Министерство образования Московской области
Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»
в городе Зарайске – Зарайский педагогический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Анатомия
по специальности
49.02.01 Физическая культура
Зарайск 2020
Рабочая программа дисциплины ОП.03. Анатомия разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1355 укрупненной группы специальности 49.00.00 Физическая культура и спорт.
Организация-разработчик: Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Зарайске - Зарайский педагогический колледж
Разработчик:
Новикова Ж.Н., преподаватель
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 01 от 27 августа 2020 г.
Председатель ПЦК_______________________ _ А.А. Коновалова
подпись расшифровка подписи
Рабочая программа утверждена и рекомендована к использованию решением Методического совета Филиала ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в г. Зарайске
Протокол заседания методического совета колледжа № 01 от 28 августа 2020 г.
Заместитель директора по учебно-методической работе _____________ Л.В. Cамодурова
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации рабочей программы дисциплины
|
14 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины |
15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Анатомия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Рабочая программа дисциплины входит в профессиональный цикл: общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: формирование профессиональной компетентности студента в области анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части требований к содержанию и уровню подготовки студентов среднего профессионального образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;
- применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;
- отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой;
знать:
- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии человека;
- строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;
- анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;
- динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;
- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков.
В результате освоения дисциплины обучающиеся осваивают элементы компетенций
Код |
Компетенции |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 12. |
Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. |
ПК 1.1. |
Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. |
ПК 1.2. |
Проводить учебные занятия по физической культуре. |
ПК 1.3. |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. |
ПК 1.4. |
Анализировать учебные занятия. |
ПК 2.1. |
Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 2.2. |
Проводить внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 2.4. |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
ПК 2.5. |
Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 3.2.
|
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.3. |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.4. |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
всего часов |
186 |
, в том числе: |
||
максимальной учебной нагрузки обучающегося - |
186 |
часов, включая: |
||
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- |
124 |
часов; |
||
самостоятельной работы обучающегося- |
62 |
часа; |
||
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
186 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) |
124 |
в том числе: |
|
практические работы |
30 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
62 |
в том числе: |
|
проведение индивидуальной исследовательской работы, создание презентации, подготовка сообщения, реферата, составление теста |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.03. Анатомия
2.3.
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Глава 1. Организм человека и составляющие его структуры |
21 |
|
|||
Тема 1.1. Анатомия и методы ее исследования |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1. |
Анатомия и смежные науки: возрастная анатомия; физиология; гигиена, эмбриология, цитология, гистология,. Методы изучения в анатомии. |
3 |
|||
Тема 1.2. Организм человека и составляющие его структуры |
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Клетка. Молекулярный; клеточный; тканевый; органный; системный; организменный уровни организации. Клетка – основная структурная, функциональная и генетическая система. Цитоплазма; органеллы клетки; неклеточные структуры. Обмен веществ; раздражимость; размножение; рост; развитие; движение клетки. |
3 |
|||
2 |
