Рабочая программа по дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности

  • doc
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб прог ОП 05 афхд 2020.doc

Департамент образования Ярославской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

Переславский колледж им.А. Невского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.05 Анализ финансово-хозяйственной деятельности

для специальности 38.02.07 «Банковское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования и ПООП по специальности 38.02.07 Банковское дело

Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского

 

Разработчик: Соловьева Н. В. – преподаватель ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.       ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      4

2.       СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            

3.       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ              11                  

     6

4.       КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                     

 

   12


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ФИНАНСОВО—ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:              

            Учебная дисциплина ОП.05. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.

            Учебная дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций: ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 09, ОК10, ОК 11.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

 

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

 

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 03

ОК 05

ОК 09

ОК 10

ОК 11

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации, обобщать результаты  аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации.

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

ориентироваться в методиках проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации

содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; нормативно-правовое регулирование анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации.

описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения.

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.

 

 

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

 

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

51

в том числе:

теоретическое обучение

32

практические занятия

17

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Содержание и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности

 

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 05,ОК 09, ОК 10, ОК11

1.Краткая характеристика развития анализа финансово-хозяйственной деятельности в России.

4

2. Взаимосвязь финансово-хозяйственного анализа и смежных наук.

3. Общая схема экономического анализа деятельности организации.

4. Классификация видов экономического анализа,  содержание, задачи и методика проведения текущего анализа.

5.Краткая характеристика видов экономического анализа.

В том числе:   практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа  «Методы    факторного  детерминированного анализа: цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы»

Тема 2. Планирование аналитической работы. Информационное и металогическое обеспечение анализа

Содержание учебного материала

4

ОК 03, ОК 05, ОК 10, ОК11

1. Понятие экономической информации; основные требования к экономической информации; достоверность, актуальность, оперативность, точность.

4

2. Виды источников информации.

3.Приемы экономического анализа, их классификации и краткая характеристика.

4.Методы экономического анализа, их особенности. краткая характеристика и область применения традиционных методов экономического анализа.

В том числе,  практических занятий и лабораторных работ

-

Тема 3.1. Анализ производства и реализации продукции.

Анализ качества продукции

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 0 5, ОК0 9,

ОК 10, ОК 11

1. Анализ объема производства продукции по стоимостным показателям. Анализ производства продукции в натуральном выражении (ассортимент, структура).

4

2. Зависимость между производственным снабжением, процессом производства и реализацией готовой продукции.

3.Показатели объема реализации продукции, оценка динамики реализации продукции организации; факторы,  влияющие на объем реализации.

В том числе:   практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа  «Анализ ритмичности производства, качества  продукции»

Практическая работа  «Резервы увеличения объема реализации, повышения конкурентоспособности продукции организации»

Тема3.2.Анализ состояния и эффективного использования производственных фондов

 Содержание учебного материала

 

8

ОК 01,ОК 05, ОК 09,

ОК 10, ОК 11

1.Цели, задачи, источники анализа.

6

2.Анализ движения основных средств.

3.Оценка технического состояния средств.

4.Показатели эффективности использования основных средств.

5.Анализ эффективности использования основных средств.

6.Оценка влияния экстенсивного и интенсивного использование средств труда на приращение объема производства реализации продукции.

7.Резервы повышения эффективности использования основных средств.

В том числе:   практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа  «Анализ состава и структуры основных средств, их состояния».

Тема3.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Содержание учебного материала

6

ОК 01,ОК 05, ОК 09,

ОК 10, ОК 11

1.Анализ объема, ритмичности, комплексности поставок.

4

2.Изучение причин невыполнения договорных обязательств поставщиками.

3.Показатели эффективности использования предметов труда: материалоотдача, материалоемкость, их расчет.

4. Основные направления экономии материальных ресурсов.

В том числе:   практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа  «Анализ использования сырья и материалов в производстве, соблюдения норм расхода»

Практическая работа  «Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема выпуска продукции»

Тема3.4.Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ производительности труда и трудоемкости.

