Рабочая программа по биологии по программе В.В.Пасечника для 5-9 классов по ФГОС
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии по программе В.В.Пасечника для 5-9 классов по ФГОС

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
5 кл—9 кл
27.04.2020
Рабочая программа по биологии по программе В.В.Пасечника для 5-9 классов по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы).
Рабочая программа по биологии 6 класс.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Уровень общего образования: основное общее,

6 «Д»  класс.

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 34 часа.

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы). «Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №1 сл. Большая Мартыновка».

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы). «Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №1 сл.Б.Мартыновка».

 

Основными целями изучения биологии в основной школе являются: 

● формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии; 

● приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;

● формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;

● овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.); 

● создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний. 

 

2 Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл.Б.Мартыновка на 2018 -2019 учебный год  количество часов в неделю 1 час, количество часов в год 34 часа.

 

3. Содержание учебного предмета

Жизнедеятельность  организмов (17часов)

Обмен веществ и превращение энергии 1 час

Обмен веществ- главный признак  жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ  в организм, их транспорт и преобразование, выделение.  Использование энергии организмом.

Почвенное питание 1 час

Почвенное питание растений.  Автотрофный и гетеротрофный типы питания  организмов.  Корень, его строение и функции. Поглощение воды  и минеральных веществ.  Лабораторный опыт «Поглощение воды  корнем»

Удобрение 1 час

Управление почвенным питанием  растений.  Минеральные и органические удобрения.  Способы,  сроки  и дозы  внесения  удобрений.  Вред,  наносимый  окружающей среде  использованием  значительных доз удобрений.  Меры охраны природной среды.

Фотосинтез. Значение фотосинтеза 2 часа

Фотосинтез.  Хлоропласты, хлорофилл, их роль  в фотосинтезе.  Управление  фотосинтезом растений: условия,  влияющие  на интенсивность  фотосинтеза.  Значение фотосинтеза.  Роль растений  в образовании и накоплении органических веществ и  кислорода  на Земле. Проблема загрязнения  воздуха.

Питание бактерий и грибов 3 часа

Питание  бактерий. Разнообразие способов питания. 

Питание  грибов. Разнообразие способов  питания. Грибы сапротрофы и паразиты.

Симбиоз  у бактерий  и грибов.

Гетеротрофное питание 2 часа

Гетеротрофный тип питания. Пища как основной строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные  животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения.

Дыхание растений и животных 2 часа

Дыхание как компонент  обмена веществ, его роль  в  жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных.  Особенности газообмена у животных.

Дыхание растений, его сущность.  Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Лабораторный опыт «Выделение углекислого газа при дыхании».

Передвижение веществ у растений 1 час

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена  веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. 

Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения». Значение органических веществ в органах растения, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от поражений.

Передвижение веществ у животных 1 час

Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее состав, функции  и ее значение. Кровеносная система животных, органы  кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови  в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.

Выделение у растений и у животных 2 часа

Выделение- процесс  выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ  из растительного  организма  через корни, устьица, листья. Листопад.

Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса  выделения у животных.

Контрольная работа №1: «Жизнедеятельность организмов» 1час

Размножение, рост и развитие организмов (7 ч)

Размножение организмов, его значение 1 час

Размножение, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения  организмов. Бесполое размножение растений и животных.

Лабораторная работа №1 «Вегетативное размножение комнатных растений» 

Половое размножение 2 часа

Половое размножение,  его особенности. Половые клетки. Оплодотворение.  Цветок-орган  полового размножения  растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического  развития. Значение полового размножения для  потомства в эволюции  органического мира.

Рост и развитие – свойства живых организмов 3 часа

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста растений по спилу».  Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений.

Развитие  животных с превращениями без превращения.

Влияние вредных привычек на развитие человека.

Контрольная работа №2 «Размножение, рост и развитие организмов» 1 час

Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)

Раздражимость – свойство живых организмов 1 час

Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни  организмов.

Гуморальная регуляция 1 час

Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции  организмов.

Нейрогуморальная регуляция 3 часа

Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной  системы. Рефлекс- основа нервной регуляции.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

 Лабораторная работа №2 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование  у них рефлексов»

Поведение 1 час

Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы.

Приобретенное поведение. Условные рефлексы.

