МБОУ «СОШ п. Керамкомбинат»
СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР ________________ Е.И. Адова
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора № 73 - ОД от 31.08.2020 года |
___________________А. А. Меновщиков
Рабочая программа
по предмету «Финансовая грамотность»
для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год
(35 часов)
ПРИНЯТА решением методического объединения учителей _________________________ протокол от 25. 08.2020 г № 1 |
Составитель: Селезнева Наталия Владимировна, учитель физкультуры
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.
Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать УМК:
· Елена Вигдорчук, Игорь Липсиц, Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова,: Учебная программа. Финансовая грамотность 5-7 класс. Москва, 2018 год
· Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова,: Методические рекомендации для учителя. Финансовая грамотность 5-7 класс., Москва 2018 год.
· Игорь Липсиц, Елена Вигдорчук,: Материалы для учащихся. Финансовая грамотность 5-7 класс. Москва, 2018 год
· Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова , Рабочая тетрадь. Финансовая грамотность 5-7 класс . Москва, 2018 год.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс включён в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Согласно Базисному учебному плану на изучение учебных тем программы отводится 34 ч. В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат» на изучение финансовой грамотности отводится 1 час в неделю в пятом классе.
Общая характеристика учебного предмета
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, 6 анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики 8 семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Введение в курс «Финансовая грамотность» |
Почему важно развивать свою финансовую грамотность |
1 |
|
2 |
|
От чего зависит благосостояние семьи |
1 |
|
3 |
|
Учимся оценивать финансовое поведение людей |
1 |
|
4 |
|
Учимся оценивать своё финансовое поведение |
1 |
|
5 |
Доходы и расходы семьи |
Деньги: что это такое? |
1 |
|
6 |
|
Наличные деньги и безналичные деньги. |
1 |
|
7 |
|
«Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». |
1 |
|
8 |
|
Учебные мини-проекты «Деньги» |
1 |
|
9 |
|
Из чего складываются доходы семьи |
1 |
|
10 |
|
Учимся считать семейные доходы |
1 |
|
11 |
|
Исследуем доходы семьи |
1 |
|
12 |
|
Учебные мини-проекты «Доходы семьи» |
1 |
|
13 |
|
Как появляются расходы семьи |
1 |
|
14 |
|
Учимся считать семейные расходы |
1 |
|
15 |
|
Исследуем расходы семьи |
1 |
|
16 |
|
Учебные мини-проекты «Расходы семьи» |
1 |
|
17 |
|
Как сформировать семейный бюджет
|
1 |
|
18 |
|
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
|
1 |
|
19 |
|
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
|
1 |
|
20 |
|
Обобщение результатов изучения модуля 1
|
1 |
|
21 |
|
Презентация «Доходы и расходы семьи»
|
1 |
|
22 |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. |
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься |
1 |
|
23 |
|
Что такое страхование и для чего оно необходимо |
1 |
|
24 |
|
Что и как можно страховать |
1 |
|
25 |
|
Ролевая игра «Страхование» |
1 |
|
26 |
|
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит |
1 |
|
27 |
|
Как определить надёжность страховых компаний |
1 |
|
28 |
|
Как работает страховая компания |
1 |
|
29 |
|
Учебные мини-проекты «Страхование» |
1 |
|
30 |
|
Обобщение результатов изучения модуля 2 |
1 |
|
31 |
Человек и государство: как они взаимодействуют. |
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» |
1 |
|
32 |
|
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства |
1 |
|
33 |
|
Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. |
1 |
|
34 |
|
Что такое валюта и для чего она нужна. |
1 |
|
35 |
|
Индивидуальные проекты. |
1 |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.