МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОТАНИЧЕСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №_____ от «____» ________ 20___ г. ________ Т.Л.Стахурская
|
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР __________Н.Н.Шостик «_____» ___________ 20__ г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ботаническая школа» __________________Э.Ю. Шевченко
|
Приказ от _______20__г. № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень общего образования (класс) основное общее 7 класс
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год; 1 час в неделю;
Учитель биологии, первой квалификационной категории, Керимова Лиля Айдеровна
Программа разработана на основе авторской программы: Рабочая программа по биологии (7 – 9 класс) для образовательных учреждений Республики Крым (Терехова А. В., Капралова Н.М., Кальченко И.В. и др.) 2016г.
Учебник «Биология-7. Разнообразие живых организмов» Автор: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Москва, издательство «Просвещение», 2014г
с. Ботаническое, 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы Терехова А. В., Капралова Н.М., Кальченко И.В. и др (7 – 9 класс) для образовательных учреждений Республики Крым 2016г. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативно - правовое обеспечение преподавания предмета
(законодательные и нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня)
Федеральные документы:
Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета (законодательные и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня)
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 10.06.2019 №286) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказа от 22.11.2019 №632) https://fpu.edu.ru/fpu/
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.36.48-20 Санитарные правила…») (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020. №61573)
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
7. «Концепция развития биологического образования в Российской Федерации» chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/https://rmc.vsevobr.ru/data/ckfsys2/files/files/2017-2018/04/proekt_koncepcii_biologiya.pdf
Региональные документы:
1.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
1.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
1.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 №1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым» (в ред. приказа от 16.11.2017 №2909).
1.4. Методические рекомендации об особенностях преподавания географии в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2021/2022 учебном году.
Документы общеобразовательного учреждения:
1. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ботаническая средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республики Крым, рассмотрен и одобрен на заседании педагогического совета от 30.08.2021г. протокол №08.
2. Положение о рабочей программе учебного предмета (учебного курса, элективного курса, факультатива, внеурочной деятельности, программ дополнительного образования) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ботаническая средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республики Крым, утвержденное приказом от 16.05.2021г. № 193/осн.
Рабочая программа по предмету «Биология» будет реализована с учетом мероприятий Рабочей программы воспитания МБОУ «Ботаническая школа». В 2021/2022 учебном году в модуле «Школьный урок» будут отмечены следующие мероприятия:
1) Всемирный день борьбы со СПИДом.
2) День Республики Крым.
3) День российской науки.
4) День воссоединения Крыма с Россией.
5) Всемирный день Земли
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Умение вычитывать все уровни текстовой информации.
Умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Предметные результаты:
Формирование способности к обобщению при выделении общих свойств живых организмов, определяя понятия об организме;
- развитие первоначальных представлений о связи и разнообразии живых организмов, видов, природных сообществ и экосистем;
- ознакомление в доступной форме с понятиями «природное сообщество» и «экосистема», раскрытие их значения для биологического познания;
- формирование предметных познавательных учебных действий - описания и сравнения живых систем;
- получение представления о положениях эволюционного учения Ч. Дарвина о движущих силах и результатах эволюции, принципах систематики, классификации растений и животных;
- овладевание классификацией растений и животных, применять бинарную номенклатуру к названию вида;
- объяснение причин разнообразия видов в природе с позиции учения Дарвина;
- систематизация учебной информации о разнообразии растений на основе классификации царства Растения, проведения эволюционной и экологической идей о растениях как производителей органического вещества, историческом развитии растительного мира;
- распознавание, сравнение и классификация растений крупных таксонов (отделов, классов Однодольные и Двудольные);
- овладение агротехническими приемами выращивания культурных и комнатных растений;
- применение понятий экологии, эволюционного учения, систематики при описании разнообразия царства Животные;
- наблюдение, описание, сравнение типов беспозвоночных животных, классов хордовых, формирование выводов и обобщений об усложнении их организации в процессе эволюции;
- раскрытие роли представителей крупных таксонов в конкретных экосистемах, ценности разнообразия животных для устойчивого существования биосферы;
- применение знаний о разнообразии животных, развитии насекомых-вредителей культурных растений, экто- и эндопаразитов человека и домашних животных в практических ситуациях повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся научатся:
· выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
· аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
· аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
· аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
· выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
· знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
· анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
· описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
· знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащейся получат возможность научиться:
· объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
· находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
· находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
· создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета «Биология»
7 класс (34ч.)
