Рабочая программа по биологии 9 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 9 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
9 кл
15.11.2021
Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии 9 класс по УМК Пономаревой И.Н.
биология 9 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

 

РАССМОТРЕНО                           СОГЛАСОВАНО                                           ПРИНЯТО                                  УТВЕРЖДЕНО

на заседании                                на заседании Методсовета                            педагогическим                          приказом № 135/2

ШМО учителей                          протокол № 4                                                   советом                                       от 31. 08.  2021 г.

естественнонаучного цикла      от 30.08.2021г.                                                 протокол № 5                            Директор МБОУ

 протокол № 4                                                                                                     от 31.08.  2021 г.                            «СОШ №8»  

от 30. 08.   2021 г.                                                                                                                                                                   / М.В. Антонова/

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по биологии

образовательная область естественнонаучная

для 9  «А,Б,В» класса

на 2021 -2022 учебный год

 основное общее образование

 

 

 

 

Составитель: учитель биологии, высшая квалификационная категория, Титова Елена Васильевна

 

 

 

 

 

 

Бийск 2021

 

 



 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон № 273 – ФЗ от 27.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.9);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287);

- основной образовательной программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»;

- учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» на 2021/2022 учебный год;

- Примерная рабочая программа основного общего образования Биология Для 5 – 9 классов образовательных организаций. Москва, 2021. МПРФ ФГБНУ Институт развития стратегии и образования РАО (проект);

-Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

-Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» (приказ № 135  от  01.09.2020 г);

В связи с тем, что курс биологии Человек  пройден в прошлом учебном году( 8 класс) и учащиеся освоили основное содержание данного курса,  в этом учебном году предлагется обобщить знания по биологии согласно

-ФГОС ООО (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»);

Реализация рабочей программы осуществляется на основе:

- авторской программы Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие/ И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.- М.: Вентана-Граф, 2017

Программа обеспечена УМК для 9  класса: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва,  О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Биология: 9 класс: методическое пособие/ И.Н. Пономарева, Г.Н. Панина, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2016

 

Учебно-лабораторное оборудование используется  в соответствии с паспортом кабинета.

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, пример­ной программы Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура.Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие/И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.- М. : Вентана-Граф, 2017,

отражающей содержа­ние примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии..

                  Программа по биологии формирует основные ключевые компетенции:

    Информационно-технологические:

          - умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно    искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию  

              по        заданной теме;

             - способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.

1.                              Коммуникативные:

         - умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать

              совместную работу    на основе взаимопомощи и уважения;

        - умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации

2.                      Учебно – познавательные:

       - умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность:

       ставить цель,   определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

        - умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка и способов умственной деятельности;

       - умения и навыки мыслительной деятельности – выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщения,

        построения ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;

       - умения и навыки оценки и осмысление результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

3.                    Специальные компетенции:

        - давать сущностную характеристику изучаемым объектам;

        - выявлять несложные связи и зависимости.

Особенностями данной программы являются:

 формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности органического мира,  к изучению живой природы родного края и бережному отношению к ней;                                                                                        обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики; изучение содержания в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности живой природы; предпрофильная подготовка выпускников основной школы к выбору дальнейшего образовательного пути и к прак­тической деятельности в области сельского хозяйства, охра­ны природы и здравоохранения; раскрытие общебиологических процессов и закономер­ностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретен­ных в предшествующих курсах биологии.

В программе представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают на активное, деятельностное изучение программного материала.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направ­лено на достижение следующих целей:

•  освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых ор­ганизмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологи­ческой науки в практической деятельности людей; методах позна­ния живой природы;

•   овладение умениями применять биологические знания для объяс­нения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здо­ровья и риска; работать с биологическими приборами, инструмен­тами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми орга­низмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•  воспитание позитивного ценностного отношения к живой приро­де, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры по­ведения в природе;

•   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собст­венном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природ­ной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здоро­вого образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Типы уроков:

1.      Урок изучения нового материала

2.      Урок совершенствования знаний, умений, навыков (метапредметных умений, УУД)

3.      Урок обобщения и систематизации

4.      Урок контроля и коррекции

5.      Комбинированный урок

Классификация (примерная) нетрадиционных уроков:

1.      Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок – общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.

2.      Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.

3.      Уроки творчества: урок-выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок.

4.      Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок или жe урок-научное заседание по определенной теме.

