ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа адресована учащимся 8 класса школы VIII вида.
В 5-9 классах при обучении письму умственно отсталых детей решаются те же задачи, которые решаются в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;
- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- обеспечить общее развитие учащихся и сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации их в жизни.
В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
- инструктивно-методическое письмо Главного управления школ Министерства просвещения СССР 1983г. «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике»;
- Устав ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский;
-- адаптированная образовательная программа ГАОУ школы – интерната №5п.г.т.Новобурейский.
- «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский;
- «Положение о текущей аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский.
Рабочая программа разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. 2011г.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении письму в специальных (коррекционных) школах VIII вид; в школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
К началу обучения в 8 классе учащиеся должны усвоить элементарные сведения по грамматике; у учащихся должны быть сформированы основные орфографические и пунктуационные навыки, достаточно осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся должны к 8-му классу овладеть умениями составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце предложения, анализировать слова по звуковому составу, различать основные части речи (по значению и главным грамматическим признакам), отличать предлоги от приставок; должны уметь списывать текст и писать под диктовку, знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова, главные и второстепенные члены предложения, основные части
речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение) и служебные части речи (предлог, союзы И, А, НО; частицу НЕ). Учащиеся должны знать правописание безударных проверяемых гласных, сомнительных согласных, способы проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, правила написания Ь на конце слов после шипящих у существительных, кратких прилагательных; правило написания НЕ с глаголами.
В 8-м классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (разбор гнезд родственных слов).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 8 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
В 8 классе, так же как и в 5-7 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 5-7 классах работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно им в 8 классе будет уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, анкеты, объявления и др.).
Объем знаний, которыми необходимо вооружить учащихся, определен в учебной программе. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 136 часов в год или 4 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
В ходе обучения в 8 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
На уроках письма реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных ЗУН, также и межпредметных ЗУН (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа; обеспечивается сочетание слова, наглядности и действия, разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности учащихся. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 8 классе по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают учащиеся в классных и домашних работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).
В конце учебного года на последних уроках, помимо повторения за курс 8 класса, предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
Вводный |
Уровень знаний школьников, общая эрудиция. |
Беседа, наблюдение, диктант. |
Текущий |
Освоение учебного материала по теме, разделу программы. |
Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки, списывание, тест. Различные виды обучающих диктантов, изложений. Творческие работы (сочинение). |
Коррекция |
Ликвидация пробелов. |
Тест, наблюдение, консультация. |
Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач. |
Диктант за курс учебного года. |
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:
- оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- оценка «3» ставится если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие – сочинения и изложения) оцениваются с учетом правильности, полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы:
- оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные. Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок. При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 8классе – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
В 8 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или по коллективно составленному под руководством учителя; допускается самостоятельное составление плана. Перед написанием изложения и сочинения должна быть проведена подготовительная работа. На уроке трудные в отношении орфографии слова записываются на доске; учащимся можно пользоваться орфографическим словарём, обращаться за помощью к учителю.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся 8 класса, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Программа составлена без изменений,с учетом психофизических особенностей учащихся 8 класса с интеллектуальной недостаточностью. При составлении программы учитывался уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. В 8 классе обучается 9 человек,80% от общего числа детей составляют обучающиеся (I гр), которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 20% обучающихся испытывают некоторые трудности в обучении (II гр). Поэтому важен дифференцированный подход в обучении. 8 класс условно разделен на две группы.
I группа. Учащиеся данной группы наиболее успешно овладевают учебным материалом: пишут под диктовку, с незначительными ошибками, выполняют самостоятельно грамматические задания, могут применить правила при письме, составить предложение из данных слов, отличать предлоги от приставок, умеют списывать текст, определять распространённые и нераспространённые предложения, знают алфавит, главные и второстепенные члены предложения, выполняют звукобуквенный анализ слов, разбирают слова по составу, образуют слова с помощью приставок и суффиксов, работают самостоятельно.
II группа. Учащиеся данной группы под диктовку не пишут, затрудняются в применении на практике изученных правил, списывают с большим количеством ошибок, не могут определить в предложении главные члены предложения, затрудняются в составлении предложения, в определении распространенных и нераспространенных предложений, звукобуквенный анализ слова выполняют при помощи педагога, самостоятельно работают только после тщательного объяснения задания и при этом требуется еще контроль.
Информация о количестве учебных часов
I четверть |
IIчетверть |
IIIчетверть |
IVчетверть |
Всего за год |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
36 |
|
28 |
|
40 |
|
32 |
|
136 |
|
Формы организации образовательного процесса
· урок изучения нового материала;
· урок закрепления знаний, умений и навыков;
· комбинированный урок;
· урок-беседа;
· повторительно-обобщающий урок;
· урок – лекция;
· урок – игра;
· урок развития речи.
·
Технологии обучения
· традиционные технологии:
· объяснительно-иллюстративные
· педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
· педагогика сотрудничества;
· гуманно – личностная;
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
· коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
·
Тематическое планирование.