Поведение человека. Высшая нервная деятельность.

Движение организмов 1 час

Движение - свойство живых организмов. Многообразие способов  движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных  организмов.

Передвижение многоклеточных  животных в разных средах обитания. Разнообразие способов  передвижения многоклеточных  организмов.

Организм – единое целое 2 часа

Организм- единое целое. Взаимосвязь  клеток, тканей, систем органов и процессов  жизнедеятельности. 

Контроль - обобщающий  урок.

Контрольная  работа  №3  по  темам  «Регуляция  жизнедеятельности  организмов. Поведение. Движение» 1 час

 

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам  общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения  в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации  к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной  и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические  для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.

Учащиеся должны знать:

● характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

● применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;   

● владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;

● ориентировать  в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. 

Должны уметь:

● соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 ● использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

● выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

 ● осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

● ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

● находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; 

● выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержательные линии программы

Планируемые результаты. Требования ФГОС

 

Базовый уровень

Повышенный уровень

Живые организмы

 

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

 

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 

 

 

 

 


№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема раздела, урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Раздел 1. Жизнедеятельность  организмов (17часов)

1

5.09

 

Обмен веществ - главный признак жизни

Процессы жизнедеятельности организмов. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ  в организм, их транспорт и преобразование, выделение.  Использование энергии организмом.

Выделять существенные признаки  обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство и единство  органического мира.

2

12.09

 

Почвенное питание растений.

 

Питание. Способы  питания  организмов. Автотрофные  и  гетеротрофные  организмы. Почвенное  питание  растений. Корень, его  строение  и  функции. Поглощение  воды  и  минеральных  веществ. Лабораторный опыт  «Поглощение  воды  корнем»

Выделять  существенные  признаки  почвенного  питания  растений. Объяснить  роль  питания  в  процессах  обмена  веществ. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  организмов  и  объяснять  результаты.

3

19.09

 

Удобрения.

 

Управление  почвенным  питанием  растений. Удобрения  минеральные  и  органические. Способы, сроки  и  дозы  внесения  удобрений. Меры  охраны  природной  среды.

 

 

Объяснять  необходимость  пополнения  запаса  питательных  веществ  в  почве  путём  внесения  удобрений. Оценивать  вред, наносимый  окружающей  среде  использованием  значительных  доз  удобрений. Приводить  аргументацию  необходимости  защиты  окружающей  среды.

4

26.09

 

Фотосинтез.

 

Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их  роль  в  фотосинтезе. Управление  фотосинтезом.

 

Выявлять  приспособленность  растений  к  использованию  света  в  процессе  фотосинтеза. Определять  условия  протекания  фотосинтеза.

5

3.10

 

Значение фотосинтеза.

Значение  фотосинтеза. Роль  растений  в  образовании  и  накоплении  органических  веществ  и  кислорода  на  Земле. Проблема  загрязнения  воздуха.

 

Объяснять  значение  фотосинтеза  и  роль  растений  в  природе  и  жизни  человека. Приводить  доказательства  необходимости  охраны  воздуха  от  загрязнений. Подбирать  и  систематизировать  информацию, строить  поисковый  запрос  по  изучаемой  теме. Представлять  информацию  в  идее  презентаций  и  сообщений.

6

10.10

 

Питание бактерий.

Питание бактерий. Способы питания бактерий.

 

Определять  особенности  питания  бактерий. Объяснять  роль  бактерий  в  природе  и  жизни  человека.

7

17.10

 

Питание грибов.

Грибы  сапрофиты  и  паразиты. Симбиоз  у  бактерий  и  грибов.

Определять  особенности  питания грибов. Объяснять  роль  грибов  в  природе  и  жизни  человека.

8

24.10

 

Симбиоз бактерий и грибов

Симбиоз у бактерий и грибов. Особенности питания грибов. Грибы-сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль грибов в природе

Называть и описывать способы питания бактерий и грибов. Объяснять роль вприроде бактерий и грибов  как разрушителей органического вещества Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий- азотфиксаторов, раскрывать роль

9

7.11

 

Питание животных

Роль питания и жизнедеятельности клетки и  организма.  Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения

Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными, плотоядными и всеядными животными. Различать животных по способам добывания пищи

10

14.11

 

Питание животных. Хищные растения

Гетеротрофное  питание. Питание  животных. Способы  добычи  пищи  животными. Растительноядные  животные. Плотоядные  и  всеядные  животные, особенности  питания  и  добывания  пищи. Хищные  растения.

