Рабочая программа по дисциплине Статистика в туризме

  • doc
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб.программа статистика в туризме 2020.doc

Департамент образования Ярославской области

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

 Переславский колледж им. А. Невского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебной дисциплины ОП.07

Статистика в туризме

для специальности 43.02.10

Туризм

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                           

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              2020


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм.

Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского

Разработчики:

Соловьева Н.В. – преподаватель колледжа

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

 

4

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

6

3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины

ОП.07 Статистика в туризме

 

1.1. Область применения рабочей программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО  43.02.10 Туризм.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ.

Учебная дисциплина Статистика в туризме является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин за счет вариативной части.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-       собирать и регистрировать статистическую информацию;

-       проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

-       выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;

-       осуществлять комплексный анализ международного и внутреннего туризма, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-       предмет, метод и задачи статистики в туризме;

-       основы статистической науки;

-       общие принципы организации государственной статистики;

-       современные тенденции развития статистического учета в туризме;

-       основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

-       основные формы и виды действующей статистической отчетности  предприятий туриндустрии;

-       технику расчета статистических показателей, характеризующих статистику туризма,

что формирует элементы общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 69 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 49 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Статистика в туризме.

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Общие основы статистической науки

 

4

 

Тема 1.1. Предмет и метод статистики туризма

Содержание учебного материала

2

1

Статистика: понятие, предмет, методология, задачи

Статистика как наука: предмет, задачи и история. Особенности статистики в туризме. Основные категории статистики туризма. Информационная база статистики туризма. Современные направления развития статистики туризма.

1

1

Самостоятельная работа обучающегося:

1

 

1

Составление конспекта «История Российской статистики»

Тема 1.2.  Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

 

Содержание учебного материала

2

1

Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики.

1

3

Самостоятельная работа:

1

 

1

Подготовка сообщений: «Современные технологии организации статистического учета в туризме».

Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации

 

22

Тема 2.1. Статистическое наблюдение в туризме

Содержание учебного материала

8

1

Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения.

Статистическое исследование и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. План статистического наблюдения. Статистический формуляр. Точность статистического наблюдения.

3

2,3

2.

Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы и способы статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения. Виды опроса

3

Статистическая отчетность предприятия туристской индустрии и ее виды.

Понятие статистической отчетности. Виды статистической отчетности. Показатели и реквизиты форм отчетности.

 

Практические занятия:

2

 

1

«Формы статистической отчетности в организациях туристической индустрии и порядок их составления»

Самостоятельная работа обучающегося:

3

1

Составление формуляра статистики

2

Изучение форм статистической отчетности тур. организаций

3

Составление и заполнение анкет наблюдения на выбранную тему

Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных

Содержание учебного материала

10

1

Понятие статистической сводки

Статистическая сводка. Виды сводки. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

3

2,3

2.

Метод статистической группировки

Группировки статистических данных, используемые в туризме. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных.

3.

Ряды распределения в статистике

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.  

Практические занятия:

4

 

2

«Выполнение сводки и группировки статистических данных»

3

«Построение рядов распределения»

Самостоятельная работа обучающегося:

3

1

Составление кроссвордов по теме: «Статистическая сводка и группировка».

2

Графическое изображение рядов динамики

3

Наглядное представление статистических данных на основе анкеты статистического исследования

Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала

4

1

Статистические таблицы  и  графики

Понятие статистических таблиц. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды статистических таблиц. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Сущность статистических графиков. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. Виды графиков.

1

2,3

 

Практическое занятие:

2

 

4

 «Построение графиков и таблиц.

Самостоятельная работа обучающегося:

1

1

Графическое изображение рядов динамики по индивидуальному заданию

Раздел 3 . Техника расчета показателей статистики туризма

 

28

 

Тема 3.1.  Статистические показатели в туризме

Содержание учебного материала

11

1

Абсолютные и относительные показатели в статистике

Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

3

2,3

2.