Ткани. Клетка – основная структурная, функциональная и генетическая система. Ткань – строительный материал органов. Межклеточное вещество; эпителиальная ткань; соединительная ткань; мышечная ткань; нервная ткань. Кровь; лимфа; хрящевая ткань; коллагеновые, эластичные, ретикулярные волокна. Нейрон; двигательные нейроны; чувствительные нейроны; нервные окончания; синапс. |
||||
3 |
Основные анатомические понятия. Органы; системы органов; аппараты. Двусторонняя (билатеральная) симметрия. Медианна; медиальная, латеральная, краниальная, каудальная поверхности. Фронтальная, сагиттальная, горизонтальная плоскости симметрии тела человека. Вертикальная, переднезадняя, поперечная оси вращения. |
||||
Практические работы |
5 |
|
|||
1. |
Изучение микроскопического строения клетки организма человека |
||||
2. |
Изучение особенностей строения эпителиальной ткани в связи с выполняемыми функциями |
||||
3. |
Изучение особенностей строения соединительной ткани в связи с выполняемыми функциями |
||||
4. |
Изучение особенностей строения мышечной ткани в связи с выполняемыми функциями |
||||
5. |
Изучение особенностей строения нервной ткани в связи с выполняемыми функциями |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
8 |
||||
1 |
Проведение индивидуальной исследовательской работы с микроскопом по теме «Особенности строения клеток организма человека». (2ч) |
||||
2 |
Проведение индивидуальной исследовательской работы с микроскопом по теме «Ткани организма человека». (2ч) |
||||
3 |
Создание презентации по теме «Клетка. Ткани организма человека» (4 ч) |
||||
Глава 2. Индивидуальное развитие организма |
3 |
||||
Тема 2.1. Индивидуальное развитие организма |
Содержание учебного материала |
3 |
|||
1 |
Онтогенез. Онтогенез; оплодотворение; дробление; морула; бластула; гаструла. Зародышевые листки; эктодерма; энтодерма; мезодерма. Эмбриобласт; мезенхима; сомиты; дерматом; склеротом; миотом. Внутриутробный и внеутробный периоды онтогенеза. Биологическая и социальная среда. |
2 |
|||
2 |
Возрастная периодизация. Внутриутробный и внеутробный периоды развития организма человека; периоды возрастной периодизации. Долихоморфный, мезоморфный; брахиморфный типы телосложения. Младенческий, преддошкольный, дошкольный возраст. Младший школьный и средний школьный возраст. Юношеский, зрелый возраст; пожилой, старческий возраст; долгожители. Биологический возраст. |
||||
Глава 3. Двигательный аппарат человека |
45 |
|
|||
Тема 3.1. Скелет человека
|
Содержание учебного материала |
8 |
|||
1 |
Аппарат движения; пассивная и активная часть аппарата движения; развитие и рост костей. Остеон; компактное и губчатое вещество кости; надкостница; фиброзный слой; ростковый слой. Трубчатые, губчатые, смешанные кости; диафиз; эпифизы. Непрерывные соединения костей (синдесмозы – швы, связки, перепонки; синхондрозы; синостозы). Диартрозы (суставы); диски; мениски; полусуставы; виды суставов. Отделы скелета: скелет туловища; скелет головы; скелет конечностей; пояса конечностей. |
2 |
|||
Практические работы |
5 |
|
|||
1 |
Изучение особенностей строения и состав костей |
||||
2 |
Ознакомиться с типами соединения костей |
||||
3 |
Изучение особенностей строения скелета туловища человека в связи с выполняемыми функциями |
||||
4 |
Изучение особенностей строения черепа в связи с выполняемыми функциями |
||||
5 |
Изучение особенностей скелета конечностей человека в связи с выполняемыми функциями |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
7 |
||||
1 |
Составление теста на тему «Опорно-двигательная система человека» (3 ч) |
||||
2 |
Создание презентации «Скелет человека» (4 ч) |
||||
Тема 3.2. Мышцы |
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Мышцы; мышечная ткань; строение мышцы; сухожилия; фасции; синовиальные влагалища и сумки; сесамовидные кости. Классификация мышц; мышцы сгибатели, разгибатели, супинирующие, пронирующие, отводящие, приводящие мышцы. Мышцы синергисты и антагонисты. Двигательная функция мышц. Рычаги скорости и силы; физиологический поперечник, точка опоры. Статическая и динамическая работа мышц. Топографическая и функциональная характеристика мышц. |
2 |
|||
Практические работы |
4 |
|
|||
1 |
Изучение особенностей строения мышц в связи с выполняемыми функциями |
||||
2 |
Изучение работы мышц |
||||
3 |
Знакомство с топографической и функциональной характеристикой мышц туловища человека |
||||
4 |
Знакомство с топографической и функциональной характеристикой мышц конечностей человека |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
7 |
||||
1 |
Создание презентации «Мышцы тела человека» (4 ч) |
||||
2 |
Подготовка сообщения на тему «Влияние факторов внешней среды на организм человека» (3 ч) |
||||
Тема 3.3. Положения и движения человека
|
