Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский колледж им. А. Невского
Рабочая программа
учебной дисциплины ОП.07
Статистика в туризме
для специальности 43.02.10
Туризм
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм.
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского
Разработчики:
Соловьева Н.В. – преподаватель колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины |
6 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
13 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
ОП.07 Статистика в туризме
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ.
Учебная дисциплина Статистика в туризме является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин за счет вариативной части.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ международного и внутреннего туризма, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики в туризме;
- основы статистической науки;
- общие принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета в туризме;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности предприятий туриндустрии;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих статистику туризма,
что формирует элементы общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 69 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 49 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
Лабораторные занятия |
- |
Практические занятия |
18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Общие основы статистической науки |
|
4 |
|
|
Тема 1.1. Предмет и метод статистики туризма |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Статистика: понятие, предмет, методология, задачи Статистика как наука: предмет, задачи и история. Особенности статистики в туризме. Основные категории статистики туризма. Информационная база статистики туризма. Современные направления развития статистики туризма. |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающегося: |
1 |
|
||
1 |
Составление конспекта «История Российской статистики» |
|||
Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ
|
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. |
1 |
3 |
|
Самостоятельная работа: |
1 |
|
||
1 |
Подготовка сообщений: «Современные технологии организации статистического учета в туризме». |
|||
Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации |
|
22 |
||
Тема 2.1. Статистическое наблюдение в туризме |
Содержание учебного материала |
8 |
||
1 |
Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Статистическое исследование и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. План статистического наблюдения. Статистический формуляр. Точность статистического наблюдения. |
3 |
2,3 |
|
2. |
Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы и способы статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения. Виды опроса |
|||
3 |
Статистическая отчетность предприятия туристской индустрии и ее виды. Понятие статистической отчетности. Виды статистической отчетности. Показатели и реквизиты форм отчетности. |
|||
|
Практические занятия: |
2 |
|
|
1 |
«Формы статистической отчетности в организациях туристической индустрии и порядок их составления» |
|||
Самостоятельная работа обучающегося: |
3 |
|||
1 |
Составление формуляра статистики |
|||
2 |
Изучение форм статистической отчетности тур. организаций |
|||
3 |
Составление и заполнение анкет наблюдения на выбранную тему |
|||
Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных |
Содержание учебного материала |
10 |
||
1 |
Понятие статистической сводки Статистическая сводка. Виды сводки. Программа статистической сводки. Результаты сводки. |
3 |
2,3 |
|
2. |
Метод статистической группировки Группировки статистических данных, используемые в туризме. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных. |
|||
3. |
Ряды распределения в статистике Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива. |
|||
Практические занятия: |
4 |
|
||
2 |
«Выполнение сводки и группировки статистических данных» |
|||
3 |
«Построение рядов распределения» |
|||
Самостоятельная работа обучающегося: |
3 |
|||
1 |
Составление кроссвордов по теме: «Статистическая сводка и группировка». |
|||
2 |
Графическое изображение рядов динамики |
|||
3 |
Наглядное представление статистических данных на основе анкеты статистического исследования |
|||
Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Статистические таблицы и графики Понятие статистических таблиц. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды статистических таблиц. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Сущность статистических графиков. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. Виды графиков. |
1 |
2,3 |
|
|
Практическое занятие: |
2 |
|
|
4 |
«Построение графиков и таблиц. |
|||
Самостоятельная работа обучающегося: |
1 |
|||
1 |
Графическое изображение рядов динамики по индивидуальному заданию |
|||