I. Повторение - 5ч.
II. Слово
· Состав слова – 15ч.
· Имя существительное – 11ч.
· Имя прилагательное – 11ч.
· Личные местоимения – 13ч.
· Глагол – 34ч.
III. Предложение – 20ч.
IV. Связная речь – 9ч.
V. Повторение пройденного за год – 8ч.
VI. Контрольные работы –10ч.
Содержание программы.
Повторение
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – уметь различать простые и сложные предложения, простые предложения с однородными членами и сложные; уметь находить в предложениях главные и второстепенные члены, аргументировать выбор; уметь составлять простые и сложные предложения; уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО;
- допустимый уровень – уметь списывать предложения простые и сложные, ставить знаки при списывании в соответствии с исходным текстом; начинать новое предложение с большой буквы, в конце предложения ставить нужный знак; уметь ответить на вопросы о предложении «Кто выполняет действие?» и «Какое действие выполняет?».
Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за- , на-),
приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – знать основные части слова, уметь выделять их в слове, подбирая однокоренные слова; уметь при письме объяснять написание проверяемых гласных в корне слова; знать основные приставки и единообразно их писать; знать, что такое сложные слова, уметь выделять в них два корня, знать соединительные гласные и правильно писать сложные слова с соединительными гласными;
- допустимый уровень – знать основные приставки русского языка; уметь с помощью учителя выделять приставку, корень, суффикс, окончание; уметь без ошибок списывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными и согласными, подчеркивая сомнительные гласные и согласные.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – знать, что такое существительное, его роль в речи, его основные грамматические категории и определять их у конкретных слов; отличать существительное от других частей речи по вопросу и значению; знать проверочные слова и применять их для правильного написания существительных в разных падежных формах; знать падежи, уметь склонять существительные по падежам, изменять по числам;знать несклоняемые существительные.
- допустимый уровень – знать название части речи «существительное», вопросы существительного, значение; уметь среди нескольких слов разных частей речи найти существительные (несложные случаи); знать названия падежей; уметь правильно списывать существительные с безударными падежными окончаниями.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – знать, что такое прилагательное, его роль в речи, его основные грамматические категории и определять их у конкретных слов; отличать прилагательное от других частей речи по вопросу и значению; уметь согласовать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; уметь склонять прилагательные по падежам в паре с существительными; уметь склонять имена прилагательные на –ий, -ья, -ье; знать окончания прилагательных, уметь их выделять в словах; знать способ проверки безударных окончаний прилагательных (по вопросу) применять его на письме; уметь изменять прилагательные по родам и числам; уметь использовать прилагательные в тексте для придания речи образности и точности;
- допустимый уровень – знать название части речи «прилагательное», вопросы прилагательного, значение; уметь среди нескольких слов разных частей речи найти прилагательное (несложные случаи); уметь задать вопрос от существительного к прилагательному; уметь правильно списывать прилагательные с безударными окончаниями.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – иметь представление о местоимении, его значении в речи; уметь отличать местоимение от существительного; знать личные местоимения, определять их лицо в именительном падеже и косвенных падежах; уметь склонять местоимение по падежам, изменять по числам; знать правила о написании предлогов с местоимениями и применять их на письме; уметь строить предложения с личными местоимениями и употреблять местоимения без речевых ошибок;
- допустимый уровень – знать 8 личных местоимений; находить местоимения в тексте (простые случаи – в именительном падеже); уметь правильно списывать местоимения с предлогами.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -тьсяи -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – иметь представление о глаголе, его значении, вопросах; уметь отличать глагол от других частей речи по значению и вопросу; знать роль глагола в предложении (сказуемое, обозначение действия); знать, что такое будущее, прошедшее и настоящее время, определять по вопросам на конкретных примерах; уметь изменять глагол по временам, числам, в прошедшем времени – по родам в единственном числе; знать правило написания НЕ с глаголами, применять правило на письме; знать правописание глаголов на –ШЬ и –ШЬСЯ; знать роль частицы –СЯ (-СЬ) и правильно употреблять в речи глаголы на –СЯ, –СЬ; уметь отличать личное письмо от делового; уметь определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени; знать правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; знать правописание глаголов с –ться и –тся.
- допустимый уровень – знать название части речи «глагол», знать значение и основные вопросы (что делать? что сделать?), уметь различать понятия «предмет» и «действие»; уметь среди нескольких частей речи находить глагол (простейшие случаи); уметь правильно списывать глаголы, выделять их окончания.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – знать, какие предложения называются простыми и сложными, распространёнными и нераспространёнными, уметь различать их по наличию главных членов предложения; иметь представление об однородных членах предложения, в том числе о распространенных; уметь строить простое предложение с однородными членами и сложное предложение; знать и применять на письме правило о знаках препинания в простом предложении при однородных членах и в сложных предложениях с союзами И, А, НО и без союза; знать и применять на письме правило о написании сложных предложений со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что; иметь представление об обращении, отличать его от подлежащего, знать правило о знаках препинания при обращении, применять на письме; уметь строить предложение с обращением;
- допустимый уровень – уметь находить в предложении, кто выполняет действие, какое именно действие; уметь правильно списывать предложения, начиная новое предложение с большой буквы, обращая внимание на знаки внутри предложения и в
конце предложения.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Планируемые результаты:
- базовый уровень – уметь писать изложение и сочинение; уметь оформлять деловые бумаги.
