Тема: «Цитология – наука о клетке»
5 класс
Цель:
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток;
– дать понятие о том, что живые клетки обладают свойствами живого: дышат,
питаются, растут, размножаются.
– учить анализировать, создавать образ и понятия.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Предметные:
- знать историю открытия клетки;
- различать методы изучения клетки;
- познакомиться с наукой, изучающей клетку;
- уметь отличать одноклеточные и многоклеточные организмы.
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать своё мнение, интересоваться чужим;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
- личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.
Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии, компьютер, мультимедийная презентация, учебник.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.
2. Актуализация знаний.
3. Мотивационный этап.
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся для того, чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока.
Задание.
А для этого сначала давайте разгадаем кроссворд
1. Если в ту трубу смотреть,
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Нам труба покажет сразу.
Глаз один закрой! И вот —
Все «убольшит»... (Микроскоп)
2. Глазки деда
слабоваты,
Плохо видят в книжке буквы,
Значит, срочно ему нужно
Взять очки или же (Лупа)
3. Лучик света
направляет,
Препарат
им освещает (Зеркало)
4. Он в движение приводит,
Столик или тубус водит… (Винт)
5. Есть хрустальные глазки –
Как волшебники в сказке:
Сгонят вмиг туман и дымку
И увидят невидимку. (Объектив)
6. Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив
Соединяет это вместе всё… (Штатив)
- Еще раз повторим составные части микроскопа!
- Каждую часть микроскопа учащийся показывает на микроскопе
Часть микроскопа |
Для чего она нужна |
Объектив |
Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на оправе (8,15,20,40). |
Окуляр |
Увеличивает изображение, которое получено от объектива. Увеличение можно определить по цифрам на оправе (7,10,15,40) |
Тубус |
Соединяет окуляр и объектив |
Винт |
Поднимает и опускает предметный столик, позволяет добиться четкого изображения. |
Предметный столик |
Служит для размещения на нем объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через объект исследования. |
Зеркало или лаппа |
Помогает направить свет в отверстие на предметном столике |
Штатив |
Служит для крепления тубуса, для удобства установки. |
А как узнать во сколько раз увеличивает наш микроскоп?
Нужно значение окуляра умножить на значение объектива
Ключевое слово – «Клетка»
- Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Что мы сегодня будем изучать?
(Клетка, Строение клетки)
Какие цели и задачи нам предстоит решить?
Изучить строение клетки, научиться готовить препарат, посмотреть строение клетки под микроскопом
Как мы можем связать тему нашего урока и то, что мы повторили строение микроскопа? (варианты ответов)
Учитель: Итак, ребята! Элементарной единицей живого организма -это … (клетка).
(версии детей)
Мы с вами знакомились с семьей биологических наук в которые входит ботаника – наука о растениях, зоология – наука о животных, микология наука, которая изучает грибы, так вот, а клетки изучает наука цитология от греческого слова китос- клетка
Цитология – наука о клетке. Переведите слово «Цитология»
(греч. kytos — ячейка, клетка, logos – изучать)
8). История открытия клетки. (слайд 7)
Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1665 году. Робер Гук называл их целлюла в переводе с латинского языка означает келья, ячейка. С тех пор эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.
Вслед за Робертом Гуком многие исследователи начали изучать клеточное строение организмов. Среди них большую известность получил нидерландский натуралист Антони ван Левенгук. В 70- 80 -х годах XVII века он совершил множество открытий при помощи сконструированного им микроскопа. Микроскоп Лечвенгука имел настолько необычную конструкцию, но оказался очень удачным, что ученому удалось разглядеть и зарисовать бактерии. Левегук изучал буквально все, что оказывалось у него под ногами, так рассматривая воду из бочки с дождевой водой, он обнаружил в ней живых существ, которые назвал анималькуле. Теперь мы называем их простешими, т к они состоят из одной клетки
Постепенно шло накопление знаний о строении клетки в 1802 году Роберт Броун обнаружил в клетках ядро. Немецкий ботаник Эдуард Страсбургер ввёл понятие цитоплазмы в 1882 году. В 1877 г. ботаник В. Пфеффер (1845–1920) опубликовал свой труд “Исследования осмоса”, где утвердил существование клеточных мембран, основываясь на сходстве между клетками
Основными органоидами клеток является ЯДРО, ЦИТОПЛАЗМА и КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
1)Ядро - самый важный компонент клетки, который управляет ее жизнедеятельностью
2) Цитоплазма - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
3) Клеточная мембрана - «одевает» клетку и придает ей прочность
У вас на столах лежат рабочие листы, на которых изображены клетки, давайте найдем в них цитоплазму, ядро и клеточную мембрану
Физкультминутка
Лабораторная работа
Основные части клетки:
1)Ядро - самый важный компонент клетки, который управляет ее жизнедеятельностью
2) Цитоплазма - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
3) Клеточная мембрана - «одевает» клетку и придает ей прочность
Ученики записывают в тетрадях кратко
Ядро-содержит гены (ДНК)
Цитоплазма-раствор (внутренняя среда)
Мембрана – защита
5. Обобщение и заключение:
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Давайте
6. Домашнее задание.
Изучить теоретический материал в тетради. Параграф 10. Стр. 64-65 В тетрадях зарисовать строение клетки, подписать. Сделать модель клетки из пластилина
7. Выставление отметок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.