Рабочая программа по биологии
6 класс
Составитель: Клименко Т.А.
учитель химии и биологии
2020г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ пгт.Пластун и авторской программы «Биология. 6 класс» под редакцией Пасечника В. В. («Просвещение», 2014 г.);
Программа рассчитана на 35 часов учебного времени.
Программа обеспечивает реализацию темы развития школы «Школа как развивающая система, обеспечивающая становление личности каждого обучающегося и развития его творческих способностей».
Для реализации программы используется УМК «Биология 5-6 классы» для общеобразовательных организаций (авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк - М.: «Просвещение», 2017).
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.
Цели и задачи учебного предмета:
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
● формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;
● приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;
● формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;
● овладение приемами работы с информацией биологического содержания,
представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);
● создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:
1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма;
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания произведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание учебника для 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности, протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» 6 класс.
Изучение биологии в 6 классе обуславливает достижение следующих личностных результатов:
1) формирование ответственного отношения к обучению;
2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
3) развитие навыков обучения;
4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
6) осознание значения семьи в жизни человека;
7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты освоения биологии в 6 классе должны отражать:
1)организовывать свою учебную деятельность;
2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
3)составлять план работы;
4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
5)осуществлять поиск дополнительной информации;
6)работать с текстом параграфа и его компонентами;
7)составлять план ответа;
8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;
10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы по биологии являются:
1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
6)исследовать строение отдельных органов организмов;
7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Содержание тем учебного предмета.
Жизнедеятельность организмов (16 час.)
Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды.
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Питание бактерий и грибов.
Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения.
Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая.
Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.
Выделение – процесс выделения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Размножение, рост и развитие организмов (6 часов).
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.
Регуляция жизнедеятельности организмов (11часов).
Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.
Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов.
Нервная регуляция. Общие представления о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов.
Организм – единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.
Требования к планируемым результатам изучения программы.
В результате изучения биологии обучающиеся научатся:
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма;
Получит возможность научиться :
• роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
• биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
• изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• биологические объекты (клетки, ткани, органы) и делать выводы на основе сравнения;
• самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника заданную информацию, в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами,
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
Календарно-тематическое планирование курса биологии «Биология» 6 класс. (34 ч)
№
|
дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Решаемые проблемы (цели) |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Форма проведения занятия |
Объем и содержание д/з |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
Жизнедеятельность организмов (17ч) |
|||||||
1 |
6 а 03.09.20
6 б 02.09.20
6 в 07.09.20 |
Вводный
инструктаж по ОТ. |
1 |
Познакомить с новым разделом биологии, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология; сформировать представления о биологии как науке, изучающей живые организмы; раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практическое значение биологии; познакомить с учебником, его методическим аппаратом, правилами работы и требованиями учителя; продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории |
Предметные: вспоминают об ос-новных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок - беседа |
с.86-87
|
2 |
6 а 10.09.20 6 б 09.09.20 6 в 14.09.20 |
Обмен веществ – главный признак жизни |
1 |
Актуализировать знания учащихся об отличиях живых тел от тел неживой природы; сформировать представления об обмене веществ-важном признаке живой природы; раскрыть составные процессы обмена в-в; обосновать значение энергии для организмов |