 

 

Определять  особенности  питания  и  способы  добывания  пищи  растительноядными  животными. Определять  особенности  питания  и  способы  добывания  пищи  плотоядными  и  всеядными   животными, хищными  растениями. Различать  животных  по  способу  добывания  пищи.

11

21.11

 

Дыхание, его роль в жизни организмов. Дыхание у растений 

 

Дыхание  растений, его  сущность. Роль  устьиц, чечевичек  и  межклетников  газообмене  у  растений. Применение  знаний  о  дыхании  при  выращивании  и хранении  растений

Выделять  существенные  признаки  дыхания. Объяснять  роль  дыхания  в  обмене  веществ. Объяснять  значение  кислорода  в  процессе  дыхания. Определять  сходство  и  различия  в  процессах  дыхания  у  растений  и  животных. Применять  знания  о  дыхании  в  процессе  выращивания  растений  и  хранения  урожая. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  организмов  и  объяснять  их  результаты.

12

28.11

 

Дыхание у животных

 

Дыхание  как  компонент  обмена  веществ, его  роль  в  жизни  организмов. Значение  кислорода  в  процессе  дыхания. Органы  дыхания  у  животных.

Выделять  существенные  признаки  дыхания. Объяснять  роль  дыхания  в  обмене  веществ. Объяснять  значение  кислорода  в  процессе  дыхания. Определять  роль  дыхания  в  жизни  организмов.

13

5.12

 

Передвижение веществ у растений 

 

Передвижение  веществ  у  растений. Проводящая  функция  стебля. Передвижение  воды, минеральных   и  органических  веществ. Запасание  веществ. Защита  растений  от  повреждений.

 

Объяснять  роль  транспорта  веществ   в    процессе  обмена  веществ. Объяснять  значение  проводящей  функции  стебля.. Объяснять  особенности  передвижения  воды, минеральных, органических  веществ  в  растениях. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  организмов  и  объяснять  их  результаты.

14

12.12

 

Контрольная работа №1 «Обмен  веществ. Фотосинтез. Питание  живых  организмов»

 

Роль питания, дыхания, транспорта веществ.

Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений

15

19.12

 

Передвижение веществ у животных 

 

Передвижение  веществ  у  животных. Кровь, её  состав, функции  и  значение. Кровеносная  система  животных, органы  кровеносной  системы. Роль  гемолимфы  и  крови  в  транспорте  веществ.

Объяснять  особенности  передвижения  веществ  в  организме  животных. Определять  особенности  передвижения  веществ  в  жизни  организмов.

 

16

26.12

 

Выделение у растений. Листопад 

 

Образование  конечных  продуктов  обмена  веществ. Выделение  из  организма  продуктов  жизнедеятельности. Выделение  у  растений. Листопад.

 

Определять  существенные  признаки  выделения. Объяснять  роль  выделения  в  процессе  обмена  веществ. Определять  значение  выделения  в  жизни  организмов

17

9.01

 

Выделение у животных 

 

Удаление  продуктов  обмена  веществ  у  животного  через  жабры, кожу. Лёгкие, почки. Особенности.

Определять  существенные  признаки  выделения  у  животных. Объяснять  роль  выделения  в  процессе  обмена  веществ  у  животных. Определять  значение  выделения  в  жизни  животных.

 

Размножение, рост и развитие организмов (7 ч)

18

16.01

 

Размножение организмов. Значение размножения.  Лабораторная работа №1 «Вегетативное размножение комнатных растений» 

Размножение  организмов, его  роль  в  преемственности  поколений. Способы  размножения. Бесполое  размножение  растений  и  животных.

 

Определять  значение  размножения  в  жизни  организмов. Объяснять  роль   размножения.   Определять   особенности  бесполого  размножения. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  вегетативного  размножения  организмов  и  объяснять  их  результаты.

19

23.01

 

Половое размножение 

 

Особенности  полового  размножения. Половые  клетки. Оплодотворение. Цветок – орган  полового  размножения  растений. Его  строение  и  функции. Опыление. Усложнение  полового размножения  в  процессе  исторического  развития.

