ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся
8- 9 классов, разработана на основе следующих документов:
§ Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
§ Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».
§ Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
§ Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
§ Письма департамента образования и науки Брянской области от 22.04 2019 года №2478-04-О «о примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебных год».
§ Рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр ВентанаГраф 2017 авторского коллектива под редакцией И.Н.Пономаревой (Линейная структура)
§ Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2019-2020 учебный год и годового календарного графика на 2019- 2020 учебный
§ Данная рабочая программа составлена для изучения биологии по учебнику:
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В.М.Константинов, Бабенко В.Г.,.; под ред. проф. В.М.Константинова - М.: Вентана-Граф, 2018
В учебном плане учреждения на изучение биологии:
1) в _8_ классе выделяется 70 часов (2 часов в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2019г.) изучить содержание программы планируется за 67 часов.
2) в _9_ классе выделяется 70 часов (2 часов в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2019г.) изучить содержание программы планируется за 65 часов.
Срок реализации программы-1 год.
Планируемые результаты освоения курса
Ученики научатся:
• пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
• пользоваться системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
• использовать общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
• использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученики получат возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Ученики научатся:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученики получат возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных, работы с определителями растений, размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание рабочей программы по биологии 8 класс
1. Общие сведения о мире животных (5 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».
2. Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
3 .Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
4. Подцарство Многоклеточные животные.
Тип Кишечнополостные (2ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого».
К.р. № 1 по теме: «Беспозвоночные животные».
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Класс Птицы (8 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человек.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Итоговая к.р.: «Биология. Животные».
Экскурсия № 3: " Жизнь природного сообщества весной".
Повторение 1 час
Темы проектов:
Крылатые
эхолокаторы
Любимая богом птица - деревенская ласточка.
Мастера камуфляжа
Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками
заболеваний.
Насекомые - санитары садов и огородов
Насекомые рекордсмены.
Содержание рабочей программы по биологии 9 класс
(65ч, 2 ч. в неделю)
Организм человека. Общий обзор (5 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека Клетка — основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Опорно-двигательная система (7 ч)
Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь. Кровообращение (7 ч)
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхательная система (5 ч)
Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварительная система (7 ч)
Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.
Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Мочевыделительная система и кожа (5 ч)
Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Регуляторные системы организма (6 ч)
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Органы чувств. Анализаторы. (5ч)
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Индивидуальное развитие организма (3 ч)
Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Поведение и психика (6 ч)
Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье. Охрана здоровья человека. (2ч)
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Биосфера и человек (2 ч)
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Темы проектов:
Биоритмы жизни
Биоритмы — внутренние часы человека
Биороль витаминов
Биофизика человека
Биохимическая диагностика процесса утомления.
Близнецы — чудо жизни
Близнецы. Похожи или нет?
ПЛАНИНРОВАНИЕ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС 8
( 67 часов; в неделю 2 часа).
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|||
№1 Общие сведения о мире животных(5ч) |
|
|||||
1 |
Зоология-наука о животных. ТБ на уроках биологии. п.1,5 |
1 |
|
|||
2 |
Животные и окружающая среда. п.2 |
1 |
|
|||
3 |
Классификация животных и основные систематические группы. п.3 |
1 |
|
|||
4 |
Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. п.4 п.5 |
1 |
|
|||
5 |