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Основные принципы анатомического анализа положения и движения человека. Топографическая и функциональная характеристика мышц. Положения тела с нижней, верхней и смешанной опорой. Работа двигательного аппарата; точка опоры; площадь опоры; площадь пространства; типы дыхания (брюшной, грудной, смешанный); равновесие тела. Перекрестная координация. Простые и сложные движения. Симметричные, асимметричные, циклические, ациклические движения. Общий центр тяжести (ОЦТ). |
2 |
|||
Практические работы |
1 |
|
|||
1 |
Составление общей характеристики анализа положений и движений тела человека |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
3 |
||||
1 |
Подготовка сообщения на тему «Значение двигательной активности в жизни ребенка» |
||||
Глава 4. Системы внутренних органов |
48 |
||||
Тема 4.1. Общая характеристика внутренних органов. |
Содержание учебного материала |
1 |
|||
1 |
Внутренние органы; трубчатые (полые) и железистые органы. Мышечная, серозная, соединительнотканная (адвентициальная) оболочки внутренних органов. Паренхиматозные органы (железы); экзокринные железы; эндокринные железы. Одноклеточные и многоклеточные железы. Альвеолярные, трубчатые, альвеолярно-трубчатые железы. Серозные, слизистые железы, смешанные железы. |
2 |
|||
Тема 4.2. Пищеварительная система. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
1 |
Пищеварительный канал; пищеварительные железы. Полость рта; глотка; пищевод; желудок; кишечник; кишечные крипты. Слюнные железы; печень; поджелудочная железа. Брюшная полость; брюшина; брыжейка; сальники. |
3 |
|||
Практические работы |
3 |
|
|||
1 |
Выявление особенностей строения ротовой полости в связи с выполняемыми функциями |
||||
2 |
Выявление особенностей строения желудка человека в связи с выполняемыми функциями |
||||
3 |
Выявление особенностей строения кишечника человека в связи с выполняемыми функциями |
||||
Дифференцированный зачет |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
||||
1 |
Подготовить сообщение о взаимосвязи системы пищеварения с другими системами человеческого организма (2 ч) |
||||
Тема 4.3. Дыхательная система
|
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1
|
Дыхательные пути: верхние (нос, глотка, гортань) и нижние (трахея, бронхи). Легкие, надгортанник, бронхиальное дерево; бронхиальные и легочные доли. Альвеолы; ацинус, диафрагма |
2 |
|||
Практическая работа |
1 |
||||
1 |
Изучение особенностей строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями |
||||
Тема 4.4. Мочеполовая система
|
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Выделительная система; мочеполовой аппарат; мочевая (мочевыделительная) система. Почка; почечные чашки; нефрон; собирательные трубочки; почечная артерия. Мочеточники; мочевой пузырь; мочеиспускательный канал. |
||||
2 |
Половая система. Половая система: яичко; мошонка; сперма; половой член; предстательная железа; семенные канальцы. Яичники; фолликулы; граафовы пузырьки. Половые губы; влагалище; промежность; матка; маточная труба. Овогенез; сперматогенез; плацента; сперматозоид; яйцеклетка; оплодотворение. Профилактика заболеваний половой системы |
||||
Практическая работа |
1 |
|
|||
1 |
Изучение особенностей строения почек в связи с выполняемыми функциями |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
5 |
||||
1 |
Создание презентации по теме «Выделительная система человека» (3 ч) |
||||
2 |
Подготовка сообщения на тему «СПИД в ХХ1 веке» (2ч) |
||||
Тема 4.5. Сердечно-сосудистая система
|
Содержание учебного материала |
7 |
|||
1 |
Сердце; кровеносные сосуды; кровеносное русло. Предсердия; желудочки; клапаны сердца. Эндокард; миокард; эпикард; проводящая система сердца. Синусно-предсердный узел; предсердно-желудочковый узел. |
2 |
|||
2 |
Кровеносные сосуды. Аорта; артерии; вены; капилляры. Малый и большой круги кровообращения. Артериальная и венозная системы кровообращения. Микроциркулярное русло. Анастомозы. Артериаолы; венулы; прекапилляры; посткапилляры. |
||||
3 |
Лимфатическая система тела человека. Лимфа; лимфатические сосуды; лимфоидные органы; лимфатические узлы; селезенка; селезеночная пульпа. |
||||
Практические работы |
3 |
|
|||
1 |
Изучение системы кровообращения в организме человека |
||||
2 |
Изучение особенностей строения сердца в связи с выполняемыми функциями |
||||
3 |
Изучение особенностей строения кровеносных сосудов в организме человека в связи с выполняемыми функциями |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
||||
1 |
Создание презентации на тему «Сердечно-сосудистая система человека» |
||||
Тема 4.6. Эндокринная система |
Содержание учебного материала |
