ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТРОПАМИ
Оценка 4.8

ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТРОПАМИ

Оценка 4.8
Игры
doc
биология
9 кл
15.11.2022
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТРОПАМИ
Игра проводится в виде путешествия по «экологической тропе» по станциям. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно (команды получают маршрутные листы). В конце мероприятия подводятся итоги.
Экологическими тропами.doc

ГОУ ЛНР

«АНТРАЦИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТРОПАМИ

 

 

                                    Воспитатель   МАЛАХОВА Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Игра проводится в виде путешествия по «экологической тропе» по  станциям. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно (команды получают маршрутные листы). В конце мероприятия подводятся итоги.

 

   Форма внеклассного мероприятия: игра - путешествие по станциям

 

   Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знания воспитанников, формирование ответственного и бережного отношения к природе.

 

   Ход игры:

 

I этап: Начальный этап – организационный

 

Вступительное слово преподавателя:

Добрый день! Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе. Название нашей игры состоит из двух слов - двух понятий: «экологическая» и «тропа».

(Слайд 1) -экологическая тропа

Что такое «Экология»? (ответы детей)

(Посмотрите на экран, там есть подсказка:

(Слайд 2) - «Экос» - дом, жилище «Логос» - ученье, наука (в переводе с греческого языка)

Итак,

Экология - наука о нашем общем доме - планете Земля.

Экология - наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.

(фон- фонограмма «В мире животных»)

Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность: беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород.

Какой прекрасный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений.

Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля - наш общий дом, и её нужно охранять. Наука экология изучает охрану природы, правила поведения в ней.

 

Что такое тропа? (ответы детей)

Экологическая тропа - это маршрут в лесу, который проходит через различные экологические системы, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Это место диалога человека с природой.

 

А сегодня, путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию в этой области знаний.

 

II Основной этап – проведение игры

Станция «ЗАГАДКИНО»

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

- Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

-Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (Лягушка)

- Месяц видел, а солнце скрыло. (Роса)

- В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)

- Кто без рук, без топора строит дом. (Птица)

- Не зверь, а воет. (Ветер)

- Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник).

- Очаг один, а всю землю греет. (Солнце).

- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)

Станция «Пословица недаром молвится».

 Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

 Апрель с водою, май  – с травою.

- В цвету трава – косить пора.

- Что летом родится, зимой пригодится.

- Не бывает хлеба без труда.

- Весна даёт цветы, а осень - плоды.

- При солнышке тепло, при матери добро.

Станция «Экологические задачи»


1.    Почему в лесу нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена)
2.    Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
 ( замазать глиной рану)
3.    Главный враг леса. ( пожар)
4.    Почему опасен пожар в лесу?
5.    Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
6.    Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
7.    Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
8.    Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
9.    Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
10.    Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
11.    Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
12.    Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают
 ее плодородие)

 

Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля — болото.)

Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

Слушают рассказ и ищут в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про музыкальную колонку.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно –мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

1.   Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит?(Корень одуванчика)

2.   Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

3.   Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

4.   Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно — покажи).

Станция :   «Экологический светофор»

Для проведения мероприятия используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут  на разные столы. Учащиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

1.    Зеленые карточки  - помогаете природе.                                

2.    Красные карточки - ясно, что вредите ей.                              

3.    Желтые карточки - вас предупреждает.

 

 

 

 

 

 

Вопросы на желтых карточках:

1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей.                                       Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают.                                    Днем сидят детишки, играют и строят домишки.                                  В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!

(Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

 

2. Зайку серого найду,                                                                                   Принесу его домой -                                                                                 Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

 

3. Завтра утром в лес пойдем,                                                                     И опята, и маслята,                                                                    

    И груздочки соберем.                                                                               Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

 

4. Я кузнечика словил,                                                                                   В банку с травкой посадил.                                                                       Пусть покажет, как трещит,                                                                     Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

 

5. Огонь траву с цветами  вместе выжег,                                                     Кусты спалил, в зеленый лес вошел.                                                       Он, как испуганная стая белок рыжих,                                                   Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

 

6. Бережливым будь с водой!                                                                       Шевельни опять рукой                                                                             И, как только воду взял,                                                                           Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)

 

7. Зайдешь в лесную даль и глушь,                                                             Муравьиным спиртом пахнет сушь,                                                       В чаще муравейники не спят,                                                                   Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

 

8.  Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?

