Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Манычская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Манычской СОШ
_______________ Панасенко С.Н.
Приказ от 31 августа 2021 г. №180
Рабочая программа по биологии
5 класс
на 2021-2022 учебный год
Количество часов – 33
Учитель: Сторчакова Ирина Петровна
(высшая квалификационная категория)
Программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации 5 лет.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации на 2021-2022 учебный год.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована авторская программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2014 г.).
Класс |
Автор учебника |
Издательство, год издания |
5 |
И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова |
Вентана-Граф, 2020 |
Личностные результаты:
1) воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы,
6) формирование толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
8) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
1) учитьсясамостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
5) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
6) формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеетсистемой биологических знаний – понятиями, закономерностями имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
· ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
· создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
· выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
· аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
· аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
· раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
· выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
· различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
· сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы на основе сравнения;
· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
· знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
· анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
· знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
· находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
· основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
· использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
· осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
· создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета, курса.
Класс |
№ п\п |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
5 |
1 |
Биология – наука о живом мире |
10 часов |
2. |
Многообразие живых организмов |
11 часов |
|
3. |
Жизнь организмов на планете Земля |
7 часов |
|
4. |
Человек на планете Земля |
5 часов |
|
Итого |
33 часа |
Раздел «Тематическое планирование»
№ п/п |
Кол-во час. |
Дата |
Тема урока |
Д/з: |
|
план. |
факт. |
||||
Первая четверть – 8 часов Глава 1. Биология-наука о живом мире (10 часов) |
|||||
1 |
1 |
7.09 |
|
Наука о живой природе. |
§ 1, пересказ |
2 |
1 |
14.09 |
|
Свойства живого |
§ 2, пересказ |
3 |
1 |
21.09 |
|
Методы изучения природы. |
§ 3, пересказ |
4
|
1 |
28.09 |
|
Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов». |
§ 3, рефераты |
5 |
1 |
5.10 |
|
Увеличительные приборы. Л/р №1 «Изучение строения увеличительных приборов». |
§ 4, пересказ |
6 |
1 |
12.10 |
|
Строение клетки. Ткани. |
§ 5, пересказ |
7 |
1 |
19.10 |
|
Л/р №2 «Знакомство с клетками растений». |
Повт. § 4-5 |
8 |
1 |
26.10 |
|
Химический состав клетки. |
§6, пересказ |
8 часов, 1 экскурсия, 2 лабораторные работы |
|||||
Вторая четверть – 8 часов |
|||||
9 |
1 |
9.11 |
|
Процессы жизнедеятельности клетки. |
подг. к к/р |
10 |
1 |
16.11 |
|
К/р №1 по теме: «Биология — наука о живом мире». |
§ 7, пересказ |
Глава 2. Многообразие живых организмов (11 часов) |
|||||
11 |
1 |
23.11 |
|
Царства живой природы. |
§ 8, пересказ |
12 |
1 |
30.11 |
|
Бактерии: строение и жизнедеятельность. |
§9, пересказ |
13 |
1 |
7.12 |
|
Значение бактерий в природе и для человека. |
§10, реферат |
14 |
1 |
14.12 |
|
Растения. Л/р №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». |
§ 11, пересказ |
15 |
1 |
21.12 |
|
Животные. |
§12, пересказ |
16 |
1 |
28.12 |
|
Л/р №4 «Наблюдение за передвижением животных». |
Повт. §12 |
8 часов, 2 лабораторные работы, 1 контрольная работа |
|||||
Третья четверть – 9 часов |
|||||
17 |
1 |
11.01 |
|
Грибы. |
§13, пересказ |
18 |
1 |
18.01 |
|
Многообразие и значение грибов. |
§14, реферат |
19 |
1 |
25.01 |
|
Лишайники. |
§ 15, пересказ |
20 |
1 |
1.02 |
|
Значение живых организмов в природе и жизни человека. |
подг. к к/р |
21 |
1 |
8.02 |
|
К/р №2 по теме: «Многообразие живых организмов». |
§16, пересказ |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов) |
|||||
22 |
1 |
15.02 |
|
Среды жизни планеты Земля. |
§17, реферат |
23 |
1 |
22.02 |
|
Экологические факторы среды. |
§18, пересказ |
24 |
1 |
1.03 |
|
Приспособления организмов к жизни в природе |
§19, реферат |
25 |
1 |
15.03 |
|
Природные сообщества. |
§20, пересказ |
9 часов, 1 контрольная работа |
|||||
Четвертая четверть – 8 часов |
|||||
26 |
1 |
29.03 |
|
Природные зоны России. |
§21, реферат |
27 |
1 |
5.04 |
|
Жизнь организмов на разных материках. |
§22, пересказ |
28 |
1 |
12.04 |
|
Жизнь организмов в морях и океанах. |
§23, пересказ |
Глава 4. Человек на планете Земля (5 часов) |
|||||
29 |
1 |
19.04 |
|
Как появился человек на Земле. |
§24, пересказ |
30 |
1 |
26.04 |
|
Как человек изменял природу. |
§25, пересказ |
31 |
1 |
17.05 |
|
Важность охраны живого мира планеты. |
§26, пересказ |
32 |
1 |
24.05 |
|
Сохраним богатство живого мира. К/р №3 по теме: «Человек на планете Земля». |
§ 27, пересказ |
33 |
1 |
31.05 |
|
Экскурсия в природу: «Весенние явления в жизни живых организмов». |
Задание на лето |
8 часов, 1 контрольная работа |
|||||
Год: 33 часа, 2 экскурсии, 4 лабораторные работы, 3 контрольные работы. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.