Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
РАССМОТРЕНО:
Методическим объединением учителей
Протокол №___ от «___» ______20___г. |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебной работе ____________/_________/
«___»___________20______г. |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______/Н.В. Архипова/
«___»___________20_____г. |
Рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи»
9в класс
Учитель: Сагалакова Ольга Александровна
Квалификационная категория: первая
2021- 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9в класса разработана на основе программы для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации, выбранной с учетом особенностей учащихся (для обучающихся с легкой умственной отсталостью), с учетом учебного плана МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2» на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Чтение» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений А.К.Аксенова, М.И.Шишкова. Москва, "Просвещение».
Цель изучения предмета: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений., формирование прочных навыков чтения доступного их пониманию текста вслух и «про себя».
Задачи:
- формировать у учащихся навыки чтения, последовательно увеличивая обьем текста;
- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
-формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;
-формировать способности грамотного, беглого, осознанного чтения; воспитание интереса и любви к чтению, обогащать словарный запас.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Согласно учебному плану на изучение чтения и развития речи в 9в классе отводится 3 учебных часа в неделю, 105 учебных часов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА
НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Современная школа в условиях полиязыкового, поликультурного образовательного пространства призвана обеспечить:
передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства;
-осознание учащимися себя членами мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру через российскую с зарубежной.
На уроках чтения и развития речи изучают стихи, сказки, рассказы русских, хакасских и зарубежных писателей. В этом контексте традиционная культура и быт хакасов, других народностей, представленных в Республике Хакасия, могут и должны служить источником этнокультурного наполнения содержания образования, в том числе математического.
Благодаря принципу этнокультурного наполнения на уроках решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью, что помогает осуществить практическую направленность обучения. Усвоение учебного материала должно осуществляться на конкретном материале, хорошо знакомом детям. Это даёт широкие возможности познакомить детей с произведениями хакасских поэтов и писателей, хакасскими народными сказками, показать красоту природы Хакасии и жизнь хакасского народа..
Использование этнокультурного компонента на уроках позволяет конкретизировать материал, лучше представить его, а полученные знания применить на уроках, помогает расширить кругозор школьника, понять особенности окружающей действительности, приблизить к ней понятия.
Сведения с использование этнокультурного компонента могут быть включены в различные этапы урока при изучении основных тем: хакасские народные сказки, хакасский фольклор, стихи поэтов Хакасии о родной земле, быт хакасского народа.
Произведения хакасских писателей и другой материал может быть найден самими учениками.
Использование этнокультурного компонента носит познавательный характер, дети изучают окружающую нас действительность.
Особенности организации работы в 9 в классе.
В 9в классе обучение осуществляется по АООП для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)В соответствии с данными психологической диагностики, психологический климат в классе в целом, благоприятный. В классе обучаются дети, которые имеют заключение ПМПК. Все дети имеют разный уровень подготовки по чтению. Процесс воспроизведения учебного материала у детей данного класса характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала. Мышление детей тесно связано с конкретной ситуацией. Важным условием работы в классе является планирование работы с учётом ряда следующих особенностей: уровня подготовки учащихся и навыков самостоятельной работы. Необходимо учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала. В каждой теме выделять главное, знакомить с обязательными результатами обучения. Дать возможность учащимся поверить в свои силы, чтобы усилить желание учиться. Мотивацией учения должна быть не боязнь получить плохую оценку, а похвала за малейшее улучшение. Всё что можно нарисовать, сложить, отрезать, выполнить наглядно, чтобы в дальнейшем перейти к образному мышлению. Уделять постоянное внимание речевому развитию. Для работы в классе необходимо чередовать коллективную и самостоятельную работу, широко использовать опоры, памятки, схемы, карточки. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, упражнений для глаз, используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. Для каждого учащегося выбирается оптимальный темп деятельности.