 

 

Рабочей учебной программой предусмотрено выполнение практических работ, которые являются частью содержания урока. Практические работы выполняются учащимися в ученических тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

общие биологические закономерности

 выпускник научится:

• Выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; • находить в учебной, научно­популярной литературе, интернет­ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

 • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; • находить информацию по вопросам общей биологии в научно­популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, интернет­ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы); • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы

Содержание учебного предмета, курса  (70часов, 2 часа в неделю)

 

 

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практические работы

1.

Общие закономерности жизни 

5( 4+1)

 

2.

 Закономерности жизни на клеточном уровне

11(9+2)

2

3.

Закономерности жизни на организменном уровне

18(16+2)

2

4.

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20(18+2)

1

5.

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

13(11+2)

1

6

Итоговый контроль знаний по курсу биологии для 9 класса

 

1

 

7

Резервное время

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

                                                  

 


Тематическое планирование

 

 

№ урока

Название раздела, тема урока

Количество часов

Дата проведения

Планируемые результаты

1.       Общие закономерности жизни 5 часов

1

Биология — наука о живом мире

1

1,09

Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей. Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Определять понятие «биосистема». Характеризовать структурные уровни организации жизни. Объяснять роль биологии в жизни человека. Характеризовать свойства живого. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об ученых-биологах

2

Методы биологических исследований.

1

3,09

3

Общие свойства живых организмов.

1

8,09

4

Многообразие форм жизни.

1

10,09

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1

 

2.       Закономерности жизни на клеточном уровне 11 часов

6

Многообразие клеток

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

1

17,09

Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Называть имена ученых, положивших начало изучению клетки. Сравнивать строение растительных и животных клеток. Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток. Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма. Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом. Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза. Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Определять понятия «митоз», «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы

7

Химические вещества в клетке.

1

22,09

8

Химические вещества в клетке.

1

24,09

9

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

1

29,09

10

Обмен веществ — основа существования клетки

1

1,10

11

Биосинтез белка в живой клетке.

1

6,10

12

Биосинтез углеводов —  фотосинтез.

1

8,10

13

Обеспечение клеток энергией.

1

13,10

14

Размножение клетки и ее жизненный цикл

1

15,10

15

Размножение клетки и ее жизненный цикл

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

20,10

16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»

1

22,10

3.       Закономерности жизни на организменном уровне  18 часов

17

Организм — открытая живая система (биосистема).

1

3,11

Характеризовать живой организм как часть биосистемы. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности. Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами. Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить примеры разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе. Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах. Сравнивать значение семени и спор в жизни растений. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе. Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространенных домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые и типа Хордовые). Выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектахи таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространенных домашних животных и животных, опасных для человека. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы. Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и характеризовать половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения. Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки. Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Определять понятие «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и  «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза. Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы передачи наследственности у организмов. Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов. Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Определять понятие «мутаген». Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клена и раковин моллюсков. Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей. Систематизировать и характеризовать отличительные признаки организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы

18

Бактерии и вирусы

1

5,11

19

Растительный  организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе

1

10,11

20

Организмы царства грибов и лишайников.

1

12,11

21

Животный организм и его особенности. Многообразие  животных.

1

17,11

22

Сравнение свойств организма человека и животных.

1

19,11

23

Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие ораганизмов

1

24,11

24

Образование половых клеток. Мейоз

1

26,11

25

Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследственности организмов.

1

1,12

26

Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследственности организмов.

1

3,12

27

Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследственности организмов.

1

8,12

28

Основные закономерности наследственности организмов.

1

10,12

29

Закономерности изменчивости

1

15,12

30

Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

1

17,12

31

Ненаследственная изменчивость

1

22,12

32

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»

1

24,12

33

Основы селекции организмов

1

12,01

34

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне».

1

14,01

4.       Закономерности происхождения и развития жизни на Земле  20 часов

35

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

19,01

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера. Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов. Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ. Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов. Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии. Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина. Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, ее явления, материал, элементарную единицу. Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах). Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Характеризовать эволюционные преобразования на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем у позвоночных животных. Характеризовать прогрессивные преобразования у растений на клеточном и организменном уровнях. Объяснять результаты прогрессивных преобразований организмов на Земле Различать и характеризовать основные особенности предков приматов. Характеризовать основные особенности высших приматов — гоминид. Сравнивать признаки представителей двух подсемейств гоминид: орангутана (понгины), гориллы, шимпанзе и людей (гоминины) на рисунках и таблицах. Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать признаки сходства строения организма человека с другими сородичами — гориллой и шимпанзе. Доказывать родство человека с животными, с высшими приматами. Объяснять на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека. Характеризовать роль социальных факторов в антропогенезе (труд, общение, речь, сознание или др.). Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека. Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный. Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе. Раскрывать основные положения учения об эволюции органического мира. Отмечать значение учения Ч. Дарвина в современной теории об эволюции живого мира. Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих ее общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки приспособленности организмов к среде обитания. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием и изучаемыми объектами. Находить в Интернете дополнительную информацию: о приматах и гоминидах; о предшественниках и ранних предках человека;  о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека

36

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

21,01

37

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

26,01

38

Этапы развития жизни на Земле.