Средние величины в статистике

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике.

3

 

Показатели вариации в статистике

Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.

Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили.

Практические занятия:

4

 

5

«Расчет абсолютных и относительных показателей в туризме»

6

«Расчет средних показателей в туризме».

Самостоятельная работа обучающегося:

4

1

Составление таблицы: «Расчет абсолютных и относительных показателей»

2

Составление таблицы: «Виды средних величин и их расчет»

3

Решение задач «Расчет структурных средних величин»

4

Решение задач «Расчет показателей вариации»

Тема 3.2. Ряды динамики

Содержание учебного материала

8

1

Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики

Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.

Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.

3

2,3

2.

Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики

Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

3.

Модели сезонных колебаний в туризме

Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн.

Практические занятия:

2

 

7

«Анализ динамики изучаемых явлений»

Самостоятельная работа обучающегося:

3

1

Составление таблицы «Виды и расчет показателей рядов динамики»

2

Решение задач «Проведение анализа основной тенденции ряда динамики»

3

Составление таблицы «Расчет статистических индексов»

Тема 3.3 Индексы в статистике туризма

Содержание учебного материала

3

1

 

Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы

Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.

1

2,3

Практические занятия:

2

 

8

«Расчет индивидуальных и агрегатных  индексов»

Тема 3.4 Выборочное  наблюдение

 

 

Содержание учебного материала

2

1

Способы формирования выборочной совокупности. 

Методы оценки результатов выборочного наблюдения

Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике

Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

1

3

Самостоятельная работа обучающегося:

1

 

1

Решение задач «Распространение результатов выборочного наблюдения. Построение моделей связи»

Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями

Содержание учебного материала

4

1

Методы изучения связи между явлениями. Корреляционно-регрессионный анализ

Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи. Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

1

2,3

Практические занятия:

2

 

9

«Построение уравнения линейной регрессии»

Самостоятельная работа обучающегося:

1

1

Подготовка к дифференцированному зачету

 

Дифференцированный зачёт

 

 

Всего

54

 

 

 

 


3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Статистики.

 

Оборудование учебного кабинета: компьютер,  интерактивная доска или проектор и экран, калькуляторы, раздаточный материал.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Статистика туризма/ Под ред. Т.Е. Кармановой, О.В. Кауровой, А.Н. Малолетко-М.: Кнорус, 2016.

2. Салин В. Н. Статистика- М.: Кнорус, 2017

 

Дополнительные источники:

1. Теория статистики / Под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2010

2. Практикум по теории статистики / Под ред. М.Р. Ефремова- М.: Финансы и статистика, 2008

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2010

4. Статистика. / Под ред. Мхитаряна B.C., Дубровой Т.А., Минашкина B. и др. – М.: Академия, 2009

Интернет-ресурсы:

1.     www.gks.ru (официальный сайт Государственной статистики)

2.     www.mosstat.ru (Московский государственный комитет Государственной статистики)


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

-        собирать и регистрировать статистическую информацию;

-        проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

-        выполнять расчёты статистических показателей в туризме и формулировать основные выводы;

-        осуществлять комплексный анализ международного и внутреннего туризма, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

знания:

-        предмет, метод и задачи статистики туризма;

-        общие основы статистической науки;

-        общие принципы организации государственной статистики;

-        современные тенденции развития статистического учета в туризме;

-        основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

-        основные формы и виды действующей статистической отчетности предприятий туриндустрии;

-        технику расчета статистических показателей, характеризующих статистику туризма.

 

 

-        проведение статистического исследования;

-        проведение статистического исследования;

-        решение практических задач;

 

 

-        решение практических задач;

 

 

 

 

 

-        устный опрос;

-        устный опрос;

-        устный опрос;

 

-        подготовка сообщения;

 

-        устный опрос;

 

 

-        устный опрос;

 

-        диктант по формулам

 

 


Скачано с www.znanio.ru