Планируемые результаты усвоения освоения учебного
предмета чтения и развития речи
Учащиеся должны знать:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения из текста;
Учащиеся должны уметь:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
- выучить наизусть 8—10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу;
- должны быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Содержание учебного предмета 9 класс
№ |
Раздел |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Устное народное творчество |
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
|
10 |
2 |
Из произведений Русской литературы XIX века |
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, А.Н. Толстого, А.Н. Майкова, А.П. Чехова, Ф.И. Тютчева, А.И.Куприна, И.А.Бунина.
|
49 |
3 |
Из произведений Русской литературы XX века |
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. Составление характеристики героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя). Работа над планом, над средствами языковой выразительности.Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А.Есенина, М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, А.А.Фадеева, В.М.Инбер, С. В. Михалкова, Р. Гамзанова, К.Г. Паустовского, К.М.Симонова, В.М.Шукшина, Ф.А. Абрамова, Л.Н. Ошанина, Ч.И. Айтматова |
34 |
4 |
Зарубежная литература |
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений из жизни писателей. |
9 |
5 |
Резерв |
3/3 |
|
6 |
Всего |
105 |
В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме теста.
Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи
№ |
Тема урока
|
Дата план |
факт |
Примечание |
1 |
Роль книги в жизни человека |
1. |
|
|
2 |
Устное народное творчество. Жанры |
|
|
|
3 |
Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила». Чтение, беседа по вопросам |
|
|
|
4 |
Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра |
|
|
|
5 |
Былина «На заставе богатырской». |
|
|
|
6 |
В/чтение. Былина «Вольга и Микула Селенинович» |
|
|
|
7 |
Контрольный урок. Проверка техники чтения |
|
|
|
8 |
Народная сказка « Сказка про Василису Премудрую» |
|
|
|
9 |
« Сказка про Василису Премудрую» |
|
|
|
10 |
Беседа, обсуждение сказки, вопросы |
|
|
|
11 |
Сказка «Лиса и тетерев». Чтение, беседа об особенностях сказок о животных. Язык сказок. Герои |
|
|
|
12 |
В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса». |
|
|
|
13 |
Сказка «Три пояса». |
|
|
|
14 |
Беседа по содержанию сказки |
|
|
|
15 |
И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством |
|
|
|
16 |
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Чтение по ролям |
|
|
|
17 |
Басня «Слон и Моська». Чтение, беседа об особенностях жанра басни. Мораль в басне |
|
|
|
18 |
А.С. Пушкин. Биография. Рассказ учителя |
|
|
|
19 |
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» |
|
|
|
20 |
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» |
|
|
|
21 |
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» |
|
|
|
22 |
Повесть «Барышня - крестьянка». Чтение |
|
|
|
23 |
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» |
|
|
|
24 |
Беседа о поступках, характерах героев |
|
|
|
25 |
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Итоговый урок |
|
|
|
26 |
А.С. Пушкин. Внеклассное чтение по произведениям |
|
|
|
27 |
М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта по учебнику |
|
|
|
28 |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». |
|
|
|
29 |
М.Ю. Лермонтов «Баллада» |
|
|
|
30 |
Баллада «Морская царевна» |
|
|
|
31 |
Чтение, работа по содержанию баллады |
|
|
|
32 |
Внеклассное чтение по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. |
|
|
|
33 |
Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок». Беседа по вопросам |
|
|
|
34 |
Чтение стихотворения наизусть (на выбор) |
|
|
|
35 |
Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством |
|
|
|
36 |
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Чтение, пересказ |
|
|
|
37 |
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» |
|
|
|
38 |
Чтение, знакомство с особенностями языка повести |
|
|
|
39 |
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». |
|
|
|
40 |
Н.В. Гоголь «Майская ночь» |
|
|
|
41 |
Пересказ эпизода (на выбор). Рисование иллюстраций к повести |
|
|
|
42 |
