Рабочая программа по географии, 7 класс, индивидуальное обучение
Оценка 5

Рабочая программа по географии, 7 класс, индивидуальное обучение

Оценка 5
docx
08.12.2020
Рабочая программа по географии, 7 класс, индивидуальное обучение
ЛУО.docx

Управление образования Администрации города Шахтёрска Муниципальное образовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа №1»

 

 

РАССМОТРЕНО

 

на заседании методического объединения учителей индивидуального обучения

 

Протокол

 

от «   »             2020г. №1

        СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

 

                 

 

 

«       »                 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор МОУ «Шахтёрская средняя школа №1»

 

                    Т.П.Вакуленко

 

 

«   »                   2020 г.

 

 

 

 

АДАПТИВНАЯ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

(модифицированная)

по индивидуальному учебному плану

обучающегося 5 - А класса

Полозюка Данила Александровича

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

Автор-составитель:

 

Учитель Луц Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

 

Шахтёрск

 

 

Пояснительная записка

Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 07.08. 2020 года № 123 - НП, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «География: 5—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Красникова Т.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 64 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год, Рабочей адаптированной программой  предмета  и  предназначена для учащихся 5-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1». Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Срок реализации программы – 1 год.

В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 5 классе на уроки природоведения по адаптированной программе отводится  1 ч в неделю, 34 учебные недели в 5 классе.

Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

В основу построения учебной программы положен экологический, фенологический и сезонный принципы. Обязательным является учет краеведческого принципа, который ориентирует учителя на то, что изучен любой темы должно быть связано с местными природными и производственными условиями.

Основными структурными компонентами содержания природоведения являются знания (представления и понятия) об окружающей среде, о живой и неживой природе, о связях и зависимостях в живой и неживой природе, умение определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Природоведение имеет много общего с географией, рисованием, трудовым обучением, в частности сельскохозяйственным делом, столярным делом, цветоводством, декоративным садоводством, русским языком, социально-бытовой ориентацией, что даёт возможность осуществлять межпредметные связи.

Цель курса природоведения – формировать у обучающихся знания о природе путём наблюдений отдельных объектов живой и неживой природы, представлений и элементарных понятий о конкретных объектах неживой и живой природы, осознание у обучающихся отношения к природе и обществу; создание условий для бережного отношения к окружающей среде.

Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей. Важнейшими среди них являются принципы:

-           единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;

-           доступности содержания обучения с учетом познавательных возможностей обучающихся;

-           дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся;

-           наглядности обучения при оптимальном сочетании словесных, наглядных и практических методов;

-           стимулирования       мотивации     и          позитивного  отношения     школьников   к обучению;

-           создание         оптимальных условий         для      обеспечения  учебного        процесса        в специальной школе.

Основными задачами преподавания природоведения являются:

1.         Дать учащимся знания об основных компонентах неживой и живой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.

2.         Сформировать у обучающихся целостное представление о живой и неживой природе, о месте человека в ней; раскрыть в доступной форме связь между природой и трудовой деятельностью человека.

3.         Сформировать у школьников правильное понимание природных явлений (дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе) и отношение к ним.

4.         Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны природы и рационального использования её ресурсов.

5.         Формировать практические умения по выращиванию растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; уход за домашними животными.

6.         Прививать воспитанникам навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека, предупреждению заболеваний.

Преподавание природоведения должно содействовать формированию у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать явления и предметы, выделять главные признаки, понимать и объяснять сезонные изменения и явления в природе, устанавливать простые причинно- следственные отношения и зависимости.

Усвоение обучающимися учебного материала достигается с помощью: наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей.

Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение. Во время практической деятельности обучающиеся приобщаются к поиску знаний, используя задания на сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей.

Во время экскурсий предметы и явления рассматриваются в природных условиях; осуществляется разнообразная воспитательная работа, прививается бережное отношение к природе, обращается внимание на рациональное использование природных богатств.

Расширение словарного запаса обучающихся о предметах и объектах природы происходит за счёт систематически проводимой словарной работы, помогает им правильно использовать слова и термины. В 5 классе природоведение - это новый учебный предмет. Он является обобщением знаний умственно отсталых школьников об окружающем мире,

полученных в младших классах. В то же время, это подготовка обучающихся к дальнейшему усвоению знаний по природоведению и географии.

В процессе изучения окружающего мира, природы у детей формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.

Пятиклассники учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.

Знания по природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы:

- «Земля – планета солнечной системы»,

- «Сезонные изменения в природе»,

- «Наша Республика»,

- «Природа родного края»,

- «Живая природа», -

- «Экология»,

- «Охрана природы»,

-«Человек»,  «Охрана здоровья»,

- «Труд на пришкольном участке и в школе».

