Рабочая программа по биологии 9 класс на 2021-2022 учебный год
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии 9 класс на 2021-2022 учебный год

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
Взрослым
05.10.2021
Рабочая программа  по биологии 9 класс на 2021-2022 учебный год
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована авторская программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2014 г.).
9 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Манычская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                      «Утверждаю»

                                                                                                               Директор МБОУ Манычской СОШ

             _______________ Панасенко С.Н.

             Приказ от 31 августа 2021 г. №180

 

 

 

Рабочая программа

по биологии

9 класс

на 2021-2022 учебный год

 

Количество часов – 66

 

Учитель: Сторчакова Ирина Петровна

(высшая квалификационная категория)

 

 

Программа разработана на основе основной образовательной программы

основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района

сроком реализации 5 лет.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации на 2021-2022 учебный год.

В качестве основы для настоящей рабочей программы использована  авторская  программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2014 г.).

 

Класс

Автор учебника

Издательство,  год издания

9

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова

Вентана-Граф, 2018

 

Личностные результаты:

1)   воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2)   формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

3)   знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4)   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5)   формирование личностных представлений о целостности природы,

6)   формирование толерантности и миролюбия;

7)   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

8)    формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;

9)   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

10)    формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

11)    формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты:

1)   учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)   знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3)   формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

4)   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

5)   формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.

6)   формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметные результаты:

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

· осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

· ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

· создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

· выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

· аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

· аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

· осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

· раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

· объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

· объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

· сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

· знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

· находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

· знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

· понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

· находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

· создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Содержание учебного предмета, курса.

 

 

Класс

№  п\п

Разделы, темы

Кол-во часов

 

 

9

1.

Общие закономерности жизни

4 часов

2.

Закономерности жизни на клеточном уровне

11 часов

3.

Закономерности жизни на организменном уровне

18 часов

4.

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20 часов

5.

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

13 часов

Итого

66 часов


Раздел «Тематическое планирование»

№ п/п

Кол-во час.

Дата проведения

Наименование раздела и темы урока

Домашнее

задание

план.

факт.

1 четверть -17 часов                        Тема I. Общие закономерности жизни (4 часа)                                                                       

1

1

3.09

 

Биология — наука о живом мире

Введение, §1

2

1

7.09

 

Методы биологических исследований

§ 2, вопросы стр.-10

3

1

10.09

 

Общие свойства живых организмов

§ 3, сообщение об уровнях организации живого

4

1

14.09

 

Многообразие форм жизни

§4, проекты-темы стр.20-21

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)

5

1

17.09

 

Многообразие клеток. Л/Р № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

§5, вопр. стр.-28

6

1

21.09

 

Химические вещества в клетке

§6, вопр.  стр.-33

7

1

24.09

 

Строение клетки

§7, вопр. стр.-35

8

1

28.09

 

Органоиды клетки и их функции

§8, вопр.  стр.-39

9

1

1.10

 

Обмен веществ — основа существования клетки

§9, вопр.  стр.-41

10

1

5.10

 

Биосинтез белка в живой клетке

§10, вопр.  стр.-45

11

1

8.10

 

Биосинтез углеводов — фотосинтез

§11, вопр.  стр.-49

12

1

12.10

 

Обеспечение клеток энергией

§12, вопр.  стр.-52

13

1

15.10

 

Л/Р № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Подготовиться к к/р

14

1

19.10

 

К/Р  №1 «Закономерности жизни на клеточном уровне».

Подведём итоги зад.1-3 на «3», на «4-5» - проект стр.60

15

1

22.10

 

Размножение клетки и её жизненный цикл. 

§13, вопр.  стр.-56

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)

16

1

26.10

 

Организм — открытая живая система (биосистема)

§14, сообщения «Бактерии» «Вирусы»

17

1

29.10

 

Примитивные организмы

§15, вопр.  стр.-68

17  часов,  2 лабораторные работы, 1 контрольная работа

2 четверть -15 часов      

18

1

9.11

 

Растительный организм и его особенности

§16, сообщения об одном из отделов мхи, папоротники, голо-  и покрытосеменные

19

1

12.11

 

Многообразие растений и значение в природе

§17, сообщение о царстве грибов, лишайники

20

1

16.11

 

Организмы царства грибов и лишайников

§18, вопр.  стр.-81

21

1

19.11

 

Животный организм и его особенности

§19, сообщение об одном из типов животных

22

1

23.11

 

Разнообразие животных

§20, вопр.  стр.-90

23

1

26.11

 

Сравнение свойств организма человека и животных

§21, вопр.  стр.-94

24

1

30.11

 

Размножение живых организмов

§22, вопр.  стр.-97

25

1

3.12

 

Индивидуальное развитие организмов

§23, вопр.  стр.-101

26

1

7.12

 

Образование половых клеток. Мейоз

§24, сообщение «История науки о наследственности»

27

1

10.12

 

Изучение механизма наследственности

§25, вопр.  стр.-109

28

1

14.12

 

Основные закономерности наследственности организмов.

