Рабочая программа по биологии 5 класс (учебник В.В. Пасечника, серия учебников "Линия жизни"
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс (учебник В.В. Пасечника, серия учебников "Линия жизни"

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
5 кл
30.06.2022
Рабочая программа по биологии 5 класс (учебник В.В. Пасечника, серия учебников "Линия жизни"
Рабочая программа для 5 класса общеобразовательных учреждений составленная в соответствии с ФГОС 3.0
РП 5 класс 22-23.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Школа № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района  Саратовской области имени Героя Советского Союза М.С. Бочкарева»

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

__________________

Протокол №_____ от

«___»__________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР____________________    /Горячева Н.Н/

 

«___»__________2021 г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

________________

/Шведова Е.В./

Приказ №____ от

«____»____________2021 г

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Биология»

 

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

 

Составитель: Кузьмина  Светлана Юрьевна

Учитель биологии, химии

 

 

 

Рп. Новые Бурасы, 2022 год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;

— формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;

— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

 

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

— овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

— освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современны достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;

— воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранении собственного здоровья и охраны окружающей среды.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Биология как наука

Биология – наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Способы организации собственной учебной деятельности.

Методы изучения биологии: практические и теоретические. Наблюдение. Эксперимент. Наблюдение.

Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии (лаборатории).

Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Отличия живого от неживого.

Среда обитания. Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоёмов. Наземно-воздушная среда. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Организменная среда обитания

 

Клеточное строение организмов

Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом.

Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Строение клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат. Клеточная стенка. Ядро. Хромосомы. Вакуоли.

Пластиды. Хлоропласты.

Процессы жизнедеятельности в клетке: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение. Раздражимость. Движение цитоплазмы.

Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов.

Лабораторные работы: «Обнаружение минеральных и органических веществ в растениях», «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом», «Пластиды в клетках растений»

Контрольная работа по разделам «Биология – наука о живых организмах» и «Клеточное строение организмов»

 

Многообразие организмов.

Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы.

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальная клетка, отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных. Форма бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Размножение бактерий.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Среда обитания и многообразие грибов. Грибы съедобные и ядовитые. Роль грибов в природе и жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Многообразие растений. Низшие и высшие растений. Одноклеточные и многоклеточные растения. Места обитания растений. Характерные признаки растений.

Водоросли, особенности строения и жизнедеятельности. Среда обитания и многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Лишайники – симбиотические организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны, хвощи: происхождение, особенности строения, многообразие и распространение.

Голосеменные растения. Особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком.

Покрытосеменные, или Цветковые, растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира.

Одноклеточные животные, особенности строения. Многообразие одноклеточных животных, их роль в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности строения. Многообразие позвоночных животных. Многообразие живой природы. Охрана природы

Лабораторные работы: «Особенности строения мукора и дрожжей», «Строение цветкового растения».

Контрольные работы: «Царство Растения», итоговая контрольная работа по курсу биологии.

 


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

— отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

— понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

— ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

— понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

— сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,

связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

— осознание экологических проблем и путей их решения;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— адекватная оценка изменяющихся условий;

— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

— планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

— устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и

иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

— регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

— открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;

— перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией (4—5);

— приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;

— иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

— применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

— различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли.

— проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

— раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;

— приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;

— аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;

— раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;

— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

— выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);

— применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

— владеть приёмами работы с лупой, световым микроскопом при рассматривании биологических объектов;

— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;

— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;

— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Период изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Биология как наука

6

1

0

 

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником. Определять методы биологических исследований. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Выделять существенные признаки отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Устный опрос, тестирование, письменный контроль, контрольная работа.

Интерактивный учебник «Фоксфорд»: https://foxford.ru/wiki/biologiya

Электронное приложение к учебникам по биологии УМК «Линия жизни» для 5 класса.

https://biology.ru/ - «Открытый колледж. Биология»

https://allforchildren.ru/scivideo/bio.php - учебные фильмы по биологии

http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

https://megabook.ru/ - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

2

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

8

1

3

 

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки и объяснять их результаты. Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сформировать представление о единстве живого. Научиться готовить микропрепараты

Устный опрос, тестирование, письменный контроль, практическая работа, контрольная работа.

