Рабочая программа по географии 10-11 класс

  • doc
  • 30.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ГЕОГРАФИЯ10-11С.doc



Рабочая программа предмета «География» для среднего общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

  1. Закон  «Об образовании»  в Российской Федерации:» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. с изменением от 02.01.20016 №3.
  3. Примерная образовательная программа среднего общего образования от
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от от 29.12. 2014 г. №1645
  5. Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ-Теренгульской СОШ.

Рабочая программа к учебникам Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для10 класса

- 10—11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень  авт.-сост.

 Н.Е. Бургасова, М.И. Подболотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. — 152 с. —

 

Учебники Е.М Домагацких  Н.И. Алексеевский .-5-е изд.-М.:ООО «Русское слово-учебник»,2017.-200с.: ил.,карт.-(Инновационная школа).

 

Цели и задачи курса:

 

• сформировать у обучающихся целостное научное представление о состоянии современного мира:

о сложности взаимосвязей природных, социально-экономических и экологических составляющих географической

оболочки, об особенностях хозяйствующего на Земле человечества;

• интегрировать знания обучающихся по дисциплинам физической и социально-экономической географии,

особенно в области региональной географии и страноведения;

• развить пространственно-географическое мышление;

• воспитать уважение к культурам других народов и стран;

• сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных

территорий;

• овладеть знаниями и навыками, необходимыми для оценки и объяснения разнообразных процессов

и явлений, происходящих в мире;

• воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде;

• осознать свою роль в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой, обществом;

• воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья

других людей;

• развить способности осуществлять выбор, быть ответственным за результат своих действий;

• развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных

проблем, активному поиску решений;

• усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в коллективе по предотвращению

конфликтных ситуаций;

• сформировать активную жизненную позицию и усилить мотивацию осознанного выбора молодёжью

будущих профессий, связанных с изучением и применением наукоёмких технологий на примере решения

Курс «География» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства в мире.

Программа курса позволяет обучающимся овладеть законами и закономерностями размещения, взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях, развивает пространственно-географическое мышление и географическую культуру. С позиции современной географии географическая культура включает такие компоненты, как географическая картина мира, географическое мышление, методы и язык географии.

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10 класс

Личностные:

-сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

-сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места

в поликультурном мире;

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;-принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

-готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-сформированность экологического мышления, понимания влияния социально экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметныме

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, в том числе умений работать с текстами, тематическими картами разного содержания, статистическими данными, геоинформационным системами, ресурсами  Интернета;

-готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности,включая умение ориентироваться в различных источниках информации, самостоятельному поиску, анализу, отбору географической информации, её оценке, преобразованию, сохранению, передаче и презентации в разных формах, в том числе с помощью технических средств и информационных технологий;

-владение языковыми средствами, коммуникативными навыками взаимодействия с людьми, готовностью к пониманию собеседника, ведению корректных дискуссий — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; умения правильно оценивать собственные поступки и поступки других людей;

-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения для объяснения, оценки и прогнозирования различных явлений и процессов

современного мира на основе приобретённых географических знаний и умений.

Предметные:

Десятиклассник научится:

-владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

-владение географическим мышлением для определения картографических представлений о размещении основных географических объектов и выявления географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

-формированность знаний описательной географии, представлений о языке и методах современной географии;

-сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

-владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

-владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

-владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

-владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

-сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

-обобщённость представлений о земной поверхности, которая в настоящее время является результатом деятельности современного общества на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном, региональном, локальном.

В процессе изучения дисциплины «География» обучающийся должен:

знать:

-основные теоретические категории, понятия и термины современной географии;

-географические явления и процессы в геосферах, их изменение в результате деятельности человека;

-особенности адаптации человека к разным природно-экономическим условиям;

-географические аспекты взаимоотношения человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

-численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
-географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

-географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по природным, техногенным,экологическим факторам и процессам, уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

-критерии определения места и перспектив развития стран, регионов разного ранга в мировой экономике и решении современных глобальных проблем человечества в условиях устойчивого развития;

уметь:

-самостоятельно анализировать и обобщать фактические данные статистического материала, представленного значительным количеством таблиц, картографических моделей;

-составлять описание существенных признаков географических объектов, процессов и явлений;

-выделять причины экономической интеграции и развития мировых экономических связей с использованием разных источников географической информации;
-рассчитывать и давать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира;

-выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным географическим проблемам территориальной концентрации населения, производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