Экскурсия: "Разнообразие животных в природе". п.1-5 |
1 |
|
|||
№2 Строение тела животных (2ч) |
|
|||||
6 |
Клетка. п.6 |
1 |
|
|||
7 |
Ткани, органы, системы органов. п.7 |
1 |
|
|||
№3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные(4ч) |
|
|||||
8 |
Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. п.8 |
1 |
|
|||
9 |
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. п.9 |
1 |
|
|||
10 |
Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки". п.10 |
1 |
|
|||
11 |
Многообразие и значение простейших. п.11 |
1 |
|
|||
№4 Подцарство Многоклеточные животные (2ч) |
|
|||||
12 |
Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. п.12 |
1 |
|
|||
13 |
Разнообразие кишечнополостных. п.13 |
1 |
|
|||
№5 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви(5ч) |
|
|||||
14 |
Тип Плоские черви. Общая характеристика. п.14 |
1 |
|
|||
15 |
Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики. п.15 |
1 |
|
|||
16 |
Тип Круглые черви. Класс Нематоды. п.16 |
1 |
|
|||
17 |
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. п.17 |
1 |
|
|||
18 |
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" п.18 |
1 |
|
|||
№6 Тип Моллюски(4ч) |
|
|||||
19 |
Общая характеристика типа Моллюски. п.19 |
1 |
|
|||
20 |
Класс Брюхоногие моллюски. п.20 |
1 |
|
|||
21 |
Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков". п.21 |
1 |
|
|||
22 |
Класс Головоногие моллюски. п.22 |
1 |
|
|||
№7 Тип Членистоногие(7ч) |
|
|||||
23 |
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. п.23 |
1 |
|
|||
24 |
Класс Паукообразные. п.24 |
1 |
|
|||
23 |
Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого". п.25 |
1 |
|
|||
26 |
Типы развития и многообразие насекомых. п.26 |
1 |
|
|||
27 |
Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. п.27 |
1 |
|
|||
28 |
Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. п.28 |
1 |
|
|||
29 |
Обобщение по теме «Безпозвоночные животные» Контрольная работа за I полугодие |
1 |
|
|||
№8 Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы(6ч). |
|
|||||
30 |
Тип Хордовые. Бесчерепные. п.29 |
1 |
|
|||
31 |
Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". п.30 |
1 |
|
|||
32 |
Внутреннее строение рыб п.31 |
1 |
|
|||
33 |
Особенности размножения рыб. п.32 |
1 |
|
|||
34 |
Основные систематические группы рыб. п.33 |
1 |
|
|||
35 |
Промысловые рыбы. Их использование и охрана. п.34 |
1 |
|
|||
№9 Класс Земноводные, или Амфибии (4ч) |
|
|||||
36 |
Класс Земноводные. Общая характеристика. Среда обитания и строение тела земноводных. п.35 |
1 |
|
|||
37 |
Строение и функции внутренних органов земноводных. п.36 |
1 |
|
|||
38 |
Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. п.37 |
1 |
|
|||
39 |
Разнообразие и значение земноводных. п.38 |
1 |
|
|||
№10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии(4ч) |
|
|||||
40 |
Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся п.39 |
1 |
|
|||
41 |
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. п.40 |
1 |
|
|||
42 |
Разнообразие пресмыкающихся. п.41 |
1 |
|
|||
43 |
Значение пресмыкающихся, их происхождение. п.42 |
1 |
|
|||
№11 Класс Птицы(8ч) |
|
|||||
44 |
Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". п.43 |
1 |
|
|||
45 |
Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы" п.44 |
1 |
|
|||
46 |
Внутреннее строение птиц. п.45 |
1 |
|
|||
47 |
Размножение и развитие птиц. п.46 |
1 |
|
|||
48 |
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. п.47 |
1 |
|
|||
49 |
Разнообразие птиц. п.48 |
1 |
|
|||
50 |
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. п.49 |
1 |
|
|||
51 |
Экскурсия №2"Птицы леса" |
1 |
|
|||
№12 Класс Млекопитающие, или Звери(10ч) |
|
|||||
52 |
Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. п.50 |
1 |
|
|||
53 |
Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих". п.51 |
1 |
|
|||
54 |
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. п.52 |
1 |
|
|||
55 |
Происхождение и разнообразие млекопитающих. п.53 |
1 |
|
|||
56 |
Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. п.54 |
1 |
|
|||
57 |
Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. п.55 |
1 |
|
|||
58 |
Высшие, или плацентарные, звери: приматы. п.56 |
1 |
|
|||
59 |
Экологические группы млекопитающих. п.57 |
1 |
|
|||
60 |
Значение млекопитающих для человека. п.58 |
1 |
|
|||
61 |
Обобщение по теме: « Тип Хордовые» |
1 |
|
|||
№13 Развитие животного мира на Земле (5ч) |
|
|||||
62 |
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. п.59 |
1 |
|
|||
63 |
Развитие животного мира на Земле. п.60 |
1 |
|
|||
64 |
Современный мир живых организмов. Биосфера. п.61 |
1 |
|
|||
65 |
Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса: «Биология. Животные» |
1 |
|
|||
66 |
Экскурсия № 3: "Жизнь природного сообщества весной". |
1 |
|
|||
67 |
Повторение. |
1 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС 9
( 65 часов; в неделю 2 часа).
