Уроки биологии в 5 классе по теме: «Цитология – наука о клетке»
Оценка 4.9

Уроки биологии в 5 классе по теме: «Цитология – наука о клетке»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
25.11.2024
Уроки биологии в 5 классе по теме: «Цитология – наука о клетке»
Материал для открытого урока по биологии в 5 классе
урок в 5 классе по теме- %22 Цитология —наука о клетке..docx

Тема: «Цитология – наука о клетке»

5 класс

Цель:

  1. Обучающая: изучить историю открытия клетки, познакомиться с наукой цитологией.
  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, использовать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток;
– дать понятие о том, что живые клетки обладают свойствами живого: дышат, питаются, растут, размножаются.
– учить анализировать, создавать образ и понятия.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Предметные:

- знать историю открытия клетки;

- различать методы изучения клетки;

- познакомиться с наукой, изучающей клетку;

- уметь отличать одноклеточные и многоклеточные организмы.

Метапредметные:

- регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать своё мнение, интересоваться чужим;

- коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- личностные:

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с текстом учебника.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать одноклассников и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, интересоваться чужим.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии, компьютер, мультимедийная презентация, учебник.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

2. Актуализация знаний.

3. Мотивационный этап.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся для того, чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Задание.

А для этого сначала давайте разгадаем кроссворд

1.      Если в ту трубу смотреть,

Можно много разглядеть:

Что не видно просто глазом,

Нам труба покажет сразу.

Глаз один закрой! И вот —

Все «убольшит»...  (Микроскоп)

 

2.      Глазки деда слабоваты,
Плохо видят в книжке буквы,
Значит, срочно ему нужно
Взять очки или же  (Лупа)

3.     Лучик света направляет,
Препарат  им освещает (Зеркало)

4.     Он в движение приводит,

 Столик или тубус водит… (Винт)

5.      Есть  хрустальные глазки –

Как волшебники в сказке:

Сгонят вмиг туман и дымку

И увидят невидимку. (Объектив)

 

6.      Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив

  Соединяет это вместе всё… (Штатив)

 

- Еще раз повторим составные части микроскопа!

-  Каждую часть микроскопа учащийся показывает на микроскопе

Часть микроскопа

Для чего она нужна

Объектив

Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на оправе (8,15,20,40).

Окуляр

Увеличивает изображение, которое получено от объектива. Увеличение можно определить по цифрам на оправе (7,10,15,40)

Тубус

Соединяет окуляр и объектив

Винт

Поднимает и опускает предметный столик, позволяет добиться четкого изображения.

Предметный столик

Служит для размещения на нем объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через объект исследования.

Зеркало или лаппа

Помогает направить свет в отверстие на предметном столике

Штатив

Служит для крепления тубуса,  для удобства установки.

А как узнать во сколько раз увеличивает наш микроскоп?

Нужно значение окуляра умножить на значение объектива

 

Ключевое слово – «Клетка»

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Что мы сегодня будем изучать?

(Клетка, Строение клетки)

Какие цели и задачи нам предстоит решить?

Изучить строение клетки, научиться готовить препарат, посмотреть строение клетки под микроскопом

Как мы можем связать тему нашего урока и то, что мы повторили строение микроскопа? (варианты ответов)

 

Учитель: Итак, ребята! Элементарной единицей живого организма -это  … (клетка).

 (версии детей)

Мы с вами знакомились с семьей биологических наук в которые входит ботаника – наука о растениях, зоология – наука о животных, микология наука, которая изучает грибы,  так вот, а клетки изучает наука цитология от греческого слова китос- клетка

 

 

Цитология наука о клетке. Переведите слово «Цитология»

(греч. kytos — ячейка, клетка, logos – изучать)

8). История открытия клетки. (слайд 7)

Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1665 году. Робер Гук называл их целлюла в переводе с латинского языка означает келья, ячейка. С тех пор эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

Вслед за Робертом Гуком многие исследователи начали изучать клеточное строение организмов. Среди них большую известность получил нидерландский натуралист Антони ван Левенгук. В 70- 80 -х годах XVII века он совершил множество открытий при помощи сконструированного им микроскопа. Микроскоп Лечвенгука имел настолько необычную конструкцию, но оказался очень удачным, что ученому удалось разглядеть и зарисовать бактерии. Левегук изучал буквально все, что оказывалось у него под ногами, так рассматривая воду из бочки с дождевой водой, он обнаружил в ней живых существ, которые назвал анималькуле. Теперь мы называем их простешими, т к они состоят из одной клетки

Постепенно шло накопление знаний о строении клетки в 1802 году Роберт Броун обнаружил в клетках ядро. Немецкий ботаник Эдуард Страсбургер ввёл понятие цитоплазмы в 1882 году. В 1877 г. ботаник В. Пфеффер (1845–1920) опубликовал свой труд “Исследования осмоса”, где утвердил существование клеточных мембран, основываясь на сходстве между клетками

Основными органоидами клеток является ЯДРО, ЦИТОПЛАЗМА и КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА

1)Ядро - самый важный компонент клетки, который управляет ее жизнедеятельностью

2) Цитоплазма - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;

3) Клеточная мембрана - «одевает» клетку и придает ей прочность

 

У вас на столах лежат рабочие листы, на которых изображены клетки, давайте найдем в них цитоплазму, ядро и клеточную мембрану

Физкультминутка

                                                          

Лабораторная работа

 

Основные части клетки:

1)Ядро - самый важный компонент клетки, который управляет ее жизнедеятельностью

2) Цитоплазма - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;

3) Клеточная мембрана - «одевает» клетку и придает ей прочность

 

Ученики записывают в тетрадях кратко

Ядро-содержит гены (ДНК)

Цитоплазма-раствор (внутренняя среда)

Мембрана – защита

5.      Обобщение и заключение:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Давайте

6.       Домашнее задание.

Изучить теоретический материал в тетради. Параграф 10.  Стр. 64-65 В тетрадях зарисовать строение клетки, подписать. Сделать модель клетки из пластилина

 7.  Выставление отметок.


 

Тема: «Цитология – наука о клетке» 5 класс

Тема: «Цитология – наука о клетке» 5 класс

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки

Глазки деда слабоваты, Плохо видят в книжке буквы,

Глазки деда слабоваты, Плохо видят в книжке буквы,

История открытия клетки. (слайд 7)

История открытия клетки. (слайд 7)

Изучить теоретический материал в тетради

Изучить теоретический материал в тетради
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2024