Рабочая программа по биологии 11 класс (2020-2023 уч.г)
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии 11 класс (2020-2023 уч.г)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
01.04.2023
Рабочая программа по биологии 11 класс (2020-2023 уч.г)
рабочая программа 11 биология.docx

 

 

Пояснительная записка

       

Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология. 11 класс. Базовый уровень» составлена на основании:

Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)),

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682).

         Примерной рабочей программы по учебному предмету «Биология». 10-11кл / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.

 

Цели обучения на уровне среднего общего образования:

·         освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·         овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;

·         использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Однако, в связи с тем, что добавлен 1 час на усиление усвоения учебного материала, фактически программное время составляет 68 часов (2 часа в неделю).  Названия тем полностью сохранены. Количество отведенных часов каждой темы, соответственно, увеличено вдвое.

Практический компонент программы составляют лабораторные и практические работы. Лабораторные работы являются частью урока биологии и выполняются на этапе изучения нового материала. Цель лабораторных работ: освоение учащимися новых тематических понятий и формирование общеучебных и специальных умений. Целью практических работ является закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. В каждом классе на уровне среднего общего образования (10-11 класс) при изучении биологии на базовом уровне необходимо проводить 2 контрольные работы в год (по одной работе в учебном семестре).

 

 

Количество часов за год

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

Количество практических работ

11 класс

66

2

1

3

 

 

                               Количество уроков

 

 

I семестр

II семестр

11 класс

32

34

 

 

 

 

 

           УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

 

                                                                                         Распределение учебного материала по темам

 

№ 

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Лабораторные  работы

Практические работы

                                    11 класс

66

1

 

3

7

 Раздел IIІ. Теория эволюции. Тема 1.(Т 7) Основы эволюционного учения

14

-

1

8

 Тема 2.(Т 8) Многообразие организмов как результат эволюции.

18

 1

-

 9,10

 Тема 3. (Т 9, 10). Возникновение и развитие жизни на Земле (9).

Раздел ІV. Организмы и окружающая среда. Основы экологии (10).

12

1

10, 11

 Тема 4. (Т10, 11). Основы экологии. Учение о биосфере. Охрана природы.

 

22

1

                           

 

 

 

Календарно-тематическое планирование для учащихся 11 класса

Предметная область «Естественные науки». Биология

Раздел IIІ. Теория эволюции.

Тема 1 (7). Основы эволюционного учения 14- 1х45мин.

Обучающийся:

·      описывает этапы возникновения и развития эволюционных взглядов; научные и социально-политические предпосылки возникновения эволюционных идей;

·      называет основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина в современной интерпретации, факторы эволюции;

·      приводит примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у таксонов; примеры рудиментов и атавизмов;

·      характеризует процесс эволюционных преобразований; основные положения синтетической теории эволюции;

·      обосновывает роль изменчивости, предоставляющей материал для естественного отбора;

·      устанавливает взаимосвязь между организацией организмов и их приспособленностью к условиям существования;

·      делает вывод о популяции как единицы эволюции;

·      сравнивает способы видообразования;

·      раскрывает признаки эволюционного прогресса и регресса;

·      оценивает основные способы макроэволюционных преобразований;

оперирует основными терминами и понятиями.

 

 

№ п/п

Дата

№ урока в теме

Тема

Примечание

План

Факт

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Становление эволюционного учения.

 

2

 

 

 

 

 

 

2

Доказательства эволюции.

 

3

 

 

 

 

 

 

3

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Механизмы эволюционного процесса

 

5

 

 

 

 

 

 

5

 Роль изменчивости в эволюции.

 

6

 

 

 

 

 

 

6

Естественный отбор как направляющий эволюционный фактор. Формы естественного отбора.

 

7

 

8

 

 

 

 

 

 

7

 

8

 Практическая работа 1. Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Микроэволюция.

Элементарные эволюционные факторы.

 

10

 

 

 

 

 

 

10

Приспособленность организмов к условиям обитания. Способы видообразования.

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Макроэволюция. Направления и пути эволюции.