§26, вопр.  стр.-113

29

1

17.12

 

Л/Р № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Подготовиться к К/Р

30

1

21.12

 

Закономерности изменчивости. К/Р  №2 «Закономерности жизни на организменном уровне».

§27, вопр.  стр.-116

31

1

24.12

 

Ненаследственная изменчивость.

§28, вопр.  стр.-121

32

1

28.12

 

Основы селекции организмов

§29, вопр.  стр.-125

15 часов, 1 лабораторная работа, 1 контрольная работа

3 четверть – 19 часов                       

33

1

11.01

 

Л/Р № 4 «Изучение изменчивости у организмов».

Повторить §28

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

34

1

14.01

 

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

§30, сообщение А.И. Опарин и его учение, учение Дж. Холдейна

35

1

18.01

 

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§31, вопр.  стр.-138

36

1

21.01

 

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

§32, вопр.  стр.-143

37

1

25.01

 

Этапы развития жизни на Земле

§33,  сообщение о Ламарке  и его эволюц. учении

38

1

28.01

 

Идеи развития органического мира в биологии

§34, сообщение о Дарвине  и его кругосветном путеш.

39

1

1.02

 

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

§35, вопр.  стр.-153

40

1

4.02

 

Современные представления об эволюции органического мира

§36, вопр.  стр.-157

41

1

8.02

 

Вид, его критерии и структура

§37, вопр.  стр.-160

42

1

11.02

 

Процессы образования видов

§38, вопр.  стр.-164

43

1

15.02

 

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

§39, вопр.  стр.-168

44

1

18.02

 

Основные направления эволюции

§40, вопр.  стр.-174

45

1

22.02

 

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

§41, вопр.  стр.-178

46

1

25.02

 

Основные закономерности эволюции.

§42, вопр.  стр.-183

47

1

1.03

 

Л/Р № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Повт. §42

48

1

4.03

 

Человек — представитель животного мира

§43, вопр.  стр.-186

49

1

11.03

 

Эволюционное происхождение человека

§44, сообщение древнейшие и древние люди

50

1

15.03

 

Ранние этапы эволюции человека. К/Р  №3 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».

§45 до стр.192 (2 абз), сообщение Неантропы

51

1

18.03

 

Поздние этапы эволюции человека

§45 до конца, сообщение расы человека

19  часов, 2 лабораторные работы, 1 контрольная работа

4 четверть - 15 часов

52

1

29.03

 

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§46, вопр. стр.-198

53

1

1.04

 

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

§47, подведём итоги: на «3» - зад.1 – 3, на «5» - проект (стр. 205)

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч)

54

1

5.04

 

Условия жизни на Земле

§48, вопр.  стр.-211

55

1

8.04

 

Общие законы действия факторов среды на организмы

§49, вопр.  стр.-215

56

1

12.04

 

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

§50, вопр.  стр.-220

57

1

15.04

 

Л/Р № 6 «Оценка качества окружающей среды».

Повторить §50

58

1

19.04

 

Биотические связи в природе

§51, вопр.  стр.-224

59

1

22.04

 

Взаимосвязи организмов в популяции

§52, вопр.  стр.-228

60

1

26.04

 

Функционирование популяций в природе

§53, вопр.  стр.-231

61

1

29.04

 

Природное сообщество — биогеоценоз

§54, сообщение Вернадский и  учение

62

1

6.05

 

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

§55, вопр.  стр.-240

63

1

13.05

 

Развитие и смена природных сообществ

§56, вопр.  стр.-243

64

1

17.05

 

Основные законы устойчивости живой природы

подготовиться к к/р

65

1

20.05

 

К/Р  №4 «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».

§57, сообщение «Глобальные эколог.  проблемы»

66

1

24.05

 

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

§58, вопр.  стр.-250

15  часов,  1 лабораторная работа, 1 контрольная работа

Год: 66 часов,  6 лабораторных работы, 4 контрольных работы

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

Предметные результаты: В результате изучения курса биологии в основной школе:

Предметные результаты: В результате изучения курса биологии в основной школе:

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; · знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; · знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Раздел «Тематическое планирование» № п/п

Раздел «Тематическое планирование» № п/п

Размножение живых организмов §22, вопр

Размножение живых организмов §22, вопр

Ранние этапы эволюции человека

Ранние этапы эволюции человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2021