Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология. 11 класс. Базовый уровень» составлена на основании:
Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)),
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682).
Примерной рабочей программы по учебному предмету «Биология». 10-11кл / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.
Цели обучения на уровне среднего общего образования:
· освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
· овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
· использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Однако, в связи с тем, что добавлен 1 час на усиление усвоения учебного материала, фактически программное время составляет 68 часов (2 часа в неделю). Названия тем полностью сохранены. Количество отведенных часов каждой темы, соответственно, увеличено вдвое.
Практический компонент программы составляют лабораторные и практические работы. Лабораторные работы являются частью урока биологии и выполняются на этапе изучения нового материала. Цель лабораторных работ: освоение учащимися новых тематических понятий и формирование общеучебных и специальных умений. Целью практических работ является закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. В каждом классе на уровне среднего общего образования (10-11 класс) при изучении биологии на базовом уровне необходимо проводить 2 контрольные работы в год (по одной работе в учебном семестре).
|
Количество часов за год |
Количество контрольных работ |
Количество лабораторных работ |
Количество практических работ |
11 класс |
66 |
2 |
1 |
3 |
Количество уроков |
||
|
||
|
I семестр |
II семестр |
11 класс |
32 |
34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Распределение учебного материала по темам
№ п/п |
Изучаемый материал |
Кол-во часов |
Лабораторные работы |
Практические работы |
11 класс |
66 |
1 |
3 |
|
7 |
Раздел IIІ. Теория эволюции. Тема 1.(Т 7) Основы эволюционного учения |
14 |
- |
1 |
8 |
Тема 2.(Т 8) Многообразие организмов как результат эволюции. |
18 |
1 |
- |
9,10 |
Тема 3. (Т 9, 10). Возникновение и развитие жизни на Земле (9). Раздел ІV. Организмы и окружающая среда. Основы экологии (10). |
12 |
1 |
|
10, 11 |
Тема 4. (Т10, 11). Основы экологии. Учение о биосфере. Охрана природы.
|
22 |
1 |
Календарно-тематическое планирование для учащихся 11 класса
Предметная область «Естественные науки». Биология
Раздел IIІ. Теория эволюции. Тема 1 (7). Основы эволюционного учения 14- 1х45мин. Обучающийся: · описывает этапы возникновения и развития эволюционных взглядов; научные и социально-политические предпосылки возникновения эволюционных идей; · называет основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина в современной интерпретации, факторы эволюции; · приводит примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у таксонов; примеры рудиментов и атавизмов; · характеризует процесс эволюционных преобразований; основные положения синтетической теории эволюции; · обосновывает роль изменчивости, предоставляющей материал для естественного отбора; · устанавливает взаимосвязь между организацией организмов и их приспособленностью к условиям существования; · делает вывод о популяции как единицы эволюции; · сравнивает способы видообразования; · раскрывает признаки эволюционного прогресса и регресса; · оценивает основные способы макроэволюционных преобразований; оперирует основными терминами и понятиями.
|
№ п/п |
Дата |
№ урока в теме |
Тема |
Примечание |
|||||
План |
Факт |
||||||||
1
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Становление эволюционного учения. |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Доказательства эволюции. |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Эволюционная теория Ч. Дарвина.
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Механизмы эволюционного процесса |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Роль изменчивости в эволюции. |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Естественный отбор как направляющий эволюционный фактор. Формы естественного отбора. |
|
7
8 |
|
|
|
|
|
|
7
8 |
Практическая работа 1. Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов |
|
9
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Микроэволюция. Элементарные эволюционные факторы. |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Приспособленность организмов к условиям обитания. Способы видообразования.
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Макроэволюция. Направления и пути эволюции. |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Синтетическая теория эволюции.
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
13 |
Обобщение материала. |
|
14 |
|
|
|
|
|
|
14 |
Контрольная 1. |
|
Тема 2 (8). Многообразие организмов как результат эволюции. 18- 1х45мин. Обучающийся: · описывает этапы эволюции растений и животных; жизненные циклы (хламидомонады, листостебельных мхов, равноспоровых папоротников, малярийного плазмодия, сцифоидных медуз, печеночного сосальщика, цепней свиного и бычьего, аскариды человеческой); · обосновывает принадлежность водорослей к низшим растениям; · называет особенности в организации грибов и лишайников; представителей отделов водорослей (зеленые, диатомовые, красные, бурые); · приводит примеры растений и животных, представителей различных таксонов; общую характеристику цветковых растений, представителей различных семейств двудольных (крестоцветные, розоцветные, сложноцветные, пасленовые) и однодольных (злаковые, лилейные); примеры съедобных и ядовитых грибов; · характеризует отделы высших споровых растений; семенные растения; основные ароморфозы, возникающие у таксонов в ходе эволюции; типы метаболизма у организмов; современную систему органического мира; · устанавливает принадлежность растений к определенной таксономической группе; · делает вывод о закономерностях эволюционных изменений органов и систем органов у животных; · сравнивает отделы семенных растений, классы покрытосеменных растений; · оперирует основными терминами и понятиями; применяет таксономические единицы. |
|||||||||
15
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Эволюция растений. |
|
16 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Низшие растения. |
|
17 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Обзор высших споровых растений. |
|
18 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Жизненные циклы. |
|
19
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Семенные растения. |
|
20 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Голосеменные растения. |
|
21 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Классы покрытосеменных растений. |
|
22 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Семейства покрытосеменных растений. |
|
23
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Грибы и лишайники как отдельное царство организмов. Грибы. |
|
24 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Лишайники. |
|
25
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Эволюция животных. Многообразие беспозвоночных. |
|
26 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Жизненные циклы отдельных представителей беспозвоночных. |
|
27
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Многообразие хордовых животных. |
|
28 |
|
|
|
|
|
|
14 |
Характеристика классов позвоночных животных. |
|
29
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Эволюция органов и систем. |
|
30
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Лабораторная работа 1. Филогенез органов и систем органов у животных (две системы на выбор). |
|
31
|
|
|
|
|
|
|
17
|
Эволюция и типы метаболизма в живых организмах.