 

Характеризовать  особенности  полового  размножения. Объяснять  значение  полового  размножения  для  потомства  и  эволюции  органического  мира.

 

20

30.01

 

Влияние вредных привычек на развитие человека 

 

Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.   Формирование здорового образажизни. Элементы здорового образа жизни.

Обосновывать негативное влияниевредных привычек на развитие организма. Объяснять опасность вредных привычек Понимать ценности здорового и безопасного образа жизни

21

6.02

 

Рост и развитие организмов 

 

Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста растений по спилу».

Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов

22

13.02

 

Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений 

Агротехнические приѐмы, ускоряющие рост растений

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты

23

20.02

 

Развитие животных с превращением и без превращения 

Рост и развитие – свойства живых организмов. Циклы развития насекомых

Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения

24

27.02

 

Контрольная работа №2 «Размножение, рост и развитие организмов»

Размножение организмов, рост и развитие. Обобщение и систематизация знаний. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма Выявлять черты сходства в размножении и развитии растений и животных

Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)

25

6.03

 

Раздражимость – свойство живых организмов. Биоритмы в жизни организмов

 

Раздражимость – свойство  живых  организмов. Реакция  растений  и  животных  на  изменения  в  окружающей  среде. Биоритмы  в  жизни  организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности  организмов. Регуляция у растений. Биоритмы в жизни организмов. Фотопериодизм

Выделять существенные признаки процессов  регуляции  жизнедеятельности  организма. Объяснять  согласованность  всех  процессов  жизнедеятельности  в  любом  живом  организме. Описывать  реакции  растений   животных  на  изменения  в  окружающей  среде.

26

13.03

 

Гуморальная регуляция  

Биологические  вещества – гормоны. Гормональная  и  гуморальная  регуляция.  Эндокринная  система, её  роль  в  гуморальной  регуляции.

 

Характеризовать  особенности  гуморальной  регуляции  процессов  жизнедеятельности  у  различных  организмов. Объяснять  роль  эндокринной  системы  в  регуляции  процессов  жизнедеятельности  организмов.

27

20.03

 

Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. Рефлекс – основа нервной регуляции

Нервная система. Общее представление о нервной системе.Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции.

Объяснять особенности нервной регуляции  процессовжизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности  организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы

28

3.04

 

Нейрогуморальная  регуляция.

Лабораторная работа № 2 «Изучение аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов » 

 

Общее  представление  о  нервной  системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная  регуляция.

 

Характеризовать  роль  нервной  системы  в  регуляции  процессов  жизнедеятельности  у  животных. Объяснять  особенности  нейрогуморальной  регуляции  процессов  жизнедеятельности  у  многоклеточных  животных. Объяснять  значение  саморегуляции  физиологических  процессов  в  организме.

29

10.04

 

Поведение организмов 

 

Поведение, двигательная  активность  у  растений. Виды  поведения  животных.

 

Объяснять  значение  поведения  в  жизни  организмов. Наблюдать  и  описывать  поведение  животных.

 

30

17.04

 

Движение – свойство живых организмов. Передвижение многоклеточных животных

Движение – свойства  живых  организмов. Многообразие  способов  движения  организмов. Движение  у  растений. Передвижения  животных.

Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.  Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов

Наблюдать  и  описывать  движение  организмов. Устанавливать  взаимосвязь  между  средой  обитания  и  способом  передвижения  животных. Описывать способы передвижения многоклеточных организмов Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения многоклеточных организмов Описывать способы передвижения многоклеточных организмов Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения многоклеточных организмов

31

24.04

 

Организм – единое  целое.

Целостность  организма. Взаимосвязь  клеток. Тканей, органов  в  многоклеточном  организме.

 

Выявлять  взаимосвязи  между  особенностями  строения  клеток, тканей, органов, систем  органов  и  их  функциями.

32

8.05

 

Контроль - обобщающий  урок.

Контрольная  работа  №3  по  темам  «Регуляция  жизнедеятельности  организмов. Поведение. Движение»

Подведение  итогов  за  год.

 

Объяснять  взаимосвязь  организмов  в  природе. Обсуждать  планы  выполнения  летних  заданий.