3 |
|||
1 |
Железы внутренней секреции. Эндокринные и экзокринные железы. Метаболизм; биологически активные вещества; гормоны. Гуморальная регуляция. Обмен жиров, белков, углеводов, воды, солей в организме человека. Гипофиз; эпифиз; гипоталамус; тимус; надпочечники; поджелудочная железа. Щитовидная железа; паращитовидные железы; половые железы. |
2 |
|||
Практические работы |
2 |
|
|||
1. |
Изучение особенностей строения и функции ЖВС |
||||
Глава 5. Нервная система |
29 |
||||
Тема 5.1. Общая характеристика нервной системы |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Нейрон; серое и белое вещество мозга; афферентные, эфферентные нервные пути. Нервы; нервные узлы. Рефлекс; рефлекторная дуга. Центральная и периферическая нервная система. Спинной и головной мозг. Короткие и длинные проводящие пути мозга. Продолговатый мозг; задний мозг; средний мозг; промежуточный мозг. Конечный (большой) мозг. Кора мозга; доли мозга. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
5 |
|
|||
1 |
Создание презентации «Центральная нервная система человека» |
||||
Тема 5.2. Центральная нервная система |
Содержание учебного материала |
5 |
|||
1 |
Спинной мозг. Оболочки мозга. Спинномозговые нервы, нервные узлы. Передние и задние корешки спинного мозга. Белое и серое вещество мозга. Ретикулярная формация; соматодвигательные ядра. |
2 |
|||
2 |
Головной мозг. Оболочки мозга. Отделы мозга. Ствол мозга: продолговатый мозг; задний мозг (мост, мозжечок); средний мозг; промежуточный мозг. Гипофиз; эпифиз (шишковидное тело); таламус (зрительный бугор); мозолистое тело. |
||||
3 |
Конечный (большой) мозг. Доли большого мозга. Кора большого мозга; подкорковые ядра. Топография центральных отделов анализаторов в коре головного мозга. |
||||
Практические работы |
4 |
|
|||
1 |
Изучение особенностей строения и функции спинного мозга человека |
||||
2 |
Изучение особенностей строения и функции головного мозга человека (2ч) |
||||
3 |
Изучение особенностей строения и функции конечного (большого) мозга |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
||||
1 |
Подготовить сообщение на тему «Влияние стресса на организм человека» |
||||
Тема 5.3. Проводящие пути мозга |
Содержание учебного материала |
3 |
|||
1 |
Проводящие пути головного и спинного мозга. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Афферентные (восходящие) и эфферентные (нисходящие) пути мозга. Пирамидный и экстрапирамидный путь. Отделы головного мозга. Функции мозга. Кора больших полушарий. Белое и серое вещество мозга. Непроизвольные и произвольные движения. Рефлекторная дуга. Высшие двигательные центры. |
2 |
|||
Практическая работа |
1 |
|
|||
1 |
Изучение проводящих путей головного и спинного мозга |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
5 |
||||
1 |
Создание презентации по теме «Проводящие пути мозга» |
||||
Тема 5.4. Периферическая и вегетативная нервная система |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Нейрон; нервные пути. Нервы; нервные узлы; блуждающий нерв. Черепные и спинномозговые нервы. Периферическая, соматическая и вегетативная (автономная) нервная система. Симпатическая и парасимпатическая нервная система. Передние и задние корешки спинного мозга. Ретикулярная формация; сомато-двигательные ядра. Проводящие пути ЦНС. |
2 |
|||
Глава 6. Сенсорные системы |
31 |
|
|||
Тема 6.1. Общая характеристика сенсорных систем
|
Содержание учебного материала |
1 |
|||
1 |
Сенсорная система (анализатор). Периферический, проводниковый, корковый отделы сенсорной системы. Топография центральных отделов анализаторов в коре конечного мозга. |
3 |
|||
Тема 6.2. Сенсорные системы |
Содержание учебного материала |
12 |
|
||
1 |
Зрительная сенсорная система. Оптическая система глаза. Вспомогательный аппарат глаза. Сетчатка глаза; палочки и колбочки; хрусталик; оболочки глаза. Рецепторы, проводниковый отдел анализатора, зрительная зона коры мозга. |
2 |
|||
2 |
Слуховая сенсорнаясистема. Костный и перепончатый лабиринт. Наружный, средний, внутренний (улитка) отделы органа слуха. Евстахиева труба; спиральный (кортиев) орган; эндолимфа; перилимфа. Рецепторы, проводниковый отдел анализатора, слуховая зона коры мозга. |
||||
3 |
Вестибулярная сенсорная система. Полукружные канальцы. Возрастные особенности вестибуляторного анализатора. Рецепторы, проводниковый отдел анализатора, зона коры мозга. |
||||
4 |
Вкусовая сенсорная система. Орган вкуса. Зоны мозга вкусовой чувствительности. Рецепторные клетки. Грибовидные, желобовидные, листовидные вкусовые сосочки. Проводниковый отдел анализатора. |
||||
5 |
Обонятельная сенсорная система. Обонятельные клетки; луковица; тракт. Рецепторы, проводниковый отдел анализатора, обонятельная зона коры мозга. |