1

28,01

39

Идеи развития органического мира в биологии.

1

2,02

40

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.

1

4,02

41

Современные представления об эволюции органического мира.

1

9,02

42

Вид, его критерии и структура.

1

11,02

43

Процессы образования видов.

1

16,02

44

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

1

18,02

45

Основные направления эволюции.

1

25,02

46

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

1

2,03

47

Основные закономерности эволюции

1

4,03

48

Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

9,03

49

Человек — представитель животного мира

1

11,03

50

Эволюционное происхождение человека.Ранние этапы эволюции человека

1

16,03

51

Поздние этапы эволюции человека.

1

18,03

52

Человеческие расы, их родство и происхождение.

1

1,04

53

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

6,04

54

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».

1

8,04

5.       Закономерности взаимоотношений организмов и среды  13 часов

55

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

1

13,04

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать условия жизни организмов в разных средах. Распознавать и классифицировать экологические факторы среды. Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений. Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа». Выделять, объяснять значение и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренцию; приводить их примеры. Выделять существенные свойства популяций как разных групп особей у одного вида. Характеризовать особенности популяций на конкретных примерах. Называть и объяснять примеры колебания численности популяций, раскрывать их причины. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Аргументировать роль демографических показателей для оценки состояния популяций. Выделять и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять роль ярусного строения биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Характеризовать различие функций разных популяций в биогеоценозе. Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биогеоценозе. Конструировать цепи питания в биогеоценозах родного края. Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как биогеоценоза или экосистемы. Характеризо вать биосферу как глобальную экосистему. Называть и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза (экосистемы). Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в биогеоценозе (экосистеме). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль учения В. И. Вернадского о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника. Объяснять и характеризовать процессы смены биогеоценозов и сукцессии. Называть и характеризовать причины смены биогеоценозов, приводить соответствующие примеры. Сравнивать между собой временные и коренные биогеоценозы, делать выводы. Объяснять причины устойчивости коренных природных сообществ. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы о значении их в природе. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края. Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы. Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность». Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Находить в Интернете дополнительную информацию о работе ученых по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений

56

Общие законы действия факторов среды на организмы.

1

15,04

57

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

20,04

58

Биотические связи в природе. Популяция как форма существования вида

1

22,04

59

Природное сообщество — биогеоценоз.

1

27,04

60

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

1

29,04

61

Смена природных сообществ и ее причины.

1

4,05

62

Многообразие биогеоценозов (экосистем) на Земле.

1

6,05

63

Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

11,05

64

Основные законы устойчивости живой природы.

1

13,05

65

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

1

18,05

66

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».

1

20,05

67

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».

1

25,05

6.       Итоговый контроль знаний по курсу биологии для 9 класса  1 час

68

Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса

1

27,05

Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности». Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям

69,70

Резервное время

 

 

Обобщение и повторение

 

 

 


 

 

 

                                          Лист корректировки тематического планирования

 

 

№ урока по программе

Тема урока

Дата проведения

№ урока по факту

Тема урока, способ корректировки

Дата проведения

Причина корректировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: -

Коммуникативные: - умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и…

Коммуникативные: - умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и…

ВИЧ-инфекции. Типы уроков: 1

ВИЧ-инфекции. Типы уроков: 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса : общие биологические закономерности выпускник научится: •

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса : общие биологические закономерности выпускник научится: •

Содержание учебного предмета, курса (70часов, 2 часа в неделю) № п/п

Содержание учебного предмета, курса (70часов, 2 часа в неделю) № п/п

Тематическое планирование № урока

Тематическое планирование № урока

Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток

Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток

Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения

Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения

Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы

Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы

Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы

Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы

Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания

Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания

Выявлять причины многообразия рас человека

Выявлять причины многообразия рас человека

Объяснять многообразие трофических связей

Объяснять многообразие трофических связей

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы

Лист корректировки тематического планирования № урока по программе

Лист корректировки тематического планирования № урока по программе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021