Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение
к основной адаптированной образовательной программе, утверждённой
приказом № от « » 2019 г.
Рабочая программа по дефектологии
«Окружающий мир»
обучающейся Валерии Т. /21 класс/
(обучение по АООП для детей со сложным дефектом (РАС, УО вариант 1)
Разработчик программы: Лазарева Любовь Геннадьевна
«Рассмотрена» на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «20 » мая2019г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Программа дефектолога «Окружающий мир».
Обоснование выбора программы.
После проведения диагностик и изучения документации выбор остановился на дефектологической программе «Окружающий мир». Обучающаяся, которая будет заниматься по данной программе, имеет общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта и РАС. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую девочка не может целостно воспринимать наблюдаемые объекты, она воспринимает их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У нее беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Своеобразна и речь данного ребенка. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. Наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи. Дети с нарушением интеллекта и аутизмом испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают девочке сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.
Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащейся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающейся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.
Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.
Задачи:
· развитие личности,
· формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
· формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Адаптированная программа на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
* диагностическая работа;
* коррекционно-развивающая работа способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
* консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с РАС и УО;
* информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса – обучающимися, ее родителями.
Коррекционные занятия проходят индивидуально.
Курс программы рассчитан: 2 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю (занятие индивидуальное), время занятия составляет 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся.
Длительность проведения каждого индивидуального занятия – 15-20 мин, 1 раз в неделю.
РАЗВИТИЕ КРУГОЗОРА АУТИСТА С УО НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
ПРОГРАММА
2-1 класс (1 ч в неделю)
· Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.
· Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
Примерная тематика
· Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
· Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
· Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
· Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
· Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
· Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
· Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
· Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу
· Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
· Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
· Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
· Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
· Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
№ |
Тема |
Основные виды учебной деятельности ,
|
дата |
Факт дата |
1 |
Сезонные изменения в природе. |
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). |
04,09 |
|
|
|
Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; |
11.09 |
|
|
|
Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; |
18.09 |
|
|
|
Изменения в природе, жизни растений и животныхв весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
|
25.09 |
|
2 |
Учебные вещи. |
Их назначение. Обращение с ними.
|
02.10 |
|
3 |
Игрушки.
|
Кукла, мишка, пирамидка, машины и др. |
09.10 |
|
|
|
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
|
16.10 |
|
4 |
Одежда. |
Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
|
23.10 |
|
5 |
Обувь. |
Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
|
6.11 |
|
6 |
Семья.
|
Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. |
13.11 20.11 27.11 |
|
7 |
Комнатные растения. |
Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив). |
04.12 11.12 |
|
8 |
Овощи. |
Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
|
18.12 25.12 |
|
9 |
Фрукты. |
Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу
|
15.01 22.01 |
|
10 |
Комнатные растения. |
Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
|
29.01 |
|
11 |
Домашние животные· |
. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
|
05.02 12.02 |
|
12 |
Дикие животные.
|
Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
19.02 26.02 |
|
13 |
Птицы. |
Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
|
04.03 11.03 18.03 |
|
14 |
Охрана здоровья. |
Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
|
01.04 08.04 15.04 22.04 |
|
15 |
Животные и человек. Итоговое занятие |
|
29.04 06.05 13.05 20.05 27.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.