- допустимый уровень – уметь без ошибок списывать текст, письменно давать краткие ответы на вопросы по небольшому по содержанию тексту.
Повторение пройденного за год
Планируемые результаты:
- базовый уровень – уметь на практике (на письме) применять основные орфографические и пунктуационные правила; уметь с помощью учителя заполнить бланк квитанции;
- допустимый уровень – уметь без ошибок списывать текст.
Основные требования к умениям учащихся.
Базовый уровень.
· Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (50 – 60 слов);
· исправлять отмеченные учителем орфографические ошибки, комментируя орфограммы;
· подбирать однокоренные слова, опираясь на вопросы (кто? какой?);
· определять части речи;
· писать объявления на заданную тему;
· составлять план письма и обсуждать его содержания.
·
Допустимый уровень.
· Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами после предварительного анализа;
· исправлять ошибки, отмеченные учителем;
· различать части речи с опорой на таблицу;
· принимать у3частие в составлении плана, в отборе речевого материала для создания текста.
Список литературы
Для учащихся:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Русский язык. 8 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012 г.
Для учителя:
1 Аксёнова А.К. «Сборник диктантов для вспомогательной школы» М., «Просвещение» 1968 г. 167 с.
2 Волина В. «Праздник букваря» М., АСТ-ПРЕСС, 1996 г. 384 с.
3 Дьячкова Г.Т. «Диктанты» (1-4 кл.) Волгоград : Учитель, 2008 г., 399 с.
4 Дьячкова Г.Т. «Русский язык : 1-2 кл. задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты». Волгоград, «Учитель», 2009 г., 332 с.
5 Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. « Учим русский с увлечением : Формирование орфографической грамотности» :1 – 4 кл., М. «5 за знания», 2005 г., 240 с.
6 Жиренко О.Е. и др. «Учим русский с увлечением – 2 : Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи : 1 – 4 кл.» М., «5 за знания» 2005 г. 240 с.
7 Журжина Ш.В. и др. «Дидактический материал по русскому языку», М., «Просвещение», 1990 г., 160 с.
8 Карпенко М.Т. «Сборник загадок», М., «Просвещение», 1988 г., 80 с.
9 Кобзарева Л.Г. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР», Воронеж, Лакоценин С.С., 2006 г., 217 с.
10 Козак О.Н. «Загадки и скороговорки» Спб : «Союз», 1997 г., 270 с.
11 Козлова М.А. «Я иду на урок в начальную школу : Русский язык». Книга 1 М., «Первое сентября», 2003 г., 320 с.
12 Козлова М.А. «Я иду на урок в начальную школу : Русский язык». Книга 2., 2002 г., 256 с.
13 Лободина Н.В. «Русский язык 1 – 4 кл. : Словарно – орфографическая работа», Волгоград, «Учитель», 2008 г., 168 с.
14 Малахова М.М. «Русский язык в загадках 1 – 4 кл.» Волгоград, «Учитель», 2007 г., 137 с.
15 Матвеева А.Н. и др. «Сборник диктантов для начальных классов», М., «Просвещение», 1987 г., 191 с.
16 Милосердов И.В. «Сборник диктантов и упражнений для начальной школы», М., «Школа», 1997 г., 208 с.
17 Плешакова Е.П. «Русский язык :коррекционно – развивающие задания и упражнения», Волгоград, «Учитель», 2007 г., 134 с.
18 Прокопенко М.Е. «Русский язык и чтение 5 – 7 кл. : речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения», Волгоград, «Учитель», 2009 г., 208 с.
19 Ракитина М.Г. «Тесты. Русский язык. Дидактические материалы», М., «Айрис – пресс», 2008 г., 144 с.
20 Стронская И.М. «Русский язык с подсказками и ответами : Изучаем предложение 4 кл.», Спб, «Литера», 2009 г., 64 с.
21 Сушкова В.Н. «Весёлая азбука», Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. 336 с.
22 Томарова Т.И. «Русский язык 5 класс : конспекты уроков», Волгоград, «Учитель», 2009 г., 446 с.
23 Филипченко М.П. «Грамоте учиться всегда пригодится : дополнительные материалы к урокам русского языка 5 – 9 кл.», Волгоград, «Учитель», 2008 г., 332 с.
24 Филипченко М.П. «Загадки – шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях», Волгоград, «Учитель», 2008 г., 110 с.
Календарное планирование по письму 8 класс.