-сравнивать, сопоставлять и оценивать возможные последствия динамики численности населения,

его половозрастной структуры, развития человеческого капитала, ситуации на рынке труда;

-обосновывать возможные пути решения проблем развития мирового хозяйства;

-читать и анализировать тематические географические карты и информацию, необходимую для решения вопросов о структуре отношений в современном обществе;

владеть умениями и навыками:

-сбора данных информации, осуществления их анализа, составления таблиц, картосхем, диаграмм,

построения и анализа моделей природных явлений и процессов;

-проведения исследований, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации полученных результатов;

-решения учебных и практико-ориентированных задач;

-чтения и сопоставления географических карт различного содержания;

-составления комплексных географических характеристик стран мира, районов разного ранга;

-логического, критического и пространственного мышления, позволяющими грамотно пользоваться полученными знаниями при нахождении и отборе в разных источниках информации о географических объектах, процессах и явлениях разных территорий Земли, анализе их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, оценке хозяйственного потенциала и решении современных глобальных проблем;

-морального оценивания отношения человека к окружающим объектам;

-аргументировать в процессе обсуждения возможные последствия деятельности человека в геосистемах.

Десятиклассник получит возможность научиться:

          понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

          определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

          составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

          сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

          сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

          выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

          раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

          выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

          выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

          описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

          решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

          оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

          объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

          характеризовать географию рынка труда;

          рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

          анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

          характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

          приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

          определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

          оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

          оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

          оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

          объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

 

11 класс

Личностные:

-сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

-сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места

в поликультурном мире;

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог

с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на

протяжении всей жизни;

-принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

-готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

 

Метапредметныме

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, в том числе умений работать с текстами, тематическими картами разного содержания, статистическими данными, геоинформационными системами,

ресурсами Интернета;

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, самостоятельному поиску ,анализу, отбору географической информации, её оценке, преобразованию, сохранению, передаче и презентации в разных формах, в том числе с помощью технических средств и информационных технологий;

-владение языковыми средствами, коммуникативными навыками взаимодействия с людьми, готовностью к пониманию собеседника, ведению корректных дискуссий — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; умения правильно оценивать собственные поступки и поступки других людей;

-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения для объяснения, оценки и прогнозирования различных явлений и процессов

современного мира на основе приобретённых географических знаний и умений.

 

Предметные:

Выпускник  научится:

-владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

-владение географическим мышлением для определения картографических представлений о размещении основных географических объектов и выявления географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

-сформированность знаний описательной географии, представлений о языке и методах современной географии;

-сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

-владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

-владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

-владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразно информации;

-владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

-сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

-обобщённость представлений о земной поверхности, которая в настоящее время является результатом деятельности современного общества на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном, региональном, локальном.

знать:

-основные теоретические категории, понятия и термины современной географии;

-географические явления и процессы в геосферах, их изменение в результате деятельности человека;

-особенности адаптации человека к разным природно-экономическим условиям;

-географические аспекты взаимоотношения человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные

месторождения и территориальные сочетания;

-численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;

-географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

-географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по природным, техногенным,

экологическим факторам и процессам, уровню социально-экономического развития, специализации

в системе международного географического разделения труда;

-критерии определения места и перспектив развития стран, регионов разного ранга в мировой экономике и решении современных глобальных проблем человечества в условиях устойчивого развития;

уметь:

-самостоятельно анализировать и обобщать фактические данные статистического материала, представленного значительным количеством таблиц, картографических моделей;

-составлять описание существенных признаков географических объектов, процессов и явлений;

-выделять причины экономической интеграции и развития мировых экономических связей с использованием разных источников географической информации;

-рассчитывать и давать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира;

-выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным географическим проблемам территориальной концентрации населения, производства, степени природных, антропогенных и техногенных

изменений отдельных территорий;

-сравнивать, сопоставлять и оценивать возможные последствия динамики численности населения,

его половозрастной структуры, развития человеческого капитала, ситуации на рынке труда;

-обосновывать возможные пути решения проблем развития мирового хозяйства;

-читать и анализировать тематические географические карты и информацию, необходимую для решения вопросов о структуре отношений в современном обществе;

владеть умениями и навыками:

-сбора данных информации, осуществления их анализа, составления таблиц, картосхем, диаграмм,

построения и анализа моделей природных явлений и процессов;

-проведения исследований, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации полученных результатов;

-решения учебных и практико-ориентированных задач;

-чтения и сопоставления географических карт различного содержания;

-составления комплексных географических характеристик стран мира, районов разного ранга;

-логического, критического и пространственного мышления, позволяющими грамотно пользоваться

полученными знаниями при нахождении и отборе в разных источниках информации о географических объектах, процессах и явлениях разных территорий Земли, анализе их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, оценке хозяйственного потенциала и решении современных глобальных проблем;

-морального оценивания отношения человека к окружающим объектам;

-аргументировать в процессе обсуждения возможные последствия деятельности человека в геосистемах.