Интерактивный учебник «Фоксфорд»: https://foxford.ru/wiki/biologiya

Электронное приложение к учебникам по биологии УМК «Линия жизни» для 5 класса.

https://biology.ru/ - «Открытый колледж. Биология»

https://allforchildren.ru/scivideo/bio.php - учебные фильмы по биологии

http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

https://megabook.ru/ - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

3

Многообразие организмов

18

1

2

 

Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать). Объяснять роль различных организмов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Научиться готовить микропрепараты. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.  Выявлять взаимосвязи между строением организмов и их местообитанием. Находить информацию о представителях разных систематических групп живой природы в научно-популярной литературе, биологических словарях, энциклопедиях, сети Интернет, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

Устный опрос, тестирование, письменный контроль, практическая работа, контрольная работа.

Интерактивный учебник «Фоксфорд»: https://foxford.ru/wiki/biologiya

Электронное приложение к учебникам по биологии УМК «Линия жизни» для 5 класса.

https://biology.ru/ - «Открытый колледж. Биология»

https://allforchildren.ru/scivideo/bio.php - учебные фильмы по биологии

http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

https://megabook.ru/ - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

 

Резервное время

2

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

5

 

 

 

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Причина корректировки

Раздел I. Биология как наука (6 часов)

1.

1.1

Биология – наука о живой природе (§ 1)

1 ч

 

 

 

2.

1.2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. (§ 2-3)

1 ч

 

 

 

3.

1.3

Разнообразие живой природы (§ 4)

1 ч

 

 

 

4.

1.4

Среды обитания организмов (§ 5)

1 ч

 

 

 

5.

1.5

Обобщающий урок по теме «Введение. Биология как наука»

1 ч

 

 

 

6

1.6

Входная контрольная работа

 

 

 

Раздел II. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов)

7.

2.1

Устройство увеличительных приборов (§ 6)

1 ч

 

 

 

8.

2.2

Химический состав клетки. Неорганические вещества (§ 7)

1 ч

 

 

 

9.

2.3

Химический состав клетки. Органические вещества (§ 7)

1 ч

 

 

 

10.

2.4

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). (§ 8)

1 ч

 

 

 

11.

2.5

Особенности строения клеток. Пластиды. (§ 8)

1 ч

 

 

 

12.

2.6

Процессы жизнедеятельности в клетке (§ 9)

1 ч

 

 

 

13.

2.7

Деление и рост клеток (§ 9)

1 ч

 

 

 

14.

2.8

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. Контрольно-обобщающий урок

1 ч

 

 

 

Раздел III. Многообразие организмов (18 часов)

15.

3.1

Классификация организмов (§ 10)

1 ч

 

 

 

16.

3.2

Строение и многообразие бактерий (§ 11)

1 ч

 

 

 

17.

3.3

Роль бактерий в природе и жизни человека (§ 11)

1 ч

 

 

 

18.

3.4

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые. (§ 12)

1 ч

 

 

 

19.

3.5

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека (§ 12)

1 ч

 

 

 

20.

3.6

Характеристика царства Растения (§ 13)

1 ч

 

 

 

21.

3.7

Водоросли (§ 14)

1 ч

 

 

 

22.

3.8

Лишайники (§ 15)

1 ч

 

 

 

23.

3.9

Высшие споровые растения. Мхи, плауны, хвощи, папоротники (§ 16)

1 ч

 

 

 

24.

3.10

Голосеменные растения (§ 17)

1 ч

 

 

 

25

3.11

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа «Строение цветкового растения»

1 ч

 

 

 

26

3.12

Общая характеристика царства Животные (§ 18)

1 ч

 

 

 

27.

3.13

Подцарство Одноклеточные. (§ 19)

1 ч

 

 

 

28.

3.14

Подцарство Многоклеточные: беспозвоночные животные(§ 20)

1 ч

 

 

 

29.

3.15

Холоднокровные позвоночные животные (§ 21)

1 ч

 

 

 

30.

3.16

Теплокровные позвоночные животные (§ 21)

 

 

 

 

31.

3.17

Многообразие и охрана живой природы. Обобщение изученного (§ 22)

1 ч

 

 

 

32.