№ |
№ |
Содержание программного материала |
Дата проведения |
Наглядно-дидактический материал |
Повторение пройденного материала |
Знания, умения |
Словарная работа |
||
|
|
|
план |
факт |
|
|
|
|
|
I четверть (36 ч.) Резервный урок - 27 |
|||||||||
Повторение |
|||||||||
1 |
1 |
Повторение о предложении. Предложения простое и сложное.
|
|
|
Схемы |
Гласные после шипящих. |
Знать главные и второст.члены, находить их в предл., различать простые и слож. предложения |
Операция |
|
2 |
2 |
Главные и второстепенные члены предложения в простых и сложных предложениях. |
|
|
Схемы |
Правописание слов с ь и разделительным ъ. |
Знать строение предложения, знаки преп. в конце предл. Уметь разобрать простое предложение по членам |
Отечество. Родина
|
|
3 |
3 |
Простые предложения с однородными членами. |
|
|
Схемы |
Приставка и предлог, их отличие. |
Знать, какие слова называются однор., читать предложение с правильн. интон., ставить знаки при ОЧ без союза |
Искусство. |
|
4 |
4 |
Сложные предложения с союзами и, а, но и без них. |
|
|
|
|
Уметь отличать сложное предл. от простого, ставить знаки препин. |
|
|
5 |
5 |
Предложение. Самостоятельная работа. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
6 |
6 |
Слово. Повторение о родственных (однокоренных) словах. |
|
|
Таблица, схема. |
Правописание имен собственных. |
Уметь подбирать однокор.слова. |
Парашют
|
|
7 |
7 |
Разбор слов по составу. |
|
|
|
|
Уметь разбирать слова по составу |
|
|
8 |
8 |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слов.
|
|
|
Таблица. |
Кавычки при именах собственных.
|
Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) |
Континент. |
|
9 |
9 |
Упражнение в написании звонких и глухих согласных в корне слов. |
|
|
Карточки. |
Написание имен существительных м. и ж. родов с шипящей на конце. |
Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) |
Телеграф |
|
10 |
10 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
Таблица. |
|
Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) |
|
|
11 |
11 |
Упражнения в правописании безударных гласных в корне слова |
|
|
Перфокарты |
Р.п. мн. числа имен существительных с шипящей на конце.
|
Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) |
Квалификация |
|
12 |
12 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слов. |
|
|
Перфокарты |
Признаки имен существительных (одуш., неодуш., нариц., собств.). |
Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) |
Гражданин.
|
|
13 |
13 |
Правописание гласных и согласных в корне слов. Проверочная работа. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
14 |
14 |
Автобиография. |
|
|
Таблица. |
Род, число имен существительных. |
Уметь выделять приставки и суффиксы, образовывать с их помощью слова |
Демократия. |
|
15 |
15 |
Упражнения в образовании слов с помощью приставок и суффиксов. |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
16 |
Правописание приставок с гласными –о,-а,е. |
|
|
Правописание приставок с гласными –о,-а,е. |
Падежи имен существительных |
Уметь отличать и правильно писать приставки и предлоги со словами |
Бюллетень. |
|
17 |
17 |
Упражнения в правописание приставок с гласными –о,-а,е. |
|
|
|
|
Уметь отличать и правильно писать приставки и предлоги со словами |
|
|
18 |
18 |
Сложные слова с соединительными гласными и без них. |
|
|
Таблица. |
Три склонения имен существительных |
Знать, что такое сложные слова и как они образуются |
Коловорот. |
|
19 |
19 |
Упражнения в написании сложных слов с соединительными гласными и без них. |
|
|
Таблица. |
|
Знать, что такое сложные слова и как они образуются |
|
|
20 |
20 |
Упражнения на закрепление по теме «Состав слова». |
|
|
Таблицы. |
Фонетический разбор. |
Уметь применять на практике изученные правила |
Бандероль. |
|
21 |
21 |
Диктант по теме «Состав слова». |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
22 |
22 |
Работа над ошибками. |
|
|
Таблицы. |
|
Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике |
Квитанция |
|
23 |
23 |
Части речи. Повторение о частях речи. |
|
|
|
|
Знать основные части речи и отличать их друг от друга |
|
|
24 |
24 |
Грамматические признаки имен существительных (род, число, падеж и др.). |
|
|
Таблицы. |
Алфавит: гласные, согласные. Ударные, безударные. Звонкие, глухие
|
Находить сущ. в тексте, определять их значение и роль в предложении |
Почтамт. |
|
25 |
25 |
Имя существительное. Правописание имён собственных. Имена существительные с шипящей на конце. |
|
|
Таблица. |
Мягкость согласных при письме (ь,е,ё,и,ю, я). |
Находить сущ. в тексте, определять их значение и роль в предложении |
|
|
26 |
26 |
Склонение имен существительных в единственном числе. |
|
|
Таблица. |
|
Уметь склонять существ. в ед. числе, знать падежные вопросы |
Эскалатор, экскаватор. |
|
27 |
27 |
Упражнения в правописании склонений имён существительных в единственном числе. |
|
|
|
|
Уметь склонять существ. в ед. числе, знать падежные вопросы |
|
|
28 |
28 |
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. |
|
|
Перфокарты |
Непроизносимые согласные. |
Уметь склонять существ. в ед. числе, знать падежные вопросы |
Радиоприёмник |
|
29 |
29 |
Сочинение «Лес» по плану. |
|
|
|
|
Уметь писать сочинение по плану. |
|
|
30 |
30 |
Падежные окончания имен существительных множественного числа. |
|
|
Таблица, перфокарты. |
|
Уметь правильно писать и объяснять написание падежных оконч. сущ. |
|
|
31 |
31 |
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных множественного числа. |
|
|
|
Виды предложений по интонации. |
Уметь правильно писать и объяснять написание падежных оконч. сущ. |
Промышленность |
|
32 |
32 |
Падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. Самостоятельная работа. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
33 |
33 |
Несклоняемые имена существительные. |
|
|
|
Предложения простые и сложные. |
Уметь находить в тексте несклон. сущ., составлять с ними словосоч. и предл., правильно употреблять в речи несклоняемые фамилии |
Конституция. |
|
34 |
34 |
Упражнения в подготовке к контрольному диктанту за I четверть. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
Санаторий |
|
35 |
35 |
Контрольный диктант за 1 четверть. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
36 |
36 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике |
|
II четверть ( 28 ч.)