(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

 

9.  Красива обувь, суперсовременна                                                            Рифленая подошва, блеск!                                                                        Прошли красивые ботинки,                                                                      Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

 

10.  Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

 

Вопросы на красных карточках:

1. Ходим, ходим по лужку,                                                                           Собираем по цветку:                                                                                 Красный, белый, синий цвет ...                                                                 Замечательный букет.

 (Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

 

2. Вот как плачет травушка-муравушка.                                                     Притоптали меня, травушку,                                                                   Притоптали меня зеленую,                                                                       Да все детушки, да все малые,                                                                 Во зеленом саду гуляючи,                                                                         Бегая, играючи ...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

3. Мы пыхтим и морщимся:                                                                         - Что мы вам - уборщицы?                                                                       Газон никак не подмету,                                                                           Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

 

4. Убита белка!  На снегу                                                                             Она распластана лежала,                                                                           Как будто все еще бежала ...                                                                     Да вдруг застыла на бегу.

Почему нельзя убивать животных?

 

5. Колкую, зеленую,                                                                                       Срубили топором,                                                                                     Из лесу душистая                                                                                       К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

 

6. Какой вред приносит дым из фабричных труб?

 (Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

 

7. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.)

 

8.  Едем на автомобиле,                                                                                  И гордимся, как красиво.                                                                          Позади клубится дым.                                                                              Чих-чих-чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

 

 

9.  Бутылки и банки бросаем в походе,                                                        Не разлагается мусор в природе.                                                              Пришли через год на полянку,                                                                И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

 

10. Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

 Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.

(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

 

Вопросы на зеленых карточках:

1. Лес наш сказочно богат,                                                                           Угощает всех ребят:                                                                                   Ваню - земляникой,                                                                                   Таню - костяникой,                                                                                   Машеньку - орешком,                                                                               Петю - сыроежкой,                                                                                     Катеньку - малинкой,                                                                                 Васю - хворостинкой.

Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

 

2. Посадили деревце                                                                                     У себя во дворе,                                                                                         Пусть растет зеленое,                                                                               Лист резной, лист резной.                                                                         Поливаем деревце                                                                                     Часто, часто мы,                                                                                         Чтоб оно со временем                                                                               Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

3. Разведу я на окошке                                                                                   И душистые горошки,                                                                               И фиалки, и герани.                                                                                   Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

 

4. В глуши лесной, в глуши зеленой,                                                           Всегда тенистой и сырой,                                                                         В крутом овраге под горой                                                                       Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)

 

5. О чем поют воробушки                                                                             В последний день зимы?                                                                           -Мы выжили!  -Мы дожили!                                                                     - Мы живы! Живы мы!                                                                             Как можно помогать выжить зимой птицам?                      

  (Кормушки развешиваются по деревьям, корм им  регулярно подсыпается.)

 

6. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось . деревьев?

 (Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу,  а деревья сохранились бы.)

 

7. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

                                                              

8. Воду носят все из лужи,                                                                           Выливают в реку вновь.                                                                           Что за шутки? Что им нужно?                                                                 Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения  "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

 

9. Поливаем клумбы дружно.                                                                       Траву выполем на спор.                                                                           А зачем все это нужно?                                                                             Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

 (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

 

10. Принесли из леса шишки,                                                                         Желудей несем мешок,                                                                             От берез нашли сережки.                                                                         Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород?

(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

 Станция «Белка»

- Назови грибы, которые знаешь.

- Какой гриб самый ядовитый? ( Бледная поганка)

- Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

- Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

- Какие ягоды растут в наших лесах?

III этап - Подведение итогов

Заключительное слово ведущего: Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая тропа» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. «Начальники станций»- члены жюри подсчитывают и объявляют результаты, вручают всем участникам сладкие призы.

                                       Спасибо за игру!


ГОУ ЛНР «АНТРАЦИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ГОУ ЛНР «АНТРАЦИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

Игра проводится в виде путешествия по «экологической тропе» по станциям

Игра проводится в виде путешествия по «экологической тропе» по станциям

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней

Станция «Пословица недаром молвится»

Станция «Пословица недаром молвится»

Станция «Где, чей дом?».

Станция «Где, чей дом?».

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром

Вопросы на желтых карточках: 1

Вопросы на желтых карточках: 1

Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки

Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки

Мы пыхтим и морщимся: -

Мы пыхтим и морщимся: -

Бутылки и банки бросаем в походе,

Бутылки и банки бросаем в походе,

Разведу я на окошке

Разведу я на окошке

Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки

Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022