Рабочая программа по дефектологии «Окружающий мир»2 класс диагноз 8.3 (надомное обучение)

  • Документация
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 07.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по дефектологии «Окружающий мир»2 класс
Иконка файла материала 58 окружающий мир программа дефектолога с надомницей.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

Приложение

к  основной адаптированной  образовательной программе, утверждённой 

приказом №  от  «    »        2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа по дефектологии

«Окружающий мир»

обучающейся  Валерии Т.  /21 класс/

(обучение по АООП для детей со сложным дефектом (РАС, УО вариант 1)

 

Разработчик программы:  Лазарева Любовь Геннадьевна

 

«Рассмотрена»

на методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

 «­­­­­20 » мая2019г.

 

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

 

Программа дефектолога «Окружающий мир».

Обоснование выбора программы.

После проведения диагностик и изучения документации выбор остановился на дефектологической программе «Окружающий мир». Обучающаяся, которая будет заниматься по данной программе, имеет общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта и РАС. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую девочка не может целостно воспринимать наблюдаемые объекты, она воспринимает их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У нее беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Своеобразна и речь данного ребенка. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. Наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи. Дети с нарушением интеллекта и аутизмом испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

  В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают девочке сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащейся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающейся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

         Задачи:

·        развитие личности,

·        формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,

·        формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Адаптированная программа на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

* диагностическая работа;

* коррекционно-развивающая работа способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

* консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с РАС и УО;

* информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса – обучающимися, ее родителями.

 

Коррекционные занятия проходят индивидуально.

Курс программы рассчитан: 2 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю (занятие индивидуальное), время занятия составляет 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся.

Длительность проведения каждого индивидуального занятия – 15-20 мин, 1 раз в неделю.

РАЗВИТИЕ КРУГОЗОРА АУТИСТА С УО НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

 Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево)показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок)ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

ПРОГРАММА

 2-1 класс (1 ч в неделю)

·         Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.

·         Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.

Примерная тематика

·         Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

·           Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

·         Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

·         Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

·         Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).

·         Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).

·         Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

·         Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу

·         Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).

·         Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

·         Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

·         Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

·         Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

 

Тема

Основные виды учебной деятельности ,

 

дата

Факт дата

1

Сезонные изменения в природе. 

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).

04,09

 

 

 

Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц;

11.09

 

 

 

Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц;

18.09

 

 

 

Изменения в природе, жизни растений и животныхв весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

 

25.09

 

2

Учебные вещи.       

Их назначение. Обращение с ними.

 

02.10

 

3

Игрушки. 

 

Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

09.10

 

 

 

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

 

16.10

 

4

   Одежда. 

Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).

 

23.10

 

5

Обувь. 

Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).

 

6.11

 

6

Семья.          

    

 

Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

13.11

20.11

27.11

 

7

Комнатные растения. 

Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).

04.12

11.12

 

8

Овощи. 

Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

 

18.12

25.12

 

9

Фрукты. 

Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу

 

15.01

22.01

 

10

Комнатные растения.         

Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).

 

29.01

 

11

Домашние животные·         

Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

 

05.02

12.02

 

12

Дикие животные. 

 

Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

19.02

26.02

 

13

Птицы.   

Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

 

04.03

11.03

18.03

 

14

Охрана здоровья. 

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

 

01.04

08.04

15.04

22.04

 

15

Животные и человек.

Итоговое занятие

 

29.04

06.05

13.05

20.05

27.05