№ |
№ |
Содержание программного материала |
Дата проведения |
Наглядно-дидактический материал |
Повторение пройденного материала |
|
Словарная работа |
|
|
|
|
план |
факт |
|
|
|
|
37 |
1 |
Части речи. Имя прилагательное. Повторение об имени прилагательном. |
|
|
Таблица |
Приставка и предлог. |
Знать значение прил., видеть в тексте, знать роль в речи и предл., приводить примеры |
Клиент. |
38 |
2 |
Согласование имени прилагательного и именем существительным в роде, числе и падеже. |
|
|
Таблица |
Ъ после приставок. |
Уметь согласовать прил. с сущ., правильно задать вопрос |
Гарнитур. |
39 |
3 |
Падежные окончания имен прилагательных м. и с. родов. |
|
|
Таблица. |
Приставки с о-, а-, е-. |
Уметь правильно писать и объяснять написаниее оконч. прилаг. |
Фестиваль. |
40 |
4 |
Падежные окончания имен прилагательных ж. рода. |
|
|
Таблица. |
Приставки над-, под-, от-, об-, раз-, рас-... |
Уметь правильно писать и объяснять написаниее оконч. прилаг. |
Кафе, кофе. |
41 |
5 |
Упражнения в написании падежных окончаний имен прилагательных ж. рода. |
|
|
|
|
Уметь правильно писать и объяснять написаниее оконч. прилаг. |
|
42 |
6 |
Падежные окончания имен прилагательных множественного числа. |
|
|
Таблица. |
Обращение, его место в предложении, обособление. |
Уметь правильно писать и объяснять написаниее оконч. прилаг. |
Фойе. |
43 |
7 |
Упражнения в написании падежных окончаний имен прилагательных множественного числа. |
|
|
|
|
Уметь правильно писать и объяснять написаниее оконч. прилаг. |
|
44 |
8 |
Проверочный диктант на правописание падежных окончаний имен прилагательных. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
45 |
9 |
Работа над ошибками. |
|
|
Перфокарты |
Однородные члены предложения, знаки препинания при них.
|
Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике |
|
46 |
10 |
Склонение имен прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи. |
|
|
Таблица. |
Знаки препинания в сложных предложениях, союзных и бессоюзных. |
Уметь склонять имена прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи. |
Пианино. |
47 |
11 |
Упражнения в написании склонений имен прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи. |
|
|
|
|
Уметь склонять имена прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи. |
|
48 |
12 |
Повторительные упражнения по теме «Имя прилагательное». |
|
|
Таблицы. |
Правописание имен сущ-х с шипящей на конце: м. и ж. р., Р.п. мн. числа. |
Уметь применять на практике изученные правила |
Территория. |
49 |
13 |
Сочинение «Поход князя Игоря» с помощью предложенного плана опорных словосочетаний и картины Н. Рериха. |
|
|
|
|
Уметь описать изображение на картине |
|
50 |
14 |
Местоимение. Личные местоимения. |
|
|
Таблицы |
Грамматические признаки имен существительных |
Знать личные мест., из значение и роль в речи, в предл.; уметь отличать от сущ. |
|
51 |
15 |
Лицо и число личных местоимений. |
|
|
Таблицы |
Три склонения имен существительных |
Знать личные мест., из значение и роль в речи, в предл.; уметь отличать от сущ. |
Электростанция |
52 |
16 |
Упражнения в определении лица и числа местоимений. |
|
|
|
|
Знать личные мест., из значение и роль в речи, в предл.; уметь отличать от сущ. |
|
53 |
17 |
Склонение личных местоимений 1лица ед. и мн. числа. |
|
|
Таблицы |
Падежи и падежные окончания имен существительных 1,2,3, склонений. |
Уметь склонять личные местоимения 1лица ед. и мн. числа |
|
54 |
18 |
Упражнения в склонении личных местоимений. |
|
|
|
|
Уметь склонять личные местоимения 1лица ед. и мн. числа |
|
55 |
19 |
Правописание личных местоимений 3 лица ед. и мн. числа. |
|
|
Таблицы |
|
Знать правописа ние личных местоимений 3 лица ед. и мн. числа. |
|
56 |
20 |
Упражнения в правописании личных местоимений. |
|
|
|
|
Знать правописание личных местоимений |
|
57 |
21 |
Род личных местоимений. |
|
|
Таблицы |
Различие И - В падежей имен существительных |
Знать род личных местоимений |
|
58 |
22 |
Работа с деформированным текстом. |
|
|
|
|
Уметь составлять предложения |
|
59 |
23 |
Сочинение по коллективно составленному плану по повести И. Тургенева «Муму» |
|
|
|
|
Уметь пересказать текст по коллективно составленному плану, применять на практике изученные правила |
|
60 |
24 |
Повторительные упражнения по теме «Местоимение». |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
61 |
25 |
Подготовка к контрольному диктанту за II четверть. |
|
|
|
Виды разборов по составу, фонетический, по частям речи. |
Уметь применять на практике изученные правила |
|
62 |
26 |
Контрольный диктант за II четверть. |
|
|
Сборник диктантов, карточки |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
63 |
27 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике |
|
64 |
28 |
Повторительные упражнения по темам, изученным во 2 четверти. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
III четверть (40 ч.)
