Рабочая программа по дисциплине Статистика в туризме
Оценка 4.8

Рабочая программа по дисциплине Статистика в туризме

Оценка 4.8
doc
22.01.2021
Рабочая программа по дисциплине Статистика в туризме
Раб.программа статистика в туризме 2020.doc

Департамент образования Ярославской области

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

 Переславский колледж им. А. Невского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебной дисциплины ОП.07

Статистика в туризме

для специальности 43.02.10

Туризм

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                           

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              2020


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм.

Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского

Разработчики:

Соловьева Н.В. – преподаватель колледжа

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

 

4

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

6

3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины

ОП.07 Статистика в туризме

 

1.1. Область применения рабочей программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО  43.02.10 Туризм.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ.

Учебная дисциплина Статистика в туризме является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин за счет вариативной части.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-       собирать и регистрировать статистическую информацию;

-       проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

-       выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;

-       осуществлять комплексный анализ международного и внутреннего туризма, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-       предмет, метод и задачи статистики в туризме;

-       основы статистической науки;

-       общие принципы организации государственной статистики;

-       современные тенденции развития статистического учета в туризме;

-       основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

-       основные формы и виды действующей статистической отчетности  предприятий туриндустрии;

-       технику расчета статистических показателей, характеризующих статистику туризма,

что формирует элементы общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 69 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 49 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Статистика в туризме.

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Общие основы статистической науки

 

4

 

Тема 1.1. Предмет и метод статистики туризма

Содержание учебного материала

2

1

Статистика: понятие, предмет, методология, задачи

Статистика как наука: предмет, задачи и история. Особенности статистики в туризме. Основные категории статистики туризма. Информационная база статистики туризма. Современные направления развития статистики туризма.

1

1

Самостоятельная работа обучающегося:

1

 

1

Составление конспекта «История Российской статистики»

Тема 1.2.  Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

 

Содержание учебного материала

2

1

Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики.

1

3

Самостоятельная работа:

1

 

1

Подготовка сообщений: «Современные технологии организации статистического учета в туризме».

Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации

 

22

Тема 2.1. Статистическое наблюдение в туризме

Содержание учебного материала

8

1

Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения.

Статистическое исследование и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. План статистического наблюдения. Статистический формуляр. Точность статистического наблюдения.

3

2,3

2.

Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы и способы статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения. Виды опроса

3

Статистическая отчетность предприятия туристской индустрии и ее виды.

Понятие статистической отчетности. Виды статистической отчетности. Показатели и реквизиты форм отчетности.

 

Практические занятия:

2

 

1

«Формы статистической отчетности в организациях туристической индустрии и порядок их составления»

Самостоятельная работа обучающегося:

3

1

Составление формуляра статистики

2

Изучение форм статистической отчетности тур. организаций

3

Составление и заполнение анкет наблюдения на выбранную тему

Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных

Содержание учебного материала

10

1

Понятие статистической сводки

Статистическая сводка. Виды сводки. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

3

2,3

2.

Метод статистической группировки

Группировки статистических данных, используемые в туризме. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных.

3.

Ряды распределения в статистике

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.  

Практические занятия:

4

 

2

«Выполнение сводки и группировки статистических данных»

3

«Построение рядов распределения»

Самостоятельная работа обучающегося:

3

1

Составление кроссвордов по теме: «Статистическая сводка и группировка».

2

Графическое изображение рядов динамики

3

Наглядное представление статистических данных на основе анкеты статистического исследования

Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала

4

1

Статистические таблицы  и  графики

Понятие статистических таблиц. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды статистических таблиц. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Сущность статистических графиков. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. Виды графиков.

1

2,3

 

Практическое занятие:

2

 

4

 «Построение графиков и таблиц.

Самостоятельная работа обучающегося:

1

1

Графическое изображение рядов динамики по индивидуальному заданию

Раздел 3 . Техника расчета показателей статистики туризма

 

28

 

Тема 3.1.  Статистические показатели в туризме

Содержание учебного материала

11

1

Абсолютные и относительные показатели в статистике

Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

3

2,3

2.

