Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 9 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.
Курс биологии 9-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.
В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Преподавание курса биологии в 9-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2015г
Место предмета в базисном учебном плане.
По школьному учебному плану - 70 часов в течение учебного года,
2 часа в неделю, 7 лабораторных работ, практических – 15.
3. Содержание
тем учебного курса
Введение 1 час
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
1. Организм человека. Общий обзор 5час
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган, и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.
Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.
2. Опорно-двигательная система 8часов
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища
Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при ; травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.
Практические работы. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. \ Утомление при статической и динамической работе. Определение нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.
Лабораторные работы. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
3. Кровь и кровообращение 9часов
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус- фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. | Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.
Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку — функциональная проба. Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.
4. Дыхательная система 5часов
Значение дыхательной системы, ее связь с. кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань орган голосо-образования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусе (венного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.
Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система 7часов
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.
Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка. II
6. Обмен веществ и энергии. Витамины 3часа
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменными процессы в организме. Подготовительная и заключительная» стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластичеекий обмен и энергетический обмен. Энерготраты человекам основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитамины А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), B1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
7. Мочевыделительная система 2часа
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон — функциональная единица почки. Образование первичной и копейной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа 3часа
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах
Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.
Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система 2часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы- Болезни, связанные с гипофункцией (карликовости) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма J к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система 5часов
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция! автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
11. Органы чувств. Анализаторы 5часов
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира<
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающпй и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слух; распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ух как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функци: мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы
Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы. Выявление функции зрачка; и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение Холодовых точек.
12. Поведение и психика -7 часов
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова; открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие я мления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды: Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Практические работы. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.
13. Индивидуальное развитие человека 6часов
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
Ø систематическое положение человека и его происхождение,
Ø особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
Ø о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,
Ø об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
Ø приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,
Ø правила гигиены, сохраняющих здоровье,
Ø факторы, разрушающие здоровье человека,
Уметь:
Ø распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
Ø объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,
Ø оказывать первую помощь при несчастных случаях,
Ø соблюдать правила личной и общественной гигиены,
Ø пользоваться микроскопом, ставить опыты,
Ø работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Разделы курса |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
1. |
Введение. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР |
6 |
|
2. |
Опорно – двигательная система |
8 |
|
3. |
КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ |
9 |
|
4. |
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
5 |
|
5. |
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
7 |
|
6. |
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ |
3 |
|
7. |
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
2 |
|
8. |
КОЖА |
3 |
|
9. |
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА |
2 |
|
10. |
НЕРВНАЯ СИСТЕМА |
5 |
|
11 |
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ |
5 |
|
12 |
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА |
7 |
|
13 |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА |
6 |
|
14 |
Резерв |
2 |
|
Календарно – тематическое планирование
№п/п |
№урока в теме |
Наименование разделов и тем |