 

33

15.05

 

Повторение

Подведение  итогов  за  год.

 

34

22.05

 

Повторение

Подведение  итогов  за  год.

 

 

 

 


Контрольно - измерительные материалы

Контрольная работа №1

«Обмен  веществ. Фотосинтез. Питание  живых  организмов»

1 Вариант

I. Ответить на вопросы

1. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?

2. Какие виды удобрений вы знаете?

3. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?

4. Почему у растений, растущих рядом с цементным заводом, фотосинтез идет менее интенсивно?

5.В чем особенность питания грибов?

6. В чем состоит значение дыхания?

II Дать определение:

1.      Гетеротрофное питание

2.      Фотосинтез

3.      Хлоропласты

4.      Пищеварение

5.      Сосуды

2 Вариант

I. Ответить на вопросы

1. Как живые организмы используют энергию?

2. Зачем нужно вносить в почву удобрения?

3. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить загрязнения ими близлежащих водоемов?

4. Что общего в питании большинства бактерий и грибов?

5. Чем бактерии и грибы – сапротрофы отличаются от бактерий и грибов – паразитов?

6. Какие органы дыхания животных вы знаете?

II Дать определение:

1.         Обмен веществ

2.         Автотрофное питание

3.         Хлорофилл

4.         Дыхание

5.         Ситовидные трубки

 

Контрольная работа №2 «Размножение, рост и развитие организмов»

 

1 вариант

1.      Дать определение: размножение, рост, метаморфоз

2.      Каковы особенности бесполого размножения?

3.      Почему многие растения размножаются преимущественно бесполым способом?

4.      Как происходит половое размножение у цветковых растений?

5.      Какова роль животных и человека в распространении семян?

6.      Опишите развитие с полным превращением (примеры)

 

 

 

 

 

2 вариант

1.      Дать определение:оплодотворение,индивидуальное развитие¸имаго.

2.      Каково биологическое значение полового размножения организмов?

3.      Чем бесполое размножение отличается от полового?

4.      Почему многие культурные растения размножают вегетативно?

5.      Почему при половом размножении потомство оказывается разнообразным?

6.      Опишите развитие с неполным превращением (примеры)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа  №3  по  темам  «Регуляция  жизнедеятельности  организмов. Поведение. Движение»

 

1 вариант

1.Дать определение: раздражимость, нейрогуморальная регуляция, поведение.

2. Как реагируют растения и животные на смену дня и ночи, времен года?

3. Какова роль гормонов в жизнедеятельности организмов?

4. Какое строение имеет нейрон?

5. Каково значение поведения в жизни организмов?

 

2 вариант

1.Дать определение:рефлекс,нервная регуляция,гуморальная регуляция.

2. Что такое фотопериодизм и какова его роль в жизнедеятельности растений и животных?

3. Почему организмы высокоорганизованных животных (зверей, птиц) функционируют как единое целое?

4. Назовите животных с наиболее развитой нервной системой?

5. Каково значение движения в жизни растений?

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане

Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения»

Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения»

Поведение человека. Высшая нервная деятельность

Поведение человека. Высшая нервная деятельность

Содержательные линии программы

Содержательные линии программы

Дата по плануДата по фактуТема раздела, урокаСодержание урокаДеятельность обучающихся

Дата по плануДата по фактуТема раздела, урокаСодержание урокаДеятельность обучающихся

Питание грибов. Грибы сапрофиты и паразиты

Питание грибов. Грибы сапрофиты и паразиты

Выделять существенные признаки дыхания

Выделять существенные признаки дыхания

Половое размножение Особенности полового размножения

Половое размножение Особенности полового размножения

Гормональная и гуморальная регуляция

Гормональная и гуморальная регуляция

Контроль - обобщающий урок.

Контроль - обобщающий урок.

Контрольно - измерительные материалы

Контрольно - измерительные материалы

Ситовидные трубки Контрольная работа №2 «Размножение, рост и развитие организмов» 1 вариант 1

Ситовидные трубки Контрольная работа №2 «Размножение, рост и развитие организмов» 1 вариант 1

Контрольная работа №3 по темам «Регуляция жизнедеятельности организмов

Контрольная работа №3 по темам «Регуляция жизнедеятельности организмов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020