Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский колледж им.А. Невского
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
для специальности 38.02.07 «Банковское дело»
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и ПООП по специальности 38.02.07 Банковское дело
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского
Разработчик: Соловьева Н. В. – преподаватель ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 |
6 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ФИНАНСОВО—ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.05. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.
Учебная дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций: ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 09, ОК10, ОК 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01 ОК 03 ОК 05 ОК 09 ОК 10 ОК 11 |
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации, обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации. |
определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; ориентироваться в методиках проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации |
содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; нормативно-правовое регулирование анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации. |
|
описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения. |
сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. |
|
|
|
|
применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
|
|
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности. |
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования |
основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
51 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
32 |
практические занятия |
17 |
Самостоятельная работа |
- |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Содержание и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности
|
Содержание учебного материала |
6 |
ОК 01, ОК 05,ОК 09, ОК 10, ОК11 |
1.Краткая характеристика развития анализа финансово-хозяйственной деятельности в России. |
4 |
||
2. Взаимосвязь финансово-хозяйственного анализа и смежных наук. |
|||
3. Общая схема экономического анализа деятельности организации. |
|||
4. Классификация видов экономического анализа, содержание, задачи и методика проведения текущего анализа. |
|||
5.Краткая характеристика видов экономического анализа. |
|||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ |
2 |
||
Практическая работа «Методы факторного детерминированного анализа: цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы» |
|||
Тема 2. Планирование аналитической работы. Информационное и металогическое обеспечение анализа |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 03, ОК 05, ОК 10, ОК11 |
1. Понятие экономической информации; основные требования к экономической информации; достоверность, актуальность, оперативность, точность. |
4 |
||
2. Виды источников информации. |
|||
3.Приемы экономического анализа, их классификации и краткая характеристика. |
|||
4.Методы экономического анализа, их особенности. краткая характеристика и область применения традиционных методов экономического анализа. |
|||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
||
Тема 3.1. Анализ производства и реализации продукции. Анализ качества продукции |
Содержание учебного материала |
6 |
ОК 01, ОК 0 5, ОК0 9, ОК 10, ОК 11 |
1. Анализ объема производства продукции по стоимостным показателям. Анализ производства продукции в натуральном выражении (ассортимент, структура). |
4 |
||
2. Зависимость между производственным снабжением, процессом производства и реализацией готовой продукции. |
|||
3.Показатели объема реализации продукции, оценка динамики реализации продукции организации; факторы, влияющие на объем реализации. |
|||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ |
2 |
||
Практическая работа «Анализ ритмичности производства, качества продукции» Практическая работа «Резервы увеличения объема реализации, повышения конкурентоспособности продукции организации» |
|||
Тема3.2.Анализ состояния и эффективного использования производственных фондов |
Содержание учебного материала
|
8 |
ОК 01,ОК 05, ОК 09, ОК 10, ОК 11 |
1.Цели, задачи, источники анализа. |
6 |
||
2.Анализ движения основных средств. |
|||
3.Оценка технического состояния средств. |
|||
4.Показатели эффективности использования основных средств. |
|||
5.Анализ эффективности использования основных средств. |
|||
6.Оценка влияния экстенсивного и интенсивного использование средств труда на приращение объема производства реализации продукции. |
|||
7.Резервы повышения эффективности использования основных средств. |
|||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ |
2 |
||
Практическая работа «Анализ состава и структуры основных средств, их состояния». |
|||
Тема3.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
Содержание учебного материала |
6 |
ОК 01,ОК 05, ОК 09, ОК 10, ОК 11 |
1.Анализ объема, ритмичности, комплексности поставок. |
4 |
||
2.Изучение причин невыполнения договорных обязательств поставщиками. |
|||
3.Показатели эффективности использования предметов труда: материалоотдача, материалоемкость, их расчет. |
|||
4. Основные направления экономии материальных ресурсов. |
|||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ |
2 |
||
Практическая работа «Анализ использования сырья и материалов в производстве, соблюдения норм расхода» Практическая работа «Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема выпуска продукции» |
|||
Тема3.4.Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ производительности труда и трудоемкости. Анализ фонда заработной платы |
Содержание учебного материала |
8 |
ОК 01,ОК 05, ОК 09, ОК 10, ОК 11 |