№ |
Тема урока |
Кол-во час |
|
Раздел 1: Введение. Организм человека. Общий обзор. - 5 ч |
|||
1 |
Вводный инструктаж по технике безопасности. Науки об организме человека. |
1 |
|
2 |
Структура тела человека. Место человека в живой природе. |
1 |
|
3 |
Клетка: ее строение, состав и жизнедеятельность. Л.р. №1 "Действие ферментов каталазы на пероксид водорода |
1 |
|
4 |
Ткани Л.р. №2."Клетки и ткани под микроскопом" |
1 |
|
5 |
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р. №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» |
1 |
|
Опорно-двигательная система (7 ч)
|
|||
6 |
Скелет. Строение, состав и соединение костей Л.р.№3"Строение костной ткани».Л.Р.№4. «Химический состав костей" |
1 |
|
7 |
Скелет головы и туловища |
1 |
|
8 |
Скелет конечностей. П.р. «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» |
1 |
|
9 |
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
1 |
|
10 |
Мышцы Пр.р. «Изучение расположения мышц» |
1 |
|
11 |
Работа мышц Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Пр.р. "Проверяем правильность осанки", "Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника" |
1 |
|
12 |
обобщающий урок по разделам: "Организм человека. Опорно-двигательная система". |
1 |
|
Раздел 3: Кровь. Кровообращение (8 ч) |
|||
13 |
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Л.р.№5. "Сравнение крови человека с кровью лягушки" |
1 |
|
14
|
Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови |
1 |
|
15 |
Строение и работа сердца. Круги кровообращения |
1 |
|
16 |
Движение лифмы. Пр.р «Кислородное голодание». |
1 |
|
17 |
Движение крови по сосудам Пр.р."Пульс и движение крови", "Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки" |
1 |
|
18 |
Регуляция работы сердца и кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов . Пр.р. «Доказательства вреда табакокурения» |
1 |
|
19 |
Первая помощь при кровотечениях. Пр.р. «Функциональная СС проба» |
1 |
|
20 |
Обобщающий урок по разделу "Кровь и кровообращение" |
1 |
|
Дыхательная система (5 ч)1 |
|||
21 |
Значение дыхания. Органы дыхания |
1 |
|
22 |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. . Л.р.№6 "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха" |
1 |
|
23 |
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Л.р. №7 «Дыхательные движения» П.р. «Измерение обхвата грудной клетки» |
1 |
|
24 |
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания Пр.р. «Определение запыленности воздуха» |
1 |
|
25 |
Первая помощь при поражение органов дыхания |
1 |
|
Пищеварительная система (7 ч) |
|||
26 |
Значение пищи и её состав |
1 |
|
27 |
Органы пищеварения. Пр. р. «Определение местоположения слюнных желёз» |
1 |
|
28 |
Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л.р. 8 "Действие ферментов слюны на крахмал", Л.р.№9 "Действие ферментов желудочного сока на белки" |
1 |
|
29 |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. |
1 |
|
30 |
Регуляция пищеварения |
1 |
|
31 |
Заболевания органов пищеварения
|
1 |
|
32 |
Обобщение и контроль знаний за 1 полугодие |
1 |
|
Обмен веществ и энергии (3ч)1
|
|||
33 |
Обменные процессы в организме. |
1 |
|
34 |
Нормы питания. Пр.р. "Определение тренированности организма по функциональной пробе с задержкой дыхания до и после нагрузки" |
1 |
|
35 |
Витамины |
1 |
|
Мочевыделительная система и кожа (5ч) |
|||
36 |
Строение и функции почек. |
1 |
|
37 |
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим |
1 |
|
38 |
Значение кожи и ее строение. |
1 |
|
39 |
Нарушение кожных покровов и повреждение кожи |
1 |
|
40 |
Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах |
1 |
|
Регуляторные системы организма (6 ч) |
|||
41 |
Железы внешней, внутренней и смешанной секрециию. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. |
1 |
|
42 |
Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. . Пр.р. "Изучение действия прямых и обратных связей" |
1 |
|
43 |
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Пр.р «Штриховое раздражение кожи» |
1 |
|
44 |
Нейрогуморальная регуляция |
1 |
|
45 |
Спинной мозг |
1 |
|
46 |
Головной мозг: строение и функции. Пр.р. «Изучение функций отделов головного мозга» |
1 |
|
Органы чувств. Анализаторы (5 ч) |
|||
47 |
Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор . Пр.р. "Исследование реакции зрачка на освещённость" |
1 |
|
48 |
Заболевания и повреждения глаз |
1 |
|
49 |
Органы слуха и равновесия, их анализаторы . Пр. р. «Оценка состояния вестибулярного аппарата» |
1 |
|
50 |
Органы осязания, обоняния, вкуса . Пр.р. «Исследование тактильных рецепторов» (проводится дома) |
1 |
|
51 |
Обобщающий урок по разделам: Обмен веществ и энергии» "Мочевыделительная система и кожа " Регуляторные системы организма. Органы чувств. Анализаторы"
|
1 |
|
Поведение и психика (5 ч) |
|||
52 |
Врожденные формы поведения. Пр.р. «Перестройка динамического стереотипа» |
1 |
|
53 |
Приобретенные формы поведения. Пр.р."Изучение внимания" |
1 |
|
54 |
Закономерности работы головного мозга |
1 |
|
55 |
Биологические ритмы. Сон и его значение |
1 |
|
56 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание. |
1 |
|
Индивидуальное развитие организма (3 ч) |
|||
57 |
Половая система человека. |
1 |
|
58 |
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. |
1 |
|
59 |
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения . Психологические особенности личности |
1 |
|
Здоровье. Охрана здоровья человека (2 ч)
|
|||
60 |
Работоспособность. Режим дня. |
1 |
|
61 |
О вреде наркогенных веществ |
1 |
|
Раздел 14: Биосфера и человек - 2 ч |
|
||
62 |
Человек - часть живой природы |
1 |
|
63 |
Глобальное антропогенное влияние |
1 |
|
64 |
Итоговый контроль знаний |
1 |
|
65 |
Повторение |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.