Резервный урок - 19
№ |
№ |
Содержание программного материала |
Дата проведения |
Наглядно-дидактический материал |
Повторение пройденного материала |
|
Словарная работа |
|||
|
|
|
план |
факт |
|
|
|
|
||
65 |
1 |
Повторение о глаголе. |
|
|
Таблицы |
Безударные гласные в корне слов |
Уметь отличать по вопросу и значению глагол от других частей речи, знать роль глагола в речи |
Операция |
||
66 |
2 |
Упражнения в нахождении глаголов в предложениях и определении их грамматических признаков. |
|
|
Таблицы |
Сомнительные и непроизносимые согласные в корне слов. |
Уметь отличать по вопросу и значению глагол от других частей речи, знать роль глагола в речи |
рентген |
||
67 |
3 |
Сочинение «Находка» по плану. |
|
|
|
|
Уметь писать сочинение по плану |
|
||
68 |
4 |
Неопределенная форма глагола |
|
|
Таблицы |
Двойная согласная, перенос слов |
Уметь находить глаг. неопр. формы |
|
||
69 |
5 |
Правописание и различие слов с шипящей на конце: мужской род, женский род имен существительных; родительный падеж множественного числа существительных; глаголы 2 лица единственного числа; глаголы в неопределенной форме. |
|
|
Таблицы |
Состав слова, разбор по составу |
Знать правописание и различие слов с шипящей на конце |
|
||
70 |
6 |
Упражнения в написании слов с шипящей на конце и объяснении их. |
|
|
Таблицы |
Приставка и предлог, их правописание |
Знать правописание и различие слов с шипящей на конце |
секретарь |
||
71 |
7 |
Изменение глаголов по временам. Глаголы настоящего и будущего времени |
|
|
Таблицы |
Приставки с -о, -а, -е |
Иметь представление о времени глагола, уметь определять время по вопросу |
|
||
72 |
8 |
Глаголы прошедшего времени. Род и число глаголов прошедшего времени. |
|
|
Таблица. |
Приставки на согласные |
Иметь представление о времени глагола, уметь определять время по вопросу |
парашют |
||
73 |
9 |
Родовые окончания глаголов прошедшего времени. |
|
|
Таблица. |
Правописание слов с ь, разделительный ь и ъ |
Знать правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
|
|
||
74 |
10 |
Закрепление правописания родовых окончаний глаголов прошедшего времени. |
|
|
Перфокарты |
Гласные после шипящих. |
Знать правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени. |
|
||
75 |
11 |
Проверочный диктант. Время глаголов и родовые окончания глаголов прошедшего времени. |
|
|
Карточки |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
||
76 |
12 |
Правописание частице не с глаголами |
|
|
Таблица. |
Части речи, их вопросы |
Знать и применять правило «НЕ с глаголами» |
Швея. |
||
77 |
13 |
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. |
|
|
Таблица. |
Имя существительное, его грамматические признаки. |
Уметь определять лицо и число глаг. наст. и буд. вр. |
|
||
78 |
14 |
Лицо и число у глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
|
|
Уметь определять лицо и число глаг. наст. и буд. вр. |
|
||
79 |
15 |
Упражнения в определении лица и числа у глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
Таблицы, карточки |
Имена собственные, их написание, кавычки при них. |
Уметь определять лицо и число глаг. наст. и буд. вр. |
промышленность |
||
80 |
16 |
Правописание глаголов 2 лица единственного числа (-ешь, -ишь, -ся) |
|
|
Таблица |
Три склонения имен существи -тельных |
Знать правописа -ние глаголов 2 лица единствен -ного числа (-ешь, -ишь, -ся) |
|
||
81 |
17 |
Упражнения в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа. |
|
|
Карточки |
Падежи и падежные окончания имен существительных 1 склонения |
Знать правописание глаголов 2 лица единственного числа (-ешь, -ишь, -ся) |
|
||
82 |
18 |
Глаголы 3 лица единственного и множественного числа. |
|
|
Таблица |
Падежи и падежные окончания имен существительных 2 склонения |
Знать правописание глаголов 3 |
коловорот |
||
83 |
19 |
Упражнения в написании глаголо 3 лица единственного и множественного числа. |