 

12

 

 

 

 

 

 

12

Синтетическая теория эволюции.

 

 

13

 

 

 

 

 

 

13

Обобщение материала.

 

14

 

 

 

 

 

 

14

Контрольная 1.

 

Тема 2 (8). Многообразие организмов как результат эволюции. 18- 1х45мин.

Обучающийся:

·      описывает этапы эволюции растений и животных; жизненные циклы (хламидомонады, листостебельных мхов, равноспоровых папоротников, малярийного плазмодия, сцифоидных медуз, печеночного сосальщика, цепней свиного и бычьего, аскариды человеческой);

·      обосновывает принадлежность водорослей к низшим растениям;

·      называет особенности в организации грибов и лишайников; представителей отделов водорослей (зеленые, диатомовые, красные, бурые);

·      приводит примеры растений и животных, представителей различных таксонов; общую характеристику цветковых растений, представителей различных семейств двудольных (крестоцветные, розоцветные, сложноцветные, пасленовые) и однодольных (злаковые, лилейные); примеры съедобных и ядовитых грибов;

·      характеризует отделы высших споровых растений; семенные растения; основные ароморфозы, возникающие у таксонов в ходе эволюции; типы метаболизма у организмов; современную систему органического мира;

·      устанавливает принадлежность растений к определенной таксономической группе;

·      делает вывод о закономерностях эволюционных изменений органов и систем органов у животных;

·      сравнивает отделы семенных растений, классы покрытосеменных растений;

·      оперирует основными терминами и понятиями;

применяет таксономические единицы.

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Эволюция растений.

 

16

 

 

 

 

 

 

2

Низшие растения.

 

17

 

 

 

 

 

 

3

Обзор высших споровых растений.

 

18

 

 

 

 

 

 

4

Жизненные циклы.

 

19

 

 

 

 

 

 

 

5

Семенные растения.

 

20

 

 

 

 

 

 

6

Голосеменные растения.

 

21

 

 

 

 

 

 

7

Классы  покрытосеменных растений.

 

22

 

 

 

 

 

 

8

Семейства покрытосеменных растений.

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Грибы и лишайники как отдельное царство организмов.

Грибы.

 

24

 

 

 

 

 

 

10

Лишайники.

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Эволюция животных. Многообразие беспозвоночных.

 

26

 

 

 

 

 

 

12

Жизненные циклы отдельных представителей беспозвоночных.

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Многообразие хордовых животных.

 

28

 

 

 

 

 

 

14

Характеристика классов позвоночных животных.

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

Эволюция органов и систем.

 

30

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Лабораторная работа 1. Филогенез органов и систем органов у животных (две системы на выбор).

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

Эволюция и типы метаболизма в живых организмах.

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

18

Современная система органического мира.

 

 

Тема 3 (9, 10). Возникновение и развитие жизни на Земле (9).

Раздел ІV. Организмы и окружающая среда. ( Т10). Основы экологии. 12ч.- 1х45мин.

Учащийся:

·      описывает основные гипотезы происхождения жизни, основные эволюционные события в различные геологические эры и периоды, этапы эволюции приматов;

·      называет гипотезы происхождения жизни, основные геологические эры и периоды, этапы эволюции приматов;

·      приводит примеры организмов различных геологических периодов;

·      характеризует место человека в органическом мире и особенности антропогенеза;

·      делает вывод о преобладании тех или иных движущих сил в эволюции приматов;

·      сравнивает разные этапы эволюции приматов;

оперирует основными терминами и понятиями.

 

 

33

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Происхождения жизни на Земле.

 

34.

 

 

 

 

 

 

2

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

 

 

 

35

 

 

 

 

 

 

3

Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

 

36

 

 

 

 

 

 

4

Основные эволюционные события в различные геологические эры и периоды.

 

37

 

 

 

 

 

 

5

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза

 

38

 

 

 

 

 

 

6

Расы человека, их происхождение и единство.

 

 

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Экология как наука. Экологические факторы и их классификация.

 

40

 

 

 

 

 

 

8

Закономерности действия экологических факторов на организмы и популяции.

