизни на Земле»

1

 

Организмы и окружающая среда

47

56

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

57

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

58

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

59

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

60

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).

1

61

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы

1

62

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы

1

63

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы

1

64

Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

1

65

Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

1

66

Биогеоценоз. Экосистема.

1

67

Биогеоценоз. Экосистема.

1

68

Компоненты экосистемы. Трофические уровни.

1

69

Компоненты экосистемы. Трофические уровни.

1

70

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

71

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

72

Практическая работа № 3.Составление пищевых цепей.

 

1

73

Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

74

Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме.

1

75

Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме.

1

76

Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме.

1

77

Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов.

1

78

Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов.

1

79

Практическая работа № 4.Изучение и описание экосистем своей местности.

 

1

80

Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.

1

81

Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.

1

82

Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.

1

83

Агроценозы, их особенности.

1

84

Агроценозы, их особенности.

1

85

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.

1

86

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.

1

87

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.

1

88

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

1

89

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

1

90

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

1

91

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

1

92

Практическая работа № 5.Изучение экологических адаптаций человека.

 

1

93

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

1

94

Практическая работа № 6.Оценка антропогенных изменений в природе.

 

1

95

Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы.

1

96

Промежуточная контрольная работа

1

97

Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы.

1

98

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

1

99

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

1

100

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

1

101

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

1

102

Контрольная работа № 3 «Организмы и окружающая среда»

1

 

Итого

102ч