Выпускник поучит возможность  научиться:

           характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

          переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

          составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

          делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

          выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

          давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

          понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

          оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

          раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

          прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

           оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

          оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

          оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

          оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

          анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

          анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

          выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

          понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

          давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ

Часть 1. Общая характеристика мира

Современная география

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической

информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным

типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого

капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической

информации.

Тема 2. География населения мира

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост –

главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах.

Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и

последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов.

География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров

стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б)французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и

мегалополисов.

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природноресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных

ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность

лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран

и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды.

Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами.

Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика.

Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы,

ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание,

рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство

как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация

государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую

структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной

и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная

промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика.

Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая

промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве
сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция»

и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа: 1. Составление тест-опросника по теме.

Тема 6. Глобальные проблемы современности

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы

развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных

проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

Часть II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР МИРА

Тема 1. Политическая карта мира

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутри континентальные, приморские

и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарные и федеративные государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политике-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республика, монархия, федерация, конфедерация, унитарное государство, международные организации, регион.

Практическая работа: классификация __________крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Тема 2. Зарубежная Европа

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная,

Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природоресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения.

Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы,

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южно европейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия - экономический лидер зарубежной Европы.

Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные

условия и ресурсы. Особенности населения, расселения, крупнейшие города. Место Германии в миро-

вой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной

сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша - типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.

Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных

для всей Европы. Судостроение - отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала

в экономике страны.

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная

ось развития.

Практические работы. 1. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Тема 3. Зарубежная Азия

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов.

Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия - родина трех мировых религий, Размещение

населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные

страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления развития сельского хозяйства. Особое значение ирригации.

Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Цен-

тральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного со-

става. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.

Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья.

Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение

транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев - хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса.

Главные сельскохозяйственные районы.

Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия, Основные черты размещения населения;

городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии

промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития

сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы.

Непроизводственная сфера.

Международные экономические связи.

Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения

двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута

туристической поездки по странам Азии.

Тема 4. Северная Америка

Понятие об Англо - Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее

особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их

специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей, Морские порты.

Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения,

государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала.

Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства - признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо - Америка, Латинская Америка.

Практическая работа: заполнение таблицы "Экономические районы США».

Тема 5. Латинская Америка

Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население: тип воспроизводства и проблемы, с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизации, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинском Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее

главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их

специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические

связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла - Платской низменности,

Андские (Андийские) страны, Центральная Америка, Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения,

государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и в мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства.

Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практические работы. 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.

Тема 6. Африка

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая

карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее

значение горнодобывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности

сельского хозяйства. Монокультура земледелия - причина деградации земель. Транспортные проблемы

Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) - единственная экономически развитая страна Африки.

Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы; алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство»

и «белое меньшинство'.

Республика Кения - типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения

и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка.

Практические работы. 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам

школьного атласа. 2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 7. Австралия и Океания

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта.

Государственный строй.

Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа: характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Тема 8. Россия в современном мире

Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение.

Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практическая работа: анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.

Резерв времени: 6 часов.










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - 

Теренгульская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

ПРИНЯТО

решением методического объединения  учителей

протокол от 30.08.2019 №1

Руководитель МО

Незнахина Т.Г.

_____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР

31.08.2019

                         И.В.Незнахина

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа 

предмета «География»

для среднего общего образования 10-11 класс

( срок освоения 2 года)

 

 

 

 

Составитель: Незнахина Татьяна Григорьевна, учитель географии МБОУ-Теренгульской СОШ, высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

2019г

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 10

 

№ п/п

Содержание (раздел, тема)

Количество часов

1

Экономическая и социологическая география

1

 

2

Типы стран современного мира.

1

 

3

 

 

Развитые и развивающиеся страны. Пр.р.№1 «Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации».

