Управление образования Администрации города Шахтёрска Муниципальное образовательное учреждение
«Шахтёрская средняя школа №1»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей индивидуального обучения
Протокол
от « » 2020г. №1 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
« » 2020г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ «Шахтёрская средняя школа №1»
Т.П.Вакуленко
« » 2020 г. |
АДАПТИВНАЯ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
(модифицированная)
по индивидуальному учебному плану
обучающегося 5 - А класса
Полозюка Данила Александровича
на 2020-2021 учебный год
Автор-составитель:
Учитель Луц Оксана Николаевна
2020/2021 уч. год
Шахтёрск
Пояснительная записка
Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 07.08. 2020 года № 123 - НП, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «География: 5—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Красникова Т.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 64 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год, Рабочей адаптированной программой предмета и предназначена для учащихся 5-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1». Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Срок реализации программы – 1 год.
В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 5 классе на уроки природоведения по адаптированной программе отводится 1 ч в неделю, 34 учебные недели в 5 классе.
Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
В основу построения учебной программы положен экологический, фенологический и сезонный принципы. Обязательным является учет краеведческого принципа, который ориентирует учителя на то, что изучен любой темы должно быть связано с местными природными и производственными условиями.
Основными структурными компонентами содержания природоведения являются знания (представления и понятия) об окружающей среде, о живой и неживой природе, о связях и зависимостях в живой и неживой природе, умение определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Природоведение имеет много общего с географией, рисованием, трудовым обучением, в частности сельскохозяйственным делом, столярным делом, цветоводством, декоративным садоводством, русским языком, социально-бытовой ориентацией, что даёт возможность осуществлять межпредметные связи.
Цель курса природоведения – формировать у обучающихся знания о природе путём наблюдений отдельных объектов живой и неживой природы, представлений и элементарных понятий о конкретных объектах неживой и живой природы, осознание у обучающихся отношения к природе и обществу; создание условий для бережного отношения к окружающей среде.
Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей. Важнейшими среди них являются принципы:
- единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;
- доступности содержания обучения с учетом познавательных возможностей обучающихся;
- дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся;
- наглядности обучения при оптимальном сочетании словесных, наглядных и практических методов;
- стимулирования мотивации и позитивного отношения школьников к обучению;
- создание оптимальных условий для обеспечения учебного процесса в специальной школе.
Основными задачами преподавания природоведения являются:
1. Дать учащимся знания об основных компонентах неживой и живой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.
2. Сформировать у обучающихся целостное представление о живой и неживой природе, о месте человека в ней; раскрыть в доступной форме связь между природой и трудовой деятельностью человека.
3. Сформировать у школьников правильное понимание природных явлений (дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе) и отношение к ним.
4. Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны природы и рационального использования её ресурсов.
5. Формировать практические умения по выращиванию растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; уход за домашними животными.
6. Прививать воспитанникам навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека, предупреждению заболеваний.
Преподавание природоведения должно содействовать формированию у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать явления и предметы, выделять главные признаки, понимать и объяснять сезонные изменения и явления в природе, устанавливать простые причинно- следственные отношения и зависимости.
Усвоение обучающимися учебного материала достигается с помощью: наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей.
Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение. Во время практической деятельности обучающиеся приобщаются к поиску знаний, используя задания на сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей.
Во время экскурсий предметы и явления рассматриваются в природных условиях; осуществляется разнообразная воспитательная работа, прививается бережное отношение к природе, обращается внимание на рациональное использование природных богатств.
Расширение словарного запаса обучающихся о предметах и объектах природы происходит за счёт систематически проводимой словарной работы, помогает им правильно использовать слова и термины. В 5 классе природоведение - это новый учебный предмет. Он является обобщением знаний умственно отсталых школьников об окружающем мире,
полученных в младших классах. В то же время, это подготовка обучающихся к дальнейшему усвоению знаний по природоведению и географии.
В процессе изучения окружающего мира, природы у детей формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.
Пятиклассники учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания по природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.
Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы:
- «Земля – планета солнечной системы»,
- «Сезонные изменения в природе»,
- «Наша Республика»,
- «Природа родного края»,
- «Живая природа», -
- «Экология»,
- «Охрана природы»,
-«Человек», «Охрана здоровья»,
- «Труд на пришкольном участке и в школе».