дата |
|
план |
Факт |
|||
Введение. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР (6 ч) |
||||
1 |
1 |
Введение. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете |
|
|
2 |
2 |
Общий обзор организма человека. Наука об организме человека |
|
|
3 |
3 |
Структура тела человека |
|
|
4 |
4 |
Строение клетки. Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» |
|
|
5 |
5 |
Ткани. Лабораторная работа №2 «Клетки ткани под микроскопом» |
|
|
6 |
6 |
Система органов. Практическая работа «Получение мигательного рефлекса» |
|
|
Опорно – двигательная система ( 8 ч) |
||||
7 |
1 |
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторные работы №3,4 «Строение костей. Состав костей» |
|
|
8 |
2 |
Скелет головы и туловища |
|
|
9 |
3 |
Скелет конечностей. Практические работы6 «Движение костей плечевого сустава», «Вращение лучевой кости» |
|
|
10 |
4 |
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
|
|
11 |
5 |
Мышцы человека. |
|
|
12 |
6 |
Работа мышц |
|
|
13 |
7 |
Нарушение осанки и плоскостопия. Практические работы6 , «Предупреждение искривления позвоночника» |
|
|
14 |
8 |
Развитие опорно-двигательной системы. |
|
|
КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ (9 ч) |
||||
15 |
1 |
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» |
|
|
16 |
2 |
Иммунитет |
|
|
17 |
3 |
Тканевая совместимость и переливание крови. |
|
|
18 |
4 |
Строение и работа сердца. Круги кровообращения. |
|
|
19 |
5 |
Движение лимфы.Движение крови по сосудам. Практическая работа «Кислородное голодание» |
|
|
20 |
6 |
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. |
|
|
21 |
7 |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. |
|
|
22 |
8 |
Первая помощь при кровотечениях. |
|
|
23 |
9 |
Обобщение и систематизация тем «Опорно-двигательная система» «Кровь и кровообращение» |
|
|
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ( 5ч) |
||||
24 |
1 |
Значение дыхания Строение легких.Лабораторная работа №6 Состав вдыхаемого воздуха» |
|
|
25 |
2 |
Дыхательные движения Лабораторная работа№7 Дыхательные движения» |
|
|
26 |
3 |
Регуляция дыхания. |
|
|
27 |
4 |
Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания. |
|
|
28 |
5 |
Первая помощь при поражении органов дыхания. |
|
|
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ( 7 ч) |
||||
29 |
1 |
Значение и состав пищи. |
|
|
30 |
2 |
Органы пищеварения |
|
|
31 |
3 |
Зубы |
|
|
32 |
4 |
Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа №8,9 «Действие ферментов на крахмал и на белки» |
|
|
33 |
5 |
Пищеварение в кишечнике. |
|
|
34 |
6 |
Регуляция пищеварения |
|
|
35 |
7 |
Заболевания органов пищеварения. |
|
|
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ ( 3ч) |
||||
36 |
1 |
Обменные процессы в организме. |
|
|
37 |
2 |
Нормы питания. |
|
|
38 |
3 |
Витамины |
|
|
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ( 2 ч) |
||||
39 |
1 |
Строение и функции почек. |
|
|
40 |
2 |
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. |
|
|
КОЖА ( 3 ч) |
||||
41 |
1 |
Кожа. Значение и ее строение. |
|
|
42 |
2 |
Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. |
|
|
43 |
3 |
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. |
|
|
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ( 2 ч) |
||||
44 |
1 |
Железы внешний, внутренней и смешанной секреции |
|
|
45 |
2 |
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма |
|
|
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ( 5 ч) |
||||
46 |
1 |
Значение, строение и функционирование нервной системы. |
|
|
47 |
2 |
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. |
|
|
48 |
3 |
Нейрогуморальная регуляция |
|
|
49 |
4 |
Спинной мозг |
|
|
50 |
5 |
Головной мозг: строение и функции. |
|
|
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ ( 5 ч) |
||||
51 |
1 |
Как действуют органы чувств и анализаторы. |
|
|
52 |
2 |
Орган зрения и зрительный анализатор |
|
|
53 |
3 |
Заболевания и повреждения глаз |
|
|
54 |
4 |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. |
|
|
55 |
5 |
Органы осязания, обоняния, вкуса |
|
|
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (7ч) |
||||
56 |
1 |
Врожденные и приобретенные формы поведения |
|
|
57 |
2 |
Закономерности работы головного мозга. |
|
|
58 |
3 |
Биологические ритмы. Сон и его значение |
|
|
59 |
4 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. . |
|
|
60 |
5 |
Воля и эмоции. Внимание
|
|
|
61 |
6 |
Работоспособность .Режим дня. |
|
|
62 |
7 |
Обобщение и систематизация темы «Нервная система» «Органы чувств» |
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ( 6ч) |
||||
63 |
1 |
Половая система человека |
|
|
64 |
2 |
Наследственные и врожденные заболевания. |
|
|
65 |
3 |
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения |
|
|
66 |
4 |
Вред наркогенных веществ |
|
|
67 |
5 |
Психологические особенности личности |
|
|
68 |
6 |
Урок-дискуссия на тему «Моё здоровье в моих руках» |
|
|
Резерв(2ч) |
Перечень учебно –методического обеспечения
1. В.М. Константинов. В.Г. Бабенко. Биология. 7 класс. М. Вента - Граф, 2008г.
2. Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Суматохин С.В. Биология. Животные 7класс. Рабочая тетрадь № 1−2
3. Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии «Вако» М. 2005г.
4. Кучменко В.С. Суматохин С.В. Биология. Животные 7класс. Методическое пособие. Вентана−Граф. 2003г
5. Настольная книга учителя биологии (нормативные документы). М. Астрель, 2002г.
6. Рохлов В., Теремов А. «Занимательная зоология» М. Аст - Пресс. 1999г.
7. А.И. Никишов. Дидактический материал по зоологии М. Цитадель 1996 г.
8. А.А.Яхонтов Зоология дли учителя М. Просвещение.
9. И. Акимушки «Мир животных» М. Мысль 1998г.
Список литературы
1. Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
2. CD-ROM. Биология. Животные. 7 класс Вентана-Граф2006
3. Электронный атлас для школьника «Зоология 7-8», 2004г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.