Рабочая программа по биологии, 9 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии, 9 класс

Оценка 4.9
Документация
doc
биология
23.01.2023
Рабочая программа по биологии, 9 класс
Биология8.doc

                          


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 9 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

Курс биологии 9-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.

 

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·                освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·                овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·                воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·                иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Преподавание курса биологии в 9-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством  образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2015г

           Место предмета в базисном учебном плане.

По школьному учебному плану - 70 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 7 лабораторных работ, практических – 15.
3. Содержание тем учебного курса

Введение 1 час                                              

   Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от соци­альной среды. Значение знаний о строении и функциях организ­ма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

1Организм человека. Общий обзор 5час

   Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитар­но-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность лю­дей, нарушающих санитарные нормы общежития.

   Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от живот­ных. Морфофизиологические особенности человека, связан­ные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, со­циальным образом жизни.                                                         

   Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятель­ность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

   Ткани животных и человека: эпителиальные, соедини­тельные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

   Уровни организации организма. Орган, и системы орга­нов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и тормо­жения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

Практическая работа. Получение мигательного рефле­кса и его торможения.

2.  Опорно-двигательная система  8часов

   Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища

Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при ; травмах скелета и мышц.

   Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

   Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы:  роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

   Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.

   Практические работы. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. \ Утомление при статической и динамической работе. Определение нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.                                                                                  

Лабораторные работы. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микро­препаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

3. Кровь и кровообращение 9часов

   Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их  круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

   Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение  вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.  Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV груп­пы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус- фактор. Резус-конфликт  как следствие  приобретенного иммунитета.                                                                                        

   Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и  функции сердца.  Фазы сердечной деятельности.  Малый  и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. | Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая по­мощь при кровотечениях.

   Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендо­скоп) и способы их использования.

   Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кро­вью лягушки.

   Практические работы. Изменения в тканях при пере­тяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дози­рованную нагрузку — функциональная проба. Повышение плот­ности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.

 

4. Дыхательная система 5часов

   Значение дыхательной системы, ее связь с. кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань орган голосо-образования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевраль­ная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные дви­жения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни ор­ганов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клиниче­ской и биологической смерти. Приемы искусе (венного дыха­ния изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

   Демонстрации. Торс человека; модели гортани и лег­ких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

   Лабораторные работы. Определение состава вдыхае­мого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной моде­ли Дондерса.

   Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

5. Пищеварительная система 7часов

   Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.                                                                         

   Заболевание органов пищеварения и их профилактика.  Питание и здоровье.                                                                    

   Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).                                                    

   Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.                                                                                       

   Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.                                                                     II

6. Обмен веществ и энергии. Витамины 3часа

   Превращения белков, жиров и углеводов. Обменными процессы в организме. Подготовительная и заключительная» стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластичеекий обмен и энергетический обмен. Энерготраты человекам основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитамины А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), B1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.                                                               

   Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.                  

7.  Мочевыделительная система 2часа

   Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделе­ния, их значение. Строение и функции почек. Нефрон — фун­кциональная единица почки. Образование первичной и копе­йной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почеч­ной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспуска­тельного канала.

   Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиени­ческая оценка питьевой воды.

8.  Кожа 3часа

   Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и саль­ные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Ока­зание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предуп­реждение и меры защиты от заражения.

   Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция орга­низма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах

   Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

   Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9.  Эндокринная система 2часа

   Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной желе­зы- Болезни, связанные с гипофункцией (карликовости) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма J к стрессовым нагрузкам.

   Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.              

10. Нервная система 5часов

   Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция! автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

   Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

   Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

11.  Органы чувств. Анализаторы 5часов

   Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира<

   Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

   Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающпй и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слух; распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ух как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

   Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функци: мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

   Органы осязания, обоняния,   вкуса,  их анализаторы

Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

   Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.

   Практические работы. Выявление функции зрачка; и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении Определение выносливости вестибулярного аппарата. Провер­ка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение Хо­лодовых точек.

12. Поведение и психика -7 часов

   Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ятельность.

   Открытие И.М. Сеченовым центрального торможе­ния. Работы И.П. Павлова; открытие безусловного и условно­го торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие я мления доминан­ты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сно­видения.

   Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Рече­вые центры и значение языковой среды: Роль трудовой дея­тельности в появлении речи и осознанных действий.

   Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запо­минания. Особенности мышления, его развитие.

   Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Каче­ство воли. Физиологическая основа эмоций.

   Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.                                                     

  Изменение работоспособности, борьба с утомлением.  Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

   Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркально­го письма; иллюзии установки.

   Практические работы. Проверка действия закона вза­имной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влия­ние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.                                                 

13. Индивидуальное развитие человека 6часов

   Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни,  передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).        

   Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.                                                    

   Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент,  характер, интересы, склонности, способности. Роль наслед­ственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

 

4. Требования к уровню подготовки  учащихся

 

Знать:

 

Ø  систематическое положение человека и его происхождение,

Ø  особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

Ø  о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития  организма человека,

Ø  об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

Ø  приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

Ø  правила гигиены,  сохраняющих здоровье,

Ø  факторы, разрушающие здоровье человека,

 

Уметь:

 

Ø    распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

Ø   объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

Ø   оказывать первую помощь при несчастных случаях,

Ø   соблюдать правила личной и общественной гигиены,

Ø   пользоваться микроскопом, ставить опыты,

Ø   работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом        организации усвоения материала.

 

      Демонстрации:  микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

 

 

 

 

 

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы курса

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Введение. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР

6

 

2.

Опорно – двигательная система

8

 

3.

КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ

9

 

4.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ   СИСТЕМА

5

 

5.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

7

 

6.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ

3

 

7.

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

2

 

8.

КОЖА

3

 

9.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

2

 

10.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

5

 

11

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ

5

 

12

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА

7

 

13

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

6

 

14

Резерв

2

 

 


Календарно – тематическое планирование

№п/п

№урока в теме

Наименование разделов и тем

дата

план

Факт

Введение. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР (6 ч)

1

1

Введение. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете

 

 

2

2

Общий обзор организма человека. Наука об организме человека

 

 

3

3

Структура тела человека

 

 

4

4

Строение клетки. Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

 

 

5

5

Ткани. Лабораторная работа №2 «Клетки ткани под микроскопом»

 

 

6

6

Система органов. Практическая работа «Получение мигательного рефлекса»

 

 

Опорно – двигательная система ( 8 ч)

7

1

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторные работы №3,4 «Строение костей. Состав костей»

 

 

8

2

Скелет головы и туловища

 

 

9

3

Скелет конечностей. Практические работы6 «Движение костей плечевого сустава», «Вращение лучевой кости»

 

 

10

4

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

 

 

11

5

Мышцы человека.

 

 

12

6

Работа мышц

 

 

13

7

Нарушение осанки и плоскостопия. Практические работы6 , «Предупреждение искривления позвоночника»

 

 

14

8

Развитие опорно-двигательной системы.

 

 

КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ (9 ч)

15

1

Внутренняя среда. Значение

крови и ее состав. Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

 

 

16

2

Иммунитет

 

 

17

3

Тканевая совместимость и переливание крови.

 

 

18

4

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

 

 

19

5

Движение лимфы.Движение крови по сосудам. Практическая работа «Кислородное голодание»

 

 

20

6

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

 

 

21

7

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

 

 

22

8

Первая помощь при кровотечениях.

 

 

23

9

Обобщение и систематизация тем «Опорно-двигательная система» «Кровь и кровообращение»

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ   СИСТЕМА ( 5ч)

24

1

Значение дыхания

Строение легких.Лабораторная работа №6 Состав вдыхаемого воздуха»

 

 

25

2

Дыхательные движения Лабораторная работа№7 Дыхательные движения»

 

 

26

3

Регуляция дыхания.

 

 

27

4

Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания.

 

 

28

5

Первая помощь при поражении органов дыхания.

 

 

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ( 7 ч)

29

1

Значение и состав пищи.

 

 

30

2

Органы пищеварения

 

 

31

3

Зубы

 

 

32

4

Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа №8,9 «Действие ферментов на крахмал и на белки»

 

 

33

5

Пищеварение в кишечнике.