Раздел 3 . Техника расчета показателей статистики туризма |
|
28
|
||
Тема 3.1. Статистические показатели в туризме |
Содержание учебного материала |
11 |
||
1 |
Абсолютные и относительные показатели в статистике Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. |
3 |
2,3 |
|
2. |
Средние величины в статистике Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике. |
|||
3
|
Показатели вариации в статистике Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации. Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили. |
|||
Практические занятия: |
4 |
|
||
5 |
«Расчет абсолютных и относительных показателей в туризме» |
|||
6 |
«Расчет средних показателей в туризме». |
|||
Самостоятельная работа обучающегося: |
4 |
|||
1 |
Составление таблицы: «Расчет абсолютных и относительных показателей» |
|||
2 |
Составление таблицы: «Виды средних величин и их расчет» |
|||
3 |
Решение задач «Расчет структурных средних величин» |
|||
4 |
Решение задач «Расчет показателей вариации» |
|||
Тема 3.2. Ряды динамики |
Содержание учебного материала |
8 |
||
1 |
Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. |
3 |
2,3 |
|
2. |
Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. |
|||
3. |
Модели сезонных колебаний в туризме Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн. |
|||
Практические занятия: |
2 |
|
||
7 |
«Анализ динамики изучаемых явлений» |
|||
Самостоятельная работа обучающегося: |
3 |
|||
1 |
Составление таблицы «Виды и расчет показателей рядов динамики» |
|||
2 |
Решение задач «Проведение анализа основной тенденции ряда динамики» |
|||
3 |
Составление таблицы «Расчет статистических индексов» |
|||
Тема 3.3 Индексы в статистике туризма |
Содержание учебного материала |
3 |
||
1
|
Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. |
1 |
2,3 |
|
Практические занятия: |
2 |
|
||
8 |
«Расчет индивидуальных и агрегатных индексов» |
|||
Тема 3.4 Выборочное наблюдение
|
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Способы формирования выборочной совокупности. Методы оценки результатов выборочного наблюдения Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. |
1 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающегося: |
1 |
|
||
1 |
Решение задач «Распространение результатов выборочного наблюдения. Построение моделей связи» |
|||
Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Методы изучения связи между явлениями. Корреляционно-регрессионный анализ Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи. Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии. |
1 |
2,3 |
|
Практические занятия: |
2 |
|
||
9 |
«Построение уравнения линейной регрессии» |
|||
Самостоятельная работа обучающегося: |
1 |
|||
1 |
Подготовка к дифференцированному зачету |
|||
|
Дифференцированный зачёт |
|
||
|
Всего |
54 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Статистики.
Оборудование учебного кабинета: компьютер, интерактивная доска или проектор и экран, калькуляторы, раздаточный материал.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Статистика туризма/ Под ред. Т.Е. Кармановой, О.В. Кауровой, А.Н. Малолетко-М.: Кнорус, 2016.
2. Салин В. Н. Статистика- М.: Кнорус, 2017
Дополнительные источники:
1. Теория статистики / Под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2010
2. Практикум по теории статистики / Под ред. М.Р. Ефремова- М.: Финансы и статистика, 2008
3. Елисеева И.И. Общая теория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2010
4. Статистика. / Под ред. Мхитаряна B.C., Дубровой Т.А., Минашкина B.Г. и др. – М.: Академия, 2009
Интернет-ресурсы:
1. www.gks.ru (официальный сайт Государственной статистики)
2. www.mosstat.ru (Московский государственный комитет Государственной статистики)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: - собирать и регистрировать статистическую информацию; - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - выполнять расчёты статистических показателей в туризме и формулировать основные выводы; - осуществлять комплексный анализ международного и внутреннего туризма, в том числе с использованием средств вычислительной техники. знания: - предмет, метод и задачи статистики туризма; - общие основы статистической науки; - общие принципы организации государственной статистики; - современные тенденции развития статистического учета в туризме; - основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; - основные формы и виды действующей статистической отчетности предприятий туриндустрии; - технику расчета статистических показателей, характеризующих статистику туризма.
|
- проведение статистического исследования; - проведение статистического исследования; - решение практических задач;
- решение практических задач;
- устный опрос; - устный опрос; - устный опрос;
- подготовка сообщения;
- устный опрос;
- устный опрос;
- диктант по формулам |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.