|
|
|
|
|
|
||
84 |
20 |
Правописание глаголов 3 лица и глаголов неопределенной формы с частицей -ся. |
|
|
Таблица |
Падежи и падежные окончания имен существительных 3 склонения |
Знать правописание глаголов 3 лица и неопределенной формы. |
|
||
85 |
21 |
Упражнения в написании глаголов 3 лица и неопределенной формы с частицей -ся. |
|
|
Таблицы |
Рассуждения при написании падежных окон -чаний существи- тельных (род, склонение,падеж окончание) |
Знать правописание глаголов 3 лица и неопределенной формы. |
|
||
86 |
22 |
Упражнения в написании глаголов на -тся и-ться. |
|
|
|
|
Знать написание глаголов на -тся и-ться. |
|
||
87 |
23 |
Проверочный диктант. Правописание глаголов 2 лица единственного числа и 3 лица единственного и множественного числа с частицей -ся и глаголов неопределенной формы с частицей -ся. |
|
|
Карточки |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
||
88 |
24 |
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
Таблицы |
Имя прилагательное грамматические признаки, проверка вопросом. |
Знать спряжение глаголов настоящего и будущего времени. |
капитализм |
||
89 |
25 |
Глаголы I и II спряжения. |
|
|
Таблицы |
Местоимение, грамматические признаки. |
Знать спряжение глаголов настоящего и будущего времени. |
|
||
90 |
26 |
Ударные и безударные окончания глаголов I и II спряжения. |
|
|
Таблицы |
Правописание местоимений |
Знать правописание глагольных окончаний 1и 2 спряжения. |
анкета |
||
91 |
27 |
Правописание окончаний глаголов I и II спряжения. |
|
|
Таблицы |
Виды предложений по интонации. |
Знать правописание глагольных окончаний 1и 2 спряжения |
|
||
92 |
28 |
Второе спряжение глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
Схема |
Главные и второстепенные члены предложения. |
Знать правописание глагольных окончаний 2 спряжения |
пациент |
||
93 |
29 |
Первое спряжение глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
Схема |
Предложения простые и сложные. |
Знать правописание глагольных окончаний 1 спряжения |
|
||
94 |
30 |
Различение и правописание окончаний глаголов I и II спряжения. |
|
|
Таблицы |
Распространённые и нераспространённые предложения |
Уметь различать и прав.писать окончания глаголов I и II спряжения. |
бюллетень |
||
95 |
31 |
Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера». |
|
|
|
|
Уметь описать изображение на картине |
|
||
96 |
32 |
Правописание окончаний глаголов I и II спряжения. |
|
|
|
|
Различение и правописание окончаний глаголов I и II спряжения. |
|
||
97 |
33 |
Проверочный диктант на правописание окончаний глаголов I и II спряжения. |
|
|
Сборник диктантов, карточки |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
||
98 |
34 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Виды разборов: |
Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике |
|
||
99 |
35 |
Способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов. |
|
|
Карточки, таблицы |
по членам предложения; фонетический разбор; разбор по составу. |
Знать способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов |
регистратура |
||
100 |
36 |
Упражнения в проверке написания окончаний существительных, прилагательных, глаголов. |
|
|
|
|
Знать способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов |
|
||
101 |
37 |
Анкета. Составление анкеты с учащимися. Обучение составлению кратких и четких ответов на вопросы. |
|
|
Образец |
Части речи |
Уметь отвечать на вопросы анкеты |
|
||
102 |
38 |
Подготовка к контрольному диктанту за III четверть. |
|
|
Таблицы |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
||
103 |
39 |
Контрольный диктант за III четверть. |
|
|
Сборник диктантов |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
||
104 |
40 |
Работа над ошибками |
|
|
Таблицы |
|
Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике |
|
||
IVчетверть (32 ч.)