Средние величины в статистике

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике.

3

 

Показатели вариации в статистике

Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.

Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили.

Практические занятия:

4

 

5

«Расчет абсолютных и относительных показателей в туризме»

6

«Расчет средних показателей в туризме».

Самостоятельная работа обучающегося:

4

1

Составление таблицы: «Расчет абсолютных и относительных показателей»

2

Составление таблицы: «Виды средних величин и их расчет»

3

Решение задач «Расчет структурных средних величин»

4

Решение задач «Расчет показателей вариации»

Тема 3.2. Ряды динамики

Содержание учебного материала

8

1

Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики

Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.

Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.

3

2,3

2.

Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики

Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

3.

Модели сезонных колебаний в туризме

Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн.

Практические занятия:

2

 

7

«Анализ динамики изучаемых явлений»

Самостоятельная работа обучающегося:

3

1

Составление таблицы «Виды и расчет показателей рядов динамики»

2

Решение задач «Проведение анализа основной тенденции ряда динамики»

3

Составление таблицы «Расчет статистических индексов»

Тема 3.3 Индексы в статистике туризма

Содержание учебного материала

3

1

 

Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы

Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.

1

2,3

Практические занятия:

2

 

8

«Расчет индивидуальных и агрегатных  индексов»

Тема 3.4 Выборочное  наблюдение

 

 

Содержание учебного материала

2

1

Способы формирования выборочной совокупности. 

Методы оценки результатов выборочного наблюдения

Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике

Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

1

3

Самостоятельная работа обучающегося:

1

 

1

Решение задач «Распространение результатов выборочного наблюдения. Построение моделей связи»

Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями

Содержание учебного материала

4

1

Методы изучения связи между явлениями. Корреляционно-регрессионный анализ

Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи. Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

1

2,3

Практические занятия:

2

 

9

«Построение уравнения линейной регрессии»

Самостоятельная работа обучающегося:

1

1

Подготовка к дифференцированному зачету

 

Дифференцированный зачёт

 

 

Всего

54

 

 

 

 


3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Статистики.

 

Оборудование учебного кабинета: компьютер,  интерактивная доска или проектор и экран, калькуляторы, раздаточный материал.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Статистика туризма/ Под ред. Т.Е. Кармановой, О.В. Кауровой, А.Н. Малолетко-М.: Кнорус, 2016.

2. Салин В. Н. Статистика- М.: Кнорус, 2017

 

Дополнительные источники:

1. Теория статистики / Под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2010

2. Практикум по теории статистики / Под ред. М.Р. Ефремова- М.: Финансы и статистика, 2008

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2010

4. Статистика. / Под ред. Мхитаряна B.C., Дубровой Т.А., Минашкина B. и др. – М.: Академия, 2009

Интернет-ресурсы:

1.     www.gks.ru (официальный сайт Государственной статистики)

2.     www.mosstat.ru (Московский государственный комитет Государственной статистики)


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

-        собирать и регистрировать статистическую информацию;

-        проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

-        выполнять расчёты статистических показателей в туризме и формулировать основные выводы;

-        осуществлять комплексный анализ международного и внутреннего туризма, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

знания:

-        предмет, метод и задачи статистики туризма;

-        общие основы статистической науки;

-        общие принципы организации государственной статистики;

-        современные тенденции развития статистического учета в туризме;

-        основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

-        основные формы и виды действующей статистической отчетности предприятий туриндустрии;

-        технику расчета статистических показателей, характеризующих статистику туризма.

 

 

-        проведение статистического исследования;

-        проведение статистического исследования;

-        решение практических задач;

 

 

-        решение практических задач;

 

 

 

 

 

-        устный опрос;

-        устный опрос;

-        устный опрос;

 

-        подготовка сообщения;

 

-        устный опрос;

 

 

-        устный опрос;

 

-        диктант по формулам

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования Ярославской области

Департамент образования Ярославской области

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала 4 1

Содержание учебного материала 4 1

Содержание учебного материала 4 1

Содержание учебного материала 4 1

Содержание учебного материала 3 1

Содержание учебного материала 3 1

Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями

Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021