Ростовская область Кашарский район п. Красный Колос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноколоссовская основная общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Красноколоссовской ООШ Приказ от «___» августа 2020 №___ ________ Сметанина В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _географии____________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
___________основное общее образование, 5 класс______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель_______Воронина Марина Анатольевна______________________
Программа разработана на основе: ФГОС, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы/ Алексеев А.И., Климанова О.А., Климанов В.В. География. - М.- Дрофа. – 2014 г.
Учебник: География. Землеведение. 5 – 6 классы. Учебник / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. Климановой О.А. – М.: Дрофа, 2015 г._________________________________________________
Количество часов по учебному плану |
35 час |
|
Всего за учебный год |
34 ч. |
|
В т.ч. |
на I полугодие |
16ч. |
на II полугодие |
18 ч. |
Учебный год 2020 – 2021
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 5 КЛАСС.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
- первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
- основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
- первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
- элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
- начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел I. Как устроен наш мир.
Тема 1. Земля во Вселенной.
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля – планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
Тема 2.Облик Земли.
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли. Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Практикум: Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности.
Тема 3. Изображение Земли.
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
Тема 4. История открытия и освоения Земли.
Географические открытия древности и средневековья. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как началось изучение арктических широт?
Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Практикум: записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета.
Тема 5. Литосфера.
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Как формы рельефа есть на океанском дне?
Тема 6. Гидросфера.
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды. Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера – кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Тема 7. Атмосфера.
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Тема 8. Биосфера.
Биосфера - живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Практикум: Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Тема 9. Природа и человек.
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Красноколоссовской ООШ, расписанием на 2020 – 2021 учебный год количество часов по географии в 5 классе составляет 1 час в неделю – 35 часов в год.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 четверть – 8ч. |
||||
РАЗДЕЛ I. КАК УСТРОЕН НАШ МИР |
9 ч. |
|
|
|
Тема 1. Земля во Вселенной. |
5 ч. |
|
|
|
1. |
Введение. Что изучает география. Представления об устройстве мира. |
1 |
01.09 |
|
2. |
Звезды и галактики. |
1 |
08.09 |
|
3. |
Солнечная система. |
1 |
15.09 |
|
4. |
Луна – спутник Земли. |
1 |
22.09 |
|
5. |
Земля – часть Солнечной системы. |
1 |
29.09 |
|
|
Тема 2. Облик Земли. |
4 ч. |
|
|
6. |
Облик земного шара. |
1 |
06.10 |
|
7. |
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. |
1 |
13.10 |
|
8. |
Параллели и меридианы. Градусная сеть. |
1 |
20.10 |
|
2 четверть – 8 ч. |
||||
9. |
Урок-практикум 1. Глобус как источник географической информации. Практическая работа: Определение по глобусу расстояний и направлений. |
1 |
03.11 |
|
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. |
8 ч. |
|
|
|
Тема 3. Изображение Земли. |
2 ч. |
|
|
|
10. |
Способы изображения земной поверхности. |
1 |
10.11 |
|
11. |
История географической карты. |
1 |
17.11 |
|
Тема 4. История открытия и освоения Земли. |
6 ч. |
|
|
|
12. |
Географические открытия древности. |
1 |
24.11 |
|
13. |
Географические открытия Средневековья. |
1 |
01.12 |
|
14. |
Великие географические открытия. |
1 |
08.12 |
|
15. |
В поисках Южной Земли. |
1 |
15.12 |
|
16. |
Исследования Океана и внутренних частей материков. |
1 |
22.12 |
|
3 четверть – 9 ч. |
||||
17. |
Обобщающий урок. Урок-практикум 2. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации. |
1 |
12.01 |
|
РАЗДЕЛ 3. КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА. |
17 ч. |
|
|
|
Тема 5. Литосфера. |
6 ч. |
|
|
|
18. |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
19.01 |
|
19. |
Горные породы и их значение для человека. |
1 |
26.01 |
|
20. |
Урок-практикум 3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. |
1 |
02.02 |
|
21. |
Рельеф и его значение для человека. |
1 |
09.02 |
|
22. |
Основные формы рельефа Земли. |
1 |
16.02 |
|
23. |
Обобщение по теме «Литосфера. Человек и литосфера». |
1 |
02.03 |
|
Тема 6. Гидросфера. |
4 ч. |
|
|
|
24. |
Мировой круговорот воды. |
1 |
09.03 |
|
25. |
Мировой океан и его части. |
1 |
16.03 |
|
4 четверть – 9 ч. |
||||
26. |
Гидросфера – кровеносная система Земли. |
1 |
30.03 |
|
27. |
Обобщение по теме «Гидросфера. Человек и гидросфера». |
1 |
06.04 |
|
Тема 7. Атмосфера. |
4 ч. |
|
|
|
28. |
Атмосфера Земли и ее значение для человека. |
1 |
13.04 |
|
29. |
Погода. |
1 |
20.04 |
|
30. |
Урок-практикум 4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. |
1 |
27.04 |
|
31. |
Обобщение по теме «Атмосфера. Человек и атмосфера». |
1 |
04.05 |
|
Тема 8. Биосфера. |
2 ч. |
|
|
|
32. |
Биосфера – как живая оболочка Земли. |
1 |
11.05 |
|
33. |
Урок-практикум 5. Экскурсия в природу. |
1 |
18.05 |
|
Тема 9. Природа и человек. |
1 ч. |
|
|
|
34. |
Воздействие человека на природу Земли. |
1 |
25.05 |
|
|
Итого |
34 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Красноколоссовская ООШ от «___» августа 2020 г. №1 Сметанина В.Н. /________/ Ф.И.О. руководителя МС подпись |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Воронина М.А. /________/ «___» августа 2020 года |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.