Рабочая программа для 7–го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю - всего 34 часа.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты, лабораторные и практические занятия.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, мини – сочинения, работа с источниками, доклады, защита презентаций.
Рефлексия: экскурсии, изучение литературы, выполнение практических работ;
создание мультимедийных презентаций, учебные конференции, круглые столы.
Формы организации образовательного процесса:
-общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
-групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
-индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
Введение (1час)
Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме.
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучел и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.
I. Эволюция живой природы (2 ч.)
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционное учение. Движущие
силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания
Система и эволюция органического мира. Доказательства эволюции: окаменелости и
отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды.
Эволюция органического мира. Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме
экосистемы. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою.
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе
цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.
II. Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции (11 ч.)
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений в жизни нашей планеты, как производителей органического вещества. Жизненные формы растений. Современный растительный мир – результат эволюции.
Низшие растения. Водоросли. Главные признаки основных отделов. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.
Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. Водоросли Чёрного и Азовского морей.
Выход растений на сушу. Усложнение строения растений в связи с
приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения – псилофиты.
Моховидные. Главные признаки отдела Мхи – самые древние высшие растения. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Мхи Крыма.
Значение мхов в природе и жизни человека. Средообразущая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения.
Торфообразование, использование торфа.
Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей и плаунов, их роль в образовании каменного угля.
Разнообразие современных папоротников, хвощей, плаунов и их значение.
Папоротники и хвощи Крыма. Папоротники и хвощи, занесённые в Красную книгу Крыма.
Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные – саговниковые и гинкговые.
Разнообразие современных хвойных. Голосеменные Крыма. Голосеменные,
занесённые в Красную книгу Крыма. Роль голосеменных в экосистемах, в том числе в экосистемах Крыма. Биосферное значение хвойных лесов.
Покрытосеменные. Главные признаки отдела Покрытосеменные. Черты более
высокой организации по сравнению с голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С.Г. Навашин – выдающийся отечественный ботаник. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Классы и семейства покрытосеменных растений.
Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры (в том числе охраняемые)
Класс Однодольные. Общая характеристика класса. Семейства: Лилейные и Злаки. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры (в том числе охраняемые). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
Сельскохозяйственные растения. Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство – основа земледелия. Пшеница – основная хлебная культура. Разнообразие пшениц: твердые и мягкие, озимые и яровые. Особенности выращивания пшеницы.
Овощеводство. Капуста – древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.
Сельскохозяйственные растения Крыма. Важнейшие отрасли растениеводства
Крыма – садоводство, виноградарство, овощеводство, выращивание эфиромасличных культур.
Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды
Лабораторные работы:
1. Изучение внешнего строения водорослей.
2. Изучение внешнего строения мхов (кукушкин лен).
3. Изучение внешнего строения папоротника.
4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма.
Практические работы:
1. Определение покрытосеменных растений
III. Многообразие животных – результат эволюции (15 ч.)
Царство Животные, общая характеристика. Одноклеточные и многоклеточные животные. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Тип Саркожгутиконосцы, особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах. Тип Споровики, особенности организации споровиков – паразитов человека и животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками.
Тип Инфузории, особенности строения. Признаки более высокой организации инфузорий по сравнению с другими простейшими. Значение.
Подцарство Многоклеточные, общие признаки. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Исследования И.И. Мечникова. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, разнообразие. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов. Кишечнополостные Крыма. Ядовитая медуза Черного моря – корнерот (меры профилактики, оказание первой помощи пострадавшему).
Тип Плоские черви, общая характеристика. Разнообразие. Классы Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Особенности образа жизни, жизненные циклы представителей типа (на примере печеночного сосальщика и бычьего цепня). Роль плоских червей в экосистемах. Соблюдение правил гигиены — основа профилактики гельминтозов
Тип Круглые черви, общие признаки. Разнообразие. Цикл развития аскариды человеческой. Меры профилактики заражения круглыми червями.
Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Прогрессивные черты организации по сравнению с плоскими и круглыми червями. Разнообразие.
Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей в почвенных, пресноводных и морских экосистемах. Гирудотерапия. Кольчатые черви Крыма
Тип Моллюски, общая характеристика типа. Разнообразие.
Тип Членистоногие, особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Разнообразие. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.
Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. Меры профилактики
клещевого энцефалита и болезни Лайма
Класс Насекомые. Характерные признаки класса.Развитие насекомых. Разнообразие насекомых, их отряды (тараканы, стрекозы, клопы, жуки, бабочки, двукрылые,
перепончатокрылые). Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах, их практическое значение.
Членистоногие Крыма. Членистоногие, занесённые в Красную книгу Крыма.
Тип Хордовые, общие признаки. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс
Ланцетники. Строение ланцетника. Подтип Черепные, или Позвоночные, общая характеристика.
Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных. Надкласс Рыбы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. Хрящевые рыбы Крыма. Хрящевые рыбы, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Костные рыбы. Прогрессивные черты строения по сравнению с хрящевыми. Древние костные рыбы – лопастеперые. Подкласс Лучеперые – наиболее разнообразная группа рыб. Основные отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Промысловые рыбы. Костные рыбы Крыма. Костные рыбы, занесённые в Красную книгу Крыма.Класс Земноводные, или Амфибии. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности строения, связанные с выходом на сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах. Земноводные Крыма. Земноводные Крыма, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Отряды: Круглоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые (гаттерия).Многообразие видов. Особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в экосистемах и жизни человека. Пресмыкающиеся Крыма. Пресмыкающиеся, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Птицы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Происхождение. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц.Птицы наземных и водных экосистем. Лесные птицы. Птицы открытых пространств. Птицы водоемов и побережий (на примере птиц Крыма). Птицы, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Млекопитающие. Основные признаки класса. Особенности внешнего строения. Внутреннее строение млекопитающих. Млекопитающие Крыма. Млекопитающие Крыма,занесённые в Красную книгу Крыма. Происхождение.Млекопитающие различных экосистем Крыма: лесов, степей. Млекопитающие Черного и Азовского морей. Млекопитающие почвы. Млекопитающие, занесённые в Красную книгу
Крыма.
Сельскохозяйственные животные. Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: молочные, мясные и мясомолочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство. Птицеводство. Сельскохозяйственные животные Крыма.
Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, влажные препараты, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые
образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов и классов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
5. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни
6. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания
7. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету
Практическая работа
5. Определение представителей разных классов типа Членистоногие
6. «Внешнее строение и многообразие млекопитающих»
7. «Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале»
IV. Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники (4 ч.)
Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие. Бактерии-автотрофы. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии-гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии - возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Экологические группы грибов: сапротрофы, паразиты. Роль грибов в круговороте веществ. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы Крыма. Грибы, занесённые в Красную книгу Крыма. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Компоненты лишайников и их взаимоотношения. Организация таллома лишайников (накипные, листоватые, кустистые). Роль лишайников в природе и жизни
человека. Лишайники Крыма.
Демонстрации: схемы, таблицы, репродукции картин, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и
многообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора
грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.
Лабораторные работы:
8. Изучение строения плесневых грибов на примере мукора
Практическая работа
5.Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма
V. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (1ч.)
Видовое и экосистемное разнообразие – компоненты биологического разнообразия.
Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека. Видовое разнообразие – основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие – основа устойчивости биосферы.
Демонстрации: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по биологии для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования –личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:
3. Формирование ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
6. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
№ п/п |
Наименование темы |
Часы |
Практические работы |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Воспитательные задачи модуля «Школьный урок» |
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснять их результаты.
|
2
|
Эволюция живой природы
|
2 |
|
|
|
|
3 |
Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции.
|
11 |
1 |
4 |
1
|
Объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы животных. Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены. Оценивать риск взаимоотношений человека и природы: – соблюдать и объяснять правила поведения в природе. оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – различать ядовитых животных своей местности. Знать реликты и эндемики родного края. Знать охраняемых животных родного края.
|
4 |
Многообразие животных – результат эволюции |
15 |
3 |
3 |
1 |
Рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. Роль отечественных ученых в становлении и развитии биологической науки.