Резервный урок – 6, 14, 21, 26
№ |
№ |
Содержание программного материала |
Дата проведения |
Наглядно-дидактический материал |
Повторение пройденного материала |
|
Словарная работа |
||
|
|
|
план |
факт |
|
|
|
|
|
|
|
Предложение |
|
|
|
|
|
|
|
105 |
1 |
Повторение о предложении. Виды предложений по интонации. |
|
|
Таблица |
Алфавит: гласные и согласные; ударные и безударные |
Знать строение предложения, знаки преп. в конце предл. Уметь разобрать простое предложение по членам |
гарнитур |
|
106 |
2 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
|
|
Схемы |
Согласные: звонкие и глухие, мягкие и твердые |
Знать строение предложения, знаки преп. в конце предл. Уметь разобрать простое предложение по членам |
|
|
107 |
3 |
Предложения распространенные и нераспространенные |
|
|
Схемы |
Двойные согласные перенос слов гласные после шипящих |
Знать предложения распространенные и нераспространенные |
бандероль |
|
108 |
4 |
Упражнения в распространении нераспространенных предложений |
|
|
|
|
Предложения распространенные и нераспространенные |
|
|
109 |
5 |
Предложения с однородными членами. |
|
|
Таблицы |
Правописание слов с ь и разделительным ь и ъ. |
Уметь находить ОЧ, ставить знаки препин |
квитанция |
|
110 |
6 |
Упражнения в правописании предложений с однородными членами. |
|
|
|
|
Уметь находить ОЧ, ставить знаки препин |
|
|
111 |
7 |
Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения. |
|
|
Таблицы |
|
Уметь находить ОЧ, ставить знаки препин |
|
|
112 |
8 |
Упражнения в постановке знаков препинания при однородных членах предложения |
|
|
|
|
Уметь находить ОЧ, ставить знаки препин |
|
|
113 |
9 |
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и. |
|
|
Схема |
Проверка безударных гласных в корне слов. |
Уметь находить ОЧ, ставить знаки препин |
|
|
114 |
10 |
Упражнения в правописании и постановке знаков препинания при однородных членах предложения. |
|
|
Карточки |
Сомнительные и непроизносимые согласные в корне слов |
Уметь находить ОЧ, ставить знаки препин |
клиент |
|
115 |
11 |
Изложение по коллективно составленному плану. |
|
|
|
|
Уметь пересказать текст по коллективно составленному плану, применять на практике изученные правила |
|
|
116 |
12 |
Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Самостоятельная работа. |
|
|
Карточки |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
117 |
13 |
Обращение. Место обращения в предложении. |
|
|
Схемы |
Сложные слова с соединительными гласными и без них. |
Знать знаки препинания при обращениях |
почтамт |
|
118 |
14 |
Упражнения в определении места обращения в предложении. |
|
|
|
|
Знать знаки препинания при обращениях |
|
|
119 |
15 |
Знаки препинания в предложениях с обращениями. |
|
|
Схемы |
Сложносокращённые слова |
Знать знаки препинания при обращениях |
|
|
120 |
16 |
Упражнения в постановке знаков препинания в предложениях с обращениями. |
|
|
Таблица. |
Части речи, их вопросы |
Знать знаки препинания при обращениях |
|
|
121 |
17 |
Сложные предложения. Отличие сложного предложения от простого. |
|
|
Схемы |
Части речи |
Уметь отличать слож. предл. от прост. |
|
|
122 |
18 |
Сложные предложения со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. |
|
|
Схемы |
Имя прилагательное, грамматические признаки прилагательных |
Уметь отличать сложное предл. от простого, ставить знаки препин. |
образование |
|
123 |
19 |
Упражнения в правописании сложных предложений со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. |
|
|
|
глагол, признаки глагола. |
Уметь отличать сложное предл. от простого, ставить знаки препин. |
|
|
124 |
20 |
Распространение сложных предложений |
|
|
|
|
Уметь распространеять сложные предложения |
|
|
125 |
21 |
Упражнения в правописании распространении сложных предложений. |
|
|
|
|
Уметь распространеять сложные предложения |
|
|
126 |
22 |
Проверочный диктант по теме «Предложение». |
|
|
Таблицы |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
127 |
23 |
Повторение. Правописание приставок с гласными -о, -а, -е; на согласную; разделительный ъ в приставках. |
|
|
Таблицы |
Местоимение, грамматические признаки местоимений. |
Уметь отличать и правильно писать приставки и предлоги со словами |
Директор |
|
128 |
24 |
Упражнения в правописании приставок с гласными -о, -а, -е; на согласную; разделительный ъ в приставках. |
|
|
Таблицы |
Виды разборов |
Уметь отличать и правильно писать приставки и предлоги со словами |
|
|
129 |
25 |
Правописание гласных и согласных в корне слов. |
|
|
Таблицы |
Падежи, падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонений |
Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) |
|
|
130 |
26 |
Упражнения в написании гласных и согласных в корне слов. |
|
|
Таблицы |
|
Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) |
|
|
131 |
27 |
Проверка окончаний у имен существительных; у имен прилагательных; у глаголов. |
|
|
|
Состав слова, разбор слов по составу. |
Уметь проверять окончания у имен существительных; у имен прилагательных; у глаголов. |
|
|
132 |
28 |
Простые и сложные предложения, предложения с однородными членами и обращениями. |
|
|
|
|
Уметь различать и прав. Писать простые и сложные предложения, предложения с однородными членами и обращениями |
|
|
133 |
29 |
Упражнения в постановке знаков препинания в простых и сложных предложениях, предложения с однородными членами и обращениями. |
|
|
|
|
Знать постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях, предложения с однородными членами и обращениями. |
|
|
134 |
30 |
Подготовка к годовому контрольному диктанту. |
|
|
Сборник диктантов |
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
135 |
31 |
Промежуточная аттестация. Диктант за курс 8 класса. |
|
|
|
|
Уметь применять на практике изученные правила |
|
|
136 |
32 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.