||||
6 |
Двигательная сенсорная система. Рецепторные клетки. Рецепторы, проводниковый отдел анализатора, двигательная зона коры мозга. |
||||
7 |
Тактильная, температурная и болевая сенсорная системы. Эпидермис; дерма; подкожная жировая клетчатка. Железы потовые, сальные, молочные. Рецепторы болевой, тактильной чувствительности; механорецепторы. Производные кожи (волосы; ногти). Рецепторы, проводниковый отдел анализатора, зоны коры мозга. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
9 |
|
|||
1 |
Написание реферата на тему «Эволюция органов чувств человека» (4 ч) |
||||
2 |
Создание презентации «Анализаторы человека» (5 ч) |
||||
Тема 6.3. Взаимодействие сенсорных систем |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Сенсорные системы. Отделы сенсорных систем. Рецепторы. Зрительная, слуховая, вестибулярная, обонятельная, вкусовая сенсорные системы. Взаимодействие сенсорных систем в организме. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
5 |
|
|||
1 |
Создание презентации на тему «Человек познает мир» (5ч) |
||||
Тема 7. Организм человека – единое целое |
Содержание учебного материала |
7 |
|||
1. |
Структурная и функциональная организация организма человека (3ч) |
||||
2. |
Регуляция функций в организме (2 ч) |
||||
3. |
Взаимосвязь организма человека с внешней средой (2 ч) |
||||
Дифференцированный зачет |
2 |
||||
|
Всего: |
186 |
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения (при наличии):
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дополнительные источники:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
освоенные умения: - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
|
- иметь представление о расположении и строении органов и частей тела; - демонстрация топографического расположение и строения органов и частей тела на муляжах и таблицах; - демонстрация по возможности на собственном теле, места расположения органов и частей тела; |
- определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;
|
-владение знаниями по возрастной анатомии, физиологии и гигиене; - понимание необходимости этих знаний при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; |
- применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
|
- применение примеров возможного использования знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; |
- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений; |
- определение антропометрических показателей, с учетом возраста и пола обучающихся, наблюдение динамики изменений; |
- отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой; |
- наблюдение динамики изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой; |
усвоенные знания: - основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии человека; |
- назовите основные положения и терминологию наук цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии человека; - понимание и изложение основных положений и терминов; |
- строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами; |
- запоминание и воспроизведение учебного материала по строению и функциям систем органов человека; - готовность использования эти знания; - распознавать органы, системы органов на рисунках и таблицах, называть их функции; |
- основные закономерности роста и развития организма человека;
|
- понимание особенностей роста и развития детей; - понимание непрерывности и гармоничности развития; возрастно-половых особенностей развития; влияния условий жизни на рост и развитие детей; - понятие об акселерации; |
- возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи; |
- определять возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи; - использование этих знаний при проведении самонаблюдений и оценке функций собственного организма; |
- анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам; |
- понимание основных анатомо-морфологических механизмов адаптации организма к физическим нагрузкам; - понимания необходимости этих знаний для сознательного участия в работе по охране здоровья детей и созданию оптимальных условий для их всестороннего развития; |
- динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения; |
- систематизация знаний динамической и функциональной анатомии систем обеспечения и регуляции движения; |
- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков. |
- анализ способов профилактики и коррекции функциональных нарушений у детей и подростков - описание влияния социальных факторов и факторов внешней среды на развитие ребёнка, его работоспособность и поведение; |
Преподаватель Ж.Н.Новикова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.