Анализ фонда заработной платы

Содержание учебного материала

8

ОК 01,ОК 05, ОК 09,

ОК 10, ОК 11

1. Анализ численности, состава, структуры кадров и уровня их квалификации. Анализ движения рабочей силы. Анализ использования рабочего времени.

4

2. Изучение форм, динамики причин движения рабочей силы.

3. Выявление резервов повышения производительности труда  и их влияние на увеличение объема  производства и реализации продукции. Оценка влияния производительности труда на прирост объема производства.

4. Определение абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы. Причины изменения переменной и постоянной зарплаты.

В том числе: практических занятий и лабораторных работ

4

Практическая работа  «Анализ производительности труда и трудоемкости»

Практическая работа  «Анализ уровня оплаты труда персонала предприятия»

Тема3.5.  Анализ общей суммы затрат на производство продукции.

Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг и рентабельности предприятия. Анализ состава и динамики прибыли

Содержание учебного материала

8

ОК 01,ОК 05, ОК 09,

ОК 10, ОК 11

1.Внешние и внутренние факторы, влияющие на себестоимость продукции. Факторный анализ себестоимости продукции.

4

2. Методы расчета порога рентабельности (критической точки реализации).

3. Расчет структуры затрат. Анализ себестоимости по отдельным статьям и элементам затрат. Резервы снижения себестоимости продукции.

4. Формирование и расчет показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли. Факторный анализ прибыли от продаж, прибыли до налогообложения.

5. Система показателей рентабельности, их характеристика и факторный анализ рентабельности. Задачи и источники анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

В том числе: практических занятий и лабораторных работ

4

Практическая работа  «Определение и оценка показателей себестоимости продукции»

Практическая работа  «Анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли»

Практическая работа  «Резервы увеличения прибыли,  повышения рентабельности»

Тема 4. Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости

 

 

Содержание учебного материала

3

ОК 01,ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ОК 11

1.Система показателей, характеризующих финансовое состояние. Экспресс-анализ финансового состояния. Этапы экспресс-анализа.

2

2.Детализированный анализ финансового состояния, его цель, основные этапы. Характеристика типов финансовой устойчивости.

В  том числе: практических занятий и лабораторных работ

1

Практическая работа  «Анализ показателей ликвидности и финансовой устойчивости организации по данным баланса»

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

 

Всего:

51

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет экономико-финансовых дисциплин и бухгалтерского учета.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными изданиями и электронными изданиями

 

Основные источники

3.2.1. Печатные издания

1.                  Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник СПО / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 368 с.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для студентов СПО/А.Д. Шеремет — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М,2017. – 374с.

3. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М.: Инфра-М, 2018

 

Нормативные документы

1. Федеральный закона от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с изменениями и дополнениями).

2.Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г., №43Н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018)

 

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

 

1.Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа http://www.consultant.ru

           2. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» - Режим доступа http://www.aero.garant.ru

3. Министерство Финансов РФ -  Режим доступа http://www.minfin.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации;

- содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования;

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности;

- особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений;

- современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности;

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности;

- основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации;

-нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в организациях;

-задачи и требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности в качестве информационной базы анализа;

- применять различные методы экономического анализа в целях комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности организации- основные методы и приемы экономического анализа. принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;

- краткая характеристика основных элементов учетной политики кредитной организации;

Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены

- уровень освоения учебного материала;

-  умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач;

- уровень сформированности общих компетенций.

Какими процедурами производится оценка

Оценка результатов выполнения практических работ.

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов самостоятельной работы.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составить план действия; определить необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника);

- определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска;

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

- организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;

- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение;

- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;

- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

-           составлять документы экономического анализа предприятия.

- Демонстрация умений рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации.

- Демонстрация умений обобщать результаты аналитической работы.

- Демонстрация умений подготавливать соответствующие рекомендации.

-Использовать информационные технологии длясбора ,обработки,накопления и анализ информации.

- Оценка результатов выполнения практических работ.

- Оценка результатов устного и письменного опроса.

- Оценка результатов тестирования.

- Оценка результатов самостоятельной работы.

- Оценка результатов выполнения домашних заданий.

- Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета.

 


Скачано с www.znanio.ru