Предметные: знакомятся с обменом в-в – основным признаком живых организмов; учатся выделять существенные признаки обмена в-в, обосновывать значение энергии для организмов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, умения наблюдать, классифицировать. приемы работы с разными источниками информации Личностные: формируется познавательный мотив УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.23
|
3 |
6 а 17.09.20
6 б 16.09.20
6 в 21.09.20 |
Почвенное питание растений |
1 |
Продолжить формирование понятия об обмене в-в, о питании как одном из составляющих пр. обмена в-в, об особенностях почвенного питания растений; актуализировать знания о почве –среде обитания растений, о её составе и структуре. |
Предметные: знакомятся со способами питания организмов; учатся выделять существенные признаки почвенного питания раст. объяснять роль питания в процессах обмена в-в Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения проводить эксперименты; учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.24 в тетради №5,6 ур.2 |
4 |
6 а 24.09.20
6 б 23.09.20
6 в 28.09.20 |
Удобрения |
1 |
Продолжить формирование знаний о почвенном питании растений, об органических и минеральных удобрениях; расширить представления о сроках и способах внесения удобрений, мерах защиты окр. среды от загрязнения избытком удобрений. |
Предметные: формируют знания об управлении почвенным питанием растений; учатся определять необходимость внесения удобрений; оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, умения наблюдать за растениями Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процесса управления почвенным питанием у раст.;формируются ценностно-смысловые установки к окр. среде УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п. 25 |
5 |
6 а 01.10.20
6 б 30.09.20
6 в 5.10.20 |
Фотосинтез |
1 |
Продолжить формирование понятия о способах питания раст.; познакомить с воздушным питанием раст.; раскрыть понятие «фотосинтеза»; выявить приспособленность раст. к использованиюсвета; сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза |
Предметные: знакомятся со способом воздушного питания растений, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлорофилла в образовании орг.в-в Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок закрепления новых знаний. лабораторная работа, комбиниро-ванный |
п.26 до роли фотосинтеза |
6 |
6 а 08.10.20
6 б 07.10.20
6 в 12.10.20 |
Значение фотосинтеза |
1 |
Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание на проблему загрязнения воздушной среды |
Предметные: развивают представления о значении фотосинтеза в природе и жизни человека Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений и оформлять их результаты Личностные: формируется экологическая культура УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, лабораторная работа комбиниро-ванный |
п.26 |
7 |
6 а 15.10.20
6 б 14.10.20
6 в 19.10.20 |
Промежуточный контроль знаний |
1 |
Проверить знания уч-ся по теме «Почвенное и воздушное питание растений» |
Предметные: Метапредметные: Личностные: УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок - контроль |
Повторить строение грибов и бактерий |
8 |
6 а 22.10.20
6 б 21.10.20
6 в 26.10.20 |
Питание грибов и бактерий |
1 |
Познакомить с особенностями питания бактерий и грибов |
Предметные: знакомятся с особенностями питания бактерий и грибов Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.27 |
9 |
6 а 29.10.20
6 б 28.10.20
6 в 9.11.20 |
Гетеротрофное питание. Растительноядные животные |
1 |
Познакомить с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными животными; научить выделять главные признаки гетеротрофного питания, формировать интерес к изучению животного мира |
Предметные: знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи растительноядными животными Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных, классифицировать жив. по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.28 стр.104-105 подготовить сообщение о каком-либо растительноядном животном |
10 |
6 а 12.11.20
6 б 11.11.20
6 в 16.11.20 |
Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения |
1 |
Познакомить с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; научить различать жив. по способам добывания пищи; формировать интерес к изучению живой природы. |
Предметные: знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; учится выделять существенные признаки питания жив., различать жив. по способам добывания пищи; Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать жив. по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации Личностные:развивают интерес к изучению особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п28 стр.105-107 подготовить сообщение о каком-либо плотоядном или всеядном животном
|
11 |
6 а 19.11.20
6 б 18.11.20
6 в 23.11.20 |
Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.
|
1 |
Сформировать знания о дыхании как компоненте обмена в-в, об особенностях дыхания у животных; научить выделять существенные признаки дыхания, объяснять роль дыхания в обмене в-в, в жизни организмов. |
Предметные: знакомятся с особенностями процесса дыхания как компонента обмена в-в, овладевают умением объяснять роль кожи, жабр, трахей, легких в процессе дыхания Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью животных , учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.29 до дыхания раст.
