Рабочая программа по географии, 7 класс, индивидуальное обучение

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЛУО.docx

Управление образования Администрации города Шахтёрска Муниципальное образовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа №1»

 

 

РАССМОТРЕНО

 

на заседании методического объединения учителей индивидуального обучения

 

Протокол

 

от «   »             2020г. №1

        СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

 

                 

 

 

«       »                 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор МОУ «Шахтёрская средняя школа №1»

 

                    Т.П.Вакуленко

 

 

«   »                   2020 г.

 

 

 

 

АДАПТИВНАЯ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

(модифицированная)

по индивидуальному учебному плану

обучающегося 5 - А класса

Полозюка Данила Александровича

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

Автор-составитель:

 

Учитель Луц Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

 

Шахтёрск

 

 

Пояснительная записка

Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 07.08. 2020 года № 123 - НП, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «География: 5—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Красникова Т.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 64 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год, Рабочей адаптированной программой  предмета  и  предназначена для учащихся 5-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1». Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Срок реализации программы – 1 год.

В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 5 классе на уроки природоведения по адаптированной программе отводится  1 ч в неделю, 34 учебные недели в 5 классе.

Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

В основу построения учебной программы положен экологический, фенологический и сезонный принципы. Обязательным является учет краеведческого принципа, который ориентирует учителя на то, что изучен любой темы должно быть связано с местными природными и производственными условиями.

Основными структурными компонентами содержания природоведения являются знания (представления и понятия) об окружающей среде, о живой и неживой природе, о связях и зависимостях в живой и неживой природе, умение определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Природоведение имеет много общего с географией, рисованием, трудовым обучением, в частности сельскохозяйственным делом, столярным делом, цветоводством, декоративным садоводством, русским языком, социально-бытовой ориентацией, что даёт возможность осуществлять межпредметные связи.

Цель курса природоведения – формировать у обучающихся знания о природе путём наблюдений отдельных объектов живой и неживой природы, представлений и элементарных понятий о конкретных объектах неживой и живой природы, осознание у обучающихся отношения к природе и обществу; создание условий для бережного отношения к окружающей среде.

Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей. Важнейшими среди них являются принципы:

-           единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;

-           доступности содержания обучения с учетом познавательных возможностей обучающихся;

-           дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся;

-           наглядности обучения при оптимальном сочетании словесных, наглядных и практических методов;

-           стимулирования       мотивации     и          позитивного  отношения     школьников   к обучению;

-           создание         оптимальных условий         для      обеспечения  учебного        процесса        в специальной школе.

Основными задачами преподавания природоведения являются:

1.         Дать учащимся знания об основных компонентах неживой и живой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.

2.         Сформировать у обучающихся целостное представление о живой и неживой природе, о месте человека в ней; раскрыть в доступной форме связь между природой и трудовой деятельностью человека.

3.         Сформировать у школьников правильное понимание природных явлений (дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе) и отношение к ним.

4.         Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны природы и рационального использования её ресурсов.

5.         Формировать практические умения по выращиванию растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; уход за домашними животными.

6.         Прививать воспитанникам навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека, предупреждению заболеваний.

Преподавание природоведения должно содействовать формированию у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать явления и предметы, выделять главные признаки, понимать и объяснять сезонные изменения и явления в природе, устанавливать простые причинно- следственные отношения и зависимости.

Усвоение обучающимися учебного материала достигается с помощью: наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей.

Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение. Во время практической деятельности обучающиеся приобщаются к поиску знаний, используя задания на сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей.

Во время экскурсий предметы и явления рассматриваются в природных условиях; осуществляется разнообразная воспитательная работа, прививается бережное отношение к природе, обращается внимание на рациональное использование природных богатств.

Расширение словарного запаса обучающихся о предметах и объектах природы происходит за счёт систематически проводимой словарной работы, помогает им правильно использовать слова и термины. В 5 классе природоведение - это новый учебный предмет. Он является обобщением знаний умственно отсталых школьников об окружающем мире,

полученных в младших классах. В то же время, это подготовка обучающихся к дальнейшему усвоению знаний по природоведению и географии.

В процессе изучения окружающего мира, природы у детей формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.

Пятиклассники учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.

Знания по природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы:

- «Земля – планета солнечной системы»,

- «Сезонные изменения в природе»,

- «Наша Республика»,

- «Природа родного края»,

- «Живая природа», -

- «Экология»,

- «Охрана природы»,

-«Человек»,  «Охрана здоровья»,

- «Труд на пришкольном участке и в школе».