1. Анализ численности, состава, структуры кадров и уровня их квалификации. Анализ движения рабочей силы. Анализ использования рабочего времени. |
4 |
||
2. Изучение форм, динамики причин движения рабочей силы. |
|||
3. Выявление резервов повышения производительности труда и их влияние на увеличение объема производства и реализации продукции. Оценка влияния производительности труда на прирост объема производства. |
|||
4. Определение абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы. Причины изменения переменной и постоянной зарплаты. |
|||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ |
4 |
||
Практическая работа «Анализ производительности труда и трудоемкости» Практическая работа «Анализ уровня оплаты труда персонала предприятия» |
|||
Тема3.5. Анализ общей суммы затрат на производство продукции. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг и рентабельности предприятия. Анализ состава и динамики прибыли |
Содержание учебного материала |
8 |
ОК 01,ОК 05, ОК 09, ОК 10, ОК 11 |
1.Внешние и внутренние факторы, влияющие на себестоимость продукции. Факторный анализ себестоимости продукции. |
4 |
||
2. Методы расчета порога рентабельности (критической точки реализации). |
|||
3. Расчет структуры затрат. Анализ себестоимости по отдельным статьям и элементам затрат. Резервы снижения себестоимости продукции. |
|||
4. Формирование и расчет показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли. Факторный анализ прибыли от продаж, прибыли до налогообложения. |
|||
5. Система показателей рентабельности, их характеристика и факторный анализ рентабельности. Задачи и источники анализа финансовых результатов деятельности предприятия. |
|||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ |
4 |
||
Практическая работа «Определение и оценка показателей себестоимости продукции» Практическая работа «Анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли» Практическая работа «Резервы увеличения прибыли, повышения рентабельности» |
|||
Тема 4. Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости
|
Содержание учебного материала |
3 |
ОК 01,ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11 |
1.Система показателей, характеризующих финансовое состояние. Экспресс-анализ финансового состояния. Этапы экспресс-анализа. |
2 |
||
2.Детализированный анализ финансового состояния, его цель, основные этапы. Характеристика типов финансовой устойчивости. |
|||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ |
1 |
||
Практическая работа «Анализ показателей ликвидности и финансовой устойчивости организации по данным баланса» |
|||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
|
|
Всего: |
51 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет экономико-финансовых дисциплин и бухгалтерского учета.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными изданиями и электронными изданиями
Основные источники
3.2.1. Печатные издания
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник СПО / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 368 с.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для студентов СПО/А.Д. Шеремет — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М,2017. – 374с.
3. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М.: Инфра-М, 2018
Нормативные документы
1. Федеральный закона от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с изменениями и дополнениями).
2.Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г., №43Н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018)
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа http://www.consultant.ru
2. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» - Режим доступа http://www.aero.garant.ru
3. Министерство Финансов РФ - Режим доступа http://www.minfin.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; - номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; - содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности; - особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений; - современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности; - основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; -нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в организациях; -задачи и требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности в качестве информационной базы анализа; - применять различные методы экономического анализа в целях комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности организации- основные методы и приемы экономического анализа. принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения; - краткая характеристика основных элементов учетной политики кредитной организации; |
Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены - уровень освоения учебного материала; - умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач; - уровень сформированности общих компетенций. |
Какими процедурами производится оценка Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); - определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; - организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; - понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; - составлять документы экономического анализа предприятия. |
- Демонстрация умений рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации. - Демонстрация умений обобщать результаты аналитической работы. - Демонстрация умений подготавливать соответствующие рекомендации. -Использовать информационные технологии длясбора ,обработки,накопления и анализ информации. |
- Оценка результатов выполнения практических работ. - Оценка результатов устного и письменного опроса. - Оценка результатов тестирования. - Оценка результатов самостоятельной работы. - Оценка результатов выполнения домашних заданий. - Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.