|
5 |
Многообразие живой природы. бактерии, грибы, лишайники |
4 |
1 |
1 |
|
|
6 |
Биологическое разнообразие и пути его сохранения |
1 |
|
|
|
Осознавать роль жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы; - объяснять роль антропогенного воздействия на флору и фауну. |
|
Итого |
34 |
5 |
8 |
2 |
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» 7 КЛАСС
(34 часа)
№ |
Дата проведения урока
|
Кол-во часов
|
Тема |
|
план |
факт |
|||
|
|
Введение (1 час) |
||
1 |
06.09 |
|
1 |
Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем |
|
|
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (2 часа) |
||
2 |
13.09 |
|
1 |
Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Эволюционное учение |
3 |
20.09 |
|
1 |
Многообразие растений и животных, принципы их классификации |
|
|
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. УСЛОЖНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ (11 часов) |
||
4 |
27.09 |
|
1 |
Низшие растения – водоросли. Главные признаки основных отделов.Лаб. р. № 1 «Изучение внешнего строения водорослей» |
5 |
04.10 |
|
1 |
Царство Растения, общие признаки |
6 |
11.10 |
|
1 |
Моховидные. Главные признаки отдела. Значение мхов в природе и жизни человека.Лаб.р. № 2 «Изучение внешнего строения мхов (кукушкин лён)» |
7 |
18.10 |
|
1 |
Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов. Лаб.р. № 3 «Изучение внешнего строения папоротника» |
8 |
25.10 |
|
1 |
Отдел Голосеменные. Главные признаки отдела |
9 |
08.11 |
|
1 |
Разнообразие свременных хвойных. Голосеменные Крыма.Лаб.р.№ 4 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма» |
10 |
15.11 |
|
1 |
Отдел Покрытосеменные. Главные признаки отдела Покрытосеменные |
11 |
22.11 |
|
1 |
Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейство Крестоцветные, бобовые,паслёновые |
12 |
29.11 |
|
1 |
Класс Однодольные. Общая характеристика класса. Семейство Лилейные |
13 |
06.12 |
|
1 |
Семейство Злаки (Мятликовые) Пр. р. № 1 Определение покрытосеменных растений |
14 |
13.12 |
|
1 |
Контрольная работа№1 по разделу: «Многообразие растений – результат эволюции» |
|
|
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ – РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ (15 часов) |
||
15 |
20.12 |
|
1 |
Царство Животные. Подцарство Одноклеточные или Простейшие |
16 |
27.12 |
|
1 |
Подцарство Многоклеточные, общие признаки |
17 |
10.01 |
|
1 |
Тип Кишечнополостные. Тип Моллюски |
18 |
17.01 |
|
1 |
Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви |
19 |
24.01 |
|
1 |
Тип Членистоногие.Пр. р.№2 «Определение представителей разных классов типа Членистоногие» |
20 |
31.01 |
|
1 |
Класс Паукообразные. Класс Насекомые |
21 |
07.02 |
|
1 |
Обобщение знаний. Беспозвоночные животные |
22 |
14.02 |
|
1 |
Тип Хордовые, общие признаки |
23 |
21.02 |
|
1 |
Надкласс Рыбы.Лаб. р. №5 «Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни» |
24 |
28.02 |
|
1 |
Класс Земноводные или Амфибии.Лаб.р. № 6 «Выявление особенностей вешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания» |
25 |
14.03 |
|
1 |
Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. |
26 |
28.03 |
|
1 |
Класс Птицы. Лаб. р.№ 7 « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту» |
27 |
04.04 |
|
1 |
Класс Млекопитающие.Пр. р. № 3 «Внешнее строение и многообразие млекопитающих» |
28 |
11.04 |
|
1 |
Сельскохозяйственные животные.Пр. р. № 4 «Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале» |
29 |
18.04 |
|
1 |
Контрольная работа №2 по разделу «Многообразие животных – результат эволюции» |
|
|
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ (4 часа) |
||
30 |
25.04 |
|
1 |
Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности |
31 |
16.05 |
|
1 |
Царство Грибы.Лаб. р. №8 « Изучение строения плесневых грибов на примере мукора» |
32 |
23.05 |
|
1 |
Пр. р.№5 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма» |
33 |
|
|
1 |
Лишайники |
|
|
БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ (1 час) |
||
34 |
|
|
1 |
Видовое разнообразие. Пути сохранения биоразнообразия |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей__________ _____________________ Протокол № __от « » ______ 201___ г. ________ _______________________ подпись расшифровка |
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР _________ _________________ подпись расшифровка
« » ______________ 201__ г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ботаническая школа» _________ ________________ подпись расшифровка
|
|
Лист коррекции
рабочей программы учителя _______________________________
(Ф.И.О.)
по ______________________ в _______ классе
№ п/п |
Название раздела, темы |
Тема урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________ ______________________________________
подпись расшифровка
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.