РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора и.о. директора
________/С.А.Кугаевская/ по УЧ МКОУ Кондинская СОШ
________/Э.В.Кузьмина/ ___________/Э.В.Кузьмина/
Протокол № ___________ Приказ № ______________
от «____»________20___г. «____»_________20___г. «____»__________20___г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Физическая культура
_____________________________________________________________________________________________________
Класс 5 – 9
_____________________________________________________________________________________________________
Образовательная область Физическая культура и ОБЖ
_____________________________________________________________________________________________________
МО Кондинский район
_____________________________________________________________________________________________________
Срок реализации программы 5 лет
_____________________________________________________________________________________________________
Учитель (ФИО) Кугаевская Светлана Александровна
______________________________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета Протокол №___________
от «____» _______20___г.
г.п. Кондинское
2021 г.
Пояснительная записка
1. Нормативные документы и УМК
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5 - 9 классов разработана в соответствии:
¾ с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
¾ основной образовательной программой МКОУ Кондинская СОШ основного общего образования, утвержденной приказом № 176-од от 30.08.2018 г.
¾ примерной программой по физической культуре под общей редакцией М.И.Виленского. – М.: «Просвещение», 2014г.;
¾ учебно-методическим комплексом: Физическая культура: учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразовательных учреждений/под ред. М.Я Виленского – М.: Просвещение, 2017.
¾ учебным планом МКОУ Кондинской СОШ;
¾ Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога от 14.05.2018 г. Приказ № 118-од.
2. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем в разделах программы по предмету «Физическая культура» по ФГОС для V - IX классов отводится 516 часа, из расчёта 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени на один класс составляет 102 часа в 5-7 классах (34 учебных недели), 105 часов в 8-9 классах (35 учебных недель).
3. Цели и задачи
Предметом обучения физической культуре в основной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры является двигательная деятельность человека с общеразвивающей и специально-развивающей направленностью. В процессе чего укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Целью предмета «Физическая культура» в 5-9 классах является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха; формирование коллектива, способного к участию в спортивных состязаниях разного уровня. В основной школе данная цель конкретизируется и учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе овладения двигательной деятельности с обще- и специально-развивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
ü Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
ü Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с корригирующей, общеразвивающей и специально-развивающей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
ü Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
ü Формирование основы знаний о личной гигиене и самоконтроле;
ü Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
ü Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
ü Обучение разным способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
ü Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
ü Формирование мотивации успеха и достижений, самореализации на основе организации занятий физической культурой и спортом.
4. Особенности работы с детьми с ОВЗ
В 5-9 классах МКОУ Кондинская СОШ совместно с классом обучаются учащиеся ОВЗ с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.
Занятия физической культурой для таких детей данного возраста направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость). Вместе с физическими упражнениями коррекционной направленности, используются упражнения, закрепляющие умения ориентироваться в пространстве, управлять своими движениями, что очень важно для выше обозначенной категории детей.
Для работы с детьми с ОВЗ определены следующие задачи:
¾ формировать умение у детей слушать учителя по физкультуре и выполнять задания на различных уровнях сложности: здесь используются упражнения, построенные на образах и представлениях, подражаниях звукам в играх разной степени подвижности;
¾ подобрать такие основные виды движений, которые способствовали бы формированию двигательного умения с учетом возраста;
¾ развивать внимание, зрительную и слуховую память во время занятий физкультурой;
¾ занятие должно включать в себя дыхательные гимнастики и релаксацию.
Планируемые образовательные результаты
освоения предмета физическая культура за курс основной школы
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трём базовым уровням, исходя из принципа «общее-частное-конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты |
В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам; • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; • владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности. В области нравственной культуры: • способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; • способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; • владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры: • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха; • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: • умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; • формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; • формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо. В области коммуникативной культуры: • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом; • владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности. В области физической культуры: • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных имеющихся внешних условиях: • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. • владение способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений; • владение правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание. • проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности. |
Метапредметные результаты |
Регулятивные: • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием; • владение большим арсеналом двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий. • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий; • приобретение умений рационально планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления; • ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья. |
Познавательные: • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность; • понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения. • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности; • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. |
|
Коммуникативные: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника. |
|
Предметные результаты |
