Ростовская область Кашарский район п. Красный Колос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноколоссовская основная общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Красноколоссовской ООШ Приказ от «___» августа 2020№___ ________ Сметанина В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _географии___________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
___________основное общее образование, 6 класс_____________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель_______Воронина Марина Анатольевна_____________________
Программа разработана на основе: ФГОС, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы/ Алексеев А.И., Климанова О.А., Климанов В.В. География. - М.- Дрофа. – 2014 г.
Учебник: География. Землеведение. 5 – 6 классы. Учебник / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. Климановой О.А. – М.: Дрофа, 2015 г._________________________________________________
Количество часов по учебному плану |
35 ч. |
|
Всего за учебный год |
34 ч. |
|
В т.ч. |
на I полугодие |
16 ч. |
на II полугодие |
18 ч. |
Учебный год 2020 – 2021
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 6 КЛАСС.
Личностные:
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- овладение опытом участия в социально значимом труде;
- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметные.
- объяснять значение понятий;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления и расстояния, работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- читать план местности и карту;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- обозначать на контурной карте географические объекты.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описание объектов;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ.
Введение. Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
Обобщение по разделу: «Земля во Вселенной».
Раздел V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ.
План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. Составление плана местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта по карте?
Обобщение по разделу: «Путешествия и их географическое отражение».
Раздел VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ.
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясения?
Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ.
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
Контрольная работа по темам: «Планета воды. Внутреннее строение Земли. Рельеф суши».
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ.
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывает зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры и воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА – КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ.
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
Раздел VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ.
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА.
Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких м влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
Обобщение по разделу: «Географическая оболочка-среда жизни».
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.
Годовая контрольная работа. Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Какие стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий.
Итоговый урок по курсу «Землеведение».
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Красноколоссовской ООШ, расписанием на 2020 – 2021 учебный год количество часов по географии в 6 классе составляет 1 час в неделю – 35 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 875 «О переносе выходных дней в 2020 году», проект Постановления Правительства Российской Федерации "О переносе выходных дней в 2021 году" (подготовлен Минтрудом России 08.09.2020г.), произошло уплотнение учебного материала до 34 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путем интеграции тем курса.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 четверть – 8 ч. |
||||
Раздел IV. Земля во Вселенной. |
4 ч. |
|
|
|
1. |
Введение. Техника безопасности на уроке. Вращение Земли и его следствия. |
1 |
01.09 |
|
2. |
Географические координаты. |
1 |
08.09 |
|
3. |
Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. |
1 |
15.09 |
|
4. |
Обобщение по разделу: «Земля во Вселенной» |
1 |
22.09 |
|
Раздел V. Путешествие и их географическое отражение. |
6 ч. |
|
|
|
5. |
План местности. |
1 |
29.09 |
|
6. |
Ориентирование на местности |
1 |
06.10 |
|
7. |
Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности. |
1 |
13.10 |
|
8. |
Многообразие карт. |
1 |
20.10 |
|
2 четверть – 8 ч. |
||||
9. |
Урок-практикум. Практическая работа №3.Работа с картой. |
1 |
03.11 |
|
10. |
Обобщение по разделу: «Путешествие и их географическое отражение». |
1 |
10.11 |
|
Раздел VI. Природа Земли. |
18 ч. |
|
|
|
Тема 10. Планета воды. |
2 |
|
|
|
11. |
Свойства вод Мирового океана. |
1 |
17.11 |
|
12. |
Движение вод Мирового океана. |
1 |
24.11 |
|
Тема 11. Внутреннее строение Земли. |
3 |
|
|
|
13. |
Движение литосферных плит. |
1 |
01.12 |
|
14. |
Землетрясения: причины и последствия. |
1 |
08.12 |
|
15. |
Вулканы. |
1 |
15.12 |
|
Тема 12. Рельеф суши. |
4 |
|
|
|
16. |
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. |
1 |
22.12 |
|
3 четверть – 9 ч. |
||||
17. |
Горы. |
1 |
12.01 |
|
18. |
Равнины. |
1 |
19.01 |
|
19. |
Контрольная работа по темам: Планета воды. Внутреннее строение Земли. Рельеф суши. |
1 |
26.01 |
|
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. |
9 |
|
|
|
20. |
Температура воздуха |
1 |
02.02 |
|
21. |
Атмосферное давление. Ветер. |
1 |
09.02 |
|
22. |
Облака и атмосферные осадки. |
1 |
16.02 |
|
23. |
Погода и климат. |
1 |
02.03 |
|
24. |
Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами. |
1 |
09.03 |
|
25. |
Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой. |
1 |
16.03 |
|
4 четверть – 9 ч. |
||||
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. |
2 |
|
|
|
26. |
Реки в природе и на географических картах. |
1 |
30.03 |
|
27. |
Озера. Поземные воды ,болота, ледники. |
1 |
06.04 |
|
28. |
Обобщение по разделу: « Природа Земли». |
1 |
13.04 |
|
Раздел VII. Географическая оболочка-среда жизни. |
6 ч. |
|
|
|
Тема 15. Живая планета. |
1 |
|
|
|
29. |
Закономерности распространения живых организмов. Почва как особое тело. |
1 |
20.04 |
|
Тема 16. Географическая оболочка и её закономерности. |
2 |
|
|
|
30. |
Понятие о географической оболочке. Природные комплексы как части географической оболочки. |
1 |
27.04 |
|
31. |
Природные зоны Земли. |
1 |
04.05 |
|
32. |
Обобщение по разделу: « Географическая оболочка-среда жизни». |
1 |
11.05 |
|
Тема 17. Природа и человек. |
1 |
|
|
|
33. |
Стихийные бедствия и человек |
1 |
18.05 |
|
34. |
Итоговый урок по курсу «Землеведение». |
1 |
25.05 |
|
ИТОГО |
34 ч. |
|
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Красноколоссовская ООШ от «___» августа 2020 г. №1 Сметанина В.Н. /________/ Ф.И.О. руководителя МС подпись |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Воронина М.А. /________/ «___» августа 2020 года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.