3.18

Итоговая контрольная работа по курсу биологии

1 ч

 

 

 

33-34

3.19-3.20

Резервное время

2 ч

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ, из них:

контрольных работ

лабораторных (практических) работ

34

3

5

 

 

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:

  1.  Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобраз. учреждений с прилож. на электр. носителе/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова и др.; под ред. В.В.Пасечника. М.: Просвещение,2019 (Академический школьный учебник, «Линия жизни»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобраз. учреждений с прилож. на электр. носителе/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова и др.; под ред. В.В.Пасечника. М.: Просвещение,2019 (Академический школьный учебник, «Линия жизни»)
  2. Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию: Линейный курс: 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник и др.- М.: Дрофа, 2020.
  3. Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 5-6 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник. – М. : Просвещение, 2017. – 194 с. – (Линия жизни).

4.      Биология. 5 класс: Проверочные работы в формате ВПР/ (С.В.Суматохин, Г.С.Калинова и др.); под ред. В.В.Пасечника. М.: Просвещение, 2019 («Линия жизни»)

5.      Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. Организаций/ Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 157 с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ  ИНТЕРНЕТ

  1. http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. https://megabook.ru/ - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  3. https://urok.1c.ru/library/biology/ - 1C:Урок – библиотека интерактивных материалов
  4. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  5. https://allforchildren.ru/scivideo/bio.php - учебные фильмы по биологии
  6. https://interneturok.ru/subject/biology - Уроки школьной программы (Видео, конспекты, тесты, тренажеры)
  7. https://biology.ru/ - «Открытый колледж. Биология»
  8. Электронное приложение к учебникам по биологии УМК «Линия жизни» для 5 класса.
  9. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004
  10. Интерактивный учебник «Фоксфорд»: https://foxford.ru/wiki/biologiya
  11. Образовательный портал Дмитрий Гущина «Решу ВПР»: https://bio5-vpr.sdamgia.ru
  12. Федеральный институт оценки качества образования: https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2022

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.      Произведения Джеральда  Даррела («Птицы, звери и родственники»; «Звери в моей жизни»;  «Говорящий свёрток»;  «Моя семья и другие звери» и т.д).

2.      Для углубленного изучения биологии и подготовки к ВсОШ и ВПР:

a.       Кэмпбэлл Биолоджи, 10-е издание, авторы: Джейн Рис, Лиза Урри, Майкл Кэйн, Стивен Вассерман, Питер Минорски, Роберт Джексон. Опубликовано Пирсон Эдьюкейшн, инк, Издательство Пирсон, авторское право ©, 2014, 2011, 2008 Peason Education, Inc; либо приложение КПД Био для смартфонов на ОС Android (https://apksfull.com/amp/kpd-bio/com.mccme.kpdbio)

b.      YouTube-канал «Уроки по учебнику Campbell Biology»: https://www.youtube.com/playlist?list=PLJEDjAF9Nb8iM6KHecTjq_PRBl54xQY23

c.       Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология в 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2004, 2004. – 454 с., ил.

d.      Журнал «Юный натуралист»: http://unnaturalist.ru

 


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы, наглядные пособия, учебник, электронное приложение к учебнику, ПК, проектор, экран, презентации, дидактические материалы.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Лупы, микроскопы, микропрепараты по биологии, препаровальные иглы, пинцеты, лупы, предметные стёкла, покровные стёкла, гербарные образцы (по морфологии и биологии растений, по теме «Основные отдели растений»), коллекции плодов и семян, муляжи, модели-аппликации, рельефные модели

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 2 р

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 2 р

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе

Достижение целей обеспечивается решением следующих

Достижение целей обеспечивается решением следующих

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны, хвощи: происхождение, особенности строения, многообразие и распространение

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны, хвощи: происхождение, особенности строения, многообразие и распространение

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Трудовое воспитание: — активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных…

Трудовое воспитание: — активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных…

Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать…

Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать…

Универсальные коммуникативные действия

Универсальные коммуникативные действия

Универсальные регулятивные действия

Универсальные регулятивные действия

Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; — открытость…

Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; — открытость…

Интернета; — создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии

Интернета; — создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов813

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов813

Многообразие организмов 18 1 2

Многообразие организмов 18 1 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Деление и рост клеток (§ 9) 1 ч 14

Деление и рост клеток (§ 9) 1 ч 14

Голосеменные растения (§ 17) 1 ч 25 3

Голосеменные растения (§ 17) 1 ч 25 3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Электронное приложение к учебникам по биологии

Электронное приложение к учебникам по биологии

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2022