 

 

34

6

Регуляция пищеварения

 

 

35

7

Заболевания органов пищеварения.

 

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ ( 3ч)

36

1

Обменные процессы в организме.

 

 

37

2

Нормы питания.

 

 

38

3

Витамины

 

 

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ( 2 ч)

39

1

Строение и функции почек.

 

 

40

2

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

 

 

КОЖА ( 3 ч)

41

1

Кожа. Значение и ее строение.

 

 

42

2

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

 

 

43

3

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

 

 

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ( 2 ч)

44

1

Железы внешний, внутренней и смешанной секреции

 

 

45

2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

 

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ( 5 ч)

46

1

Значение, строение и функционирование нервной системы.

 

 

47

2

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

 

 

48

3

Нейрогуморальная регуляция

 

 

49

4

Спинной мозг

 

 

50

5

Головной мозг: строение и функции.

 

 

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ ( 5 ч)

51

1

Как действуют органы чувств и анализаторы.

 

 

52

2

Орган зрения и зрительный анализатор

 

 

53

3

Заболевания и повреждения глаз

 

 

54

4

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

 

 

55

5

Органы осязания, обоняния, вкуса

 

 

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (7ч)

56

1

Врожденные и приобретенные  формы поведения

 

 

57

2

Закономерности работы головного мозга.

 

 

58

3

Биологические ритмы. Сон и его значение

 

 

59

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. .

 

 

60

5

Воля и эмоции. Внимание

 

 

 

61

6

Работоспособность .Режим дня.

 

 

62

7

Обобщение и систематизация темы «Нервная система» «Органы чувств»

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ( 6ч)

63

1

Половая система человека

 

 

64

2

Наследственные и врожденные заболевания.

 

 

65

3

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

 

 

66

4

Вред наркогенных веществ

 

 

67

5

Психологические особенности личности

 

 

68

6

Урок-дискуссия на тему «Моё здоровье в моих руках»

 

 

Резерв(2ч)

 


Перечень учебно –методического  обеспечения

 

1.              В.М. Константинов. В.Г. Бабенко. Биология. 7 класс. М. Вента - Граф, 2008г.

2.             Константинов В.М. Бабенко В.Г.  Кучменко В.С. Суматохин С.В.  Биология. Животные 7класс. Рабочая тетрадь  № 1−2

3.             Пепеляева О.А. Поурочные разработки  по биологии «Вако» М. 2005г.

4.              Кучменко В.С. Суматохин С.В.  Биология. Животные 7класс. Методическое пособие. Вентана−Граф. 2003г

5.            Настольная книга учителя биологии (нормативные документы). М. Астрель, 2002г.

6.      Рохлов В., Теремов А. «Занимательная зоология» М. Аст - Пресс. 1999г.

7.            А.И. Никишов. Дидактический материал по зоологии М. Цитадель 1996 г.

8.      А.А.Яхонтов   Зоология дли учителя М. Просвещение.

9.            И. Акимушки «Мир животных» М. Мысль 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г

2.      CD-ROM. Биология. Животные. 7 класс Вентана-Граф2006

3.      Электронный атлас для школьника «Зоология 7-8», 2004г

 

 

 


Рабочая программа по биологии, 9 класс

Рабочая программа по биологии, 9 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии 9 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии 9 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования

ВИЧ-инфекции. Преподавание курса биологии в 9-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов

ВИЧ-инфекции. Преподавание курса биологии в 9-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов

Содержание тем учебного курса

Содержание тем учебного курса

I , II , III , IV груп­пы крови — проявление наследственного иммунитета

I , II , III , IV груп­пы крови — проявление наследственного иммунитета

Энергетический баланс. Определение норм питания

Энергетический баланс. Определение норм питания

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза

Наследственные и врожденные заболевания

Наследственные и врожденные заболевания

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

Календарно – тематическое планирование №п/п №урока в теме

Календарно – тематическое планирование №п/п №урока в теме

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ( 2 ч) 39 1

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ( 2 ч) 39 1

Воля и эмоции. Внимание 61 6

Воля и эмоции. Внимание 61 6

Перечень учебно –методического обеспечения 1

Перечень учебно –методического обеспечения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023