|
|
32 |
|
|
|
|
|
|
18 |
Современная система органического мира. |
|
Тема 3 (9, 10). Возникновение и развитие жизни на Земле (9). Раздел ІV. Организмы и окружающая среда. ( Т10). Основы экологии. 12ч.- 1х45мин. Учащийся: · описывает основные гипотезы происхождения жизни, основные эволюционные события в различные геологические эры и периоды, этапы эволюции приматов; · называет гипотезы происхождения жизни, основные геологические эры и периоды, этапы эволюции приматов; · приводит примеры организмов различных геологических периодов; · характеризует место человека в органическом мире и особенности антропогенеза; · делает вывод о преобладании тех или иных движущих сил в эволюции приматов; · сравнивает разные этапы эволюции приматов; оперирует основными терминами и понятиями. |
33
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Происхождения жизни на Земле. |
|
34. |
|
|
|
|
|
|
2 |
Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. |
|
35 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Основные этапы эволюции органического мира на Земле. |
|
36 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Основные эволюционные события в различные геологические эры и периоды. |
|
37 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза |
|
38 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Расы человека, их происхождение и единство. |
|
39
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Экология как наука. Экологические факторы и их классификация. |
|
40 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Закономерности действия экологических факторов на организмы и популяции. |
|
41 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Адаптация организмов к различным средам обитания. |
|
42
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Многообразие форм приспособленности организмов к условиям жизни. |
|
43
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Биологические ритмы.
|
|
44 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Практическая работа 2. Оценка влияния температуры воздуха на человека. |
|
Тема 4. (10, 11). Основы экологии. Учение о биосфере. Охрана природы 22ч.- 1х45мин. Учащийся: · описывает различные форма адаптаций организмов к условиям обитания; биологические ритмы; структуру надвидовых сообществ; границы биосферы; · обосновывает цели и задачи экологии; значение живых организмов в круговороте элементов (углерод, кислород, азот); · называет основные типы экологических взаимоотношений организмов; называет глобальные экологические проблемы и способы их решения; природоохранные территории; · приводит примеры экологических сообществ; аспектов в деле охраны природы; · характеризует потоки энергии и вещества в экосистемах; основные экологические характеристики популяции; экологические пирамиды; роль живого вещества в развитии биосферы; · устанавливает закономерности динамики популяции и экологических сообществ; типы сукцессий; основные направления рационального природопользования; · делает вывод о закономерностях передачи энергии в экологическом сообществе; делает вывод о влиянии человека на биосферу; · сравнивает естественные и искусственные экосистемы; · оперирует основными терминами и понятиями; · применяет знания для решения задач по экологии, составления пищевых цепей (пастбищных, детритных) и определения трофических уровней; решает задачи по экологии, строит пищевые цепочки. |
|||||||||
45
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Экологическая характеристика популяции. |
|
46 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Структура и динамика биоценозов. |
|
47 48 |
|
|
|
|
|
|
3 4 |
Типы экологических взаимоотношений между организмами.
|
|
49
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Учение об экосистеме. |
|
50 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Потоки вещества и энергии в экосистемах, цепи питания. |
|
51 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Экологические пирамиды. |
|
52 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Динамика экосистем. |
|
53 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Решение задач по экологии |
|
54 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Решение задач по экологии. |
|
55 |
|
|
|
|
|
|
11 |
Решение задач по экологии. |
|
56 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Практическая работа 3 Решение задач по экологии /правило экологической пирамиды, цепи питания/. |
|
57 58 |
|
|
|
|
|
|
13 14 |
Искусственные экосистемы. |
|
59 |
|
|
|
|
|
|
15 |
Биосфера, ее границы. Биомы. Живое вещество и его функции. |
|
60 |
|
|
|
|
|
|
16 |
Биогеохимические циклы. |
|
61 |
|
|
|
|
|
|
17 |
Экологические проблемы. |
|
62 |
|
|
|
|
|
|
18 |
Влияние человека на состояние биосферы. |
|
63
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Основы рационального природопользования. |
|
64 |
|
|
|
|
|
|
20 |
Охрана природы.
|
|
65 |
|
|
|
|
|
|
21 |
Обобщение и систематизация знаний.
|
|
66 |
|
|
|
|
|
|
22 |
Контрольная работа 2 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.