1

 

4

Численность и динамика населения мира.

1

 

5

Расовый и половозрастной состав населения. Пр.р. №2 «Анализ половозрастных пирамид некоторых стран мира, объяснение причин выявленных различий».

1

 

6

Этнический и религиозный состав населения. Пр.р. №3«Сравнительный анализ карт народов и мировых религий».

Пр.р. №4 «Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных». Пр.р. №5 «Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий».

1

 

7

Размещение населения и его миграции. Пр.р. №6 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе».

1

 

8

Сельское и городское население. Пр.р. №7 2Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов».

1

 

9

Зачет по теме

1

 

10

Мировые природные ресурсы

1

 

11

Природные ресурсы.

1

 

12

Исчерпаемые  и невозобновляемые  ресурсы

1

 

13

Рудные и нерудные полезные ископаемые.

1

 

14

Земельные ресурсы.

1

 

15

Контрольная работа за 1 полугодие

1

 

16

Анализ контрольной работы. Лесные ресурсы.

1

 

17

Водные ресурсы.

1

 

18

Ресурсы Мирового океана.

1

 

19

Пути решения экологических проблем

1

 

20

Формирование мирового хозяйства

1

 

21

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство. Пр.р.№9 «Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг».

1

 

22

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство.

1

 

23

Топливно-энергетическая промышленность.

1

 

24

Металлургия.

1

 

25

Машиностроение.

1

26

Химическая, лесная промышленность.

1

 

27

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство.

1

 

28

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.

1

 

29

  Виды транспорта .

 

 

30

 Транспорт и мировое хозяйство

 

31

 Стандартизированная контрольная работа

1

 

32

. Анализ Стандартизированной контрольной работы.

1

 

33

Международные экономические отношения. Пр.р.№10«Составление тест-опросника по теме».

1

 

34

Урок обобщения «Общая характеристика современного мирового хозяйства»

1

 

35

Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Пр.р.№11«Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

1

 

 

36

Итоговая контрольная работа «Общая характеристика мира»

1

 









Класс 11

№ п/п

Содержание (раздел, тема)

Количество часов

1

Этапы формирования политической карты мира. П.р. №1«Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления; б) по гос. устройству».

1

 

2

Регионы мира и международные организации.

1

 

3

Состав и географическое положение. П.р. № 2 «Обозначение на к/к границ субъектов Европы»

1

 

4

Природа и люди.

1

 

5

Стандартизированная контрольная работа

1

 

 

 

6

Анализ станд. контр .работы .ФРГ. П.р. №3 «Составление информационных листов «Туристическая поездка» А) для туриста; Б) для делового человека.

1

7

Республика Польша

1

8

Урок обобщения «Зарубежная Европа»

1

 

9

Географическое положение и ресурсы. П.р. №4 «Обозначение на к/к границ субъектов Азии»

1

 

10

Население и хозяйство

1

 

11

Япония. Географическое положение, ресурсы и население.

1

 

12

Хозяйство Японии.

1

 

13

Китайская Народная Республика.

1

 

14

Республика Индия.

1

 

15

П.р. №5 «Сравнительная характеристика экономико – географического положения двух стран Азии»

1

 

16

Урок обобщения «Зарубежная Азия» П.р. №6 «Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии»

1

 

17

США.

1

 

18

США. Хозяйство и внутренние различия. П.р. №7. «Заполнение таблицы «Экономические районы США»

1

 

19

Канада. ГП, ресурсы, население.

1

 

20

ГП, ресурсы, население. П.р. №8 «Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»

1

 

21

Хозяйство и внутренние различия.

1

 

22

Федеративная Республика Бразилия. П.р. №9 «Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки»

1

 

23

Урок обобщения по теме «Америка»

1

 

24

ГП и природные ресурсы. П.р. №10 «Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа»

1

 

25

Население и хозяйство.

1

 

26

ЮАР. ГП, ресурсы, население.

1

 

27

Республика Кения. ГП, ресурсы, население. П.р. №11 «Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки»

1

28

Урок обобщения по теме «Африка»

1

 

29

Австралия. П.р. №12 « Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа» 

1

 

30

Океания.

1

 

31

Экономико – географическая история России. П.р. №13 «Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире»

1

 

32

Россия в мировом хозяйстве и МГРТ, география отраслей и международной специализации.

1

 

33

Итоговая контрольная работа «Региональный обзор мира»

1

 

34

Обобщающее повторение по всему курсу

1

 

 









Скачано с www.znanio.ru