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» |
|
|
|
43 |
Устное рисование портретов героев повести, особенности языка |
|
|
|
44 |
Контрольный урок. Проверка техники чтения |
|
|
|
45 |
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» |
|
|
|
46 |
Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «Аукцион знаний» |
|
|
|
47 |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час». |
|
|
|
48 |
Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». Беседа по вопросам, обсуждение |
|
|
|
49 |
Поэма «Саша» (отрывок). Чтение поэмы |
|
|
|
50 |
Беседа по вопросам, работа с текстом поэмы «Саша» |
|
|
|
51 |
Внеклассное чтение. Викторина по произведениям Некрасова |
|
|
|
52 |
А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. Беседа по вопросам |
|
|
|
53 |
Стихотворение «На заре ты ее не буди». Выразительное чтение |
|
|
|
54 |
«Это утро» и др. стихи. Изображение природы и внутренний мир лирического героя |
|
|
|
55 |
Чтение стихотворения наизусть (на выбор) |
|
|
|
56 |
А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «снежный ком» |
|
|
|
57 |
А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». |
|
|
|
58 |
А.П. Чехов «Злоумышленник» |
|
|
|
59 |
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Чтение, беседа об особенностях юмора писателя |
|
|
|
60 |
Внеклассное чтение по рассказам Чехова |
|
|
|
61 |
М. Горький. Знакомство с биографией |
|
|
|
62 |
М. Горький «Песня о Соколе». Чтение, знакомство с особенностями песни |
|
|
|
63 |
«Песня о Соколе». Отработка навыков выразительного чтения |
|
|
|
64 |
М. Горький и Нижегородский край. Заочная экскурсия по горьковским местам |
|
|
|
65 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче» и др. Выразительное чтение учителем стихотворений. |
|
|
|
66 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче». |
|
|
|
67 |
М. Цветаева Поэзия и жизнь поэтессы |
|
|
|
68 |
Чтение стихов, беседа по вопросам («Красною кистью», «Вчера еще в глаза глядел») |
|
|
|
69 |
Стихотворения М Цветаевой. Отработка навыка выразительного чтения |
|
|
|
70 |
К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер» |
|
|
|
71 |
К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» |
|
|
|
72 |
К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» |
|
|
|
73 |
К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» |
|
|
|
74 |
Внеклассное чтение. К. Паустовский «Старик в потертой шинели» |
|
|
|
75 |
С. А. Есенин. Слово о поэте. |
|
|
|
76 |
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». Выразительное чтение наизусть, беседа по вопросам |
|
|
|
77 |
С.А. Есенин «Собаке Качалова» |
|
|
|
78 |
«Стихи о природе». Конкурс чтецов |
|
|
|
79 |
М.А. Шолохов. Биография. Разбор статьи учебника, беседа по плану |
|
|
|
80 |
М.А. Шолохов «Судьба человека» |
|
|
|
81 |
М.А. Шолохов «Судьба человека» |
|
|
|
82 |
Выразительное чтение по ролям эпизода, характеристика главного героя |
|
|
|
83 |
Внеклассное чтение. Шолохов «Донские рассказы» |
|
|
|
84 |
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
|
|
|
85 |
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Первичное восприятие рассказа, беседа по вопросам |
|
|
|
86 |
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
|
|
|
87 |
Н.М. Рубцов. Биография поэта. Деревенская тема поэзии |
|
|
|
88 |
Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя ночь» и др. |
|
|
|
89 |
Устное рисование картин природы в поэзии Рубцова. |
|
|
|
90 |
Ю.И. Коваль. Слово о писателе |
|
|
|
91 |
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
|
|
|
92 |
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
|
|
|
93 |
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
|
|
|
94 |
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». |
|
|
|
95 |
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Работа над содержанием баллады |
|
|
|
96 |
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
|
|
|
97 |
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
|
|
|
98 |
Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный жираф» |
|
|
|
99 |
Дж. Даррелл. «Живописный жираф» |
|
|
|
100 |
Промежуточная аттестация. |
|
|
|
101 |
Дж. Даррелл. «Живописный жираф» |
|
|
|
102 |
Викторина « Герои книг» |
|
|
|
103-105 |
Резнрв. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.