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема/раздел |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
1 |
Земля — планета солнечной системы |
2 |
Обучающийся знает: - обобщённые и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства. |
2 |
Сезонные изменения в природе |
4 |
Обучающийся знает: - времена года; - признаки времён года. |
3 |
Наша Республика. |
2 |
Обучающийся знает: - название нашей Республики; - столицу Республики; -достопримечательности и города Республики. |
4 |
Природа родного края. |
6 |
Обучающийся знает: - чем занимается население страны (хозяйство); -природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); - промышленное значение воды; - приводит примеры охраны водных ресурсов (по рисункам); - погодные явления характерные для своей местности. |
5 |
Живая природа |
10 |
Обучающийся знает: -что общего и в чем различие неживой и живой природы; -различие между деревьями, кустарниками, цветами, травами; -какие растения относятся к растениям сада, огорода, луга, леса; -называет животных леса, птиц, насекомых, рыб. |
6 |
Экология. Охрана природы. |
2 |
Обучающийся знает: - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. |
7 |
Человек. Охрана здоровья. |
5 |
Обучающийся знает: -основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь; - основы правильной осанки; -различные виды заболеваний (болезни цивилизации); -имеет представление о вредном влиянии никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека; - соблюдает правила личной гигиены. |
8 |
Труд на пришкольном участке и в школе. |
2 |
Обучающийся знает: - значение растений в жизни человека; -элементарные правила ухода за растениями (полив, прополка); -соблюдает санитарно – гигиенические требования в процессе ухода за растениями. |
9 |
Резерв учебного времени. |
1 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание (тема урока) |
Коли- чество часов |
Земля — планета солнечной системы (2 ч) |
|||
1 |
|
Небесные тела. Солнце — раскалённое небесное тело (звезда). Солнце — источник тепла и света на земле. |
|
2 |
|
Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос. |
|
Сезонные изменения в природе (4 ч) |
|||
3 |
|
Погода. Явления природы. |
|
4 |
|
Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. |
|
5 |
|
Смена времён года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. |
|
6 |
|
Признаки осени. Человек и природа осенью. Экскурсия «Осенние изменения в природе». |
|
Наша Республика (2 ч) |
|||
7 |
|
Донецкая Народная Республика (расположение на географической карте). |
|
8 |
|
Донецк – столица Республики. |
|
Природа родного края (6 ч) |
|||
9 |
|
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Неживая природа. |
|
10 |
|
Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная; плодородная, неплодородная. |
|
11 |
|
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. |
|
12 |
|
Вода в природе, реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лёд. |
|
13 |
|
Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. |
|
14 |
|
Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. Экскурсия в лес. |
|
Живая природа (10 ч) |
|||
15 |
|
Лес. Растения, грибы леса. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.
|
|
16 |
|
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др. Грибы: съедобные и несъедобные. |
|
17 |
|
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). |
|
18 |
|
Сад. Огород. Поле. Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). |
|
19 |
|
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зелёные культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). |
|
20 |
|
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.). Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. |
|
21 |
|
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). |
|
22 |
|
Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). Использование лугов как пастбищ и для сенокосов. |
|
23 |
|
Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. |
|
24 |
|
Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др. Экскурсия в лес (парк), сад. |
|
Экология. Охрана природы ( 2 ч) |
|||
25 |
|
Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». |
|
26 |
|
Экологические катастрофы. Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе. |
|
Человек. Охрана здоровья (5 ч) |
|||
27 |
|
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. |
|
28 |
|
Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. |
|
29 |
|
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. |
|
30 |
|
Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации (желудочно кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики. |
|
31 |
|
Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья. |
|
Труд на пришкольном участке и в школе (2 ч) |
|||
32 |
|
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. |
|
33 |
|
Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений. Экскурсия «Весенние изменения в природе». |
|
34 |
|
Резерв учебного времени |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Сборник 1. М.: Гуманитарное
издательство центр «Владос», 2000.
2. Программы для 5-10 классов специальных общеобразовательных учебных заведений для умственно отсталых детей
– Киев, 2010.
3. Романов И.В., Петросова Р.А.. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 5
класс. Издание «Дрофа» 2014г. Гриф МО РФ.
Электронные образовательные ресурсы:
1. http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал
2. http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний
3. http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей
4. http://pptcloud.ru/ - Презентации по природоведению для начальной школы
5. http://konspekteka.ru/prirodovedenie/ - Учебно-методические материалы и разработки по природоведению
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.