|
12 |
6 а 26.11.20
6 б 25.11.20
6 в 30.11.20 |
Дыхание растений
|
1 |
Формировать знания о дыхании как компоненте обмена в-в, об особенностях дыхания у растений, о роли устьиц, чечевиек и межклетников в газообмене у растений; научить применять знания о дыхании раст. при их выращивании и хранении урожая. |
Предметные: знакомятся с особенностями дыхания у раст; учатся определять значение дыхения в жизни раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью раст. , учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности растений УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.29 «Дыхание растений» |
13 |
6 а 03.12.20
6 б 02.12.20
6 в 07.12.20 |
Контроль знаний
|
1 |
Проверить знания уч-ся по теме «питание и дыхание растений и животных» |
Предметные: развивают умения работать с тестами Метапредметные: Личностные: УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок-контроль
|
ответить на вопрос стр.112 |
14 |
6 а 10.12.20
6 б 09.12.20
6 в 14.12.20 |
Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. |
1 |
Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной чати обмена в-в, присущем всем организмам; раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов |
Предметные: знакомятся с передвижением мин. и орг. в-в в раст. и значением этих процессов для раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках раст. УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.30 |
15 |
6 а 17.12.20
6 б 16.12.20
6 в 21.12.20 |
Передвижение веществ у животных |
1 |
Познакомить с особенностями процесса передвижения в-в у животных; научить определять значение передвижения в-в в жизни животных; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных |
Предметные: знакомятся с особенностями процесса передвижения в-в у животных; учатся определять значение передвижения в-в в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте в-в жив. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п. 31
|
16 |
6 а 24.12.20
6 б 23.12.20
6 в 28.12.20 |
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. |
1 |
Расширить знания об обмене в-в на основе формирования понятия о выделении как составной части; познакомить с особенностями и значением процесса выделения у раст., листопадом; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности растений |
Предметные: знакомятся с процессом выделения у раст, учатся определять значение выделения у раст.,объяснять роль устьиц, листьев в удалении продуктов обмена в-в у раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации, учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.32 |
17 |
6 а 14.01.21
6 б 13.01.21
6 в 11.01.21 |
Выделение у животных |
1 |
Познакомить с особенностями процесса выделения у животных; научить определять значение выделения в жизни жив.; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных |
Предметные: знакомятся с особенностями выделения подуктов обмена в-в из организма животных, овладевают умением объяснять роль жабр, кожи, лёгких, почек в удалении продуктов обмена в-в Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации, учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.32 стр.120-121
|
18 |
6 а 21.01.21
6 б 20.01.21
6 в 18.01.21 |
Обобщающий урок |
1 |
Систематизировать и обобщить знания об обмене веществ, подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов разных царств, о единстве органического мира |
Предметные: обобщают знания об обмене в-в - главном признаке жизни; продолжает формироваться естествен-научная картина мира и развивается представление о единстве орг. мира. Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации Личностные: развивают интерес к изучению процессов жизнедеятельности у организмов; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
вопрос№2 стр.124 |
Размножение, рост и развитие организмов (5ч) |
|||||||
19 |
6 а 28.01.21
6 б 27.01.21
6 в 25.01.21 |
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. |
1 |
Сформировать знания о размножении организмов, его биологическом значении, о способах размножения, особенностях бесполого размножения. |
Предметные: знакомятся с размножением организмов, его ролью в преемственности поколений, способами размножения – бесполым размножением у раст. и жив. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.33, повторить п11,12 |
20 |
6 а 04.02.21
6 б 03.02.21
6 в 01.02.21 |
Половое размножение |
1 |
Продолжить формирование знаний о размножении организмов, об особенностях полового размножения, его усложнении в процессе исторического развития , о значении полового размножения для потомства и эволюции орг.мира; показать преимущества полового размножения перед бесполым. |
Предметные: знакомятся с особенностями полового размножения, его усложнением в процессе исторического развития , определят значение полового размножения для потомства и эволюции орг.мира Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.34 |
21 |
6 а 18.02.21
6 б 17.02.21
6 в 15.02.21 |
Рост и развитие _ свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. |
1 |
Продолжить формирование знаний о свойствах живых организмов на примере роста и развития, о причинах роста – делении и увеличении размеров клеток |
Предметные: знакомятся с процессами роста и развития организмов; учатся выявлять их причины Метапредметные: : осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.35 |
22 |
6 а 25.02.21
6 б 24.02.21
6 в 22.02.21 |
Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. |
1 |
Познакомить с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; научить объяснять в чём опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических в-в для индивидуального развития и здоровья человека; формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. |