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Характеристика видов деятельности обучающихся

1

Земля — планета

солнечной системы

2

Обучающийся знает:

- обобщённые и конкретные названия

предметов и явлений природы, их основные свойства.

2

Сезонные изменения в

природе

4

Обучающийся знает:

- времена года;

- признаки времён года.

3

Наша Республика.

2

Обучающийся знает:

- название нашей Республики;

- столицу Республики;

-достопримечательности и города Республики.

4

Природа родного

края.

6

Обучающийся знает:

- чем занимается население страны

(хозяйство);

-природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- промышленное значение воды;

- приводит примеры охраны водных

ресурсов (по рисункам);

- погодные явления характерные для своей местности.

5

Живая природа

10

Обучающийся знает:

-что общего и в чем различие неживой и живой природы;

-различие между деревьями, кустарниками, цветами, травами;

-какие растения относятся к растениям сада, огорода, луга, леса;

 -называет животных леса, птиц, насекомых, рыб.

6

Экология.

Охрана природы.

2

Обучающийся знает:

- основные правила охраны природы и

необходимость бережного отношения к ней.

7

Человек.

Охрана здоровья.

5

Обучающийся знает:

-основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь;

- основы правильной осанки;

-различные виды заболеваний (болезни цивилизации);

-имеет представление о вредном влиянии никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека;

- соблюдает правила личной гигиены.

8

Труд на пришкольном

участке и в школе.

2

Обучающийся знает:

- значение растений в жизни человека;

-элементарные правила ухода за растениями (полив, прополка);

-соблюдает санитарно – гигиенические требования в процессе

ухода за растениями.

9

Резерв учебного времени.

1

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Коли-

чество часов

Земля — планета солнечной системы (2 ч)

1

 

Небесные тела. Солнце — раскалённое небесное тело (звезда).

Солнце — источник тепла и света на земле.

 

2

 

Планеты солнечной системы.

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

 

Сезонные изменения в природе (4 ч)

3

 

Погода. Явления природы.

 

4

 

Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных.

 

5

 

Смена времён года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года.

 

6

 

Признаки осени.

Человек и природа осенью.

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

 

Наша Республика (2 ч)

7

 

Донецкая Народная Республика (расположение на географической карте).

 

8

 

Донецк – столица Республики.

 

Природа родного края (6 ч)

9

 

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

Неживая природа.

 

10

 

Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная; плодородная, неплодородная.

 

11

 

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль.

 

12

 

Вода в природе, реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лёд.

 

13

 

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер –

 движение воздуха.

 

14

 

Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Экскурсия в лес.

 

Живая природа (10 ч)

15

 

Лес. Растения, грибы леса.

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.

Кустарнички: брусника, черника.

 

 

16

 

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.

Грибы: съедобные и несъедобные.

 

17

 

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.).

Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

 

18

 

Сад. Огород. Поле.

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

 

19

 

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь,

свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зелёные культуры

 (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).  

 

20

 

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.

 

21

 

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты,

мыши).

 

22

 

Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь,

хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

 

23

 

Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

 

24

 

Водоемы.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Экскурсия в лес (парк), сад.

 

Экология.  Охрана природы ( 2 ч)

25

 

Что такое экология?

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу».

 

26

 

Экологические катастрофы.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

 

Человек. Охрана здоровья (5 ч)

27

 

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

 

28

 

Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом.

Соблюдение гигиены.

 

29

 

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.

 

30

 

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных,

простудных, инфекционных).

Болезни цивилизации (желудочно кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.

 

31

 

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

 

Труд на пришкольном участке и в школе (2 ч)

32

 

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

 

33

 

Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.

Экскурсия «Весенние изменения в природе».

 

34

 

Резерв учебного времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Сборник 1. М.: Гуманитарное

издательство центр «Владос», 2000.

2. Программы для 5-10 классов специальных общеобразовательных учебных заведений для умственно отсталых детей

– Киев, 2010.

3. Романов И.В., Петросова Р.А.. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 5

класс. Издание «Дрофа» 2014г. Гриф МО РФ.

Электронные образовательные ресурсы:

1. http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал

2. http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний

3. http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей

4. http://pptcloud.ru/ - Презентации по природоведению для начальной школы

5. http://konspekteka.ru/prirodovedenie/ - Учебно-методические материалы и разработки по природоведению


 

Управление образования Администрации города

Управление образования Администрации города

Пояснительная записка Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с

Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей

Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей

Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение

Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Труд на пришкольном участке и в школе

Труд на пришкольном участке и в школе

Температура воздуха, Знакомство с термометрами

Температура воздуха, Знакомство с термометрами

Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др

Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020