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Характеристика видов деятельности обучающихся

1

Земля — планета

солнечной системы

2

Обучающийся знает:

- обобщённые и конкретные названия

предметов и явлений природы, их основные свойства.

2

Сезонные изменения в

природе

4

Обучающийся знает:

- времена года;

- признаки времён года.

3

Наша Республика.

2

Обучающийся знает:

- название нашей Республики;

- столицу Республики;

-достопримечательности и города Республики.

4

Природа родного

края.

6

Обучающийся знает:

- чем занимается население страны

(хозяйство);

-природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- промышленное значение воды;

- приводит примеры охраны водных

ресурсов (по рисункам);

- погодные явления характерные для своей местности.

5

Живая природа

10

Обучающийся знает:

-что общего и в чем различие неживой и живой природы;

-различие между деревьями, кустарниками, цветами, травами;

-какие растения относятся к растениям сада, огорода, луга, леса;

 -называет животных леса, птиц, насекомых, рыб.

6

Экология.

Охрана природы.

2

Обучающийся знает:

- основные правила охраны природы и

необходимость бережного отношения к ней.

7

Человек.

Охрана здоровья.

5

Обучающийся знает:

-основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь;

- основы правильной осанки;

-различные виды заболеваний (болезни цивилизации);

-имеет представление о вредном влиянии никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека;

- соблюдает правила личной гигиены.

8

Труд на пришкольном

участке и в школе.

2

Обучающийся знает:

- значение растений в жизни человека;

-элементарные правила ухода за растениями (полив, прополка);

-соблюдает санитарно – гигиенические требования в процессе

ухода за растениями.

9

Резерв учебного времени.

1

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Коли-

чество часов

Земля — планета солнечной системы (2 ч)

1

 

Небесные тела. Солнце — раскалённое небесное тело (звезда).

Солнце — источник тепла и света на земле.

 

2

 

Планеты солнечной системы.

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

 

Сезонные изменения в природе (4 ч)

3

 

Погода. Явления природы.

 

4

 

Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных.

 

5

 

Смена времён года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года.

 

6

 

Признаки осени.

Человек и природа осенью.

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

 

Наша Республика (2 ч)

7

 

Донецкая Народная Республика (расположение на географической карте).

 

8

 

Донецк – столица Республики.

 

Природа родного края (6 ч)

9

 

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

Неживая природа.

 

10

 

Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная; плодородная, неплодородная.

 

11

 

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль.

 

12

 

Вода в природе, реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лёд.

 

13

 

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер –

 движение воздуха.

 

14

 

Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Экскурсия в лес.

 

Живая природа (10 ч)

15

 

Лес. Растения, грибы леса.

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.

Кустарнички: брусника, черника.

 

 

16

 

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.

Грибы: съедобные и несъедобные.

 

17

 

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.).

Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

 

18

 

Сад. Огород. Поле.

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

 

19

 

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь,

свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зелёные культуры

 (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).  

 

20

 

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.

 

21

 

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты,

мыши).

 

22

 

Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь,

хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

 

23

 

Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

 

24

 

Водоемы.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Экскурсия в лес (парк), сад.

 

Экология.  Охрана природы ( 2 ч)

25

 

Что такое экология?

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу».

 

26

 

Экологические катастрофы.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

 

Человек. Охрана здоровья (5 ч)

27

 

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

 

28

 

Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом.

Соблюдение гигиены.

 

29

 

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.

 

30

 

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных,

простудных, инфекционных).

Болезни цивилизации (желудочно кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.

 

31

 

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

 

Труд на пришкольном участке и в школе (2 ч)

32

 

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

 

33

 

Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.

Экскурсия «Весенние изменения в природе».

 

34

 

Резерв учебного времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Сборник 1. М.: Гуманитарное

издательство центр «Владос», 2000.

2. Программы для 5-10 классов специальных общеобразовательных учебных заведений для умственно отсталых детей

– Киев, 2010.

3. Романов И.В., Петросова Р.А.. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 5

класс. Издание «Дрофа» 2014г. Гриф МО РФ.

Электронные образовательные ресурсы:

1. http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал

2. http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний

3. http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей

4. http://pptcloud.ru/ - Презентации по природоведению для начальной школы

5. http://konspekteka.ru/prirodovedenie/ - Учебно-методические материалы и разработки по природоведению