Предметные: знакомятся с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; учатся объяснять в чём опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических в-в для индивидуального развития и здоровья человека Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации Личностные: осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.20стр.130-131 |
23 |
6 а 04.03.21
6 б 03.03.21
6 в 01.03.21 |
Обобщающий урок |
1 |
Систематизировать и обобщить знания о размножении, росте и развитии как важнейших свойствах живых организмов; о разных способах размножения; подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов различных царств о единстве орг. мира. |
Предметные: обобщают знания о размножении, росте и развитии, продолжает формироваться естественно-научная картина мира Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
ответить на вопросы стр.138 |
Регуляция жизнедеятельности организмов (7ч) |
|||||||
24 |
6 а 11.03.21
6 б 10.03.21
6 в 15.03.21 |
Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них |
1 |
Сформировать знания о раздражимости – свойстве, присущем всем организмам |
Предметные: знакомятся с особенностями раздражимости, фотопериодизмом. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации Личностные: развиваются представления о единстве органического мира, : развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.36 провести наблюдения за поведением дом. жив., аквариумных рыб |
25 |
6 а 18.03.21
6 б 17.03.21
6 в 29.03.21 |
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов |
1 |
Сформировать знания о гуморальной регуляции и её значении в жизнедеятельности организмов |
Предметные: формируется представление о гормонах, их роли, о гуморальной регуляции Метапредметные: учатся обобщать информацию, делать выводы. Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.37 |
26 |
6 а 01.04.21
6 б 31.03.21
6 в 05.04.21 |
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных |
1 |
Сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе; показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляций |
Предметные: знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции, объясняют её роль в жизни многоклеточных организмов. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.38 |
27 |
6 а 08.04.21
6 б 07.04.21
6 в 12.04.21 |
Поведение организмов |
1 |
Сформировать первоначальное представление о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов. |
Предметные: знакомятся с видами поведения животных,учатся определять значение поведения в жизни организмов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных и растений УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.39
|
28 |
6 а 15.04.21
6 б 14.04.21
6 в 19.04.21 |
Движение организмов |
1 |
Продолжать формировать представление о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов на примере различных движений |
Предметные: знакомятся с движением организмов, многообразием их способов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.40 |
29 |
6 а 22.04.21
6 б 21.04.21
6 в 26.04.21 |
Организм – единое целое |
1 |
Систематизировать и обобщить знания о строении и жизнедеятельности организмов различных царств, продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями, подвести к выводу, что организм – единое целое |
Предметные: обобщают и систематизируют знания о многоклеточном организме, его целостности Метапредметные: учатся обобщать и систематизировать полученные знания Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный |
п.41 |
30 |
6 а 29.04.21
6 б 28.04.21
6 в 03.05.21 |
Обобщающий урок |
1 |
Систематизировать и обобщить материал о значении согласованной работы органов для поддержания целостности организма; проверить умения объяснять взаимосвязь всех органов и процессов в многоклеточном организме |
Предметные: обобщают знания о регуляции жизнедеятельности организмов Метапредметные: демонстрируют использование составляющих исследовательской деятельности по изучению живых организмов Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Контрольно-обобщающий урок |
в тетради №3ур.27 |
31-32 |
6 а 06.05.21
6 б 05.05.21
6 в 10.05.21 6 а 13.05.21
6 б 12.05.21
6 в 17.05.21 |
Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» |
2 |
организовать ценностно-ориенти-рованную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности |
Предметные: формируется естествен-научная картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
|
Контрольно-обобщающий урок |
|
33-34 |
6 а 20.05.21
6 б 19.05.21
6 в 24.05.21 |
Резервное время |
2 |
|
|
|
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапанюк; под ред. В.В. Пасечника. – М.: «Просвещение», 2015 г.
2. Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.
3. Биология: 6 кл.: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.
4. Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература.
1. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2014.
2. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2013.
5. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.: «Первое сентября», 2012 (Я иду на урок).
6. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2013.
7. Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2013.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Herba: ботанический сервер Московского университета
http://www.herba.msu.ru
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
http://www.biodat.ru
FlorAnimal: портал о растениях и животных
http://www.floranimal.ru
Forest.ru: все о росийских лесах
http://www.forest.ru
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
http://plant.geoman.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.