 

41

 

 

 

 

 

 

9

Адаптация организмов к различным средам обитания.

 

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Многообразие форм приспособленности организмов к условиям жизни.

 

43

 

 

 

 

 

 

 

11

Биологические ритмы.

 

 

44

 

 

 

 

 

 

12

Практическая работа 2. Оценка влияния температуры воздуха на человека.

 

Тема 4. (10, 11). Основы экологии. Учение о биосфере. Охрана природы 22ч.- 1х45мин.

 Учащийся:

·      описывает различные форма адаптаций организмов к условиям обитания; биологические ритмы; структуру надвидовых сообществ; границы биосферы;

·      обосновывает цели и задачи экологии; значение живых организмов в круговороте элементов (углерод, кислород, азот);

·      называет основные типы экологических взаимоотношений организмов; называет глобальные экологические проблемы и способы их решения; природоохранные территории;

·      приводит примеры экологических сообществ; аспектов в деле охраны природы;

·      характеризует потоки энергии и вещества в экосистемах; основные экологические характеристики популяции; экологические пирамиды; роль живого вещества в развитии биосферы;

·      устанавливает закономерности динамики популяции и экологических сообществ; типы сукцессий; основные направления рационального природопользования;

·      делает вывод о закономерностях передачи энергии в экологическом сообществе; делает вывод о влиянии человека на биосферу;

·      сравнивает естественные и искусственные экосистемы;

·      оперирует основными терминами и понятиями;

·      применяет знания для решения задач по экологии, составления пищевых цепей (пастбищных, детритных) и определения трофических уровней;

решает задачи по экологии, строит пищевые цепочки.

45

 

 

 

 

 

 

 

1

Экологическая характеристика популяции.

 

46

 

 

 

 

 

 

2

Структура и динамика биоценозов.

 

47

48

 

 

 

 

 

 

3

4

Типы экологических взаимоотношений между организмами.

 

 

49

 

 

 

 

 

 

 

5

Учение об экосистеме.

 

50

 

 

 

 

 

 

6

Потоки вещества и энергии в экосистемах, цепи питания.

 

51

 

 

 

 

 

 

7

Экологические пирамиды.

 

52

 

 

 

 

 

 

8

Динамика экосистем.

 

53

 

 

 

 

 

 

9

Решение задач по экологии

 

54

 

 

 

 

 

 

10

Решение задач по экологии.

 

55

 

 

 

 

 

 

11

Решение задач по экологии.

 

56

 

 

 

 

 

 

12

Практическая работа 3 Решение задач по экологии /правило экологической пирамиды, цепи питания/.

 

57

58

 

 

 

 

 

 

13

14

Искусственные экосистемы.

 

59

 

 

 

 

 

 

15

Биосфера, ее границы. Биомы. Живое вещество и его функции.

 

60

 

 

 

 

 

 

16

Биогеохимические циклы.

 

61

 

 

 

 

 

 

17

Экологические проблемы.

 

62

 

 

 

 

 

 

18

Влияние человека на состояние биосферы.

 

 

63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Основы рационального природопользования.

 

64

 

 

 

 

 

 

20

Охрана природы.

 

 

65

 

 

 

 

 

 

21

Обобщение и систематизация знаний.

 

 

66

 

 

 

 

 

 

22

Контрольная работа 2

 

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю

Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю

Распределение учебного материала по темам № п/п

Распределение учебного материала по темам № п/п

Календарно-тематическое планирование для учащихся 11 класса

Календарно-тематическое планирование для учащихся 11 класса

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Тема 2 (8). Многообразие организмов как результат эволюции

Тема 2 (8). Многообразие организмов как результат эволюции

Классы покрытосеменных растений

Классы покрытосеменных растений

Тема 3 (9, 10). Возникновение и развитие жизни на

Тема 3 (9, 10). Возникновение и развитие жизни на

Расы человека, их происхождение и единство

Расы человека, их происхождение и единство

Экологическая характеристика популяции

Экологическая характеристика популяции

Искусственные экосистемы. 59 15

Искусственные экосистемы. 59 15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2023