В области познавательной культуры: • знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья; • умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке; • умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: • умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины; • умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить; • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами. В области физической культуры: • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения. |
Содержание предмета «Физическая культура»
1. Раздел программы: Знания о физической культуре
Тема
|
Содержание |
История физической культуры
|
• Олимпийские игры древности. • Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. • История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения советских и российских спортсменов на Олимпийских играх. • Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. • Физическая культура в современном обществе. |
Физическая культура (основные понятия)
|
• Физическое развитие человека. • Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. • Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. • Техническая подготовка Техника движений и её основные показатели. • Всестороннее и гармоническое физическое развитие. • Адаптивная физическая культура. • Спортивная подготовка. • Здоровье и здоровый образ жизни. • Профессионально-прикладная физическая подготовка. |
Физическая культура человека
|
• Режим дня, его основное содержание и правила планирования. • Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. • Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. • Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. • Восстановительный массаж. • Проведение банных процедур. • Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом. |
2. Раздел программы: Способы физкультурной деятельности
Тема
|
Содержание |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой |
• Подготовка к занятиям физической культурой. • Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. • Планирование занятий физической культурой. • Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. • Организация досуга средствами физической культуры. |
Оценка эффективности занятий физической культурой |
• Самонаблюдение и самоконтроль. • Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). • Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб. |
3. Раздел программы: Физическое совершенствование
Тема
|
Содержание |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
• Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. • Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. |
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью |
Гимнастика с основами акробатики: • Организующие команды и приемы. • Акробатические упражнения и комбинации. • Опорные прыжки. • Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). • Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). |
Лёгкая атлетика: • Беговые упражнения. • Прыжковые упражнения. • Метание малого мяча. • Лёгкоатлетическое четырёхборье. |
|
Лыжная подготовка: • Передвижения на лыжах. • Подъёмы, спуски, повороты, торможения. • Лыжные гонки. |
|
Спортивные игры: • Баскетбол. Игра по правилам. • Волейбол. Игра по правилам. • Минифутбол. Игра по правилам. |
Тематическое планирование
1. Тематическое планирование для 5 класса
№ |
Разделы программы |
Общее количество часов |
|
Вид контроля |
||||||
Дневник самоконтроля |
Текущий, фронтальный, визуальный
|
Стартовый КДП |
Промежуточный КДП |
Итоговый КДП |
Контрольные упражнения |
Теоретические тесты |
||||
1 |
Знания о физической культуре |
4 |
|
+ |
|
|
|
|
4 |
|
2 |
Способы физкультурной деятельности |
В процессе учебного дня и домашних заданий |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Физическое совершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Лёгкая атлетика |
26 |
|
+ |
9 |
6 |
9 |
4 |
1 |
|
3.2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
|
+ |
|
|
|
5 |
1 |
|
3.3 |
Спортивные игры |
30 |
|
+ |
|
|
|
7 |
1 |
|
3.4 |
Лыжная подготовка |
30 |
|
+ |
2 |
|
2 |
6 |
1 |
|
|
Итого: |
102 |
|
|
11 |
6 |
11 |
22 |
9 |
|
2. Тематическое планирование для 6 класса
№ |
Разделы программы |
Общее количество часов |
|
Вид контроля |
||||||
Дневник самоконтроля |
Текущий, фронтальный, визуальный
|
Стартовый КДП |
Промежуточный КДП |
Итоговый КДП |
Контрольные упражнения |
Теоретические тесты |
||||
1 |
Знания о физической культуре |
3 |
|
+ |
|
|
|
|
4 |
|
2 |
Способы физкультурной деятельности |
В процессе учебного дня и домашних заданий |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
Физическое совершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Лёгкая атлетика |
24 |
|
+ |
9 |
6 |
9 |
4 |
1 |
|
3.2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
|
+ |
|
|
|
5 |
1 |
|
3.3 |
Спортивные игры |
33 |
|
+ |
|
|
|
7 |
1 |
|
3.4 |
Лыжная подготовка |
30 |
|
+ |
2 |
|
2 |
6 |
1 |
|
|
Итого: |
102 |
|
|
11 |
6 |
11 |
22 |
9 |
|
3. Тематическое планирование для 7 класса
№ |
Разделы программы |
Общее количество часов |
|
Вид контроля |
||||||
Дневник самоконтроля |
Текущий, фронтальный, визуальный
|
Стартовый КДП |
Промежуточный КДП |
Итоговый КДП |
Контрольные упражнения |
Теоретические тесты |
||||
1 |
Знания о физической культуре |
4 |
|
+ |
|
|
|
|
4 |
|
2 |
Способы физкультурной деятельности |
В процессе учебного дня и домашних заданий |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
Физическое совершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Лёгкая атлетика |
26 |
|
+ |
9 |
6 |
9 |
4 |
1 |
|
3.2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
|
+ |
|
|
|
5 |
1 |
|
3.3 |
Спортивные игры |
30 |
|
+ |
|
|
|
7 |
1 |
|
3.4 |
Лыжная подготовка |
30 |
|
+ |
2 |
|
2 |
6 |
1 |
|
|
Итого: |
102 |
|
|
11 |
6 |
11 |
22 |
9 |
|
4. Тематическое планирование для 8 класса
№ |
Разделы программы |
Общее количество часов |
|
Вид контроля |
||||||
Дневник самоконтроля |
Текущий, фронтальный, визуальный
|
Стартовый КДП |
Промежуточный КДП |
Итоговый КДП |
Контрольные упражнения |
Теоретические тесты |
||||
1 |
Знания о физической культуре |
4 |
|
+ |
|
|
|
|
4 |
|
2 |
Способы физкультурной деятельности |
В процессе учебного дня и домашних заданий |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
Физическое совершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Лёгкая атлетика |
27 |
|
+ |
9 |
6 |
9 |
4 |
1 |
|
3.2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
14 |
|
+ |
|
|
|
5 |
1 |
|
3.3 |
Спортивные игры |
30 |
|
+ |
|
|
|
7 |
1 |
|
3.4 |
Лыжная подготовка |
30 |
|
+ |
2 |
|
2 |
6 |
1 |
|
|
Итого: |
105 |
|
|
11 |
6 |
11 |
22 |
9 |
|
5. Тематическое планирование для 9 класса
№ |
Разделы программы |
Общее количество часов |
|
Вид контроля |
||||||
Дневник самоконтроля |
Текущий, фронтальный, визуальный
|
Стартовый КДП |
Промежуточный КДП |
Итоговый КДП |
Контрольные упражнения |
Теоретические тесты |
||||
1 |
Знания о физической культуре |
4 |
|
+ |
|
|
|
|
4 |
|
2 |
Способы физкультурной деятельности |
В процессе учебного дня и домашних заданий |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
Физическое совершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Лёгкая атлетика |
27 |
|
+ |
9 |
6 |
9 |
4 |
1 |
|
3.2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
14 |
|
+ |
|
|
|
5 |
1 |
|
3.3 |
Спортивные игры |
30 |
|
+ |
|
|
|
7 |
1 |
|
3.4 |
Лыжная подготовка |
30 |
|
+ |
2 |
|
2 |
6 |
1 |
|
|
Итого: |
105 |
|
|
11 |
6 |
11 |
22 |
9 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.